Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Здоровейка" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
рабочая программа на тему

Куприяшина Ирина Владимировна

Рабочая программа  внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Здоровейка" содержит материал, разработанный  в соответствии с релизацией ФГОС НОО  обучающихся с ОВЗ (для позднооглохших и слабослышащих детей).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdoroveyka_2a.docx47.29 КБ

Предварительный просмотр:

казённое общеобразовательное учреждение

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

«Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

__________ И.В.Куприяшина

     

Протокол от «26» августа 2016 г. № 1

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

____________ Р.В.Минханова

     

«26» августа 2016г.

УТВЕРЖДЕНО

на заседании педагогического совета

Протокол от  «26» августа 2016  г. № 1

Приказ от  «26» августа 2016 г. №241

Директор__________Л.Б. Козловская

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному

 направлению «Здоровейка»  для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2)    

2А класс

Куприяшиной Ирины Владимировны,

воспитателя ГПД,

первой квалификационной категории

2016- 2017 учебный год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения. Данная проблема наблюдается и у детей с нарушениями слуха, так как  нарушения слухового  анализатора приводит к уменьшению  объема  получаемой  информации, что сказывается на развитии  всех  познавательных  процессов,  и  тем  самым  влияет в первую очередь  на  процесс  овладения  всеми  видами  двигательных  навыков.

Приоритетность и актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся с нарушениями слуха нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся с нарушениями слуха здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики, через деятельные формы взаимодействия. Смысл воспитания здорового образа жизни у школьников с нарушениями слуха сводится к эффективной мотивации, причем конечной целью должен становиться не столько текущий благоприятный образ жизни, сколько формирование и ведение здорового образа жизни.

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Данная программа является  комплексной программой по формированию культуры здоровья слабослышащих и позднооглохших обучающимися с интеллектуальными нарушениями. Она включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с нарушениями слуха.  Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве о культуре здоровья.

В программу включены    различные подвижные игры.  Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Рабочая программа «Здоровейка»  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, на основе примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (вариант 2.2); авторской «Программы организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО для слабослышащих и позднооглохших, глухих обучающихся», 2015.

Цель рабочей программы «Здоровейка»  направлена на формирование основ  здорового образа и   выполнение элементарных правил здоровьесбережения.

Задачи:

  • Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.
  • Прививать навыки соблюдения правил личной гигиены.
  • Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
  • Познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга.
  • Воспитывать  культуру  игрового общения,  ценностного  отношения  к  играм  как  наследию  и к проявлению  здорового  образа  жизни.

Данная  программа строится на принципах:

  • Научности -   содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
  • Доступности -  содержание курса составлено в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
  • Коллективности – ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, с одноклассниками.

Рабочая программа «Здоровейка» рассчитана на обучающихся с нарушениями слуха 2Акласса, данная программа реализуется 1 год  и составляет 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю.  Срок проведения 2016-2017 учебный год.

Данная программа предполагает  использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника с нарушениями слуха.

Формы занятий:

  • беседы,
  • игры,
  • практические занятия.

  1. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

«ЗДОРОВЕЙКА»

  Результаты работы по данной программе внеурочной деятельности  можно оценить  по трем уровням.

На первом уровне:  приобретение  школьниками знаний  об основах здорового образа жизни; об основных нормах гигиены; о технике безопасности при занятии спортом;  об  играх разных народов.

На втором уровне:   развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре.

На третьем уровне:  применение на практике приобретенных  знаний о правилах ведения здорового образа жизни: занятие спортом, правильное питание.

Системой отслеживания  реализации данной программы являются:

  • Сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья в виде презентаций, рисунков, творческих работ.  
  • Анкетирование обучающихся с нарушениями слуха и их родителей.
  • Активное участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях обучающихся с нарушениями слуха и их родителей.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего,

часов

В том числе

Характеристика

деятельности учащихся

Теор.

Прак.

I

Моё здоровье - в моих руках

9

7

2

П: формирование умений осознанного построения речевого высказывания в устной форме.

К: участвовать в диалоге; умение слушать и понимать других.

Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной деятельности.

Л: формирование первоначальных представлений о значении здорового образа жизни.

1.1

Что такое «Режим дня»

1

1

1.2

Чистота и здоровье человека.

1

1

1.3

Микробы.

1

1

1.4

Забота о глазах

1

1

1.5

Уход за ушами

1

1

1.6.

Уход за зубами

2

1

1

1.7

Забота о коже

2

1

1

II

Здоровое питание - отличное настроение. 

6

3

3

П: формирование умений отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в тексте.

К: умение учиться работать в группе, умение договариваться, сотрудничать.

Р: учиться работать по предложенному учителем плану.

Л: формирование первоначальных представлений о значении здорового образа жизни, о его позитивном влиянии на развитие человека.

2.1

Как и чем мы питаемся.

1

1

2.2

Витамины - наши друзья и помощники.

1

 

1

2.3

Чтобы зубы были здоровыми

1

1

 

2.4

Здоровое питание – отличное настроение.

1

1

 

2.5

Вредные продукты

1

1

2.6

Здоровая пища для всей семьи

1

1

III

 Чтоб забыть про докторов

9

6

3

П: умение перерабатывать полученную информацию, делать вывод.

К: умение учиться работать в группе, умение договариваться, сотрудничать.

Р: умение отличать верное от неверного.

Л:  формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

3.1

Настроение в школе

1

1

3.2

Советы доктора Воды.

1

1

3.3

Друзья - Вода и Мыло.

1

1

3.4

Зачем человеку кожа

1

1

 

3.5

Если кожа повреждена

1

1

3.6

Глаза – главные  помощники человека

1

1

3.7

Уход за руками и ногами.

1

1

3.8

Надежная защита организма.

1

1

3.9

Осанка – стройная спина.

1

1

IV

Спорт - это здоровье.

10

6

4

П: умение перерабатывать полученную информацию, делать вывод, умение сравнивать и группировать.

К: учить умению слышать и слушать, учиться работать в группе.

Р: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Л: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

4.1

Что такое спорт?

1

1

4.2

Спортивный инвентарь.

2

1

1

4.3

Спорт и вредные привычки

1

1

4.4

Как закаляться

2

1

4.5

Плавание

2

1

4.6

Как правильно вести себя на воде

1

1

4.7

 

  Народные подвижные игры

1

1

4.8

Доктора природы

1

4.9

Сохраним здоровье летом.

1

1

Итого: 

34

22

12

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема занятий

Кол-во

часов

Содержание занятий

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

I

  Моё здоровье-в моих руках    

9

Что такое «Режим дня»

1

Формировать у детей представление о правильном режиме дня и последовательности выполнения утреннего и вечернего туалета.

07.09

Чистота и здоровье человека.

1

Закрепить знания детей об основных правилах личной гигиены.

14.09

Микробы.

1

Познакомить с микробами; уметь заботиться о глазах.

21.09

Забота о глазах

1

28.09

Уход за ушами

1

Познакомить с уходом за ушами

05.10

Уход за зубами

1

Познакомить с уходом за зубами

12.10

 Как чистить зубы

1

Научить правильно чистить зубы

19.10

Зачем человеку кожа

1

Познакомить с тем, для чего человеку кожа.

26.10

Если кожа повреждена

1

09.11

II

Здоровое питание - отличное настроение. 

6

Как и чем мы питаемся.

1

Побеседовать о питании дома и в школе.

16.11

Витамины - наши друзья и помощники

1

Познакомить  с витаминами и узнать об их пользе

23.11

Чтобы зубы были здоровыми

1

Поговорить  о продуктах которые укрепляют зубы (чеснок, лук, малина)

30.11

Здоровое питание  –отличное настроение.

1

07.12

Вредные продукты

1

Познакомить с последствием вредных продуктов.

14.12

Здоровая пища для всей семьи

1

Побеседовать о здоровой пище

21.12

III

 Чтоб забыть про докторов.

9

Настроение в школе

1

Поговорить о настроении в школе

28.12

Советы доктора Воды.

1

Познакомить с гигиенической стороной воды.

11.01

Друзья - Вода и Мыло.

1

18.01

Зачем человеку кожа

1

 

Формировать правильное отношение к личной гигиене.

25.01

Если кожа повреждена

1

01.02

Глаза - главные помощники человека

1

08.02

Уход за руками и ногами.

1

15.02

Надежная защита организма.

1

Поговорить о коже и её функции.

22.02

Осанка – стройная спина.

1

Познакомить с правилами стройной осанки.

01.03

IV

Спорт - это здоровье.                    

10

Что такое спорт?

1

Дать понятие о спорте.

15.03

Спортивный инвентарь.

1

Познакомить  со спортивным инвентарем.

29.03

Спорт и вредные привычки

1

 

 Познакомить с правилами закаливания и видами плавания.  Напомнить о правилах безопасности. Познакомить с народными играми.

05.04

Как закаляться

1

12.04

Плавание

1

19.04

Как вести себя на воде

1

26.04

Народные подвижные игры

1

03.05

 Волшебный мяч.

1

10.05

Доктора природы

1

Знать о пользе природы для здоровья человека.

17.05

Сохраним здоровье летом

1

Уметь сохранять здоровье летом.

24.05

Итого: 

34

  1. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
  1. Учебные пособия:
  • натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,)  овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, тела  виды грибов, зубные щетки,  и др.;
  • изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.;
  • измерительные приборы: весы, часы и их модели.
  1. Оборудование для  демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер.  Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровье и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровье.

      Литература

  1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М.  Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002. - 205 с.
  2. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
  3. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
  4. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
  5. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
  6. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
  7. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
  8. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
  9. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья (1-4 классы). Изд.2-е, испр. И доп.-М.:ВАКО, 2005, 208 с. - (Мастерская учителя).
  10. Патрикеев, А.Ю.  Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
  11. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
  12. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Аэробика» (для младшего, среднего, старшего школьного возраста)

Данная программа является модифицированной и составлена на основе программы по спортивной аэробике. Как и опорная программа, она содержит нормативные требования по физической, специальной, хореографич...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Фитнес детям»

Программа «Детский фитнес» для младших школьников рассчитана на 4 года обучения  (135 часов).  Программа предполагает проведение занятий  1 раз в неделю.  Продолжительность з...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» для 5А и 5Б классов на 2018-2019 учебный год.

Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «СПОРТИВНЫЙ МАРАФОН» В РАМКАХ ФГОС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «СПОРТИВНЫЙ   МАРАФОН» В РАМКАХ ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Оздоровительная гимнастика» Для 5-6 классов

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА   ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО   СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ    НАПРАВЛЕНИЮ «Оздоровительная гимнастика»Для 5-6 ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению (вариант I) «Здоровейка»

Данная программа «Здоровейка» представляет собой разработанный курс внеурочной деятельности для умственно отсталых обучающихся спортивно-оздоровительного направления....