Коррекционная программа НОО
рабочая программа на тему

Харизова Любовь Вениаминовна

В программе раскрывается всё содержание работы педагога-психолога по внедрению новых образовательных стандартов в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionnaya_programma_noo.doc253.5 КБ

Предварительный просмотр:

«СОГЛАСОВАНО                                                         УТВЕРЖДАЮ

Заместитель начальника                                                Директор средней

Управления образования                                               школы № 15

Исполнительного  комитета                                                ___________В. Ф. Орлов

Нижнекамского муниципального                                  «___»__________2015 г.

района РТ

______________А. М. Офицерова

«___»____________2015 г.                                

                       

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15 с углублённым изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Программа коррекционной работы

в рамках ООП НОО

Рассмотрено  и  принято

педагогическим советом

средней школы № 15

Протокол  №  6   от  26 января 2015 года

г. Нижнекамск

2015 г.

                                                                                                         

Содержание

Раздел  I. Паспорт программы

Раздел  II. Пояснительная записка

     

2.1  Актуальность программы

2.2  Инновационная составляющая программы

2.3  Цели, задачи и принципы программы

2.4  Условия реализации  программы коррекционной работы

       начальной школы

          2.4.1   Кадровые условия реализации программы

          2.4.2  Механизм реализации программы

          2.4.3  Управление реализации программы

          2.4.4  Методическая основа

          2.4.5  Материалы и оборудование

2.5  Ожидаемые результаты программы

Раздел  III. Содержание программы коррекционной работы

3.1  Основные этапы

3.2  Основные направления коррекционной работы

3.3  Психологическое сопровождение учебного процесса

3.4  Коррекционная работа учителя

3.4.1  Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности через УМК «Перспектива», «Школа 2100»

3.4.2  Овладение навыками адаптации учащихся к социуму через УМК

3.4.3  Развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей) через УМК

3.4.4  Развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями здоровья

3.5. Результаты внедрения программы коррекционной работы

Приложение

Раздел I. Паспорт программы

Наименование

Программа коррекционной работы

Заказчик         

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов»  Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Основные разработчики программы

Плаксина И. В., заместитель директора по УВР;

Харизова Л.В., педагог-психолог;

Капралова В. А., социальный педагог;

Аракчеева Н.В., учитель начальных классов;

Набиуллина Т. Ю., учитель начальных классов;

Крылова Т. Д., учитель начальных классов;

Безбородова Р. И., педагог-валеолог

Цели и задачи программы

ЦЕЛЬ: создание благоприятных условий для развития личности каждого ребенка и достижения планируемых результатов основной общеобразовательной программы начального общего образования (далее - ООП НОО) всеми обучающимися.

ЗАДАЧИ: 1. Диагностика трудностей обучения, межличностного взаимодействия, отдельных индивидуальных психо-физиологических особенностей младших школьников (мышление, пространственная ориентировка, психомоторная координация); выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии.

2.Оказание индивидуально ориентированной помощи в освоении ООП НОО детям с трудностями обучения и с ограниченными возможностями здоровья, стимулирование школьников с высоким уровнем обучаемости.

3.Развитие индивидуальных особенностей и коррекция недостатков в физическом развитии (в соответствии с рекомендациями медицинских работников).

4.Развитие способности детей к  самоконтролю и планированию своей деятельности.

Сроки реализации

2015-2020 гг.

Исполнители         

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов»  Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Ожидаемые конечные результаты реализации программы        

Своевременное выявление обучающихся «группы риска»;

положительная динамика результатов коррекционно-развивающей работы с ними;

снижение количества обучающихся «группы риска»;

достижение  предметных, метапредметных и личностных результатов в  соответствии с ООП НОО

Система управления программой и контроль

Общее руководство программой осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной  работы и педагог-психолог

Раздел II.  Пояснительная записка

2.1 Актуальность программы

Программа коррекционной работы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов»  Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК «Перспектива», «Школа 2100», а также с учетом опыта работы ОУ по данной проблематике.

 Программа коррекционной работы  направлена на разрешение ряда проблем, возникающих при обучении и воспитании младших школьников. В числе этих проблем:

  • несоответствие уровня психического развития ребенка возрастной норме;
  • неготовность к школьному обучению;
  • низкая познавательная и учебная мотивации;
  • негативные тенденции личностного развития;
  • коммуникативные проблемы;
  • эмоциональные нарушения поведения;
  • дезадаптация в школе;
  • неуспеваемость.  

Учителями начальной школы совместно с педагогом-психологом  и социальным педагогом выделены 5 направлений коррекционной работы, которые являются актуальными для младших школьников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов»  НМР  РТ:

- повышение  учебной мотивации детей (по результатам мониторинга школьной мотивации за последние 5 лет низкий уровень учебной мотивации имеют  9% учеников начальной школы);

- работа с агрессивными детьми;

- работа с гиперактивными детьми  в ситуации увеличения количества первоклассников, имеющих признаки неусидчивости, дефицита внимания, двигательной расторможенности;

- работа  со слабоуспевающими учащимися;

- работа с детьми с ОВЗ (в 2014-2015 учебном году в общеобразовательных классах начального звена обучаются  6 инвалидов;  1 ученик с заключением ПМПК – обучение в школе II вида; по 3 ученика с заключением ПМПК - обучение в школе V и VII вида).

2.2  Инновационная составляющая программы

           Инновационной составляющей программы является:

-  необходимость существенной коррекции работы учителя с детьми «группы риска», детей с ОВЗ (содержания, методов, форм, организация учебно-воспитательного процесса) в условиях внедрения ФГОС;

-  необходимость внедрения современных форм мониторинга достижения планируемых результатов ООП и личностного развития детей «группы риска», детей с ОВЗ.

Теоретико-методологической основой Программы коррекционной работы является взаимосвязь трех подходов:

- нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных трудностей;

- комплексного, обеспечивающего учет медико-психолого-педагогических знаний о ребенке;

- междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно-распределенную деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка.

2.3 Цель, задачи, принципы программы

Цель – создание благоприятных условий для развития личности каждого ребенка и достижения планируемых результатов основной общеобразовательной программы всеми обучающимися. 

Основные задачи  программы коррекционной работы:

 1. Своевременное выявление детей с трудностями адаптации; диагностика трудностей обучения, специфики межличностного взаимодействия, отдельных индивидуальных психо-физиологических особенностей младших школьников (мышления, пространственной ориентировки, психомоторной координации); выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии.

2. Оказание индивидуально ориентированной помощи в освоении ООП НОО детям с трудностями обучения и с ограниченными возможностями здоровья, стимулирование школьников с высоким уровнем обучаемости.

3.  Развитие индивидуальных особенностей и коррекция недостатков в физическом развитии (в соответствии с рекомендациями медицинских работников и педагога-валеолога).

4.  Развитие способности  детей к  самоконтролю и планированию своей деятельности.

5. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

    Решая поставленные задачи,  важно создать о каждом ребенке полную картину его развития, соотнести ее с семейной и школьной ситуацией, с особенностями личности и характера.

Основными принципами содержания программы являются:

- соблюдение интересов ребёнка -  определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка;

- системность - обеспечивает системный, всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий  в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;

- непрерывность - гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению;

- вариативность - предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии;

- рекомендательный характер оказания помощи - обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

2.4  Условия реализации  программы коррекционной работы

2.4.1   Кадровые условия реализации программы

 Педагогические сотрудники МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов»  НМР РТ имеют базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимаются научно-методической деятельностью. Педагоги ОУ прошли  обучение и владеют современными образовательными технологиями. В педагогическом коллективе  школы есть все необходимые специалисты: учителя-предметники, педагог - психолог, педагог-валеолог, социальный педагог, библиотекарь.

Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности. Состав и квалификация педагогических кадров начальной школы  МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов»  НМР РТ: высшее образование имеют  9 (64%) педагогов, из них высшее психологическое образование – 4 педагога; высшую квалификационную категорию имеют 29%,  первую – 58%, без категории - 13%.  

2.4.2   Механизм реализации программы

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:

  • комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
  • многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
  • составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.

          Коррекционная работа осуществляется в сотрудничестве с  ЦДиК, комиссией профилактики правонарушений средней школы № 15, психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), Молодёжной клиникой. В качестве важного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами. Социальное партнёрство включает:

  • сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей;
  • сотрудничество со средствами массовой информации;
  • сотрудничество с родительской общественностью.

             Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом и психологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении и осуществляются в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка.

2.4.3  Управление реализацией программы

Важнейшим условием реализации данной программы является взаимодействие учителей начальных классов, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества.

Субъекты реализации коррекционной работы в школе.

Содержание деятельности специалистов.

Заместитель директора по УВР

  • курирует работу по реализации программы;
  • осуществляет просветительскую деятельность при работе с родителями

Классный руководитель

  • является связующим звеном в комплексной группе специалистов по организации коррекционной работы с учащимися;
  • делает первичный запрос специалистам и дает первичную информацию о ребенке;
  • осуществляет индивидуальную коррекционную работу (педагогическое сопровождение);
  • оказывает консультативную помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения

Социальный педагог

  • изучает жизнедеятельность ребенка вне школы;
  • осуществляет профилактическую и коррекционную работу с учащимися;
  • взаимодействует с семьями обучающихся

Психолог

  • изучает личность учащегося и коллектив класса;
  • анализирует адаптацию ребенка в среде;
  • выявляет дезадаптированных учащихся;
  • изучает взаимоотношения младших школьников со взрослыми и сверстниками;
  • подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы;
  • выявляет и развивает интересы, склонности и способности школьников;
  • консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения

Педагог-валеолог

  • курирует  работу ПМПк;
  • взаимодействует с МДОУ, МПМПК,  лечебными учреждениями, центрами здоровья, Молодёжной клиникой;
  • осуществляет просвещение родителей по проблемам здоровья

Педагог дополнительного образования

  • изучает интересы учащихся;
  • создает условия для их реализации;
  • развивает творческие возможности личности;
  • решает проблемы рациональной организации свободного времени.

2.4.4  Методическая основа

          Методической основой является  совокупность современных методов и приемов обучения и воспитания, реализуемых в   УМК  «Школа 2100», «Перспектива» посредством следующих технологий:  здоровьесберегающие, научно-исследовательские, технология уровневой дифференциации, технология проектной деятельности.

       Учебники  эффективно дополняют рабочие и творческие тетради, словари, книги для чтения, методические рекомендации для учителей, дидактические материалы, мультимедийные приложения (DVD-видео; DVD-диски со сценариями уроков, реализующими деятельностный подход в обучении; CD - диски; презентационные материалы для мультимедийных проекторов; программное обеспечение для интерактивной доски и др.), Интернет-поддержка и другие ресурсы по всем предметным областям учебного плана ФГОС.

2.4.5   Материалы и оборудование

В качестве сопроводительной помощи педагогу может выступать:

  1. Наличие в фондах школьной библиотеки специальной литературы.
  2. Выход в интернет в каждом кабинете посредством Wi-fi; в библиотеке, кабинетах №№ 25 и 44 посредством проводного интернета.
  3. Медиакомплексы в кабинетах №№ 7, 8, 10, 11, 16, 17.
  4. Мобильный компьютерный класс.
  5. Комплекс психодиагностических и коррекционных компьютерных методик.
  6. Коррекционно-развивающие игры.

В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога и др.

 

2.5  Ожидаемые результаты:

  1. Своевременное выявление обучающихся «группы риска».
  2. Положительная динамика результатов коррекционно-развивающей работы с ними (повышение учебной мотивации, снижение уровня агрессивности, принятие социальных норм поведения  гиперактивными детьми).
  3. Снижение количества обучающихся «группы риска».
  4. Повышение качества здоровья.
  5. Достижение  предметных, метапредметных и личностных результатов в  соответствии с ООП НОО.

Раздел III.  Содержание программы

3.1  Основные этапы реализации программы коррекционной работы  

          Коррекционная работа должна строиться как  целостная система мер, направленных на создание комфортности в обучении младших школьников.  Она реализуется поэтапно:

1.Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды в плане соответствия её требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы школы.

2. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации  рассматриваемой категории детей.

3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

4. Этап регуляции и корректировки. Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

3.2  Основные направления коррекционной работы

Программа  коррекционной  работы  на  ступени  начального  общего  образования  включает  в  себя  взаимосвязанные  модули (направления).  Данные  модули  отражают  её  основное  содержание:

- диагностическая  работа  обеспечивает  выявление  детей,  проведение  их  комплексного  обследования  и  подготовку  рекомендаций  по  оказанию  помощи  в  условиях  образовательного  учреждения;

- коррекционно -  развивающая  работа  обеспечивает  своевременную  специализированную  помощь  в  освоении  содержания  образования  и  коррекцию  недостатков,  способствует  формированию  универсальных  действий  обучающихся  (личностных,  регулятивных,  познавательных,  коммуникативных);

-  консультативная  работа  обеспечивает  непрерывность  специального  сопровождения  детей  и  их  семей  по  вопросам   реализации  дифференцированных  психолого-педагогических  условий  обучения,  воспитания,  коррекции,  развития  и  социализации  обучающихся;

- информационно-просветительная  работа  направлена  на  разъяснительную   деятельность  по  вопросам,  связанным  с  особенностями  образовательного  процесса   для  данной  категории  детей,  их  родителям, педагогическим  работникам.

3.3  Психологическое сопровождение учебного процесса

Приоритетное направление работы психологической службы школы: психопрофилактика школьной и социальной дезадаптации обучающихся.

Цель работы психологической службы: содействие педагогическо коллектива в  создании оптимальных психологических условий для участников педагогического процесса в совершенствовании качества УВП, развитии мотивационной среды и сохранении здоровья школьников.

Направления работы психологической службы:

  • Психологическое просвещение всех участников образовательного процесса.
  • Проведение диагностических срезов с целью выявления обучающихся, нуждающихся в психологической поддержке.
  • Психопрофилактика школьной и социальной дезадаптации.
  • Помощь в решении индивидуальных проблем участников образовательного процесса.
  • Индивидуальные и групповые психокоррекционные мероприятия по преодолению проблем в обучении, поведении и социально-психологической адаптации.
  • Научно-методическая деятельность.

Работа психолога осуществляется посредством индивидуальных и групповых консультаций, бесед, лекций, занятий и семинаров для учащихся, родителей и педагогов по запросам участников образовательного процесса.

            Работа с обучающимися

Вид работы

Предполагаемый результат

 Психодиагностика

1.

1-е классы:

1.Психологическая готовность к обучению.

Методики:

- Методика А. Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти.

- Методика по определению объёма памяти (по Джекобсону).

- Кубики Векслера.

- Методика Керна-Ирасека (списывание фразы).

- Графический диктант.

- Сравнение двух слов по памяти (А. П. Нечаев).

- «Четвёртый лишний».

- «Классификация».

- Корректурная проба.

- Диагностика долговременной памяти.

2. Стартовая психолого-педагогическая диагностика первоклассников (Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова).

3. Диагностика семейных взаимоотношений  (тест «Кинетический рисунок семьи»)

4.Мониторинг психологической комфортности детей в школе (методика «Волшебное интервью» Лубовского Д. В.)

5.Психодиагностика тревожности (методика М. Люшера)

6.Диагностика внутригрупповых взаимоотношений в классных коллективах (социометрия).

 7.Индивидуальная углубленная диагностика  развития детей испытывающих трудности в обучении  и поведении (методика Векслера, рисуночные методики).

8. Диагностика школьной мотивации (методика Н. Г. Лускановой).

Уровень готовности к школе

Исследование «зоны ближайшего развития» учащихся 1-х классов

Данные о детско-родительских  отношениях

Данные по адаптации к школе, наличию у ребёнка проблем

Уровень тревожности

Данные о  сплочённости, внутригрупповом статусе каждого ученика

Причины неуспеваемости и проблем в поведении

2-е классы:

1.Мониторинг тревожности

2.Мониторинг внутригрупповых взаимоотношений

3.Мониторинг детско-родительских отношений

4.Диагностика  внутригрупповых взаимо-отношений в классных коллективах

5.Индивидуальная углубленная диагностика  развития детей испытывающих трудности в обучении и повелении.

Уровень тревожности

Динамика развития коллектива

Динамика  развития   детско-родительских отношений

Данные о социометрических статусах детей

Причины неуспеваемости и проблем в поведении

 

3-е классы:

1.Мониторинг учебной мотивации Н. Г. Лускановой  « Лесенка побуждений»

2.Мониторинг тревожности

3.Мониторинг внутригрупповых взаимоотношений

4.Мониторинг детско-родительских отношений

5.Диагностика внутригрупповых взаимоотношений

6.Индивидуальная углубленная диагностика умственного развития детей испытывающих трудности в обучении и поведении

Данные по учебной мотивации

Уровень тревожности

Динамика развития коллективов

Данные о динамике развития  детско-родительских отношений

Данные о социометрических статусах детей  и сплочённости

Причины неуспеваемости и трудностей в поведении

4-е классы:

1.Мониторинг  тревожности.

2.Диагностика  интеллектуальной  готовности к обучению в среднем звене (методика ГИТ)

3.Мониторинг учебной мотивации

4.Диагностика внутригрупповых взаимоотношений в классных коллективах.

5.Индивидуальная углубленная диагностика   детей испытывающих трудности в обучении и поведении.

Данные об уровне тревожности.

Данные о готовности к обучению в среднем звене.

Динамика учебной мотивации

Данные о социометрических статусах детей  и сплочённости.

Причины неуспеваемости и трудностей в поведении

Коррекционно-развивающая работа

2.

1.Индивидуальные психокоррекционные мероприятия по преодолению проблем в обучении, поведении и социально-психологической адаптации

2. Коррекционно-развивающие занятия по программе «ИБИС»

3.Коррекционные мероприятия по преодолению трудностей в детско-родительских  взаимо-отношениях и в системе «Учитель - ученик»

4.Коррекционные мероприятия по снижению школьной тревожности  и повышению психологической комфортности  обучающихся..

5.Коррекционные мероприятия по повышению готовности к обучению в среднем звене  у обучающихся  4 -х классов

6.Участие в работе школьной ПМПК (подготовка материалов, углубленные диагностические исследования проблем в обучении и воспитании, направление на ПМПК)

Преодоление школьной дезадаптации обучающихся

Снижение уровня тревожности

Повышение  уровня семейной и педагогической   поддержки обучающимся

Снижение уровня тревожности, повышение комфортности

Снижение уровня тревожности, повышение готовности к обучению в среднем звене.

Рекомендации участникам педагогического процесса по повышению уровня школьной адаптации

Работа с педагогами

 Индивидуальные  и групповые консультации  по  результатам психодиагностики и по запросам, просветительская работа по проблеме сплочения детских и подростковых коллективов.

Работа с родителями

1. Психологическое просвещение по программе «Путь к успеху» (Вахрушева И. Г.)

2.Выступления на родительских собраниях по результатам групповых психодиагностических обследований.

3. Индивидуальная  и групповая диагностика нарушений семейных взаимоотношений  по запросу родителей.

4. Индивидуальные консультации по запросам и выявленным проблемам.

                   

3.4. Коррекционная работа учителя  в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов» города Нижнекамска Республики Татарстан

Существенной чертой коррекционно-развивающего учебно-воспитательного педагогического процесса является индивидуально-групповая работа, направленная на коррекцию индивидуальных недостатков развития учащихся. Такие занятия могут иметь общеразвивающие цели, к примеру, повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания, коррекции зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики, но могут быть и предметной направленности; подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения и т.д.

Вид деятельности

Содержание

Цели, задачи

Диагностическая работа

Обследование устной и письменной речи учащихся  первого  класса

Наблюдение, анкетирование родителей

Определение количества обучающихся, имеющих отклонения в речевом развитии. Уточнение степени нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи и степень сформированности связной речи. 

Педагогическая диагностика готовности к обучению

Индивидуальное тестирование

Формирование списка обучающихся, испытывающих затруднения

Разработка плана коррекционной работы с разными группами обучающихся 

Коррекционно-развивающая работа

Коррекционные занятия с обучающимися, испытывающими затруднения

Фронтальные, групповые и индивидуальные занятия

Коррекция нарушений, развитие познавательных процессов

Информационно-просветительная работа

Родительские собрания

Выступление по актуальным темам программы «Путь к успеху» Вахрушевой И. Г.

Психолого-педагогическое просвещение, ознакомление с результатами обследования и с итогами коррекционной работы

Проведение индивидуальных консультаций для родителей

Консультативная, просветительская работа

Выявление причин трудностей в обучении; приобщение родителей к коррекционно-воспитательной работе 

3.4.1 Преодоление       затруднений      учащихся         в учебной        деятельности через УМК «Школа 2100», «Перспектива»

            Оказание помощи учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности проводится педагогами на уроках, чему способствует использование в учебном процессе УМК «Школа 2100» и «Перспектива». Методический аппарат системы учебников представлен заданиями, которые требуют: выбора наиболее эффективных способов выполнения и проверки;  осознания  причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

Преодолению  неуспешности  отдельных учеников помогают задания для групповой и коллективной работы, когда общий успех работы поглощает чью-то неудачу и способствуя пониманию результата. В учебниках представлена система таких работ, позволяющих каждому  ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей и способностей.

             Учащиеся испытывают трудности при обучении чтению и письму на начальном этапе.

Обучение письму:

• трудности формирования зрительного образа буквы;

• трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента;

• ошибки в пространственном расположении элементов букв (вертикальных, горизонтальных, зеркальное письмо);

• не «видит» строку, нарушает соотношение элементов буквы, путает буквы (в-д), пишет лишние элементы: и-ш, л-м) или, наоборот, не дописывает;

• неустойчивый почерк (различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые буквы);

• ошибки при письме, пропуски согласных и гласных букв (определенного характера);

• замены согласных букв близких по звучанию (з - с, г- к, д -т и т. д.); недописывание букв, слогов;

• не использует правила (заменяет буквы, сливает предлоги и слова, не ставит точку - не разделяет предложения и т. п.);

• ухудшение почерка, пропуски, замены и т. п. при письме под диктовку;

• медленный темп письма.

Обучение чтению:

• плохо запоминает конфигурацию букв;

• затруднения в различении близких по конфигурации букв (п- н, в- а, путает буквы при чтении);

• перестановка букв при чтении (рак - кар, нос- сон);

• замена букв, неправильное произношение при чтении;

• пропуски слов, букв («невнимательное» чтение), угадывание, возвратные движения глаз («спотыкающийся ритм»);

• быстрый темп чтения, но плохое восприятие прочитанного («механическое» чтение);

• медленный темп чтения (побуквенное или слоговое, без продвижения в течение года);

• медленный темп чтения, хотя есть продвижение в течение года.

 

Коррекционная работа

Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом требований координации устной и письменной речи.

Развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения детей на уроках обучения грамоте достигается путем использования в «Азбуке», «Букваре» следующих приемов: а) наращивания и б) реконструирования слов. Суть наращивания заключается в постепенном увеличении количества звуков в слове, что приводит к изменению исходных слов и образованию новых. Например: ша — груша — грушка — грушевый (сок); бы — был — были — былина — былинный; пе — пей — репей — репейник. Это не только существенно обогащает лексический материал «Азбуки» и «Букваря», но и, главное, создает условия для развития наблюдательности и формирования у обучающегося техники осознанного чтения. Чтение слов в таких цепочках реализуется сразу на двух уровнях: а) слоговом нараспев и б) орфоэпическом, т. е. с учетом ударения. В этом заключается технология овладения первоначальным чтением.

Также используется прием реконструирования слов, что позволяет первокласснику наблюдать за тем, как дополнение или изменение места лишь одного звука в слове приводит к полному изменению его значения, например: ива — нива, сон — слон, батон — бутон, зайка— лайка, игра — игла.

Особой задачей для учащихся является усвоение форм печатных и письменных буквенных знаков. В связи с этим на основе структурно-системного подхода к совокупностям печатных и письменных букв были разработаны элементы-шаблоны для их конструирования. Ребенок имеет возможность на уровне практического действия — руками — самостоятельно воссоздать форму изучаемой буквы.

           При изучении курса «Математика» учащиеся испытывают трудности:

  • неспособность записать число (величину) и дать его (ее) характеристику
  • проблемы пространственной ориентировки, неразличение, неправильное называние геометрических фигур, форм окружающего
  • неумение пользоваться математической терминологией
  • неумение применить алгоритм (способ, прием) выполнения арифметического действия
  • неумение использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений
  • проблемы в понимании математических отношений (больше/меньше, выше/ниже, дороже/дешевле; «больше/меньше на…», «больше/меньше в …», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше» и др.).

В курсе «Математика «Учусь учиться» созданию психологически комфортной образовательной среды способствует содержание заданий, которое подобрано так, чтобы поддерживать у учащихся позитивное отношение к занятиям математикой и желание включаться в учебный процесс по математике в зоне своего ближайшего развития. С этой целью используются следующие педагогически приемы:

  • включение в учебное содержание заданий, выполнение которых дает детям положительный эмоциональный заряд (разгадывание ребусов, решение занимательных задач, игровые ситуации и соревнования, расшифровка слов, построение изображений после вычислений и т.д.);
  • включение заданий, содержание которых вызывает у учащихся интерес;
  • разнообразие видов деятельности, выполняемых учеником на уроке;
  • учет гендерных особенностей психологического развития детей;
  • оптимизация количества выполняемых заданий и осваиваемых при этом операций.

По мере освоения учащимися нормы учебной деятельности, понимания и принятия ими на личностно значимом уровне социальной роли «ученика» внешние мотивы сменяются внутренними, и у учащихся формируется устойчивая учебно-познавательная мотивация и готовность к саморазвитию.

В курсе «Русский язык» осознанию учащимися своей новой социальной роли – «ученик» – способствуют «сквозные персонажи» учебников – дети Аня и Ваня и «профессор Иван Иванович Самоваров». Профессор показывает практическую значимость изучения каждого из разделов языка, объясняет теоретический материал, знакомит с новыми правилами, а Аня и Ваня помогают учащимся разобраться в материале и вместе со школьниками выполняют разнообразные задания (не всегда корректно, поэтому им требуется помощь), побуждая ученика к деятельности.

В этой связи, курс «Изобразительное искусство» написан в форме личного разговора с ребенком, обсуждения с ним вопросов так или иначе связанных с его личным жизненным опытом.

В курсе «Окружающий мир» темы «Наш класс в школе», «Мы – дружный класс», «Учитель – наставник и друг», «Делу время», «Потехе – час», «Книга – друг и наставник» и др. подвигают ребенка размышлять о роли школы в его жизни, осваивать правила поведения в школе, общаться и сотрудничать с учителем и одноклассниками. Вопросы и задания рубрик «Обсудим» и «Подумаем» фокусируют внимание детей на личностно значимых для них вопросах. 
Учитывая психологические и возрастные особенности младших школьников, их различные учебные возможности, в учебниках предметных линий комплекса представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, что является залогом успеха в преодолении затруднений учащихся в учебной деятельности, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности  к учебной.

3.4.2. Овладение навыками адаптации учащихся к социуму через УМК

На уроках с использованием УМК «Перспектива», «Школа 2100» педагоги имеют возможность формировать начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Учебники содержат задания, тексты, проекты,  практические работы, направленные на осмысление норм и правил поведения в жизни (на это работает, практически, весь курс «Окружающий мир»).

На уроках с использованием УМК «Перспектива», «Школа 2100» педагоги имеют    возможность    развивать     мнение ребенка     воспринимать ситуации затруднения как сигнал для активного поиска способов и средств их преодоления, а не как повод для тревоги и огорчения.   Знание     алгоритмов   эффективного разрешения проблем и пережитый опыт многократного успешного их применения в ходе уроков создает условия для формирования у обучающихся способности осуществлять верный выбор стратегии поведения и преодоления возникших трудностей. Систематическое     обсуждение   различных     вариантов решения поставленных задач способствует развитию навыков адаптации к изменяющемуся миру, умению действовать самостоятельно.

В курсе     «Математика «Учусь учиться»     организуется системное  освоение учащимися      всего     комплекса     организационно-рефлексивных общеучебных действий, входящих в структуру учебной деятельности. И, таким образом, данный курс становится    площадкой,     на  которой у  обучающихся в процессе изучения математики формируются адаптационные механизмы продуктивного поведения и действия    в   любых    проблемных  ситуациях, требующих       изменения   себя и окружающей действительности.

В курсе «Русский язык»    формируется    и      развивается     умение эффективно общаться. Общение рассматривается как предмет обучения, как организационная форма    обучения      (парная и групповая работа),     как  система межличностных отношений (освоение позитивного стиля общения).   Коммуникативный   принцип построения     учебников     позволяет     формировать    представление о ситуации общения,    целях и     результатах общения собеседников; закреплять полученные умения    при работе    со    словом,   предложением      и текстом в разнообразных ситуациях, которые могут  возникнуть в жизни.

В курсах «Литературное чтение» и «Иностранные языки» при формировании норм и    правил     произношения,   использования слов в речи  также обращается внимание на развитие этих норм во времени.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» формирует у  младших школьников понимание значения нравственных норм и ценностей  для достойной жизни личности, семьи, общества, способы нравственного поведения в различных жизненных   ситуациях, что помогает школьникам в отношениях со сверстниками и взрослыми выбирать позицию, основанную  на нормах нравственности.

Важным объединяющим компонентом предметных линий системы учебников является  творческий характер заданий, материал для организации учебной деятельности, в том числе проектной, на уроках и во внеурочной работе. Формирование умения решать поставленные задачи в «условиях неизвестности», то есть, когда нет и не может быть единственного правильного ответа, когда задан алгоритм действия, но нет образца, способствует развитию навыков адаптации к изменяющемуся миру, умению действовать самостоятельно.

3.4.3. Развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей) через УМК

Развитие    творческого    потенциала    обучающихся     начальной     школы осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности.  Использование на уроках    УМК     «Перспектива»,     «Школа 2100»    позволяет          организовать системное    освоение     обучающимися    общего    способа      решения   проблем творческого   и     поискового    характера   на    основе    метода       рефлексивной самоорганизации.    Приобретение    детьми     опыта   построения общего способа действий и освоение метода рефлексивной самоорганизации создает условия для формирования     способности    к     решению проблем творческого и поискового характера. В УМК «Перспектива» , «Школа 2100»    предлагается система заданий творческого и  поискового характера, направленных на развитие у    обучающихся творческих    способностей   и    интеллектуальных      мыслительных     операций, формулируются     проблемные    вопросы,   учебные    задачи   или        создаются проблемные ситуации.

В курсе «Математика «Учусь учиться»    в    ходе   всех   уроков обучающиеся вначале приобретают опыт построения общего способа математических действий, а затем на основе этого опыта осваивают и системно применяют в своей практике метод     рефлексивной     самоорганизации, вооружающий их общим способом решения проблем    творческого и поискового характера. В ходе решения таких заданий    обучающиеся приобретают опыт использования таких общенаучных методов решения исследовательских проблем, как метод перебора, метод проб и

ошибок и др.

В курсе «Обучение грамоте»   (учебник «Азбука») введены задания на поиск способов, средств, выражения, обозначения, оформления и передачи информации в устной речи.

В курсе «Русский язык»    введены  задания, в     которых   рассматриваются проблемные    ситуации и    используются    поисковые     методы.     Как правило, созданию детьми собственных   речевых произведений    предшествует анализ  подобных     языковых     и речевых явлений,  встречающихся у мастеров слова. В учебниках  используются   разнообразные     виды         заданий:  сочинение о волшебнице-орфографии, составление диктантов, восстановление стихотворного текста, объяснение     «детских неологизмов», сочинение на    выбранную тему, объяснение «необычных» слов с опорой на их звучание,  составление слова по «математическим формулам»,     сочинение считалок и    веселых        стишков, составление и разгадывание     ребусов, составление    описаний и рассказов по рисункам и по заданной теме, написание сказки о  знаках препинания, написание стихотворения с необычными именами.

В курсе «Изобразительное искусство» предполагается освоение следующих способов решения проблем творческого и поискового характера: вариативность и импровизация    в организации       самостоятельной   поисковой  деятельности обучающихся: выбор     темы, проведение дискуссий, диалогов;  вариативность задания по композиции: в натюрморте, пейзаже, сюжетной композиции; широкий выбор    тематики и      технологии     выполнения    эскиза  изделия по мотивам орнаментального искусства с учётом национально- регионального компонента.

В курсе «Окружающий мир», в процессе    работы над темами  обучающиеся выдвигают предположения, обсуждают их, находят с помощью иллюстраций учебника,      интернета, справочниках   необходимую   информацию, производят сопоставления,     обращаясь      к    соответствующему     материалу  своего края, делают     умозаключения,     сравнивают   их с выводом в конце текста. Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над  учебными проектами, предлагаемыми в рабочих тетрадях.

 Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии, иностранным языкам которые предусмотрены в каждом учебнике с 1 по 4 класс.

Во внеурочной работе организуются творческие конкурсы, предметные олимпиады.

Учащиеся традиционно участвуют в международных играх-конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «ЧИП» и др. Школьные творческие конкурсы и мероприятия: выставки рисунков на различные тематики; конкурсы чтецов и музыкальных исполнителей.

3.4.4  Развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями 

          Прием в школу детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии, в котором указано, что ребенок может учиться в общеобразовательной школе. На каждого учащегося заполняется и ведется в течение всего времени обучения психолого-педагогическая карта, в которой фиксируются психолого-педагогические особенности развития личности учащегося; результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе.

Специальные условия обучения и воспитания детей с ОВЗ:

-вариативные формы получения образования;

-обучение в общеобразовательном классе.

3.5  Результаты внедрения программы коррекционной работы

           Результаты внедрения программы коррекционной работы отслеживаются  через систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО, которая  предполагает комплексный подход к оценке результатов образования. Ведется оценка достижений обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Приложение 1

Условия обучения, развития и воспитания детей

с особыми возможностями здоровья  и одаренных детей

Особенности развития (диагноз)

Психолого-педагогическая характеристика

Условия обучения, развития и воспитания

1.

Дети с нарушением зрения, но  не подлежащие IV виду специального  коррекционного класса.

Действительное название - «Классы охраны зрения»

Ограничение зрительного восприятия, что не влияет на весь процесс формирования и развития личности.

1.Обучение по стандартным программам.

Ввиду малой наполняемости класса (не делится на группы на предметах иностранный язык и  основы религиозных культур и светской этики - раздел учебного плана «Основы духовно-нравственной культуры») иностранный язык в классах охраны  зрения английский, модуль предмета основы религиозных культур и светской этики выбирается один для всего класса.

2.Малая наполняемость класса (12-16 чел).

3.Щадящий режим работы (смена видов  учебной деятельности, обучение только в первую смену, наличие ГПД в каждом классе, отдельное учебное здание, обучение по 5-дневной рабочей неделе).

4. Создание атмосферы эмоционального комфорта.

5. Наличие специалистов:  логопеда (по возможности), психолога, специально обученных педагогов.

6. Целенаправленная работа по сохранению   зрения.

2.

Дети с поведенческими нарушениями (нарушения в социальном развитии)

Снижение мотивации учения, инфантильность или неадекватность, негативное отношение к детям (взрослым).

Нарушение поведения.

Страхи, комплексные трудности обучения.

Повышенное внимание с первого дня. Спокойное доброжелательное отношение в сложных ситуациях, строгость, требовательность (не грубость). Эмоциональная поддержка. Контакт с родителями. Работа с психологом и социальным педагогом.

3.

Дети с ослабленным здоровьем (часто болеющие)

Низкая, неустойчивая работоспособность.

Повышенная утомляемость. Жалобы на головную боль, усталость. Трудности концентрации внимания.

Гиперактивность или заторможенность, вялость.

Щадящий режим. Противопоказаны интенсификация и усложнение программы. Ограничение дополнительных нагрузок. Индивидуальная работа.

4.

Биологический возраст отстает от «паспортного»

Трудности психологической и функциональной адаптации к школе. Снижение успешности обучения. Возможны нарушения поведения. Высокая утомляемость. Раздражительность, плаксивость при неудаче.

Щадящий режим, не рекомендуется посещение групп продленного дня, индивидуальная работа.

5.

Нарушения в личностном развитии

Занижена самооценка, отсутствует активный познавательный интерес. Возможны конфликты со сверстниками, взрослыми.

Боязнь новых кон тактов, замкнутость, привычка работать под контролем взрослых.

Отвлекать, переключать на другой вид деятельности, включать в совместные игры. Обеспечить поддержку (взглядом, жестом, словом), поощрять активность. Фиксировать и отмечать при других любые удачи и успехи. Отсутствие негативных оценок.

6.

Одаренные дети:

1. Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность).

2. Дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность).

3. Дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности.

4. Дети, хорошо обучающиеся в школе.

Высокая учебная мотивация, высокая познавательная активность, креативность. Возможны трудности в социализации.

Готовность педагога к «приятию» одаренного ребенка  (эмпатия,  увлеченность).

Методическая оснащенность (владение методическим инструментарием).

Формирование мотивационного поля (активное участие ребенка в образовательном процессе).

Взаимодействие с родителями.

Моделирование ситуации успеха (среда, психо-эмоциональный комфорт).

Индивидуализация обучения (наличие ндиивидуального плана обучения учащихся).

Опережающее и развивающее обучение.

Разнообразие предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.

Возрастание роли внеурочной деятельности.

Свобода выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Специальные условия обучения и воспитания детей с ОВЗ

Особенность

ребёнка

(диагноз)

Характерные

особенности

развития детей

Рекомендуемые условия

обучения  и воспитания

Дети с

задержкой психического развития

  1. снижение работоспособности;
  2. повышенная истощаемость;

3)неустойчивость внимания;

  1. более низкий уровень развития  восприятия;

5)недостаточная продуктивность произвольной памяти;

6)отставание в развитии всех форм мышления;

7)дефекты звукопроизношения;

8)своеобразное поведение;

9)бедный словарный запас;

10)низкий навык самоконтроля;

11) незрелость эмоционально-волевой сферы;

12) ограниченный запас общих сведений и представлений;

13) слабая техника чтения;

14) неудовлетворительный навык каллиграфии;

15)трудности в счёте через 10, решении задач

1. Соответствие темпа, объёма

и сложности учебной программы

реальным познавательным возможностям

ребёнка, уровню развития его

когнитивной сферы, уровню

подготовленности, то есть уже усвоенным знаниям и навыкам.

2. Целенаправленное развитие

общеинтеллектуальной  деятельности (умение осознавать учебные задачи, ориентироваться в условиях, осмысливать информацию).

3.Сотрудничество с взрослыми, оказание

педагогом        необходимой   помощи ребёнку,

с  учётом его индивидуальных проблем.

4. Индивидуальная дозированная помощь ученику, решение диагностических  задач.

5.Развитие у ребёнка чувствительности к помощи, способности воспринимать и принимать помощь.

6.Щадящийрежим работы, соблюдение гигиенических и валеологических требований.

7. Создание у неуспевающего ученика

 чувства защищённости и эмоционального комфорта.

8.  Безусловная     личная   поддержка ученика учителями школы.

9.Взаимодействие и взаимопомощь детей

в процессе учебной деятельности.

Дети с лёгкой

степенью умственной отсталости, в том числе,  с проявлениями аутизма (по желанию родителей и в силу других обстоятельств могут учиться в общеобразовательной школе)

1)Характерно недоразвитие

познавательных интересов: меньше испытывают потребность в познании, «просто не

хотят ничего знать»;

2) недоразвитие (часто глубокое) всех сторон психической

деятельности;

3) недоразвитие моторики;

4) недоразвитие  уровня мотивированности и потребностей;

5) недоразвитие  всех компонентов устной речи, касающихся фонетико-фонемати-ческой и лексико-граммати-ческой сторон; возможны

все виды речевых нарушений;

6) недоразвитие  мыслительных процессов – медленно формируются обобщающие понятия; не формируется словесно-логическое и абстрактное мышление; медленно развивается словарный и грамматически строй речи;

7) недоразвитие  всех видов продуктивной  деятельности;

8)  недоразвитие  эмоционально-волевой сферы.

1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности в процессе воспитания, обучения и коррекция их недостатков.

2. Формирование правильного поведения.

3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда.

4.Бытовая ориентировка и социальная адаптация как итог всей работы.

5.Комплексный характер коррекционных мероприятий (совместная работа психиатра, если это необходимо, психолога, педагога и родителей).

6.Поддержание спокойной рабочей и домашней обстановки (с целью снижения смены эмоций, тревоги и дискомфорта).

7.Использование метода отвлечения, позволяющего снизить интерес к эффективным формам поведения.

8. Поддержание всех контактов (в рамках интереса и активности самого ребёнка).

9. Стимулирование произвольной психической активности, положительных  эмоций.

10.Развитие сохранных сторон психики и преобладающих интересов, целенаправленной деятельности.

11.Применение  различных  методов, способствующих    развитию    мелкой моторики и произвольных движений (ритмика, гимнастика, ручной труд, спорт, бытовые навыки).

Дети с отклонениями в психической сфере

(состоящие на учёте у психо-

невролога,

психиатра,

психопатолога и др.)

  1. повышенная раздражительность;

2)двигательная расторможенность в  сочетании со сниженной работоспособностью;

3)проявление отклонений в характере во всех жизненных  ситуациях;

4)социальная дезадаптация проявления невропатии у детей.

1. В группу можно объединять по 3–4 ученика с   одинаковыми  пробелами в развитии      и   усвоении    школьной программы      или     со        сходными затруднениями в учебной деятельности.

2. Учёт возможностей ребёнка при организации коррекционных занятий : задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным.

Дети с нарушениями речи

  1. речевое развитие не

соответствует возрасту

говорящего;

  1. речевые ошибки

не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;

3) нарушения речи связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;

4)нарушения речи носят устойчивый характер, самостоятельно не исчезают, а закрепляются;

5) речевое развитие требует определённого логопедического  воздействия;

6) нарушения речи оказывают

отрицательное влияние на психическое развитие ребёнка.

1. Обязательная работа с логопедом.

2. Создание и поддержка развивающего речевого пространства.

3. Соблюдение своевременной смены труда и отдыха (расслабление речевого аппарата).

4.Пополнение активного и пассивного словарного запаса.

5. Сотрудничество с родителями ребёнка (контроль заречью дома, выполнение заданий логопеда).

6. Корректировка и закрепление навыков

грамматически правильной речи (упражнения на составление словосочетаний,

предложений, коротких текстов).

7. Формирование адекватного отношения ребёнка к речевому нарушению.

8.Стимулирование активности ребёнка в исправлении речевых ошибок

Дети с нарушением поведения, с эмоционально-волевыми

расстройствами, с ошибками

воспитания (дети с девантным и

деликвентным поведением,

социально -

запущенные, из социально-неблагополучных семей)

1)наличие отклоняющегося

от нормы поведения;

2)имеющиеся нарушения поведения трудно исправляются и корригируются;

3)частая смена состояния, эмоций;

4) слабое развитие силы воли;

5) дети особенно нуждаются в

индивидуальном подходе со стороны взрослых и внимании коллектива сверстников

1.Осуществление ежедневного, постоянного контроля, как родителей, так и педагогов, направленного на формирование у детей самостоятельности, дисциплинированности.

2. Терпение со стороны взрослого, сохранение спокойного тона при общении с ребёнком (не позволять кричать, оскорблять ребёнка, добиваться его  доверия).

3. Сотрудничество учителя и родителей в процессе обучения (следить, не образовался ли какой-нибудь пробел в

знаниях, не переходить к изучению  нового материала, не бояться оставить ребёнка на второй год в начальной школе, пока он не усвоил пройденное).

4. Укрепление физического и психического здоровья ребёнка.

5. Развитие общего кругозора ребёнка (посещать театры, цирк, выставки, концерты, путешествовать, выезжать на природу).

6. Своевременное определение характера нарушений у ребёнка, поиск эффективных путей помощи.

7. Чётко соблюдение режима дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 7 класса (коррекционная программа VIII вида)

В папке собраны рабочие программы по математике, русскому языку, чтению и развитию речи, биологии, истории для 7 класса с тематическим планированием для надомного обучения....

Рабочая программа по физической культуре для 3 класса по специальной (коррекционной) программе VIII вида.

Программа коррекционной работы - это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями в здоровье в освоении основной образовательной программы начального общего образования...

Рабочая программа по технологии 6-кл. обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федера...

Рабочая программа по математике специально-коррекционной программы 8 вида, 3 класс, форма обучения - индивидуальная

Рабочая программа по математике специально-коррекционной программы 8 вида, 3 класс, форма обучения - индивидуальная...

Рабочая программа учебного предмета «География» 9 класс, по коррекционной программе VIII вида

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа учебного курса "Русский язык" 8 кл. (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)

Используемый УМКПрограмма по русскому языку для 5-11 кл. / Автор-составитель: С.И.Львова. М.: Мнемозина, - 2009. С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразоват. у...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)

В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...