Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие
план-конспект на тему

Арискина Ирина Юрьевна

Развитие познавательных процессов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx185.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия

с ребенком с ОВЗ по развитию познавательных процессов

Данное занятие входит в курс образовательно-развивающих занятий для детей с умеренной степенью нарушений в интеллектуальной сфере.

Содержание занятия разработано с учетом основных направлений концепции федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Предполагает два основных направления: академический – предполагает обучение ребенка определенным знаниям, умениям и навыкам в соответствии с его психофизиологическими особенностями; жизненный (социальный) – позволяющий ребенку использовать полученные знания и умения для успешной социализации и адаптации в обществе.

Занятие построено не только на устранение имеющихся дефицитов в развитии, но и с опорой на развитие потенциала и ресурсов конкретного ребенка.

Цель занятия: Активизировать познавательные и коммуникативные способности у ребенка с интеллектуальными нарушениями

Задачи:

  • Активизировать зрительные, слуховые, тактильные ощущения;
  • Закрепить представления о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина);
  • Развивать умение соотносить реальные предметы с объемными игрушками и плоскостными изображениями;
  • Развивать мелкую моторику;
  • Отрабатывать умение действовать по образцу.

Необходимые условия для проведения занятия:

  • Стимулирование речевой и познавательной деятельности, оказание всех видов помощи;
  • Смена видов деятельности на протяжении всего занятия;
  • Учет психофизиологических особенностей ребенка (многократное повторение слов, действий и др.);
  • Создание условий для развития и проявления самостоятельности и инициативности ребенка.

Предполагаемые результаты занятия:

  • Эмоционально-положительное настроение;
  • Включенность в выполнение предложенных заданий;
  • В ходе занятия ребенком совместно с педагогом создается творческий продукт, который ребенок может унести с собой.

Формируемые и развиваемые компетенции

Ожидаемые результаты

Навыки социального поведения и коммуникации

  • Освоение и закрепление ритуалов «приветствия-прощания».
  • Проявление доброжелательности в общении.
  • Участие в совместной деятельности («лепим» снеговика)

Навыки саморегуляции деятельности и поведения

  • Ребенок понимает инструкцию.
  • Сможет удержать инструкцию.
  • Выполняет задания по образцу.
  • Сможет целенаправленно работать на протяжении занятия.

Знание сенсорного эталона «цвет»

  • Закрепит представления о цветах.
  • Сможет выбрать предметы заданного цвета.
  • Сможет составить аппликацию с учётом цвета.

Знание сенсорного эталона «форма»

  • Закрепит представления об основных формах (круг, треугольник).
  • Сможет составить аппликацию из геометрических фигур по образцу (треугольник, круг)

Продуктивные виды деятельности

  • Составит аппликацию по образцу.

Пространственная ориентация

  • Закрепит умение ориентироваться в пространстве, на листе бумаги

Двигательная сфера

  • Выполнит движения по показу взрослого

Ход занятия:

I этап - Мотивационный.

На этом этапе создаётся сказочная обстановка, ребенок постепенно включаются в игровую ситуацию, стимулируется познавательный интерес.

 - Здравствуй, …! (жду встречного приветствия). Рада видеть тебя у себя на занятии.

(Раздаются звуки сильного ветра) На улице холодно, и окна холодные. Потрогай, какие окна холодные (прикасаемся ладонями к стеклам).

 - Наши руки тоже стали холодными, давай их погреем (трем ладонь об ладонь так, чтобы они стали теплыми, после чего соединяем ладони с ладонями педагога).

На деревья, на кусты тихо падают цветы

Белые, пушистые, только не душистые

Что это? (снежинки).

 - Лови снежинки. На снежинки дует сильный ветер (дую на снежинку, которая прикреплена к нитке). Сделай вдох и подуй на снежинку, не раздувая щёк, а губы вытяни трубочкой (снежинка должна быть расположена на уровне рта на расстоянии 10 см). Молодец!

II этап - Содержательный.

На этом этапе проводятся основные упражнения и выполняются задания.

- А давай заглянем за этот сугроб.

- Что здесь? Тоже снежинки.

- А какие они? (большие и маленькие).

Давай обведем только маленькие снежинки.

C:\Users\Komp\Desktop\Презентация Microsoft PowerPoint.jpg

Физминутка.

Мы погреемся немножко, (натираем плечи)

Мы похлопаем в ладошки (хлопаем в ладошки)

Ножками потопаем (топаем на месте)

И себя похлопаем (хлопаем по коленям)

А кто еще может быть из снега? (снеговик)

К нам в гости пришёл снеговик (изображение снеговика). Он говорит: «Здравствуй, …!». Поздоровайся с ним. Но ему очень скучно, потому что у него нет друзей. Давай при помощи этих фигур соберём ему друзей.

Поводится пальчиковая гимнастика «Снеговик»

Раз - рука, два - рука.

Лепим мы снеговика.

Три - четыре, три-четыре,

Нарисуем рот пошире,

Пять - найдем морковь для носа,

Угольки найдем для глаз.

Шесть - наденем шапку косо,

Пусть смеется он у нас.

Семь и восемь, семь и восемь -

Мы плясать его попросим. Замечательно!

После пальчиковой гимнастики приступаем к аппликации.

Для того, чтобы у нас получился снеговик, мы снежные комы (круги) разного размера разместим друг над другом (на картинке показываю части снеговика, повторяем названия фигур, цвет).

На столике приготовлен материал для аппликации.

Предлагаю «слепить» нарядного снеговика.

Снеговик благодарит тебя. Теперь ему будет весело с новым другом. Попрощайся со снеговиком!

III этап - Заключительный (завершение занятия, подведение итогов).

Благодарю за хорошую работу. Прощаюсь.

Индивидуальная карта наблюдения за развитием ребенка на занятии

Критерии оценки

Критерий проявляется в достаточном объеме

(2 балла)

Критерий проявляется частично с помощью взрослого

(1 балл)

Критерий не представлен в поведении и деятельности ребенка (0 баллов)

Навыки социального поведения и коммуникации

Использует ритуалы «приветствия-прощания»

Проявляет доброжелательность в общении

Участвует в совместной деятельности (аппликация)

Навыки саморегуляции и поведения

Понимает инструкцию

Удерживает инструкцию

Выполняет задания по образцу

Целенаправленно работает на протяжении занятия

Сенсорные эталоны (цвет)

Закрепил представления о цветах (оранжевый, синий, голубой)

Выбирает фигуры заданного цвета

Составляет аппликацию с учётом цвета

Сенсорные эталоны (форма)

Закрепил основные формы (круг, треугольник)

Соотносит объёмные и плоскостные фигуры по форме

Составляет аппликацию из основных геометрических фигур по образцу

Продуктивные виды деятельности

Составляет аппликацию по образцу

Пространственная ориентация

Закрепил умение ориентироваться в пространстве, на листе бумаги

Двигательная сфера

Выполняет движения  по показу взрослого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия, разработанного для подготовительной коррекционной группы. Тема: Коррекция психических процессов и развитие речи в рамках изучения лексической темы «Дикие животные»

Данное индивидуальное коррекционно-развивающее занятие предназначено для проведения в подготовительной коррекционной группе для детей с различной  речевой и интеллектуальной патологией. Оно позво...

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ НА ЭТАПЕ ЧТЕНИЯ ЦЕЛЫМИ СЛОВАМИ + СЛОГАМИ

Задания, представленные в данном занятии помогут учителю организовать индивидуальную коррекционно-развивающую работу с ребенком, испытывающим трудности в овладении чтением....

индивидуального коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим

Данный конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим разработан для конкретного воспитанника среднего школьного возраста, с умеренной степенью умственной отсталости, проживаю...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия. Лексическая тема недели «Фрукты».

В данном занятии представлены разнообразные коррекционно-развивающие, речевые игры и упражнения, наглядные модели, раздаточный материал, которые стимулируют развитие познавательного интереса детей, ин...

конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим "Животный мир зимой"

Данный конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия составлен для воспитанника среднего школьного возраста с умеренной степенью умственной отсталости, находящегося на индивидуально-диффе...

Конспект Индивидуального коррекционно - развивающего логопедического занятия по теме: «Распространенное и нераспространенное предложение».

Урок проводился с учеником 2-го класса, обучающегося по АООП для детей с задержкой психического развития....

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с воспитанником дошкольного возраста с ОВЗ «День рождения пчёлки Жужжи» с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича.

закреплять умение считать в пределах 5, соотносить цифру с количеством предметов; уточнить, расширить элементарные представления о форме, цвете; учить различать количественный и порядковый счет, прави...