Групповое логопедическое занятие "Дифференциация С-Ц" 2 класс
план-конспект

Материал включает конспект и слайдовую презентацию занятия для учащихся 2 класса с умственной отсталостью .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dif_s-ts_2_klass.pptx713.45 КБ
Файл konspekt_s-ts_2_kl.docx39.58 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рапорт дежурного Время года Месяц Число День недели

Слайд 2

Какая картинка лишняя?

Слайд 3

На ветку повыше воробышек СЕЛ и спасся от кошки! Остался он ЦЕЛ !

Слайд 4

Звуки С и Ц Вспомним: сигналы-опоры для различения С и Ц; Будем учиться: не путать С и Ц в слогах, словах, предложениях

Слайд 5

Различаем С и Ц С – длинный звук ( ) Ц – короткий звук (.)

Слайд 6

Характеристика звуков С и Ц     С Ц

Слайд 8

Буквы С и Ц

Слайд 9

Различаем С и Ц в слогах А С А – А Ц А О С О – О Ц О У С У – У Ц У И С Ы – И Ц Ы А С Е – А Ц Е

Слайд 10

Различаем С и Ц в слогах А С С Ц А У О Ц

Слайд 11

… орока

Слайд 12

… ова

Слайд 13

… апля

Слайд 14

кури…а

Слайд 15

… ини …а

Слайд 16

Проверь себя ! С Ц С Ц С ОРОКА Ц АПЛЯ СИНИ Ц А С ОВА К УРИЦА

Слайд 17

Проверь себя ! Синица сидит на сосне.



Предварительный просмотр:

Звуки С-Ц (занятие во 2 классе)

Цели:

  1. - закреплять у учащихся представление о сходстве и отличии звуков [С] и [Ц];

- учить различать фонемы [С] и [Ц], графемы С и Ц в слогах, словах, фразовой речи;

- закреплять навык чёткого произношения [С] и [Ц];

- активизировать словарь по теме «Птицы»,

        2. - развивать слуховое и зрительное внимание, память, фонематические процессы,     слоговой и звуковой анализ, синтез, грамматический строй речи;

             - развивать артикуляционную и мелкую моторику;

        3.  - воспитывать самостоятельность,  активность.

Оборудование: слайдовая презентация, звуковые линейки, индивидуальный раздаточный материал.

Этапы

Содержание

Действия учащихся

1.Оргмомент

-приветствие

-проверка готовности к занятию

2.Психологический настрой

-Какой урок мы начинаем?

-Давайте пожелаем себе успехов на уроке.

(Учащиеся произносят хором)

*На урок пришли мы дружно –

Получать нам знанья нужно

Не ленится, отвлекаться,

А слушать, думать и стараться.

Без ошибок чтоб писать

И пятёрки получать!

логопедия

3.Артикуляционная гимнастика

-Для чёткого произнесения всех звуков выполним артикуляционную разминку.

А)*Руки вверх мы поднимаем – рот пошире открываем.

Руки мы в венок сплетаем – букву О изображаем.

Руки вытянем вперёд – губы наши в хоботок.

Плечи расправляются – рот наш улыбается.

Челюсть опускаем – рот приоткрываем.

Б) звукоимитации:

-А теперь немного поиграем – будем изображать различные звуки речи с движениями, как артисты. Движения повторяйте за мной.

- М – корова мычит (указательными пальцами изображаем рога);

- Ф – воздух выходит из шарика (округлённые ладони расправляем и прижимаем друг к другу);

- Т – печатаем на клавиатуре;

- Х – греем руки (подышать на ладони);

 - С – качаем насос (сжатые ладони вверх-вниз);

- Ц – тишина (палец к губам).

4. Подготовка к сообщению темы занятия

Логопед демонстрирует силуэтные изображения на слайде: кошка, собака, лошадь, птица.

- Какое изображение лишнее?

Почему?

- Прослушайте стихотворение:

*На ветку повыше воробышек СЕЛ

И спасся от кошки! Остался он ЦЕЛ!

- Сравните по звучанию слова «сел – цел».

Какими звуками эти слова отличаются?

Птица.

Остальные животные.

С и Ц

5. Сообщение темы занятия.

- Мы начали учится различать звуки [С] и [Ц], не путать буквы С и Ц. Сегодня на уроке мы продолжим упражняться в их различении.

Вспомним:  сигналы-опоры для различения звуков [С] и [Ц];

Будем учиться: не путать звуки [С] и [Ц] в слогах, словах, предложениях.

- А воробышек, который помог назвать тему занятия, приготовил сюрприз вместе с другими птицами. Вы выполните все задания и получите карточку с цифрой. А для чего нужны эти цифры, узнаете в самом конце занятия.

6. Работа по теме

А) сравнение артикуляции звуков С и Ц.

Все учащиеся заполняют индивидуальные таблички с сигналами-опорами.

губы

возд.струя

С

Ц

(один учащийся устно выполняет анализ на большой таблице (слайд).

Вывод: сигналы-опоры для различения С и Ц – С - ______ ; Ц - .

Б) характеристика звуков.

Все дети определяют места звуков С и Ц на индивидуальных звуковых линейках:

гласный безударный

гласный ударный

согл. твёрд. звонкий

согл.

твёрд.

глухой

согл. мягкий звонкий

согл.

мягкий

глухой

- Почему  звуки согласные?

- Твёрдые или мягкие? Есть ли пары?

- Звонкие или глухие? Почему?

В) развитие фонематического слуха.

- Узнай и «зашифруй» слоги с С и Ц (ладошками и пальцами).

Детям даётся инструкция: если услышишь С – покажи раскрытую ладошку (горизонтально); если услышишь Ц – щёлкни пальцами правой руки по левой ладошке.

*СА  ЦА  ЦУ  СЫ  СО  СЯ  ЦО  ЦЫ  ОС  АЦ  ИС

Г) соотнесение фонем с графемами.

Дети получают два варианта заданий:

- дорисуй буквы С и Ц,

- обведи все С двумя кружками, все Ц – одним кружком.

У  С  Ц  О  И  Р  К  С  Ц Й  Ш  М  Д  Щ  В  С  И  П  Ц  С  О А  Ц  Ю  С

Д) дифференциация С и Ц в слогах

(чтение слоговых пар ) – слайд

1)АСА – АЦА       2)слоговые лучи

   ОСО – ОЦО

   УСУ – УЦУ

   ИСЫ – ИЦЫ

(Дети читают парами)

Е) дифференциация в словах.

- Что мы можем составлять из слогов?

Сейчас  мы будем учиться различать С и Ц в словах. Отгадайте загадку, запишите отгадку в нужный столбик на вашем листочке:

- с буквой С.

- буквой Ц,

- с буквами С и Ц

с

ц

с ц

*Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая.

Птица говорливая, самая болтливая. (…орока)

*Всю ночь летает – мышей добывает.

А станет светло – спать летит в дупло. (…ова)

*На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тюкнет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат. (…апля)

*Что за птица? Людей не боится.

Не летает высоко, а поёт лишь «ко-ко-ко». (кури…а)

*Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата.

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (…ини…а)

(На слайдах фото птиц – отгадок с подписями без С и Ц)

После выполнения  - фронтальная проверка по слайду «Проверь себя».

Ж) Составление предложения.

- В какой из отгадок встретились оба звука?

Составьте предложение из «рассыпанных» слов:

*Синица, сидит, на, сосне.

(Напомнить учащимся правила оформления предложения)

 - Запишите предложения на своих листках. Подчеркните С двумя чертами, Ц – одной чертой.

С – длинный

Ц – короткий

Не поются

Есть мягкая пара у С

Глухие, без голоса

Слова

синица

7. Итоги занятия

-  Вспомните, какие сигналы-опоры для звуков С и Ц вы узнали?

- Чем похожи звуки С и Ц?

- Вы получили карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6. Каждый из вас откроет часть картинки под своим номером.

- Какая картинка открылась?

Почему надо подкармливать птиц зимой?

Молодцы!

Птицы у кормушки

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы - конспекты групповых логопедических занятий в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида

В данных планах старалась отразить коррекционные цели занятий, включая специальные коррекционно - развивающие упражнения по развитию высших психических функций. Использовала доступные для учащихся с и...

Групповое логопедическое занятие с 1 классом "Звук и буква А. Игрушки".

Цель: Закрепление графического образа буквы А.Задачи: Коррекционно-образовательные:развитие звукового анализа слов;расширять и активизировать активный словарь по теме «Игрушки»;закрепление н...

Конспект открытого группового логопедического занятия в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Конспект занятия в 6 классе "Практическое употребление в речи имён прилагательных"Лексическая тема "Природа зимой"...

конспект группового логопедического занятия во 2 классе специальной (коррекционной) школы по теме: Зима. Автоматизация звука Л.

Конспект логопедического  занятия во 2 классе  специальной (коррекционной) школы "Автоматизация звука Л. Лексика: Зима."...

Проект группового логопедического занятия "Предлоги" 3 класс

Цель: Создание условий  для сформированности  представлений о смысловом значении предлогов, предлог как отдельное слово, навык предложного управления.Задачи:1....

Групповое логопедическое занятие для 2 класса

Дифференциация Ч – Щ. Различение однокоренных и родственных слов....