Конспект урока по коррекции дисграфии
план-конспект урока по теме

Реченкова Наталья Анатольевна

План-конспект урока по коррекции дисграфии (на почве нарушений языкового анализа и синтеза "Уточнение формирования предложно- падежных конструкций в речи и письме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_predlogi_office_word.docx851.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по коррекции дисграфии, связанной с  нарушением языкового анализа и синтеза

Уточнение формирования предложно-падежных конструкций в речи и письме

Грамматическая тема: Формирование представления о предлоге, как об отдельном слове.

Лексическая тема: «Транспорт».

Коррекционная тема: Преодоление недостатков  формирования  лексико – грамматического строя в употреблении предлогов  и предложно – падежных конструкций.

Цели и задачи урока:

1.Закрепление правильного употребления предлогов, их написания и значения.

2.Диференциация предлогов между собой.

3.Развитие зрительно-пространственного  восприятия и представлений

(при употреблении предложно-падежных конструкций).

4.Закрепление семантического (пространственного) значения предлогов.

5.Формирование представления о предлоге, как об отдельном слове.

6.Практическое усвоение правила о раздельном написании предлогов со словами.

7.Закрепление навыка составления схемы предложения и работа над грамматическим оформлением предложения.

8.Развитие логического мышления.

9. Совершенствование и активизирование словарного запаса.

 Оборудование:

Наглядные пособия: карточки с предлогами: в, из, на, за, под, с, у; схемы этих же предлогов; мяч; иллюстрации на мониторе.

Раздаточный материал: контуры листа, маленькие графические схемы предлогов, карточки с цифрами, сюжетные картинки, схемы предложений рабочие тетради, ручки, карандаши, карточки с заданием.

 

Ход урока

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность учащихся

I

Организация начала урока.

(дети передают по очереди мяч и называют слова)

Буду маме помогать,

Буду всюду убирать.

И под шкафом,

И за шкафом

И в шкафу

И на шкафу,

Не люблю я пыли, фу!

II

1.Сообщение темы.

- Какие маленькие слова вы произнесли?

- Как они называются, одним словом?

 - Что такое предлог?

- Давайте поможем друг другу запомнить эти  маленькие  слова – предлоги.

2. Повторение предлогов  по  схемам

   ( на доске расположены схемы – предлогов, дети называют их).

3. Зрительно -  пространственная ориентировка.

– Сейчас  вспомним значение некоторых вам предлогов.  В этом нам поможет стихотворение.

(ученикам  раздаётся схема – куст и  маленькие графические схемы предлогов).

– Я буду рассказывать, а вы найдите  правильно место для  каждого предлога.

(Логопед  рассказывает стихотворение,  дети по ходу  рассказа  раскладывают   графическое   изображение   предлогов    относительно  схемы -  куста).

У куста росла ромашка

Под кустом ползла букашка

На кусте сидит пташка

За кустом лежит бумажка.

- Какие предлоги прозвучали в этом стихотворении?

– Проверим на мониторе, правильно  ли вы разложили.  (слайд №1)

Под, за, в, на.

Предлоги.

- Предлог – это маленькое  важное слово.

- у, под, на, за.

III

1.Формирование представления о предлоге, как об отдельном слове.

         а) перевод графических схем в словесные:

         (поставить на место схем карточки с предлогами и сказать, какие значения  имеют эти предлоги);

           б) работа над семантикой:

– Ребята, нужно  выйти к доске, взять нужный  предлог,  рассказать  о его значении  и подставить к схеме.

-Поэтому мы можем сделать вывод и  у предлогов,  как других  слов,  есть своё значение,  поэтому они  маленькие,  но всё - таки слова.

2.Работа на уровне текста

          (работа на карточках).

 – Прочитайте текст, вставляя  пропущенные  и подходящие  по  смыслу слова – предлоги.

                   Светофор.

      Мы идём _____ переход. 

   ____ светофоре зажёгся красный цвет.

Мы  остановились _____ перехода. 

Все смотрели _____ светофор.

Скоро ___ светофоре  что  - то зажужжало. Зажёгся зеленый цвет.

Он разрешил нам перейти дорогу.

(проверка в правильности  выполнении задания;  ученики по очереди читают  предложения  и  называют вставленное слово – предлог).

– Скажите, а как эти  маленькие слова будем писать с другими  словами?

3.Работа в тетрадях.

Задание: самостоятельно выбрать предложение, составить  схему,  записать её и предложение  в тетрадь.

(по одному выходят и выполняют  задание) Предлог «У» - означает  «рядом»; «На» - означает  «сверху»;  «Под» - означает  «снизу»; «В» - (имеет 2 значения  - входить куда – то;  находиться в чём – то); «За» означает «позади»;« С» - означает  «скатился,  сошёл  с чего то»;  «Из» - означает «откуда»

Предлоги стоят в предложении отдельно от других слов.

IV

1.Физминутка.

 Мы устали, засиделись,                            (одна рука вверх,

 Нам размяться захотелось.                          другая вниз,

Отложили мы тетрадки,                              рывками меняем руки).

Приступили мы к зарядке. 

То на двери посмотрели                             (повороты корпусом).

То в окошко поглядели

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

 

Приседанье начинаем,                                   (приседают)

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

И в последний раз присели,

А теперь за парты сели.                                (садятся за парты)

2. Игра «Передай  другому».

(напечатанные предложения на отдельных полосках бумаги  лежат в волшебной коробочке.  Её  передают  друг  другу по очереди)

 -Прочитайте предложение и назовите предлог.

        Высоко___ небе летел вертолёт.

        Грузовик стоит____ магазина.

       Друг ___ другом мчатся автомобили.

       Машина выехала ___ гаража.

3.Запись словосочетаний.

        Троллейбус остановился на мосту.

       Автобус  уехал с остановки.

       Туристы стоят за самолётом.

       Люди спускаются в метро.

       Из гаража выехал автомобиль.

– Как Вы написали предлог?

– Какие средства передвижения были  названы в этих предложениях?

( на мониторе появляются картинки. (слайд №2)

– Как их можно назвать, одним словом?

4.Работа с сигнальными карточками.

( Определить на каком по счёту месте в предложении стоит предлог).

 –  Ребята,   я  хочу  прочесть  вам  ещё  несколько   предложений, где говорится  о  транспорте.  Послушайте  и  определите,   на каком месте по счёту в предложении предлог. Покажите цифрой.

 Поезд вышел из туннеля. Водитель остановил фургон в гараже. В электричке сидели пассажиры. Красивый,  красный  трамвай остановился у светофора.  Грузовик с грузом  приехал на стройку. У причала стоял теплоход.

– Названия, какого транспорта  мы услышали?  (на мониторе картинки транспорта) (слайд №3)

-Сегодня, я вам  много зачитывала предложений о транспорте, а теперь вы по картинкам составьте предложения с   использованием  предлогов.

дети по картинкам составляют предложения     (устно).

в

у

за

из

– отдельно.

– троллейбус, автобус,  самолёт, метро, автомобиль.

– транспорт.

V

Подведение итогов

- Что такое предлог?

- Как пишется предлог в предложении с другими словами?

- Вот ещё, что можно сказать о предлоге:

 «Пусть заметно нас едва –  мы отдельные слова

Оценка деятельности, организация окончания урока.

- Вы сегодня все хорошо работали. Молодцы!

-Что вам понравилось на уроке, а что не понравилось?

 

 

 


I____ _____Δ____ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания.

Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида на тему: Дифференциация звуков [Д] – [Т] в словах.....

Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида Тема: Дифференциация звуков [Б] – [П].

Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида Тема: Дифференциация звуков [Б] – [П]...

Конспект урока на коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза (2 класс)

Логопедическая тема: Развитие слогового анализа и синтезаЛексическая тема: ВеснаЦель: Развитие функций языкового анализа и синтеза на уровне слов.Задачи:- развитие фонематического слуха;- развитие слу...