Дневник наблюдений за речевым развитием вашей крохи.
материал на тему

Андреева Светлана Николаевна

родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon дневник89 КБ
Microsoft Office document icon dnevnik_nablyudeniy.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Показатели речевого развития

Время появления

в норме

Достижения

Вашего малыша

(время появления)

Ваши

наблюдения

Слуховое сосредоточение на речевые звуки

1 мес.

Улыбка при общении со знакомыми людьми, первые звуки

2 мес.

Появление гуления

3 мес.

Комплекс оживления

3 мес.

Смех при общении со взрослыми

4 мес.

Появление «свирели» (певучего гуления)

5 мес.

Лепет

6 мес.

Начало подражаниям действиям взрослых

6 мес.

Появления и развитие модулированного лепета

8 мес.

Развитие подражательных движений(«Ладушки»)

9 мес.

Начало понимания речи

10 мес.

Первые лепетные слова с соотнесением

10-11 мес.

Понимание простой инструкции, дополняемой жестами, пять- шесть лепетных слов

11-12 мес.

Дневник наблюдений за речевым развитием нашего малыша.

Вас должно насторожить, если в 1 месяц:

  1. Отсутствует зрительное сосредоточение.
  2. Крик пронзительный или очень тихий, в виде всхлипывания или вскрикивания, обычно на вдохе.
  3. Не реагирует на голос взрослого (хаотичные движения руками и ногами или замирает).

2 месяца

1.Плохо реагирует на обращение к нему.

2.Не прислушивается к звону колокольчика и не следит глазами за погремушкой, которую перемещают из стороны в сторону

3.Недостаточная выразительность интонации при гуканьи

 

3 месяца

1.Не поворачивается в поисках источника звука.

2.Отсутствует начальное гуление

3.Не тянется полу открытой ручкой к красному предмету.

4 месяца.

1.Не улыбается, когда вы с ним разговариваете.

2.Не реагирует на перемену  интонации вашего голоса.

3.Не оборачивается, не поднимает голову в поисках звука.

5 месяцев.

1.Не может отличить доброжелательный и недовольный тон.

2. К концу пятого месяца ребёнок не произносит отдельные звуки или слоги (га-га, ба-ба)

3.Не пытается отыскивать глазами людей, которых ему называют (где папа).

6 месяцев.

1.Ребёнок не отличает мать от других женщин

2.Не даёт ориентировочной или отрицательной реакции на новое лицо.

3.Лепет отсутствует или малоактивные, без интонации; в нём нет звуков П Б М

4.Не может ухватить кубик

7 месяцев.

1.Не может стучать кубиком по столу.

2.Не пытается контактировать со взрослыми с помощью звуков.

3.Отсутствует готовность к совместной игровой деятельности со взрослыми.

8 месяцев.

1.Для привлечения внимания использует только плач.

2.Не оборачивается, когда к нему обращаются или зовут

3.Отсутствуют подражательные игровые действия –Ладушки, Сорока-ворона

4.Обильное слюнотечение, высовывает язык.

5.Не может удержать между большим и указательным пальцем пуговицу.      

9 месяцев.

1.Не может повторить за взрослым 8 различных звукосочетаний и слогов.

2.Не может стучать кубиками друг о друга.

3.Не пугается и не стесняется чужих людей.

10 месяцев.

1.Не машет головой в знак отрицания или рукой при прощании.

2.Не повторяет или не имитирует такое действие , которое вызывает смех у окружающих.

11  месяцев.

      1.  Не поддерживает чашку при питье или не может самостоятельно есть   сухарь.

     2. Реакция на нового человека, на незнакомое неадекватная.

12 месяцев

  1. Не прислушивается к музыке, не проявляет интерес к автомашинам

     Не может произнести осмысленно слова – дай, мама, ляля, на, джж-  машина, кхх-кошка, гав- собака.

  1. поведение ребенка не регулируется словами, малыш не откликается на предложение взрослых- закрой шкаф, сними шапку и т.д.
  2. не может удержать одной рукой 2 кубика маленьких или подать игрушку взрослому.
  3. обильное слюнотечение, часто открыт рот, язык лежит на нижней губе.

 

Речевое развитие  ребенка после года

Показатели речевого развития

Время появления

В норме

Достижения вашего малыша

(время появления)

Предложение из двух слов-корней .

1 год 3 мес.

Активный словарь достигает 50 слов.

1 год 6 мес.

Множественное число существительных.

1 год 8 мес.

Предложения из трёх слов, употребление винительного падежа существительных .

1 год 10 мес.

Активный словарь состоит из 200-400 слов.

2 года

Произнесение твёрдых согласных звуков [т], [д], [т]

2 года

Вас должно насторожить, если

  1. Отсутствует речь в 2 года при сохранном слухе.
  2. Ребенок в 2.5 года не говорит

Речевое развитие ребенка после 2-х лет

Показатели речевого развития

Время появления

В норме

Достижения вашего малыша

(время появления)

Употребляет местоимение «я».

2 года 3 мес.

Адекватно использует названия цветов.

2 года 6 мес.

Согласует имена прилагательных с существительными в роде(кроме среднего рода) .

К 3 годам

Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде .

К 3 годам

Активно пользуется предложно-падежными конструкциями.

С 2 лет 1 мес.

Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи.

К 3 годам

Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи.

2 года 3 месяца

Произносит твёрдые звуки [с], [з], [ц].

С 2 лет 1 мес.

Замечает неправильное звукопроизношение у других детей.

К 3 годам

Начинает подбирать рифмы к словам.

К 3 годам

 

Вас должно насторожить,

1.Отсутствие фразовой речи или резко аграмматичная фраза при сохранном слухе и нормальном интеллекте.

2.На фоне ускоренного развития речи и высокого интеллекта наблюдается нарушение плавности речи из-за судорог в артикуляционном или дыхательном отделах речевого аппарата («заикание развития»). Возможной причиной является излишняя стимуляция речи, переизбыток речевой активности, приведший к перегрузке и как следствие, к заиканию.

Показатели речевого развития

Время появления

В норме

Достижения вашего малыша

(время появления)

Употребляет в активной речи слова- названия частей предметов.

3 года 6 мес.

Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами.

С 3 лет

Использует в речи приставочные глаголы.

3 года 1 мес.

Появляется словотворчество.

С 3 лет

Различает слова, отличающиеся одной фонемой(типа «жук»-«лук»).

К 4 годам

Произносит звуки [ш] [ж] [щ] [ч] [л] [р].

К 4 годам

Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи.

К 4 годам

Может пересказать знакомую сказку близко к тексту.

К 4 годам

Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки.

К 4 годам

 Звукопроизношение далеко от нормы. В речи множественные замены: вместо шипящих произносятся свистящие([ш]-[с],  [ж] – [з],  [щ] – [с]); звук «р» заменяется на [л], [л’] или [й]. Кроме этого, возможны замены твёрдых согласных соответствующими мягкими. Речь звучит как у двухлетних.

Искажённое  произношение отдельных согласных звуков: [р] горловое; [р], произносимое без вибрации кончика языка,- одноударное; [л] двугубное, похожее на английское w ;  свистящие звуки [с]  [з]  [ц], произносимые между зубами- межзубные.

Показатели речевого развития

Время появления

В норме

Достижения вашего малыша

(время появления)

Использует родовые названия предметов.

4 года 6 мес.

Пользуется суффиксами, образующими названия профессий.

4 года 6 мес.

Может подобрать к словам  антонимы.

К 5 годам

Продолжается словотворчество.

В течение дошкольного возраста

Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа «рак»-«лак»).

4 года 6 мес.

Определяет наличие звука в слове.

4 года 6 мес.

Находит место звука в слове по трём позициям (начало, середина, конец).

К 5 годам

Может составить рассказ по картинке или серии картинок.

К 5 годам

Начало формирования внутренней(планирующей) речи.

К 5 годам

Звукопроизношение полностью соответствует норме.

С 4 лет 6 мес.

Неразвитая речь, низкая речевая активность, отсутствие любознательности, бедный словарный запас- такие проявления речевого недоразвития характерны для тяжёлых речевых нарушений.



Предварительный просмотр:

Показатели речевого развития

Время появления

в норме

Достижения

Вашего малыша

(время появления)

Ваши

наблюдения

Слуховое сосредоточение на речевые звуки

1 мес.

Улыбка при общении со знакомыми людьми, первые звуки

2 мес.

Появление гуления

3 мес.

Комплекс оживления

3 мес.

Смех при общении со взрослыми

4 мес.

Появление «свирели» (певучего гуления)

5 мес.

Лепет

6 мес.

Начало подражаниям действиям взрослых

6 мес.

Появления и развитие модулированного лепета

8 мес.

Развитие подражательных движений(«Ладушки»)

9 мес.

Начало понимания речи

10 мес.

Первые лепетные слова с соотнесением

10-11 мес.

Понимание простой инструкции, дополняемой жестами, пять- шесть лепетных слов

11-12 мес.

Дневник наблюдений за речевым развитием нашего малыша.

Вас должно насторожить, если в 1 месяц:

  1. Отсутствует зрительное сосредоточение.
  2. Крик пронзительный или очень тихий, в виде всхлипывания или вскрикивания, обычно на вдохе.
  3. Не реагирует на голос взрослого (хаотичные движения руками и ногами или замирает).

2 месяца

1.Плохо реагирует на обращение к нему.

2.Не прислушивается к звону колокольчика и не следит глазами за погремушкой, которую перемещают из стороны в сторону

3.Недостаточная выразительность интонации при гуканьи

 

3 месяца

1.Не поворачивается в поисках источника звука.

2.Отсутствует начальное гуление

3.Не тянется полу открытой ручкой к красному предмету.

4 месяца.

1.Не улыбается, когда вы с ним разговариваете.

2.Не реагирует на перемену  интонации вашего голоса.

3.Не оборачивается, не поднимает голову в поисках звука.

5 месяцев.

1.Не может отличить доброжелательный и недовольный тон.

2. К концу пятого месяца ребёнок не произносит отдельные звуки или слоги (га-га, ба-ба)

3.Не пытается отыскивать глазами людей, которых ему называют (где папа).

6 месяцев.

1.Ребёнок не отличает мать от других женщин

2.Не даёт ориентировочной или отрицательной реакции на новое лицо.

3.Лепет отсутствует или малоактивные, без интонации; в нём нет звуков П Б М

4.Не может ухватить кубик

7 месяцев.

1.Не может стучать кубиком по столу.

2.Не пытается контактировать со взрослыми с помощью звуков.

3.Отсутствует готовность к совместной игровой деятельности со взрослыми.

8 месяцев.

1.Для привлечения внимания использует только плач.

2.Не оборачивается, когда к нему обращаются или зовут

3.Отсутствуют подражательные игровые действия –Ладушки, Сорока-ворона

4.Обильное слюнотечение, высовывает язык.

5.Не может удержать между большим и указательным пальцем пуговицу.      

9 месяцев.

1.Не может повторить за взрослым 8 различных звукосочетаний и слогов.

2.Не может стучать кубиками друг о друга.

3.Не пугается и не стесняется чужих людей.

10 месяцев.

1.Не машет головой в знак отрицания или рукой при прощании.

2.Не повторяет или не имитирует такое действие , которое вызывает смех у окружающих.

11  месяцев.

      1.  Не поддерживает чашку при питье или не может самостоятельно есть   сухарь.

     2. Реакция на нового человека, на незнакомое неадекватная.

12 месяцев

  1. Не прислушивается к музыке, не проявляет интерес к автомашинам

     Не может произнести осмысленно слова – дай, мама, ляля, на, джж-  машина, кхх-кошка, гав- собака.

  1. поведение ребенка не регулируется словами, малыш не откликается на предложение взрослых- закрой шкаф, сними шапку и т.д.
  2. не может удержать одной рукой 2 кубика маленьких или подать игрушку взрослому.
  3. обильное слюнотечение, часто открыт рот, язык лежит на нижней губе.

 

Речевое развитие  ребенка после года

Показатели речевого развития

Время появления

В норме

Достижения вашего малыша

(время появления)

Предложение из двух слов-корней .

1 год 3 мес.

Активный словарь достигает 50 слов.

1 год 6 мес.

Множественное число существительных.

1 год 8 мес.

Предложения из трёх слов, употребление винительного падежа существительных .

1 год 10 мес.

Активный словарь состоит из 200-400 слов.

2 года

Произнесение твёрдых согласных звуков [т], [д], [т]

2 года

Вас должно насторожить, если

  1. Отсутствует речь в 2 года при сохранном слухе.
  2. Ребенок в 2.5 года не говорит

Речевое развитие ребенка после 2-х лет

Показатели речевого развития

Время появления

В норме

Достижения вашего малыша

(время появления)

Употребляет местоимение «я».

2 года 3 мес.

Адекватно использует названия цветов.

2 года 6 мес.

Согласует имена прилагательных с существительными в роде(кроме среднего рода) .

К 3 годам

Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде .

К 3 годам

Активно пользуется предложно-падежными конструкциями.

С 2 лет 1 мес.

Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи.

К 3 годам

Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи.

2 года 3 месяца

Произносит твёрдые звуки [с], [з], [ц].

С 2 лет 1 мес.

Замечает неправильное звукопроизношение у других детей.

К 3 годам

Начинает подбирать рифмы к словам.

К 3 годам

 

Вас должно насторожить,

1.Отсутствие фразовой речи или резко аграмматичная фраза при сохранном слухе и нормальном интеллекте.

2.На фоне ускоренного развития речи и высокого интеллекта наблюдается нарушение плавности речи из-за судорог в артикуляционном или дыхательном отделах речевого аппарата («заикание развития»). Возможной причиной является излишняя стимуляция речи, переизбыток речевой активности, приведший к перегрузке и как следствие, к заиканию.

Показатели речевого развития

Время появления

В норме

Достижения вашего малыша

(время появления)

Употребляет в активной речи слова- названия частей предметов.

3 года 6 мес.

Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами.

С 3 лет

Использует в речи приставочные глаголы.

3 года 1 мес.

Появляется словотворчество.

С 3 лет

Различает слова, отличающиеся одной фонемой(типа «жук»-«лук»).

К 4 годам

Произносит звуки [ш] [ж] [щ] [ч] [л] [р].

К 4 годам

Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи.

К 4 годам

Может пересказать знакомую сказку близко к тексту.

К 4 годам

Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки.

К 4 годам

 Звукопроизношение далеко от нормы. В речи множественные замены: вместо шипящих произносятся свистящие([ш]-[с],  [ж] – [з],  [щ] – [с]); звук «р» заменяется на [л], [л’] или [й]. Кроме этого, возможны замены твёрдых согласных соответствующими мягкими. Речь звучит как у двухлетних.

Искажённое  произношение отдельных согласных звуков: [р] горловое; [р], произносимое без вибрации кончика языка,- одноударное; [л] двугубное, похожее на английское w ;  свистящие звуки [с]  [з]  [ц], произносимые между зубами- межзубные.

Показатели речевого развития

Время появления

В норме

Достижения вашего малыша

(время появления)

Использует родовые названия предметов.

4 года 6 мес.

Пользуется суффиксами, образующими названия профессий.

4 года 6 мес.

Может подобрать к словам  антонимы.

К 5 годам

Продолжается словотворчество.

В течение дошкольного возраста

Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа «рак»-«лак»).

4 года 6 мес.

Определяет наличие звука в слове.

4 года 6 мес.

Находит место звука в слове по трём позициям (начало, середина, конец).

К 5 годам

Может составить рассказ по картинке или серии картинок.

К 5 годам

Начало формирования внутренней(планирующей) речи.

К 5 годам

Звукопроизношение полностью соответствует норме.

С 4 лет 6 мес.

Неразвитая речь, низкая речевая активность, отсутствие любознательности, бедный словарный запас- такие проявления речевого недоразвития характерны для тяжёлых речевых нарушений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дневник наблюдений за музыкальным развитием учащихся 5 - 6 класса. Автор - Вашурина А.Г.

Дневник наблюдений за музыкальным развитием 5 "В" класса в течение года и одной четверти следующего года...

Практическая работа Excel "Создание дневника наблюдений"

Правила создания и работы с Максосами...

Дневник наблюдений за здоровьем учащегося 1-го класса

методическая разработка "Дневник наблюдений за здоровьем учащегося 1-го класса" предназначена для учителей начальных классов, владеющих здоровьесберегающими технологиями...

Дневник наблюдений за учащимися

Дневник оформлен в виде книжки, заполняется быстро и легко. Основные пункты этого дневника легко использовать для написания характеристики на учащегося....

Дневники наблюдения за поведением и успеваемостью учащихся специальных (коррекционных) классов VIII вида

Вашему вниманию  предложены 2 дневника педагогических наблюден.  Первый дневник педагогических наблюдений за поведением и учебной деятельностью ученика, второй расчитан на весь класс. К ним ...

Памятка по ведению дневника наблюдения за погодой

В памятке прописано оборудование и действия при наблюдении за погодой, а также таблица для фиксации полученных данных....

Дневник наблюдений за речевым развитием малыша от рождения до школы.

Развитие в норме и отклонения, которые должны насторожить родителей ребёнка....