Формирование навыков образования прилагательных от существительных с использованием наглядно-игровых средств
методическая разработка на тему

Золотухина Марина Михайловна

Описание игровых пособий, способствующих формированию навыков словообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formir.navkov_obraz.prilag.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ СРЕДСТВ

Формирование грамматической стороны речи - важная задача как дошкольной педагогики в целом, в частности. Грамматические значения выражают отношения между явлениями действительности, обозначенные словами, т.е. это языковые значения логического (мыслительного) ряда. Трудность в овладении грамматической стороной речи и состоит в том, что дети не осознают эти значения, а значит, употребляют слова интуитивно.

Грамматический строй речи при нормальном речевом развитии ребенок осваивает постепенно, самостоятельно, путем подражания речи взрослых в процессе общения с ними и в разнообразной речевой практике. Грамматика, как известно, включает в себя три основных тесно взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: морфологию, словообразование и синтаксис.

Овладение ими происходит постепенно, но у каждого ребенка строго в определенной последовательности. Постепенность и последовательность овладения грамматическим строем объясняются не только возрастным и закономерностями развития нервной деятельности, но и сложностью грамматической системы русского языка, особенно морфологической.

Психофизическое обоснование процессу усвоения грамматического строя речи дал Ф.А. Сохин, опираясь на учение И.П. Павлова». Он считал: в основе устойчивого употребления грамматических форм лежит системность - сложный динамический стереотип. По мнению Ф.А. Сохина, понимание грамматически оформленных высказываний на ранних этапах речевого развития определяется в основном неграмматическими моментами и опирается на логику предметных отношений.

Л. С. Выготский рассматривал порождение речи как процесс, который идет от мотива, порождающего какую-либо мысль, к оформлению самой мысли, ее опосредованию во внутреннем слове, затем в значениях внешних слов, наконец, в самих словах. На основе этого он считал, что речевое высказывание проходит три этапа: внутреннее программирование, лексико-грамматическое развертывание, моторную реализацию.

Н.И. Жинкин полагал, что для усвоения грамматической системы языка огромное значение имеет память: в долговременной памяти хранится постоянный для данного языка фонд речевых звуков и опирающихся на них морфем.

Трудность усвоения грамматических значений в том, что данные значения абстрактны, ребенок не осознает их - он воспринимает лишь конкретные формы их воплощения. Как уже было сказано, он усваивает грамматические категории в процессе естественного восприятия речи окружающих, слыша грамматические формы родного языка и постепенно проникая в их смысл; при этом овладение средствами языка протекает на протяжении всего дошкольного возраста. Потребность в речевом общении стимулирует ребенка к овладению языковыми средствами и их совершенствованию.

Следовательно, развитие грамматических особенностей речи связано с коммуникативной деятельностью детей.
В ходе овладения активной лексикой ребенок образует словесные связи, у него формируется и развивается словоизменение и словообразование. Усвоение грамматических норм идет по мере обогащения активного и пассивного словаря.

Ребенок не только прислушивается к речи окружающих, но и сам начинает использовать грамматические формы в высказываниях.

В ряде случаев к началу школьного возраста при сохранном интеллекте и нормальном слухе уровень сформированности грамматических средств речи, тем не менее, может значительно отличаться от нормы, что отрицательно сказывается на общем развитии ребенка. «Ребёнок, относительно зрелый по своему физическому развитию, еще не владеет развитой системой языка... Следствием этого является недоразвитие и всех видов психической деятельности, непосредственно зависящих от владения полноценной речью... внимания, памяти, воображения, мышления, действия».

Можно утверждать: специально организованная работа по развитию грамматической стороны речи дошкольников, особенно это касается детей с речевой патологией, один из важнейших факторов их общего психического развития.

Однако недостаточный уровень развития абстрактно-логического мышления детей дошкольного возраста ставит педагога перед необходимостью широкого применения наглядности. Кроме того, поскольку основным видом деятельности в дошкольный период является игра, в работе по формированию и развитию грамматической стороны речи  важно использование игровых приемов.

Принимая во внимание все вышеизложенное, я предлагаю на занятиях по формированию лексико-грамматической стороны речи использовать электронное наглядно-игровое пособие, которое, с одной стороны, даёт детям зрительную опору, а с другой - служат дополнительной мотивацией. Кроме того, возникающая при этом игровая ситуация позволяет создать на занятии более естественную для дошкольников атмосферу игровой деятельности, а следовательно, вызвать потребность в речевом общении. Некоторые игры из этого пособия мне хотелось бы представить.

Целью этих игр является формирование и развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных и изменения прилагательных по родам.

Игра «Детки с ветки». (Тема «Деревья).

Ход игры.

 Логопед говорит о том, что налетел ураган  и все листья облетели с деревьев.

Затем логопед просит ребёнка назвать дерево, которое он видит. Затем логопед  предлагает определить, с какого дерева эта ветка и назвать её. Например: «Ветка клена (какая?) - кленовая ветка», «Ветка дуба (какая?) - дубовая ветка» и т.п. Затем надо сказать, с какого дерева упал листочек и назвать его.( Берёзовый листик и т.д.) 

Игра «День рождения». (Тема «Фрукты»).

Ход игры.

Логопед говорит ребёнку: «Представь, что у тебя день рождения. Ты решил пригласить друзей и испечь для них пироги. Из  чего  ты приготовишь начинку?». Ребёнок отвечает полным предложением: «Я приготовлю начинку из вишни(малины, клубники, груши, сливы и т.д.)».

Логопед:  Какая начинка получилась из вишни? – Из вишни  получилась вишнёвая (малиновая, клубничная …) начинка. А как называется  пирог с вишнёвой начинкой? Пирог с вишнёвой начинкой называется вишнёвый пирог.

Упражнение  «Скажи, какой?». (Тема «Фрукты»).

На экране расположены различные  различные  фрукты. Ребёнку предлагается ситуация того, что мама принесла из магазина фрукты и решила сварить из них варенье и выжать сок. Назови фрукты и  скажи, какой получится из них сок и какое варенье?

Игра «Швейная фабрика».(Тема «Одежда»).

Ход игры.

Логопед: - Что изображено на картинке?

Ребёнок: - На картинке изображено ателье.

Логопед: - Кто работает в ателье? ( -Портнихи.)

Логопед: - Ты видишь материалы , из которых можно сшить одежду. Логопед называет эти материалы. –Представь, что ты работаешь портнихой. Что ты сошьёшь из кожи? Какой получится плащ из кожи? Какое получится пальто из кожи? Какая получится куртка из кожи? (Из меха, из ситца)

Игра «Мастера-умельцы». (Тема «Посуда»).

Детям предлагается побыть мастерами-умельцами и изготовить посуду из разного материала.  Логопед называет материалы, изображённые на экране, а ребёнок говорит, что он будет изготавливать из них. (Образец ответа ребёнка: - Из глины я сделаю глиняную вазу. Стеклянный стакан, деревянную ложку, фарфоровый чайник).

Данные игры актуализируют знания детей по предложенным темам.  А также, позволяют не только научиться образовывать относительные прилагательные, но и изменить их по родам и согласовывать их с именами существительными.

При затруднениях дети проговаривают речевой материал сопряженно (вместе с педагогом) и отраженно (за педагогом), хором и индивидуально. Выбор лексического материала определяется программными требованиями и индивидуальными особенностями детей.

Работу с данным пособием можно несколько усложнить, предложив детям не просто называть сок, варенье  и начинку, а отвечать на вопросы: «Чем ты угостишь маму (друзей?) » или «Что ты предложишь  съесть друзьям?». То есть параллельно можно развивать навык словоизменения (употребление относительных прилагательных в винительном и творительном падежах).

 При поощрении следует учитывать все составляющие работы: правильность и быстроту ответа, приложенные ребенком старания, относительную динамику его общего речевого развития.

Необходимо добавить: система оценок носит весьма условный характер. Словесно поощряются все дети; при этом следует помнить об индивидуальных особенностях детей, таких, как активность, старание, положительная динамика в развитии.

Дошкольники, опираясь на зрительный образ, создают словоформы по грамматическим правилам, используя определенные морфемы, усваивая закономерности грамматики.

Применение описанных выше игр на занятиях не только решает основные образовательные задачи, но и развивает у дошкольников чувство языка, речевые ассоциации, без которых дальнейшее совершенствование грамматической стороны речи невозможно. Кроме того, решение этих задач происходит в естественной для дошкольников игровой деятельности, с опорой на зрительный образ. Это тоже способствует длительному удержанию внимания детей, их достаточно высокой мотивации и речевой активности.

Применение подобных игровых пособий на занятиях помогает активизировать процесс овладения грамматической стороной речи, разнообразить речевую практику детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование знаково-символических средств как УУД при формировании и развитии лексико-грамматических навыков.

Презентация содержит примеры знаково-символических средств для развития лексико-грамматических навыков у обучающихся начальной школы....

Использование ИКТ как средства формирования навыков самообразования

В современной педагогике самообразование  - это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путём самостоятельной работы, это самостоятельное приобретение учащимися знаний с учётом их интер...

Повелительное наклонение (формирование навыков образования грамматических форм)

Повелительное наклонение латинского языка имеет два числа: единственное и множественное....

Формирование навыков коммуникативного общения у воспитанников с умственной отсталостью как средство социализации.

Формирование навыков коммуникативного общения у воспитанников с умственной отсталостью как средство социализации....

«Использование квестов как средства формировании иноязычных лексических навыков в средней школе»

В данной статье  квесты рассматриваются как многофункциональное средство, которое способно эффективно формировать иноязычные лексические навыки и помимо этого формировать межпредметные умения в у...