рабочая программа 7 класс
рабочая программа по теме

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и речи в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_programma_7kl.doc168 КБ

Предварительный просмотр:

 Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида №1»

РАССМОТРЕНО                     СОГЛАСОВАНО                  УТВЕРЖДАЮ

                                       На заседании МО                      Зам.директора по УВР              Директор

                                        Протокол N ___                      _________Зотова Т.И.                     ______Сиприкова С.А.      

                                        От «___»______2013 г.        «___»________2013 г.               «___»_______2013 г.

Рабочая программа

Чухачевой Тамары Васильевны ,

учителя-дефектолога высшей  квалификационной  категории

                                                                          2013- 2014  учебный год

                        Класс  7-а,7-б,5-б

                        Количество обучающихся 3

Содержание

1. Список обучающихся

2. Пояснительная записка

3. Программно-методическое обеспечение

4. Календарно-тематическое планирование индивидуальной реабилитации

Пояснительная записка

Рабочая программа  индивидуальных занятий по слухоречевой реабилитации  обучающихся с нарушением слуха составлена в соответствии с Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида, М., Просвещение, 2005 г.

   Обучение осуществляется с использованием специальной звукоусиливающей аппаратуры Верботон Г-20,  индивидуального слухового аппарата  с учетом индивидуальных слухоречевых особенностей обучающихся и направлено на  развитие  слухоречевого и общего развития неслышащих детей.

Задачи:

  • Развитие слухового восприятия обучающихся с нарушением слуха;
  • Формирование  и коррекция  произносительных навыков;
  • Формирование и коррекция  устной  речи обучающихся  в соответствии с программными требованиями на основе развивающегося слухового восприятия с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
  • Активизация мыслительной деятельности неслышащих  обучающихся в   процессе работы над развитием слухового восприятия и устной речи;
  • Развитие и совершенствование коммуникативных навыков
  • Терапия функциональных проблем, выявленных на этапе функциональной диагностики

Занятия проводятся  из расчета 3 часа в неделю на каждого обучающегося.

                                               

                                                        Учет в индивидуальной реабилитации

  • Заключения невролога и психиатра;
  • Рекомендаций педагога-психолога.
  • Данных аудиологического обследования;
  • Данных функциональной диагностики и рекомендаций специалиста;

Развитие слухового восприятия.

Работа по развитию слухового восприятия предусматривает формирование у детей речевого поведения на основе активного использования развивающегося слухового и слухо-зрительного восприятия устной речи при постоянном применении звукоусиливающей аппаратуры и индивидуальных слуховых аппаратов. Активное речевое поведение проявляется в умении вступать в контакт со слышащими людьми. Для этого формируется слухо-зрительное восприятие.

           Основу формирования слухового восприятия составляют умения  неслышащего учащегося воспринимать определенный речевой материал на слух и слухо-зрительно, воспроизводить его, действовать адекватно воспринятому.

На индивидуальных  реабилитационных занятиях в I- V классе   основным способом восприятия речевого материала является слуховой. Слухо-зрительное восприятие используется как вспомогательное средство. Начиная с VI класса предусматривается тренировка учащихся в слухо-зрительном восприятии устной речи с последующим опознаванием речевого материала на слух.

           Специальная работа по развитию слухового восприятия предусматривает обучение учащихся различать, опознавать и распознавать речевой материал: фразы, словосочетания, слова, слоги.

Формирование произносительной стороны речи.

           Задачи обучения глухих школьников произношению включают формирование и развитие внятной речи, что является залогом успешной коммуникации с окружающими.

           В процессе обучения реализуется аналитико-ситетический концентрический полисеснсорный метод. Большое значение придается выработке у учащихся соответствующих слуховых дифференцировок. В обучении применяется  звукоусиливающий аппарат Верботон  Г 20 и специальные компьютерные программы.

    Работа включает в себя:

  • Развитие речевого дыхания для формирования правильного навыка пользования речевым дыханием при произнесении слов,  предложений.,  фраз;
  • Работа над голосом для формирования навыка пользоваться  голосом нормальной высоты, тембра;
  • Работа над звуками и их сочетаниями для развития правильного воспроизведения звукового состава слова.

Задачи

индивидуальной  слухоречевой реабилитации

 обучающихся 7 класса.

  • Научить ребенка различать и опознавать на слух простые предложения; предложения с однородными членами, словосочетания;
  • Развивать навыки правильно  использовать речевое дыхание, слитно воспроизводить словосочетания, слова, фразы;
  • Научить различать на слух и воспроизводить элементы ритмико-интонационной структуры  речи;
  • Формировать навыки произношения звуков в словах, словосочетаниях и фразах;
  • Совершенствовать произношение согласно правилам орфоэпии;
  • Научить передавать в речи различные оттенки высказывания.

                                                                Виды слухо-речевой деятельности,

используемые в ходе индивидуальной    реабилитации.

1. Вводная беседа по содержанию темы  (спонтанная беседа – в соответствии со слухоречевыми возможностями

   обучающегося)

2. Лексическая  работа..

3. Ответы на вопросы по содержанию темы.

4. Составление предложений (с опорой на вопросы и иллюстрации, по вопросной  схеме)

5. Составление диалога и работа с ним (пересказ с опорой на иллюстративный материал и без опоры)

6. Выполнение грамматических упражнений  на пройденном материале.

7. Слуховой диктант.                                                                    

Основные требования к умениям обучающихся.

Учащиеся к концу 7 класса должны уметь:

  1. Воспринимать на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них ( считывать с губ) речевой материал согласно программным требованиям;
  2. Воспринимать программный речевой материал  без ИСА (на голое ухо) в соответствии с индивидуальными слуховыми возможностями;
  3. Соблюдать орфоэпические нормы произнесения согласно  программным требованиям.
  4. Соблюдать ударения в двух-трехсложных словах.
  5. Воспроизводить слова в нормальном темпе, голосом нормальной высоты и тембра (при условии овладения голосовыми модуляциями)
  6. Воспроизводить фразы слитно в нормальном темпе.

Программно – методическое обеспечение реабилитационного процесса.

1. Программа специальных коррекционных общеобразовательных учреждений 1 вида Москва  «Просвещение», 2005 г.

2.Ф.Ф.Рау, Н.Ф.Слезина  «Произношение»  1 класс. Москва «Просвещение», 1988 г.

3. А.Н. Пфафенродт, М.Е.Кочанова «Произношение» 1 кл. Москва « Просвещение», 2006 г.

4. И.З.Трубачёва,  Е.Д. Дейнега «Чтение» 1 кл.  Москва  «Просвещение»,  1991 г.

5. Т.С.Зыкова, З.Г. Кац. «Развитие речи» 8 кл. Москва «Просвещение», 2006 г.

6. Е.П.Кузьмичёва, И.Ф.Федосова «Развитие слухового восприятия». Москва,  «Просвещение», 1992 г.

7. «Русский язык для детей» в 2-х книгах. Институт фонетики филос. факультета  университета г. Загреб (Хорватия)

8. Лобзякова М.И. «Учимся правильно и четко говорить» в 2-х книгах Москва «Вентана-Граф», 2003 г.

9. Лебедева И.Л. «Трудный звук, ты наш друг» в 5-х книгах Москва « Вентана-Граф», 2003 г.

10. А.И.Богомолова « Нарушение произношения у детей» Москва «Просвещение», 1971 г.

11. Назарова Л.П. «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха» Москва «Владос»,  2001 г.

12. Рау Ф.А. «Методика обучения произношению» Москва  «Просвещение», 1976 г.

13. Филичева Т.Б. «Основы логопедии» Москва «Просвещение», 1989 г.

14. Рау Ф.Ф. «Устная речь глухих» Москва «Педагогика»,1973 г.

15. Кузнецова Е.П. «Развитие устной речи  у глухих школьников». Москва  «Издательство НЦ ЭНАС»,

      2003 г.

Календарно-тематическое планирование

индивидуальной реабилитации 7 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Сроки изучения темы

Программный лексический материал (слова, фразы)

1.

Педагогическое обследование состояния слуха и речи обучающихся

3 час

2.09-7.09

Диагностический материал:

Тест Э. Леонгард (50 сбалансированных  слов)

2.

Тема. «Здоровье. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.»

9 час.

9.09-20.09

1.Не вступайте в разговор с незнакомцем.

2. Не задерживайся по дороге из школы  домой.

3. Не садись в автомобиль без разрешения родителей.

4. Не заходи в подъезд или лифт, когда там находится незнакомый человек.

5.Не играй на улице с наступлением темноты

Словарь: чрезвычайная ситуация, наводнение, паводок, подтопление, ограбление, самооборона, опасные ситуации, пожар, преступники, преступление

2.1.

Вводная беседа, лексическая работа с опорой на иллюстративный материал

2час

2.2.

Предъявление фраз, работа над восприятием и пониманием лексического материала

2 час.

2.3.

Составление предложений с опорой на иллюстративный материал.

2 час

2.4.

Составление краткого текста, работа с деформированным текстом

2 час

2.5.

Слуховой диктант.

1 час

3.

Тема.  « Учебная деятельность.»

«Мой класс.»

12час.

23.09-19.10

В каком классе ты учишься? Как зовут учителя? Как зовут воспитателя? Как зовут других учителей? Сколько человек в твоем классе? Сколько девочек? Сколько мальчиков? Как ты учишься?

Я окончу школу в … году.

Кто преподает алгебру(геометрию, физику, русский язык, …)?

Какой предмет тебе нравится больше всего?

Ты в этом году будешь сдавать экзамены?

Расскажи, как прошел у тебя сегодняшний учебный день?

Словарь: парта, доска, шкаф, стол, стул, окно, пол, занятие, знания, знать, задавать вопросы, любимый предмет

3.1.

Вводная беседа, лексическая работа с опорой на иллюстративный материал

2час

3.2

Предъявление фраз слухозрительно и на слух, работа над восприятием и пониманием лексического материала

3час

3.3

Составление диалога с опорой на иллюстративный материал.

3час

3.4

3.5

Пересказ.

Грамматические упражнения

1час

2час

3.6

Слуховой диктант.

1час

4.

 Тема «Сезонные изменения в природе. Осень.»

8 час.

21.10-2.11

Какое сегодня число? Какой сегодня день недели? Какое время года? Назови осенние (зимние) месяцы? Какая погода осенью? Какое настроение осенью? Зимой?

Словарь: небо серое, холодно. тепло, сентябрь, октябрь, ноябрь, идет дождь, дует ветер, листопад, желтые и красные листья, сегодня, было вчера, будет завтра, снег, лёд, вьюга, мороз.

ОСЕНЬ.СЕНТЯБРЬ

Сентябрь — первый осенний месяц. Травы на лугах и в полях желтеют, высыхают. Дни становятся короче, солнце уже не поднимается в небе так высоко, как летом. Листья на деревьях желтеют. Первыми меняют цвет листья берез и лип. В сентябре часто идут дожди, но не теплые летние, а холодные, мелкие, моросящие. В конце месяца бывают заморозки.

Лужи покрываются тонкой корочкой льда, на траву и кусты ложится иней. После первых заморозков жизнь насекомых замирает. Собираются в стаи, готовятся к отлету в теплые края перелетные птицы. Готовятся встретить суровую зиму звери, они строят норы, делают запасы.

В сентябре люди ходят в лес за грибами и ягодами.

С полей и огородов убирают урожай. На полях сеют озимые хлеба — рожь и пшеницу. Первого сентября дети идут в школу с букетами цветов — начинается учебный год.

4.1

 Вводная беседа, лексическая работа с опорой на иллюстративный материал

1 час

4.2

 Ответы на вопросы по содержанию темы.

1 час

4.3

 Составление предложений (с опорой на вопросы и иллюстрации, по схеме).

1 час

4.4

Составление диалога.

1час

4.5

  Выполнение грамматических упражнений

2 часа

4.6

 Слуховой диктант.

1 час

5.

Тема « Сегодня в мире»

9час.

5.11-16.11

5.1

 Вводная беседа, лексическая работа с опорой на иллюстративный материал

1 час

Какие газеты (журналы) ты читаешь?

Откуда узнаешь о событиях в мире, стране, крае, городе?

Какие телепередачи ты смотришь?

Какой телевизионный канал ты смотришь чаще всего?

Какие события в мире тебя интересуют?

Какие последние события в мире (стране, крае) тебя взволновали больше всего?

Словарь: газета, журнал, интернет, Спортивные соревнования, политические новости, позновательные программы, последние события в мире, слежу с интересом …,  обсуждение новостей, нарушение прав человека

5.2

 Ответы на вопросы по содержанию темы.

1 час

5.3

 Составление предложений (с опорой на вопросы и иллюстрации, по схеме).

1 час

5.4

Составление диалога и работа с ним

2 часа

5.5

 Выполнение грамматических упражнений.

2 часа

5.6

Пересказ

1 час

5.7

  Слуховой диктант.

1 час

6.

Тема«Здоровый образ жизни.»

9час.

18.11-30.11

6.1

Вводная беседа, лексическая работа с опорой на иллюстративный материал

1 час

Как ты понимаешь выражение «Здоровый образ жизни»?

Ты ведешь здоровый образ жизни?

У тебя есть режим дня?

Ты занимаешься спортом? Каким видом спорта ты увлекаешься?

Какие спортивные секции ты посещаешь?

Сколько раз в неделю ты занимаешься в спортивной секции?

Как зовут твоего тренера?

Назови вредные привычки

У тебя есть вредные привычки?

Словарь: не вредить здоровью, веду здоровый образ жизни, заниматься спортом, гимнастика, зарядка, обтирание, (обливание) холодной водой, одеваться по сезону, спортивные секции, участие в соревнованиях, поддерживать спортивную команду, занимать призовое место, диплом, грамота

6.2

 Ответы на вопросы по содержанию темы.

1 час

6.3

 Составление предложений (с опорой на вопросы и иллюстрации, по схеме).

1 час

6.4

 Работа с деформированным текстом.

1 час

6.5

Составление диалога и работа с ним

2 часа

6.6

Грамматические упражнения

2 часа

6.7

  Слуховой диктант.

1 час

7.

Тема « Вредные привычки.»

9 час.

2.12-14.12

7.1

Вводная беседа, лексическая работа с опорой на иллюстративный материал

1 час

Что такое вредные привычки?

Какие ты знаешь вредные привычки?

У тебя есть вредные привычки?

Мешают ли они тебе?

Собираешься ли ты бросать вредные привычки?

Алкоголизм и наркомания – распространеннфе вредные привычки.

Какие привычки ты считаешь полезными?

Ты участвуешь в школьных мероприятиях по формированию здорового образа жизни?

Словарь: не вредить здоровью, веду здоровый образ жизни, заниматься спортом, гимнастика, отражаться на здоровье, алкоголизм, наркомания, ломают жизнь человека, наказывают, отравляют жизнь окружающим, страдают близкие люди.

7.2

 Ответы на вопросы по содержанию темы.

1 час

7.3

7.4

 Составление предложений (с опорой на вопросы и иллюстрации, по схеме).

Составление диалога и работа с ним

1час

2 часа

7.5

Пересказ

1 час

7.5

Выполнение грамматических упражнений

2 часа

7.6

  Слуховой диктант.

1час

8.

Тема « Социально-  правовое воспитание Моя семья.»

9 час.

16.12-28.12

8.1

Вводная беседа, лексическая работа с опорой на иллюстративный материал

1час

Назови имя, фамилию, отчество. Сколько тебе лет? Где ты живешь? Сколько человек в твоей семье? Как зовут маму? Как зовут папу? Как зовут сестру (брата)? Назови свой адрес?

Словарь: мама, папа, семья, брат, сестра, бабушка, дедушка, домашний адрес

8.2

 Словарная работа.

1час

8.3

 Ответы на вопросы по содержанию темы.

1час

8.4

 Восприятие материала  слухо-зрительно  и на слух.

1час

8.5

 Составление предложений (с опорой на вопросы и иллюстрации, по схеме).

1час

8.6

 Работа с деформированным текстом.

1час

8.7

 Выполнение грамматических упражнений.

1час

8.8

 Составление диалога.

1час

8.9

  Слуховой диктант.

1час

9.

Тема « Личная бухгалтерия.»

9 час.

9.1

Вводная беседа, лексическая работа с опорой на иллюстративный материал

1час

Что такое бухгалтерия?

Тебе дают деньги на расходы?

Ты просишь у родителей деньги на личные расходы?

Как ты тратишь деньги?

Что ты покупаешь ?

Что такое экономия?

Ты умеешь экономить деньги?

Ты знаешь, как планируют бюджет семьи твои родители?

9.2

 Словарная работа.

1час

Словарь: бухгалтерия, карманные деньги, расходы, планирование расходов, расходовать деньги экономно, расходы на продукты, одежду, посещение кино, театра, путешествие, семейный бюджет, зарплата родителей, оплата расходов, квартирная плата, коммунальные платежи, участие в семейном планировании

9.3

 Ответы на вопросы по содержанию темы.

1час

9.4

 Составление предложений (с опорой на вопросы и иллюстрации, по схеме).

1час

9.5

Выполнение грамматических упражнений.

2часа

9.6

Составление диалога и работа с ним

2час

 

9.7

  Слуховой диктант.

1час

10.

 Тема «Культура поведения в общественном месте.»

9 час.

10.1

Вводная беседа, лексическая работа с опорой на иллюстративный материал

1 час

Назови диких животных. Назови домашних животных. Назови птиц. Что делают звери весной? Что делают птицы весной?

Словарь: птицы, звери, тепло, зеленеет травка, гнезда, бабочки, стрекозы. У медведя – медвежата, у лисы – лисята, у зайца – зайчата, у волка – волчата. Птицы вьют гнезда;  прилетели грачи.

10.3

 Ответы на вопросы по содержанию темы.

1 час

10.5

 Составление предложений (с опорой на вопросы и иллюстрации, по схеме).

1 час

10.6

 Работа с деформированным текстом.

1 час

10.7

 Выполнение грамматических упражнений.

2 часа

10.9

 Составление диалога и работа сним

2 часа

10.10

  Слуховой диктант.

1 час

11.

Тема « Ваши права»

12 час

11.1

Вводная беседа, лексическая работа с опорой на иллюстративный материал

2часа

Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор профессии, защиту от безработицы.

Каждый человек иметь право на отдых.

Каждый человек имеет право на образование.

Все люди рождены свободными и равными в своих правах.

Какие профессии ты знаешь?

У тебя есть мечта?

Чем ты увлекаешься?

Какие профессии тебя привлекают?

Какие черты характера нужны для профессии, которую ты выбрал?

Словарь: выбор будущей профессии, увлечение, мечта, я уже решил, чем буду заниматься, я еще не думал …, я до сих пор не знаю …, мне очень нравится …

11.2

 Ответы на вопросы по содержанию темы.

2часа

11.3

 Составление предложений (с опорой на вопросы и иллюстрации, по схеме).

2час

11.4

Составление диалога и работа с ним

2 часа

11.5

Пересказ

1 час

11.6

Грамматические упражнения

2 часа

11.7

  Слуховой диктант.

1час

12.

Итоговая диагностика.

      Педагогическое обследование состояния слуха.

      Проверка произносительных навыков.

      Диагностика состояния речи.

3 часа

Речевой материал, связанный с организацией занятий.

Здравствуй. До свидания. Аппарат работает?

Что ты будешь делать? Что ты делал?

Как настроение?  Как твои дела? Что у тебя нового?

Словарь: тетрадь, карандаш, бумага, кисточка, книга, пластилин, альбом, клей;

                возьми, попроси, дай, убери, открой, закрой;

                есть, нет, у меня (тебя) есть (нет);

                я, ты, у тебя, у меня, я буду, Таня будет.

Названия чисел: один … десять

Возьми два карандаша (три ручки), нарисуй, запиши.

Попроси пять ручек (..), возьми две ручки, возьми ещё пять ручек, раздай ребятам. Собери тетради.

Сколько? Сколько будет?

- Дай пластилин.                   Возьми одну книгу.

- Возьми.                               Возьми ещё три книги.

- Спасибо.                             Сколько стало книг?

                                              Запиши.

- У меня есть книга.

- А у меня нет книги.

- На.

- Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...