Использование алгоритмов при изучении геометрического материала по математике.
методическая разработка (5 класс) на тему

Моржанаева Ирина Николаевна

В материале представлены алгоритмы для обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Моржанаева Ирина Николаевна
  2. КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  3. Учитель математики.

Использование алгоритмов на уроках математике при изучении геометрического материала.

Памятка –  план -алгоритм – предлагает строго фиксированную последовательность операций.

Памятка предъявляется и преимущественно усваивается на уроке. В этом случае работу рекомендуется организовывать следующим образом:

  1. Ученики под руководством учителя знакомятся с содержанием памятки непосредственно перед выполнением нового учебного задания (упражнения).
  1. Убедившись, что все ученики правильно поняли содержание памятки, учитель приступает к проведению первого упражнения. При этом организация работы может контролироваться вопросами типа: «Таня, скажи, что нужно делать сейчас?... А потом?»
  2. В дальнейшем учитель внимательно следит за тем, все ли учащиеся выполняют упражнения данного типа в строгом соответствии с памяткой. При необходимости он может попросить учеников вспомнить соответствующий пункт памятки. Обращение к памятке прекращается только тогда, когда учитель убедится, что все ученики овладели формируемым приемом учебной деятельности.

Алгоритм построения отрезка, равного длине ломаной MNOPK.

  1. Построить произвольную прямую.
  2. На прямой отметить точку М.
  3. С помощью циркуля измерить отрезок MN ломаной линии.
  4. От точки М отложить отрезок MN на произвольной прямой.
  1. Также последовательно с помощью циркуля на прямой отложить отрезки NO, OP, PK.
  1. Отрезок МК равен длине ломаной MNOPK-

Алгоритм сложения отрезков.

1.Начертить луч. 

2.Измерить первый отрезок при помощи циркуля. 

3.Отложить этот отрезок на луче, обозначив его начало и конец.

4.Измерить при помощи циркуля второй  отрезок 

5.Отложить этот отрезок на луче от конца          первого отрезка. Полученный отрезок является суммой.

Алгоритм вычитания отрезков.

  1. Начертить луч 
  2. Измерить при помощи циркуля отрезок первый отрезок 
  3. Отложить этот отрезок, выделить его “дугой”  
  4. Измерить второй отрезок  
  5. Построить второй отрезок начиная от начала луча, выделить его “дугой.”  
  6. Выделить оставшуюся часть – отрезок – это будет разностью отрезков  

-   При вычитании отрезков оба отрезка нужно построить на луче от его начала

План построения прямоугольника.

  1. Построить произвольную прямую;
  2. отложить на ней нижнее основание;
  1. принимая его концы за вершины углов, с помощью чертежного треугольника построить прямые углы;
  2. на сторонах этих углов от концов нижнего основания отложить боковые стороны;

87

5)  концы боковых сторон соединить отрезком.

        План построения треугольника.

1.Провести произвольную прямую. Одна из данных сторон принимается за основание будущего треугольника.

2. Затем раствором циркуля равным второй стороне, из точки А как из центра проводится дуга, а раствором циркуля, равным  третьей стороне

из точки С как из центра проводится вторая дуга.

3.Точка пересечения дуг обозначается буквой В, точка В соединяется отрезками с точками А и С.

План построение треугольника.

по двум сторонам и углу между ними.

1.Построим угол А,

2.С центром в точке А проведем окружность радиусом равным длине отрезка а. Получим точку В.

3. С центром в точке А проведем окружность радиусом равным длине отрезка b. Получим точку C.

4.Соединим точки В и С. Получим треугольник АВС.

 

 

 Алгоритм построения  перпендикулярной прямой

через точку вне прямой.

  1. Строим произвольную прямую.
  2. Отмечаем точку вне прямой.
  3. Прикладываем чертежный треугольник совмещаем сторону прямого угла чертежного треугольника с прямой, а вершину прямого угла чертежного треугольника с точкой. 
  4. Проводим перпендикулярную прямую 

АЛГОРИТМ ПОСТРОЕНИЯ УГЛА.

  1. Начертить луч.

2.   Совместить центр транспортира с началом луча так, чтобы луч проходил через начало отсчета на шкале транспортира.

3.   Учитывая вид угла, найти на нужном ряду необходимое значение угла и поставить на бумаге точку.

 4.   Соединить начало луча с отмеченной точкой.

5. Проверить вид угла, который нужно построить. Искомый угол построен.

Алгоритм построения прямоугольного параллелепипеда.

  1. Построить прямоугольник заданной длины (а) и высоты (h).
  2. Из каждой вершины отложить отрезок, равный половине ширины (в) под углом 45 градусов.
  3. Соединить концы отрезков, причем невидимые грани – пунктирной линией.

Литература:

Перова М. Н., Эк В. В.

Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя.— 2-е изд., перераб.— М.: Просвещение, 1992.— 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОсОбенности изучения геометрического материала на уроках математики в начальных классах

Материал можно использовать при оформлении  математического уголка  в начальных классах и при изучении раздела "Методика изучения геометрического материала"  по учебной дисциплине "Мето...

Обобщение опыта по теме "Изучение геометрического материала в школе VIII вида"

В работе описываются методы и приемы применяемые учителем в ходе работы над данной темой. В опыте используются упражнения для учащихся 5-9 классов коррекционной школы....

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6- КЛАССАХ

Богатым арсеналом эффективных средств для всестороннего развития мышления учащихся располагает курс школьной геометрии. Особая роль при развитии учащихся средствами геометрии при этом отводится изучен...

Применение тактильных приемов при изучении геометрического материала в 5 классе

Проект-презентация слушателя курсов учителей математики, в том числе преподающих информатику учителя математики и информатики Общеобразовательной школы I-III ступеней №28Симферопольского гор...

Практические задачи как мотивация изучения геометрического материала.

Мотив- побуждение к деятельности, осознанная потребность к деятельности.Мотивация- это система побудительных причин человеческого поведения, теоретической и практической деятельности. Мотивация в...

«Прямоугольный параллелепипед» Урок - изучение геометрического материала на уроках математики в 5 классе, с помощью моделирования

Нна уроке ребята   познакомятся с фигурой - прямоугольный параллелепипед.   Научатся  её делать и изображать в тетради, проверят себя...