Рабочая программа дополнительного образования «Путешествие в страну сказок»
рабочая программа по теме

Рабочая программа  разработана  в рамках проекта «Сказочный океан» Долгушиной А.К , 2010 г.  ориентирована на учащихся  1-5 классов с ОВЗ 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Рассмотрено руководителем

МО учителей

_________/С.В. Евстратова/

Утверждено:

Директор школы __________

/С.В. Замятина/

Приказ № _____ от «___» ___2013 г.

Рабочая  программа

дополнительного образования

          «Путешествие в страну сказок»

 2013-2014 учебный год

Образовательная область

«Художественно – эстетическая направленность»

       

                                                         

Составила: Долгушина А.К.,

библиотекарь

                                                       

                                                   с. Горки

Лицензия А  № 0000447 от 24.05.2012 регистрационный № 1689  департамента образования

Ямало – Ненецкого автономного округа  

       Программа предназначена для работы с детьми ОВЗ  в коррекционной школе VIII вида.

Пояснительная записка

Рабочая программа  разработана  в рамках проекта «Сказочный океан» Долгушиной А.К , 2010 г. Рабочая программа  дополнительного образования ориентирована на учащихся  1-5 классов с ОВЗ и реализуется на основании следующих нормативно – правовых  документов:

1. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида». (А.А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др.) – 8 – у изд. – м.: Просвещение, 2013. – 176 с.

2. Закон РФ «Об образовании в Российской федерации» № 273 от 29 декабря 2012года,

3. Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065 – п. Письма МО РФ от 18.09. 2002 г. №29/2331- 6 «Об использовании Базисных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений РФ, утверждённых приказом Минобразования России от 10.04.02 №29/2065-п ОУ».

Цель программы:

  1. Формировать устойчивый  читательский интерес на основе привлечения  к активному чтению детей с интеллектуальным нарушением в развитии, не обладающих устойчивым интересом к книге.

Задачи программы:

  1. Развитие навыков осознанного чтения;
  2. Содействие коррекции и  развитию воображения, памяти, внимания, творческих способностей;
  3. Формирование у детей потребности в чтении через привлечение в массовых библиотечных мероприятиях;
  4. Воспитание нравственных качеств через библиотечные формы работы со сказкой.

Основные направления коррекционной работы

  1. Коррекция  памяти, внимания
  2. Развитие творческого воображения через чтение сказок
  3. Развитие аналитико-синтетической деятельности.
  4. Обогащение словарного запаса
  5. Коррекция и развитие связной устной речи, действенного мышления
  6. Формирование  интеллектуальных, организационных умений.

Методы и формы работы:

  1. библиотечные уроки
  2. викторины, конкурсы
  3. громкое  чтение и обсуждение
  4. инсценирование
  5. выполнение творческих заданий (поделки, рисунки и т.д.)
  6. литературные вечера
  7. тематические беседы
  8. рекомендательные беседы
  9. презентации

          Срок реализации данной программы 1 год. Определены темы мероприятий, вид деятельности, формы реализации, коррекционная работа, указано количество часов для проведения  каждого мероприятия.

Содержание программы:

          Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста  и  разработана с учётом психологических особенностей  детей. Разработка программы чтения вызвана необходимостью практически разрешить сложную проблему снижения  интереса детей  к  чтению. У  детей с интеллектуальным нарушением в развитии читательский интерес снижен из-за  таких особенностей, как слабая любознательность, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного, неумение выбрать книгу исходя из своих возможностей. В программе задействован  экономический  стимул. Участвуя  в программе,  дети зарабатывают «библионики»,  которые зачисляются на их личный счёт и учитываются при подведении итогов. Программа содержит интересный наглядный материал, который позволяет оценить уровень чтения детей. Программа имеет не только развлекательный характер, но и заставляет ребят внимательно и вдумчиво читать.

Организация работы по программе

          Всем участникам программы вручаются дневники путешественника, личные   сберегательные  книжки  и буклеты с заданиями.

В дневники путешественника  ребята записывают  прочитанные книги.

Каждая прочитанная сказка оценивается определённым количеством «библиоников». Количество «библиоников» заносится на личный сберегательный счёт. Каждый «библионик» имеет свой денежный номинал.

Буклеты с заданиями предполагают  не только чтение книг и разгадывание кроссвордов, но и посещение библиотеки, участие в конкурсах и библиотечных мероприятиях, выполнение творческих заданий.

 Игровые задания даются разного уровня сложности, чтобы любой ребёнок   мог заинтересоваться и справиться хотя бы с одним из них. Выполняя игровые задания, ребятам предлагается сделать свой выбор и определить самого интересного героя.

Итоги личных достижений по чтению подводятся по подсчёту «библиоников», на личном  сберегательном  счёте. Самые активные читатели поощряются  призами, дипломами, а их фамилии заносятся  в Книгу почёта «Суперчитатель».

Все участники программы получают сертификаты их личных достижений с указанием заработанных «библиоников».

                                             Направления  реализации программы:

  1. Маркетинговая деятельность.
  • Анкетирование с целью выявления уровня читательского интереса;
  • Организация работы по продвижению чтения и пропаганде лучших образцов литературных и авторских сказок, используя различные методы рекламы;
  • Промежуточный и итоговый мониторинг за динамикой чтения учащихся.
  • Организация работы с книжным фондом.
  • Раскрытие фонда сказок различными формами и методами;
  • Пополнение фонда путём проведения акции «Школьной библиотеке – хорошую книгу»;
  • Использование  ИКТ- технологий  в мероприятиях программы.

  1. Информационно- библиографическая работа.
  • Подготовка и выпуск библиографических пособий малых форм по разделам программы;
  • Создание банка данных по теме «Золотая полка сказок».
  • Разработка методических рекомендаций для педагогов, работающих в рамках программы.

  1. Массовая работа с читателями.
  • Презентация программы для её участников.
  • Организация книжных выставок.
  •  Проведение мероприятий по каждому разделу программы.
  • Информационная деятельность.

Формы педагогического  взаимодействия:

  • Работа с воспитателями: Организация чтения в свободное время, контроль за посещением библиотеки, помощь  детям в заполнении дневников  путешественника, помощь в подготовке библиотечных мероприятий.
  • Работа с классными руководителями: Помощь детям в заполнении дневников путешественника, оформление информации в классных уголках, контроль за посещением библиотеки детьми, проведение тематических классных часов.
  • Работа с педагогами дополнительного образования: Выполнение творческих заданий, поделок, рисунков через кружковую  деятельность.
  • Работа с администрацией школы: Оказание материальной помощи при реализации программы.
  • Работа с логопедом: Мониторинг результатов техники чтения и читательской деятельности.
  • Работа с родителями: Информирование родителей, привлечение к организации и участию в библиотечных мероприятиях.

 Формы отслеживания результативности работы по программе

  1. Анализ итогов  заполнения дневников путешественника
  2. Анализ итогов заполнения сберегательных книжек
  3. Анализ уровня посещаемости библиотеки
  4. Анализ мониторинга техники чтения
  5. Беседы с воспитателями и учителями литературного чтения    

Ожидаемые  результаты:

  1. Привлечение к чтению детей,  не обладающих устойчивым интересом к чтению.
  2. Совершенствование навыков чтения.
  3. Формирование понятия о чтении как о форме досуга.
  4. Пополнение книжного фонда новыми книгами-сказками.
  5. Создание банка данных сказок.

Литература:

1. Справочник школьного библиотекаря; Под ред.Ю.Н. Столярова.- М.: Школьная библиотека,2006.

2. Библиотечно-библиографическая классификация;- М.: Либерея - Бибинформ, 2008.

3. Путешествие в Читай-город: Сценарии мероприятий, библиотечные уроки. - Волгоград: Учитель, 2009.

4. Агапова И.А., Давыдова М.А. Занимательные литературные игры и викторины для детей -М., ООО «ИД  РИПОЛ классик»,Издательство «Дом.»21 век»,2007.

5. Загадки тридесятого царства. Сборник сказочных викторин. Волгоград: Учитель, 2013

6. Бесова М.А.  Познавательные игры от А до Я. Ярославль. Академия развития, 2004.

7. Кугач А.М. Познавательные игры, конкурсы и развлечения для школьников. Ярославль. Академия развития, 2007.

Тематическое планирование по программе

         

п/п

Название мероприятия

Форма

проведения

Коррекционная

работа

Ча

сы

Время

проведения

1.

«Сказки со всего света».

Книжная

выставка

Коррекция  

памяти, внимания

1

октябрь

2.

«Путешествие в

Страну сказок»

презентация

Коррекция  

памяти, внимания

1

ноябрь

3.

«В гостях у Василисы».

Книжная выставка –

конкурс

Развитие творческого воображения.

Коррекция  памяти, внимания,

1

декабрь

4.

«Волшебный клубок».

Литературная игра

Развитие творческого воображения.

Коррекция памяти, внимания

1

декабрь

5.

«За Коньком – горбунком».

Книжная выставка- – кроссворд

Коррекция  

памяти, внимания

1

январь

6.

«Лучший знаток сказок».

Конкурс

Развитие творческого воображения.

Коррекция памяти, внимания

1

февраль

7.

«Тысяча и одна ночь».

Книжная выставка- – викторина

Развитие творческого воображения.

Коррекция памяти, внимания

1

февраль

8.

«Сказки народов мира».

Литературная викторина

Развитие творческого воображения.

Коррекция памяти, внимания

1

Март

9.

«Великие волшебники».

Книжная выставка

Коррекция  

памяти, внимания

1

 март

10.

«Знакомые незнакомцы»

Литературный ринг

Развитие

творческого воображения.

Коррекция

памяти, внимания

1

апрель

11.

«В гости  дедушке Корнею»

Викторина

Развитие

творческого воображения.

Коррекция

памяти, внимания

1

апрель

12.

 «Путешествие в Страну сказок». Подведение итогов чтения по программе. Награждение.

Литературный

праздник.

Подведение итогов

чтения по

программе.

Награждение.

 

Мониторинг техники чтения  за  2010 - 2011 учебный год

   

При проверке руководствовались нормами по технике чтения:

3 класс — 25 — 30 слов;

                4 класс — 35 — 40 слов;

                5 класс — 45 — 60слов;

В  1 ступени  читало - 14 учеников. С техникой чтения справилось 100% учащихся. Читать стали больше, правильнее, осознаннее.

3 класс

Читало 5 учащихся класса. Все учащиеся класса  прочитали больше нормы.

Справка (Ира Т. прочитала 55 слов (больше, чем в  1 полугодии на 1 слов). Читает правильно, затрудняется в пересказе почитанного. У Вани С. – 40 слов (больше на 13 слов). Коля Т. прочитал 47 слова (больше на 5 слов). Маша Р. прочитала 63 слов (на 5 слов больше). Пастырев В. прочитал 49 слов.

4 класс 

Читало 9 учащихся. Все (100%) справились с нормой техники чтения. Читать стали больше. Все учащиеся класса читают бегло, осознанно.

(Справка: Нялимова Л. – 118 слов, Баранцов С. – 103 слова  (больше, чем в 1 полугодии на 17 слов), Сухарин В. – 100 слов (больше на 3 слова), Тарасов Никита прочитал 97 слов (больше на 12 слов), Севли Д. - 99 слов (больше на 6 слов), Хартаганова Л. – 58 слов (больше на 5 слов).

На уровне 1 полугодия учебного года прочитали Паршуков Д. – 56 слов,  Шишкин К. – 41 слово.  

Вануйто В. прочитал 68 слов, что меньше, чем в 1 полугодии на 9 слов).

        Во 2 ступени читало 28 учащихся. Выполнили норму по технике чтения 23 ученика, что составляет 82 %. Не справились с нормой чтения 5 учеников (18 %).

5 класс

Читало 6 учащихся. Все учащиеся (100%) справились с нормой техники чтения. Читать стали больше. Все учащиеся класса читают бегло, осознанно.

(Справка: Русмиленко Р. – 127 слов (больше на 42 слова), Талигин М. прочитал 100 слов (больше на 15 слов), Игнатова Т. – 94 слова (больше на 22 слова), Русмиленко В. – 92 слова (больше на 16 слов),  Енова Ю. –  81 слово, (на 24 слова больше), Шиянов С. – 81 слово (больше на 4 слова).

                                                 

Мониторинг техники чтения за  2011-2012 учебный год.

При проверке руководствовались нормами по технике чтения:

3 класс — 25 — 30 слов;

                4 класс — 35 — 40 слов;

                5 класс — 45 — 60слов;

В  1 ступени  читало - 12 учеников. 11 учащихся справились с нормой чтения (91,6%). Читать стали больше, правильнее, осознаннее.

 1 класс

Читало 3 учащихся. Все учащиеся класса справились с нормой.

(Справка: Аляба К. прочитал 62 слова, чтение беглое, правильное, осознанное. Конев Д. прочитал 44 слова, чтение словами, беглое, ошибки: искажение звуковой структуры слова. Попов В. прочитал 21 слово, чтение замедленное послоговое с переходом на слова, с ошибками: искажение звуковой структуры слова)

2 класс

Читало 3 учащихся класса. Все учащиеся класса  справились с нормой.  

(Справка: Алёша Я. прочитал 52 слова. Читает бегло, правильно, передал смысл прочитанного. Кристина К. – 30 слов (на 10 слов больше), чтение послоговое с переходом на слова, замедленный темп чтения. Прочитанное поняла. Юля П. – 41 слово, чтение послоговое, с многочисленными ошибками. Основную мысль прочитанного поняла.)

4 класс 

Читало 6 учащихся. 5 учащихся справились с нормой чтения (83,3%) справились с нормой техники чтения. Учащиеся класса читают бегло, осознанно.

(Справка: Конкин Д. – 66 слов (на 2 слова меньше, чем в первом полугодии); Рохтымова М. – 86 слов (больше на 9 слов); Тыликова И. – 62 слова (на уровне 1 полугодия); Пастырев В. – 74 слова (больше на 15 слов); Тоболев К. – 53 слова (больше на 4 слова).

Не справился с нормой техники чтения Севли В. – 32 слова (больше на 2 слова)

Во 2 ступени читало 25 учащихся. Выполнили норму по технике чтения 21 учащийся, что составляет 84,0 %. Не справились с нормой чтения 4 ученика (16,0 %).

5 класс Читало 8 учащихся. Все учащиеся (100%) справились с нормой техники чтения. Читать стали больше. Все учащиеся класса читают бегло, осознанно.

 (Справка: Нялимова Л. – 138 слов (больше на 21 слово); Тарасов Н. – 110 слов (больше на 12 слов);  Вонуйто В. – 98 слов (больше на 6 слов); Сухарин В. – 124 слова (больше на 45 слов); Севли Д. – 126 слов (больше на 17 слов); Паршуков Д. – 80 слов (больше на 20 слов); Хартаганова Л. – 75 слов (больше на 17 слов), Шишкин К. – 53 слова (больше на 2 слова).

                                                                                                                   

Методическое обеспечение программы

Приложение 4.

Дорогие ребята!

Если вы любите читать о магах и волшебниках, о принцессах и колдуньях, о феях и эльфах –

присоединяйтесь к библиотечной программе

«Путешествие в Страну сказок»!

Каждый класс, который включится в программу, получит

   дневник путешественников

                для записи прочитанных книг.

Посещайте  библиотеку, принимайте  участие в книжных праздниках, читайте книги, привлекайте  к чтению своих друзей!

Самых активных участников программы   ждут ценные  призы!

За личные достижения

все участники получат  сертификаты и будут занесены в Книгу Почёта

«Суперчитатель».

                            Ждём вас в библиотеке!

                                                                                                                              Приложение 5.

Дорогие  ребята!

Чтобы попасть в Страну сказок, которая находится на высокой горе

 Вы  должны  выполнить ряд условий:

  • Читать книги
  • Участвовать во всех библиотечных  мероприятиях
  • Отвечать на вопросы
  • Выполнять творческие задания
  • Заполнять дневник путешественника

Будьте активны, потому что за все будут начисляться «библионики» (библиотечные баллы), которые будут зачисляться на ваш личный счет.

Сколько можно заработать?

  • За одну прочитанную книгу – 5  библиоников

  • За один правильный ответ – 1 библионик

  • За выполнение творческого задания – 10 библиоников

Чтобы добраться до вершины горы и попасть в Страну сказок, нужно заработать 100 библиоников.

                             Удачного вам восхождения!

                                                                                                 Приложение 6.

Библиотечная сберегательная книжка

Счет №_______________

Фамилия, имя вкладчика_______________________________

Дата

Количество

библиоников

За что заработано

                                                                                                                  Приложение 7.

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Школьная библиотека

С е р т и ф и к а т  №__  

Настоящим удостоверяется, что __________________________________

Принял в 2011 – 2012  учебном году участие

в библиотечной программе чтения  « Путешествие в Страну сказок»

и  заработал __________          библиоников.

Сертификат представляется в комиссию  для подведения итогов школьной экономической игры.

Руководитель программы :                                        

М.П.                                                                            ________2011г.

           

                                                                                                                                                               

Приложение 8.

Дневник путешественника в Страну сказок

п/п

Автор

Название


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в страну сказок."

Формируются навыки игрового общения с использованием невербальных средств в рамках сказочного сюжета....

«Путешествие по стране сказок»

Урок-мастерская письма для учащихся 5 класса....

Конспект логопедического утренника "Путешествие в страну сказок"

Конспект логопедического утренника в классах-группах специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида - "Путешествие в страну сказок"...

спортивный праздник "Путешествие в "Страну сказок""

ежегодно в школе проводим праздник для учащихся 1 класса и воспитанников детского сада...

Путешествие в страну сказок

Окно открывается , и девочка в костюме бабушки начинает рассказ:В некотором царстве, в некотором государстве жила Василиса- примудрая......

Урок-литературный ринг "Путешествие в страну сказок"

обощающий урок по творчеству А.С.Пушкина...

Конспект занятия "Путешествие в страну сказок". Внеурочная деятельностьв 1 классе.

Конспект занятия "Путешествие в страну сказок" в 1 классе составлен к программе "Смотрю на мир глазами художника"....