конспект урока по СБО для уч-ся 9 кл школы VIII вида.
план-конспект урока (9 класс) на тему

Канунникова Ирина Павловна

Конспект урока по теме "Трудоустройство" 9 класс, Методический материал можно разделить на несколько уроков, в соответствии с умственными способностями уч-ся. Сопровождается методическими разработками в виде карточек: карта готовности к выбранной профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudoustroystvo_9_kl.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

СБО 9 класс

Составила учитель высшей категории:  Канунникова И.П. г. Новомсковск.

Тема: Работа, которую выбираем мы, и работа, которая выбирает нас.

Цели:                                                                                                                              Формировать осознанный подход к выбору профессии,  умение соотносить требования, предъявляемые профессией  с индивидуальными качествами.

Задачи:

1.Воспитательная: воспитание ответственного  и  осознанного  чувства  к  выбору  профессии.                                                                                                            

2. Коррекционная: корректировать планы по выбору профессии, оценка собственной готовности к избранной деятельности.

3.Образовательная: научить выделять наиболее перспективные профессии и определять качества личности, необходимые для выбранной профессии

Ход занятия:    Упражнение « Расставь по порядку возрастания числа»- получится  тема  урока.

- Какие изменения произойдут в вашей жизни через год,  после  окончания  10  класса?

Готовы ли вы к этим изменениям?      

 « Счастье- это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой».                Просто, правда? Но только на первый взгляд.

- Вы возможно встречали людей, которым утром не хочется идти на работу. И далеко не всегда это лодыри и бездельники. Они честно делают то, что от них требуется. Они просто не любят сою работу.

- Продолжите фразу: « Вы выбираете профессию на всю жизнь, чтобы многие годы каждое утро хотелось идти на работу, уже сейчас нужно ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,» (дети дополняют)

( задуматься о будущем, выбрать работу по душе, найти свое место в жизни)

- Давайте послушаем, кем вы хотите быть.

( учащиеся называют каждый свою выбранную профессию)

- У нас обозначились две профессии:  каменщик- печник, штукатур- маляр.

- Чтобы нам удобнее было работать, разделимся на две группы

( вывесить на доску названия профессий)

- Тема нашего занятия      Работа, которую выбираем мы, и работа, которая выбирает нас.

- Мы будем говорить о вашем трудоустройстве. ( составление схемы у доски)- дети.

ТРУДОУСТРОЙСТВО----                 ТРУД                   +                          УСТРОЙСТВО

                                              ( работа, занятие, дело)                    ( найти хорошее место работы)

 - Проблема выбора профессии очень серьезна. Особенно сегодня , когда наше государство вступило в рыночные отношения  и  вы  ребята  стоите  на  пороге  выбора  профессии.

К\Р УПРАЖНЕНИЕ

- Давайте разберемся , что значит рыночные отношения, на примере, двух рабочих, которые пришли устраиваться на одно и то же место .

( работа у доски, распределить слова в два столбика)

- У кого больше шансов получить это место, выберите  из предложенных вариантов

   

     УСПЕШНЫЙ РАБОТНИК                                               НЕУСПЕШНЫЙ РАБОТНИК

СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ                      СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ

СТАЖ РАБОТЫ                                                                         БЕЗ СТАЖА РАБОТЫ

ДВЕ СМЕЖНЫЕ ПРОФЕССИИ                                              ОДНА ПРОФЕССИЯ

ХОРОШЕЕ ЗДОРОВЬЕ                                                             СЛАБОЕ ЗДОРОВЬЕ

-Какого работника предпочтет взять на работу работодатель?

- Почему? (ответы детей)

- Наверняка, прежде чем выбрать свою профессию вы познакомились со многими. Сейчас мы постараемся вспомнить те профессии, которые изображены на этих картинках и подобрать им названия профессий,  по   которым  могут  работать  уч-ся  школы  (помощник   воспитателя,  охранник,  дворник,  санитарка,  уборщик  в  магазине,  грузчик,  плотник,  штукатур-маляр…)

( работа у доски, каждый подходит, выбирает профессию и дает ей название)

- Давайте вспомним основные понятия по теме трудоустройство.

( работа у доски- распределить понятия по названию основных терминов)

( перепутанные слова расставить по порядку)???????????????????????

К\Р УПРАЖНЕНИЕ:

ПРОФЕССИЯ                     РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСТОЧНИК СУЩЕСТВОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ           ВИД ЗАНЯТИЯ В РАМКАХ ОДНОЙ ПРОФЕССИИ

ВАКАНСИЯ                        СВОБОДНОЕ МЕСТО,  ДОЛЖНОСТЬ

КАРЬЕРА                            ДОСТИЖЕНИЕ НАИВЫСШИХ РЕЗУЛЬТАТОВ

РАБОТОДАТЕЛЬ               ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ДАЕТ РАБОТУ

КВАЛИФИКАЦИЯ            УРОВЕНЬ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

- Работу  мы будем проводить по группам.   Каждая группа будет защищать свою профессию.

- Первая группа- это каменщики,

- Вторая группа- это штукатуры- маляры

( повесить названия на доску)

- Каждая группа выберет себе те фотографии, которые относятся к их профессии и повесит их на доску.

( учащиеся выбирают из фотографий те, которые относятся к их профессии по 1 человеку и вывешивают их на доску)

- А  сейчас  мы будем заполнять карту готовности к выбранной профессии, по которой каждый самостоятельно оценит свои возможности и определит насколько он готов к освоению данной профессии.

- В первой строке подпишите свое имя  и фамилию, во второй напишите название вашей профессии. Если вы уже окончательно определились с выбором профессии, то поставьте себе один балл.

- Мы достаточно много читали  и беседовали о ваших профессиях, ваша задача составить небольшой рассказ по плану  о выбранной вами профессии и один человек от группы выступит.

( составление рассказа учащимися и выступление перед классом)

                                                                    ПЛАН                                                                                                                             1. Профессия возникла ,,,,,,,,,,,,

2. В настоящее время,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

3. Штукатур- маляр ( каменщик- печник) выполняет следующие виды работ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

4. Условия труда такие: ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

- Из ваших рассказов уже можно определить какой труд  у

КАМЕНЩИКА – ПЕЧНИКА                                          ШТУКАТУРА- МАЛЯРА

( выбрать из предложенных определений: ,  УМСТВЕННЫЙ ТРУД, АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ТРУД, ЛЕГКИЙ ТРУД, ТЯЖЕЛЫЙ РУЧНОЙ ТРУД, ФИЗИЧЕСКИЙ, ТЯЖЕЛЫЙ ТРУД

- Выбор работы на вкус- дело ненадежное и не всегда выполнимое. И чтобы не только мы выбрали работу, но и она- нас нужно упорно развивать определенные профессиональные качества.

- Поработайте в группах и выберите, те качества , которые обеспечат успешность в вашей профессии.

( координация движений , точный глазомер, аккуратность,   физическая сила, выносливость, равновесие,  умение различать цвета, не бояться высоты, устойчивое внимание, увлеченность техникой, усидчивость, тонкое обоняние)

Координация движений                                                             Координация движений

Хороший глазомер                                                                      Хороший глазомер

Аккуратность                                                                               Аккуратность

Физическая сила                                                                          Выносливость                                                                              

Отсутствие боязни высоты                                                        Различение цветов

Устойчивость внимания                                                            Отсутствие боязни высоты    

                                                                                                                                                                                                                               - Обозначьте в своих картах , те профессиональные качества которые у вас недостаточно развиты.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА- Придумайте движение, которое будет имитировать основное действие штукатура – маляра и каменщика- печника и покажите его всем.

- Для того чтобы быть хорошим специалистом, нужно обладать еще соответствующими, качествами личности, подумай и назови качества, необходимые для твоей работы:

(  терпеливость, трудолюбие, уверенность в своих силах, умение преодолевать трудности,  старательность, нетерпеливость, самоуверенность )

                                                         ТРУДОЛЮБИЕ

                                                         ТЕРПЕЛИВОСТЬ

                                                         СТАРАТЕЛЬНОСТЬ

                                                         УВЕРЕННОСТЬ В СВОИХ СИЛАХ

                                                         УМЕНИЕ ПРЕОДОЛЕВАТЬ ТРУДНОСТИ

- Обозначьте в своих картах, над какими качествами личности вам еще предстоит работать.

- При выборе работы вы обязательно должны учитывать состояние своего здоровья. У каждой профессии есть свои медицинские противопоказания. Тем более, что все выбрали достаточно тяжелую физическую работу. Подумайте в группах и определите, с какими заболеваниями нельзя работать по выбранным вами профессиям.

( заболевания сердца, нервные  расстройства,  дальтонизм,  серьезные дефекты зрения, аллергия на строительный материал, частые простудные заболевания, слабое физическое развитие, быстрая утомляемость, вспыльчивость, кожные заболевания)

ЗАБОЛЕВАНИЯ СЕРДЦА                                                        ЗАБОЛЕВАНИЯ СЕРДЦА

НЕРВНЫЕ РАССТРОЙСТВА                                                   НЕРВНЫЕ РАССТРОЙСТВА

СЕРЬЕЗНЫЕ ДЕФЕКТЫ ЗРЕНИЯ                                           ДАЛЬТОНИЗМ

АЛЛЕРГИЯ НА СТРОИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ                   АЛЛЕРГИЯ НА СТР. МАТ

СЛАБОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ                         ЧАСТЫЕ ПРОСТУДНЫЕ ЗАБОЛЕВАН

 - Обозначьте в карте, те медицинские проблемы , которые у вас имеются на сегодняшний день.

- Предлагаю вам поработать с объявлениями и найти те, которые соответствуют вашей профессии.

( учащиеся работают с газетами и ищут объявления о приеме на работу)

- Как вы считаете , востребованы эти профессии или нет в Тульской  области?

К\Р УПРАЖНЕНИЕ

Вспомните какие документы нужны для поступления на работу и определите слово, которое должно получиться в итоге.

П- ПАСПОРТ

О- ОБЪЯВЛЕНИЕ

З- ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЕМЕ НА РАБОТУ

С- ДОКУМЕНТ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Д- ДОВЕРЕННОСТЬ

М- МЕДИЦИНСКАЯ СПРАВКА

И- ИНН

Р- РАСПИСКА

С- СТРАХОВОЕ ПЕНСИОННОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО

Ф- ФОТОГРАФИЯ

- В каждой профессии, есть те моменты , которые привлекают вас больше всего, и есть те моменты, которые нас не устраивают. По другому это можно сказать как «плюсы» и «минусы» выбранной профессии. Подумайте в группах и определите положительные и отрицательные стороны вашей профессии.

( большие физические нагрузки, грязная работа, высокая зарплата, возможность подработать дополнительно , востребованность профессии, работа на открытом воздухе)

 ПЛЮСЫ ПРОФЕССИИ                                              МИНУСЫ ПРОФЕССИИ

        ВЫСОКАЯ ЗАРПЛАТА                                    БОЛЬШИЕ ФИЗИЧЕСКИЕ  НАГРУЗКИ

     ВОЗМОЖНОСТЬ ПОДРАБОТАТЬ                  «ГРЯЗНАЯ РАБОТА»

     ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ПРОФЕССИИ          РАБОТА НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ

 - После окончания профессионального  лицея,  через  3-4  года  , возможно вы столкнетесь с проблемой устройства на работу .  Здесь нужно проявить максимум усилий.

- Расскажите, какие советы нужно помнить, при поиске работы. Один из способов поиска работы это написание объявления в газету, где вы предлагаете свои услуги , как специалиста по данной профессии.

- Я предлагаю вам написать объявление о поиске работы.

( учащиеся составляют объявление и зачитывают их)

-У каждого человека есть право выбора, куда пойти работать. Я предлагаю вам такой выбор.

( вывесить на доске)

- ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

- ЧАСТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

- ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

- Что вы предпочтете, почему?:

- Заканчиваем работу с картами готовности к профессиональному выбору. Укажите, где вы будете учиться  и где бы вы хотели работать после окончания училища. Если вы точно определились с выбором учебного заведения то поставьте себе 1 балл.

- Подсчитайте количество баллов и определите свою готовность к выбранной профессии. Максимальное количество баллов 5и  больше. У кого меньше 5, тот еще не готов к освоению данной профессии.                  

- А теперь вернемся  к теме нашего урока и ответим на вопрос, что же важнее чтобы мы выбирали работу, или работа выбирала нас.

- Если поставить плюс между этими выражениями- то получится самый верный вариант, который по другому можно назвать- призвание.

Ответьте мне на один вопрос, зачем вы вообще идете работать?

И какой бы ответ ни получился в итоге, искренне желаю чтобы вам всегда хотелось утром идти на работу и конечно же вечером хотелось идти домой.

За  активную  позицию  на  уроке  уч-ся  получают  - 5,  менее  активную  - 4,3

Карта  готовности  к выбору  профессии

баллы

 

Ф.и.о.

 Название

профессии

Качества  необходимы для  этой профессии

Достоинства  этой  профессии

Недостатки   этой  профессии

Проблемы  здоровья  на  сегодняшний  день

Сумма  баллов

 

Карта готовности  к выбору  профессии

баллы

Ф.и.о.

Название

профессии

Качества  необходимы для  этой профессии

Достоинства  этой  профессии

Недостатки   этой  профессии

Проблемы  здоровья  на  сегодняшний  день

Сумма  баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....

Конспект урока развития речи, 3 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 3 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Работа с закрытой картинкой "На дороге". В Приложении находятся фигурки и картинка к уроку....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

Конспект урока истории в 8 классе коррекционной школы VIII вида "Бородинская битва"

Конспект комбинированного урока по программе 8 класса школ VIII вида. Является частью в изучении темы "Отечественная война 1812 года". Урок рассчитан на 2 часа учебного времени. На уроке используются ...

Конспект урока по математике для 3 класса школ VIII вида "Закрепление таблицы умножения и деления"

Урок насыщен яркой наглядностью, большим обёмом материала по изучаемой теме. Используются различные методы и формы работы....

Конспект урока для 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Безударные гласные в корне слова".

В ходе урока у учащихся формировались общеучебные навыки, умение работать самостоятельно, внимательно слушать, применять полученные знания....

Конспект урока для 8 класса специальной(коррекционной) школы VIII вида "Различение окончаний глаголов I и II спряжения".

С целью привития интереса к данной теме на уроке использован прием активизации учащихся - путешествие в сказочную страну....