Рабочая программа коррекционно-развивающей работы для детей с ФНР, ФФНР
рабочая программа на тему

Пищик Валентина Вячеславовна

Рабочая программа  коррекционно-развивающей работы для детей с ФНР, ФФНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

2

СОДЕРЖАНИЕ:

Пояснительная записка

3

Введение

4

Цели программы

4

Задачи программы

5

Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи

7

Основные задачи коррекционного обучения

8

Система коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ФНР, ФФНР

8

Направление коррекционно-развивающей работы в подгруппах

9

Планирование индивидуальных и подгрупповых занятий на каждого ребенка с заключением ФНР, ФФНР 5-6 го года жизни

13

План логопедической работы с детьми с ФФНР

14

План подгрупповых занятий по фонетике и обучению грамоте  для детей с ФФНР

19

Тематическое планирование лексического материала в логопедической группе

23

Организация индивидуальных занятий

24

План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению

24

Формы и средства организации образовательной деятельности

27

Внедрение УМК в ДОУ

30

Преемственность во взаимодействии логопеда и воспитателя

32

Перспективный план работы с педагогами на учебный год

33

Взаимодействие с родителями

36

Перспективный план работы с родителями на учебный год

37

ПРИЛОЖЕНИЯ

42

График работы учителя-логопеда

 

Циклограмма работы логопеда

 

Речевая карта

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Пояснительная записка

Рабочая программа учителя-логопеда предназначена для детей с 4 до 7 лет с фонетическим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с простой, сложной дислалией, со стѐртой формой дизартрии, посещающих группы ГБОУ СОШ № 1935 ДО№ 2

.

Основными нормативными документами при проектировании образовательной программы по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста являются:

Методические рекомендации Министерства образования РФ «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования»;

Должностные обязанности учителя-логопеда,

Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова,А. В. Лагутина;

Общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой дошкольного учреждения детского сада.

4

Введение

Основой рабочей программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и развития интегративных качеств детей, имеющих речевые нарушения.

Задача программы относительно программы развития ДОУ и Программы «От рождения до школы»: Главная идея заключается в реализации выравнивания речевого развития детей, то есть осуществления коррекционного направления работы учителя-логопеда, являющееся под-чинѐнным, а общеобразовательное - ведущим.

Исходной теоретической и методологической основой программы

являются положения, разработанные в отечественной логопедии и

психологии Л.С.Выготским (о ведущей роли обучения и воспитания в

психическом развитии ребѐнка), П.Я. Гальпериным (о поэтапном

формировании умственных действий), Р.Е.Левиной (о трѐх уровнях речевого

развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального

образования), В.И.Лубовским, Л.Е.Журовой, Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной,

Т.А. Ткаченко, Е.М. Мастюковой и другими.

Логопедическая работа, предусмотренная программой, строится на основе теоретических положений о роли полноценных фонематических процессов в развитии речи и становления чтения и письма (Н.И. Жинкин, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.). В связи с этим программа ориентирована на овладение артикуляционными характеристиками звуков и их перцептивными признаками, которые лежат в основе восприятия речевых сообщений и определяют уровень сформированности языковой способности ребѐнка и готовности к ов-ладению грамотой.

Цель программы:

  1. построение системы коррекционно-развивающей работы на логопедическом пункте для детей для детей с ФФНР, ФНР в возрасте от 4 до 6 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и пси-хофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие;
  2. сформировать полноценную фонетическую систему языка, развивать фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях;
  3. обучать изменению просодических характеристик высказы-

ваний в зависимости от речевых намерений;

  1. развивать и совершенствовать лексико-грамматическую сис-тему и связную речь воспитанников;
  2. обеспечить систему средств и условий для устранения речевых недостатков у детей с нарушениями речи осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение дисграфии, дислексии, а также других возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

Задачи программы:

  1. обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с фонетическим недоразвитием (ФНР), с фонетико-фонематическим недоразвитием ФФНР) не отягощенного клиническими компонентами);
  2. предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.
  3. раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
  4. преодоление недостатков в речевом развитии;
  5. воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
  6. подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
  7. осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений. Коррекционно-развивающая деятельность строится на основе узкоспециальных принципов обеспечения логопедической работы:
  8. учет механизмов нарушения речи (этиопатогенетический принцип);
  9. комплексность с точки зрения развития речи дошкольников;

Проблемные поля

Физическое

развитие

Развитие познавательной сферы

личности

Развитие

эмоционально-

волевой сферы

личности

Познавательные

процессы

Речевое развитие

Нарушения

-недостаточное

- мышления;

- звукопроизно-

-проявление агрес-

6

развитие мелкой

моторики;

-недоразвитие

артикуляционно- го аппарата;

- внимания;

- памяти;

- воображения;

и др.

шения

-лексико-

грамматической стороны речи;

-фонетического

восприятия;

- несформирован-ность фразовой речи;

-ограниченность

словарного запаса;

-понимания

обращенной речи;

сивности;

-повышенная тревожность;

-проблемы коммуникативного взаимодействия;

-низкая произвольная регуляция деятельности;

- бедность социального опыта и

несформированность базисного доверия к миру, осознания собственного «Я».

  1. воздействие на все стороны речи (принцип системного подхода). Часто родители акцентируют внимание на одной речевой проблеме ребенка, не

подозревая о том, что речь недоразвита в целом;

  1. опора на сохранное звено. Преодолевая речевое расстройство, специалист сначала опирается на то, что осталось более сохранным, и лишь потом, постепенно подключает нарушенное звено к активной деятельности;
  2. учет закономерностей нормального хода речевого развития. В овладении языковыми нормами имеются свои алгоритмы, которые необходимо

учитывать;

  1. учет ведущей деятельности. Для ребѐнка дошкольного возраста такой деятельностью является игра. В процессе игры у него возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении;
  2. поэтапность: логопедический процесс длительный и целенаправленный. Выделяются следующие этапы:
  3. диагностика
  4.  (обследование, выявление речевых нарушений, разработка индивидуальной программы по коррекции (мотивирование обучаемого, подготовка органов артикуляционного аппарата, отработка правильного речевого дыхания, постановка звуков, автоматизация звуков в самостоятельной речи, дифференциация смешиваемых звуков); оценка и контроль (оценивание и динамика в обучении, проверка отсутствия рецидивов);
  1. учѐт индивидуальных особенностей. Каждый ребѐнок, в особенности ребѐнок с каким-либо отклонением, индивидуален;
  2. взаимодействие (сотрудничество с родителями.
  3.  Роль родителей в устранении речевой проблемы – одна из ведущих.

систематичность и взаимосвязь учебного материала, его конкретность и доступность, постепенность, концентрическое наращивание информации от группы для детей 4-5 лет до группы для детей 5-6 лет, по всем направле-

ниям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.

Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим

недоразвитием и фонематическим недоразвитием речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение

процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с

различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и

произношения фонем.

В речи ребѐнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.

К ФФНР, осложненному стертой формой дизартрии и сложной дислалии отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.

Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечѐткая дикция.

Незавершѐнность формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.

Коррекционно-воспитательная работа с ФФНР и ФНР строится с учетом

особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

Исходя из неоднородности состава детей на логопедической группе (с ФФНР и ФНР, обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования

данного возраста.

Направления коррекционно-развивающей работы:

  1. формирование полноценных произносительных навыков;
  2. развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
  3. развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  4. обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространѐнное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

  1. развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определѐнной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнѐнных в произношении фонем;
  2. формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.

 

Основные задачи коррекционного обучения:

1. Устранение и предупреждение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);

2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).

3. Развитие связной речи старших дошкольников.

4. Развитие коммуникативных навыков, успешности в общении.

Система коррекционно-развивающей работы

в логопедической группе для детей с ФНР, ФФНР

С 1 по 15 сентября отводится время для углубленной диагностики, сбора

анамнеза, наблюдений за детьми в режимные моменты, составления и

обсуждения плана работы на первый период работы (или на три периода).

С 15 сентября начинаются занятия с детьми в соответствии с утвержденным планом работы. Оценка темпов

динамики развития детей и составление плана работы на следующий период

проходит в рабочем порядке.

С 14 марта – итоговая диагностика, повторение пройденного материала,

речевые игры с движениями, логоритмические упражнения.

В июне при переходе детского сада на летний режим для детей

переходящих на второй год обучения проводится только индивидуальная

коррекционно-развивающая деятельность и игры на свежем воздухе.

Дни наиболее высокой работоспособности детей: вторник, среда, четверг.

Форма организации обучения – подгрупповая и индивидуальная. Для

подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, по

принципу сходности структуры речевого нарушения и особенностей развития детей. В течение года состав подгрупп меняется в зависимости от динамики преодоления речевого дефекта и по результатам коррекционно-развивающей работы.

Подгруппы формируются по 2-4 человека, периодичность занятий – 2-3

раза в неделю, не более 30 минут для детей седьмого года жизни, не более 25 минут для детей шестого года жизни, не более 20 минут для детей пятого года жизни.

Индивидуальная работа с детьми направлена на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при макси-мальном использовании всех анализаторов.

Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков

в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляци-онной базы .

Учитывается следующее:

  1. для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;
  2. звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсроченно во времени;
  3. окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.

Материал для закрепления правильного произношения звуков

подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.

Направление коррекционно-развивающей работы в подгруппах:

  1. дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной: воздушной; струи для правильного произношения звуков).
  2. артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата).
  3. пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук).
  4. автоматизация звуков в речи.
  5. дифференциация звуков в речи.
  6. развитие словаря;
  7. формирование и совершенствование грамматического строя речи;
  8. развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков язы-

кового анализа:

- развитие просодической стороны речи;

- коррекция произносительной стороны речи;

- работа над слоговой структурой слова;

- совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза;

  1. обучение элементам грамоты;
  2. развитие связной речи и речевого общения;
  3. сенсорное развитие;
  4. развитие психических функций;
  5. ознакомление с окружающей действительностью;
  6. совершенствование общей координации речи с движениями и мелкой моторикой пальцев рук;

На всех коррекционных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи.

На подгрупповой работе изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированы на индивидуальных занятиях и выносятся только легко и правильно произносимые звуки. В качестве таковых используются звуки раннего онтогенеза, восприятие которых опирается на чѐт-кие слуховые и кинестетические ощущения.

Определилась следующая последовательность в изучении звуков: Гласные: У, А, О, Э, И, Ы. Согласные: П, П', Т, К, К', М, М', Л', X X', j, С, С', 3, 3', Б, Б', Г, Г', Т', Д', Т, Д, Ш, Л, Ж, Р, Р', Ч, Ц, Щ.

Работа над формированием фонематического восприятия включает в се-бя: узнавание неречевых звуков, различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру; различение слов, близких по своему составу; дифференциацию слогов и фонем.

На основании уточненных произносительных навыков осуществляются наиболее простые формы фонематического восприятия, т. е. умение услышать заданный звук (в ряду других звуков); определить наличие данного звука в слове.

Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение, сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками (1-й этап дифференциации). Позднее, после усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков, дифференциация производится не только на слух, но и в произношении (2-й этап дифференциации).

В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа. В определенной по-

 следовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте — вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем анализ и синтез простейших односложных слов.

Развитие фонематического слуха проводится по следующему плану:

1. Формирование действия выделения звука на фоне слова (есть данный звук в слове или отсутствует).

2. Формирование действия вычленения звука из начала и конца слова (по вопросам: Назови первый звук в слове? Назови последний в слове?)

3. Выделение ударной гласной из слова.

4. Определение места звука в слове (после какого звука слышится звук в слове? Перед каким?)

На подгрупповых занятиях по формированию фонетической стороны речи используются зрительные символы гласных и согласных звуков, поскольку дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно в слуховой и зрительной опоре.

Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические ощущения, способствуют осознанному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте. С другой стороны, навыки звукобуквенного анализа, сравнение, сопоставление сходных и различных признаков звуков и букв, упражнения по анализу, синтезу способствуют закреплению навыков произношения и усвоению сознательного чтения и письма.

За это же время практически усваиваются термины: слог, слово, предложение, гласные, согласные звуки, звонкие, глухие, твердые, мягкие звуки.

Формирование функций звукового анализа проводится по

следующему плану:

1. Определение последовательности и количества звуков в слове. (Сколько звуков в слове? Назови первый, второй, третий?);

2. Фонематический анализ звукового ряда, состоящего из гласных;

3. Фонематический анализ звукового ряда, состоящего из согласного и гласного;

4. Фонематический анализ слова.

В работе по формированию фонематического анализа

осуществляется принцип системности и постепенного усложнения:

1. Сначала анализируются слова, состоящие из закрытого слога, прямого-открытого слога, обратного слога, (ум, ус, му, на, мак, дом, сын, кот, сук).

2. Слова, состоящие из одного слога (мак, бак, сук и т.д.)

3. Слова, состоящие из двух прямых открытых слогов (рама, лапа, луна, козы).

4. Слова, состоящие из прямого открытого и закрытого слогов (диван, са-

12

хар, пупок, топор, повар и т.д.).

5. Слова, состоящие из двух слогов со стечением согласных, на стыке слогов (кошка, лампа, парка, санки, ведро, утка, арбуз, ослик, карман).

6. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, грач, шкаф, врач, крот и т.д.)

7. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (волк, тигр).

8. Двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, слива).

9. Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крынка, плотник и т.д.)

10. Трехсложные слова (ромашка, кастрюля, мандарин). Работа по развитию слогового анализа и синтеза проводится вначале:

11. С использованием вспомогательных приемов: хлопки, отстукивание;

12. На основе собственного произношения;

13. На основе слухопроизносительных представлений.

Большое внимание уделяется всевозможным преобразованиям слов; например: каша - кашка - кошка - мошка. Внимание детей обращается на то, что изменение только одного звука в слове достаточно для образования нового слова.

Дети с ФФНР данной возрастной категории при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. Факторами, облегчающими и направляющими процесс становления речи, являются наглядность и моделирование плана высказывания.

Обучение связному высказыванию проходит последовательно, в

порядке постепенного убывания наглядности и «свѐртывания»

смоделированного плана:

Ответы на вопросы (построение ответа в полном соответствии с порядком слов в вопросе);

Составление рассказа по демонстрируемому действию и образцу логопеда;

Составление рассказа по выполненному действию и плану логопеда

Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию;

Составление описательного рассказа по демонстрируемому объекту и плану из вопросов логопеда;

Составление рассказа по сюжетной картине и плану из вопросов логопеда;

Составление рассказа по сюжетной картине;

Составление рассказа по серии сюжетных картин;

Пересказ рассказа с помощью опорных картинок (картинный план), по плану

из вопросов логопеда, по нарисованному ребенком плану, по плану-схеме.

Пересказ рассказа по серии сюжетных картин

Самостоятельное составление рассказа на заданную тему; пересказ.

Планирование индивидуальных и подгрупповых занятий

на каждого ребѐнка с заключением ФНР, ФФНР

5-6 го года жизни

I период – сентябрь, октябрь, ноябрь 10 недель, 10-30 занятий –1- 2-3 за-нятия в неделю,

II период – декабрь, январь, февраль 12 недель, 12-36 занятий – 1-2-3 за-нятия в неделю,

III период – март, апрель, май 12 недель, 12-36 занятий – 1-2-3 занятия в неделю.

- звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте, связная речь.

Всего 34 -102 занятия в год.

Продолжительность занятий с детьми:

ФФНР и ФНР (мономорфная дислалия) – от 3 до 6 месяцев;

ФФНР и ФНР (полиморфная дислалия) – до 1 года

ФФНР и ФНР, стѐртая форма дизартрии – 1-2 года

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устране-ния у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребѐнка.

Планирование логопедической работы с детьми 5-7 лет с заключением ФФНР

Цель: создание системы коррекционно-образовательной работы, способствующей преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников.

Задачи:

  1. провести логопедическое обследование фонетико-фонематической стороны речи детей;
  2. составить индивидуальные коррекционно-развивающие планы работы с каждым ребенком;
  3. реализовать коррекционно-развивающийпроцесс:

- развивать мелкую моторику пальцев рук, формировать предпосылки письменной речи;

- совершенствовать психологическую базу речи (внимание, память и мышление);

- формировать фонетический слух, звуковой анализ и синтез;

- развивать слоговую структуру речи;

- обучать грамоте;

  1. вести профилактическую работу и пропаганду логопедических знаний:

- принимать участие в родительских собраниях;

- проводить групповые консультации по вопросам динамики в коррекции

речевых нарушений, подготовке детей к школе;

- индивидуальные консультации;

выполнять методическую работу:

- оформление и ведение документации;

 

План логопедической работы

с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Период

Основное содержание работы

Сентябрь,

октябрь,

ноябрь,

декабрь

Совершенствование произносительной стороны речи

Закреплять навыки четкого произношения звуков (гласных и согласных), имеющихся в речи детей. Формировать умение дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику.

Корригировать произношение нарушенных звуков ([л], [л'], [с], [с'], [з], [з'] [ч], [щ], [ц], [ш], [ж], [р], [р'] и т. д.).

Развивать умение дифференцировать звуки по парным признакам (гласные - согласные, звонкие - глухие, твердые - мягкие, свистящие - шипящиеи т. д.).

Закреплять произношение звуков в составе слогов,слов, предложений, текстов.

Упражнять в произношении многосложных слов с откры-тыми и закрытыми слогами, со стечением согласных и без них.

Вводить в самостоятельные высказывания детей слова-сложной слоговой структуры.

Воспитывать правильную ритмико-интонационную и мелодическую окраску речи.

Развитие лексико-грамматических средств языка.

Расширять лексический запас в процессе изучения новых текстов (черепаха, дикобраз, изгородь, крыльцо, панцирь, музей, театр, суша, занавес,выставка).

Активизировать словообразовательные процессы: упот-ребление наименований, образованных за счет словосложения: пчеловод, книголюб, белоствольная береза, длинноногая, длин-новолосая девочка,громкоговоритель; прилагательных с различ-ными значениями соотнесенности: плетеная изгородь, камышо-вая, черепичная крыша и т. д.

Учить употреблять существительные с увеличительным значением (голосище, носище, домище).

Совершенствовать навыки подбора и употребления в речи антонимов - глаголов, прилагательных, существительных (вкатить - выкатить, внести - вынести, жадность - щедрость, бледный - румяный).

Объяснять значения слов с опорой на их словообразова-

15

тельную структуру (футболист - спортсмен,который играет в футбол). Упражнять в подборе синонимов и практическом употреблении их в речи (скупой, жадный, храбрый, смелый, не-ряшливый, неаккуратный, грязнуля).

Учить дифференцированно использовать в речи простые и сложные предлоги.

Учить образовывать сравнительную степень прилагатель-ных (добрее, злее, слаще, гуще, дальше); сложные составные прилагательные (темно-зеленый, ярко-красный).

Развивать понимание и объяснять переносное значение выражений: широкая душа, сгореть со стыда.

Совершенствовать умение преобразовывать названия про-фессий м. р. в профессию ж. р. (воспитатель - воспитательни-ца, баскетболист - баскетболистка).

Учить детей преобразовывать одну грамматическую кате-горию в другую (танец - танцевать - танцовщик - танцовщица - танцующий).

Развитие самостоятельной развернутой

фразовой речи

Закреплять умение выделять отличительные признаки предметов, объектов; составлять загадки с опорой на эти при-знаки.

Совершенствовать навыки сравнения предметов, объек-тов; составление рассказов-описаний каждого из них.

Учить подбирать слова-рифмы, составлять пары, цепочки рифмующихся слов; словосочетаний с рифмами.

Упражнять в конструировании предложений по опорным словам.

Формировать навыки составления повествовательного

рассказа на основе событий заданной последовательности.

Упражнять в распространении предложений за счет введе-ния однородных членов (сказуемых, подлежащих, дополнений, определений). Учить анализировать причинно-следственные и временные связи, существующие между частямисюжета.

Закреплять навыки составления рассказа по картине (с опорой на вопросительно-ответный и наглядно-графические планы).

Продолжать учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок; заучивать потешки, стихотворения.

Совершенствовать навыки пересказа рассказа, сказки с опорой на картинный, вопросный планы. Формировать навыки составления предложений с элементами творчества (с элемента-ми небылиц, фантазийными фрагментами).

Учить составлять рассказы с элементами творчества (до-полняя, изменяя отдельные эпизоды).

Подготовка к овладению элементарными

навыками письма и чтения

Развивать произвольное внимание, слуховую память.

Закреплять понятия «звук», «слог».

Совершенствовать навыки различения звуков: речевых и неречевых, гласных - согласных, твердых - мягких, звонких - глухих, а также звуков, отличающихся способом и местом обра-зования и т. д. Формировать умение выделять начальный глас-ный звук, стоящий под ударением, из состава слова(у - утка).

Учить анализировать звуковой ряд, состоящий из двух - трех - четырех гласных звуков.

Учить осуществлять анализ и синтез обратного слога, на-пример: ап.

Формировать умение выделять последний согласный звук в слове, например: мак.

Учить выделять первый согласный звук в слове, например: кот.

Формировать умение выделять гласный звук в положении после согласного (в слогах, словах).

Учить производить анализ и синтез прямых слогов, на-пример: са, па.

Знакомить с буквами, соответствующими правильно про-износимым звукам ([а], [о], [у], [ы], [п], [т], [к], [л], [м] —количество изучаемых букв и последовательность их изучения определяется логопедом в зависимости от индивидуальных особенностей детей); учить анализировать их оптико-пространственные и графические признаки. Учить составлять из букв разрезной азбуки слоги: сначала обратные, потом — пря-мые. Учить осуществлять звуко-буквенный анализ и синтез сло-гов.

Развивать оптико-пространственные ориентировки.

Развивать графо-моторные навыки.

II- III де-када

Января,

февраль,

март,

апрель,

май

Совершенствование произносительной стороны речи

Продолжать закреплять и автоматизировать поставленные звуки в самостоятельной речи.

Развивать умение дифференцировать на слух и в речи оп-позиционные звуки ([р] - [л], [с] - [ш], [ш] - [ж] и т. д.); форми-ровать тонкие звуковые дифференцировки ([т] - [т'] - [ч], [ш] - [щ], [т] - [с] - [ц], [ч] - [щ] и т. д.).

Развивать умение анализировать свою речь и речь окру-жающих на предмет правильности ее фонетического оформле-ния.

Продолжать работу по исправлению нарушенных звуков ([р], [р'], [ч], [щ]).

Совершенствовать навыки употребления в речевом кон-тексте слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости.

Продолжать работу по воспитанию правильного темпа и ритма речи, ее богатой интонационно-мелодической окраски.

Развитие лексико-грамматических средств языка

Уточнять и расширять значения слов (с опорой на лекси-ческие темы).

Активизировать словообразовательные процессы: объяс-нение и употребление сложных слов (стекловата, Белоснежка, сладкоежка, самокат, снегокат); объяснение и практическое употребление в речи существительных с уменьшительно-ласкательным, увеличительным значением (кулак - кулачок -кулачище).

Закреплять употребление обобщенных понятий на основе их тонких дифференциаций (цветы: полевые, садовые, лесные).

Совершенствовать навык употребления в самостоятельной речи сложных предлогов.

Учить объяснять и практически употреблять в речи слова с переносным значением (ангельский характер, ежовые рукавицы, медвежья услуга и др.).

Совершенствовать умение подбирать синонимы (прекрас-ный, красивый, замечательный, великолепный).

Учить употреблять эти слова в самостоятельной речи.

Закреплять навыки согласования прилагательных с суще-ствительными в роде, числе, падеже.

Закреплять навыки согласования числительных с сущест-вительными в роде, падеже.

Продолжать учить подбирать синонимы и употреблять их в самостоятельной речи (молить - просить - упрашивать; пла-кать - рыдать -всхлипывать).

Совершенствовать умение преобразовывать одни грамма-тические формы в другие (веселье - веселый - веселиться - весе-лящийся). Продолжать учить объяснять и практически употреб-лять в речи слова переносного значения (смотреть сквозь розо-вые очки, собачья преданность, работать спустя рукава, заки-дать шапками).

Развитие самостоятельной фразовой речи

Закреплять навыки выделения частей рассказа, анализа причинно-следственных и временных связей, существующих-между ними. Продолжать совершенствовать навыки распро-странения предложений за счет введения в них однородных чле-нов предложения.

Продолжать совершенствовать навык пересказа сказок, рассказов:

• с распространением предложений;

• с добавлением эпизодов;

• с элементами рассуждений; с творческим введением новых частей сюжетной линии (начала, кульминации, завер-шения сюжета).

Заучивать стихотворения, потешки.

Совершенствовать навыки составления рассказов-описаний (одного предмета, двух предметов в сопоставлении).

Продолжать учить составлять рассказ по картине, серии картин.

Закреплять умения составлять словосочетания, предложе-ния с рифмующимися словами.

Совершенствовать навыки составления развернутого рас-сказа о каком-либо событии, процессе, явлении за счет подроб-ного, последовательного описания действий, поступков, его со-ставляющих.

Подготовка к овладению элементарными навыками

письма и чтения

Продолжать развивать оптико-пространственные ориенти-ровки.

Совершенствовать графо-моторные навыки. Закреплять понятия, характеризующие звуки: «глухой», «звонкий», «твер-дый», «мягкий»; введение нового понятия «ударный гласный звук».

Закреплять изученные ранее буквы, формировать навыки их написания.

Знакомить с буквами, обозначающими звуки, близкие по артикуляции или акустическим признакам ([с] - [ш], [с] - [з], [п] - [б] и т. д.).

Закреплять графические и оптико-пространственные при-знаки изученных букв, формировать навыки их дифференциа-ции.

Продолжать формировать навыки деления слова на слоги.

Формировать операции звуко-слогового анализа и синтеза на основе наглядно-графических схем слов (например: вата, кот).

Вводить изученные буквы в наглядно-графическую схему слова.

Обучать чтению слогов, слов аналитико-синтетическим способом.

Формировать навыки написания слогов, слов (например: лапа).

Знакомить со словами более сложной слоговой структуры (шапка, кошка), учить их анализировать, выкладывать из букв разрезной азбуки, читать и писать.

Формировать навыки преобразования слогов, слов с по-

мощью замены букв, удаления или добавления буквы (му - пу, мушка - пушка, кол - укол и т. д.).

Учить определять количество слов в предложении, их по-следовательность.

Учить выкладывать из букв разрезной азбукии читать не-большие предложения.

Формировать навык беглого, сознательного, послогового чтения коротких текстов.

В итоге логопедической работы речь детей должна соответствовать

языковым нормам по всем параметрам. Таким образом, дети должны

уметь:

• свободно составлять рассказы, пересказы;

• владеть навыками творческого рассказывания;

• адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные

предложения, усложняя их придаточными причины и следствия,

однородными членами предложения и т. д.;

• понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные

предлоги;

• понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;

• овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти

навыки на другой лексический материал;

• оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нор-мами

русского языка;

• овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.

Помимо этого, у детей должны быть достаточно развиты и другие

предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к

школьному обучению;

• фонематическое восприятие,

• первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза,

• графо-моторные навыки,

• элементарные навыки письма и чтения (печатания букв,слогов, слов

икоротких предложений).

План подгрупповых занятий

по фонетике и обучению грамоте на логопункте для детей с ФФНР

период

ме-сяц

содержание работы

I

сентябрь

Звуковая сторона речи:

1. Фонетический слух

2. Фонетический слух

Просодическая сторона речи:

1. Звукослоговые ряды с различной интонацией, силой голоса и ударением

2. Звуковая оболочка слова

3. Интонационные средства выразительности

Мелкая и артикуляционная моторика:

1. Динамический праксис рук по образцу и по инструк-ции

2. Артикуляционные упражнения и позы, характери-зующие гласные звуки

октябрь

Звуковая сторона речи:

1. Звук и буква А

2. Звук и буква Э, Ә

3. Звуки У. Буква У

Просодическая сторона речи:

1. Звуковая оболочка слова

2. Интонационные средства выразительности

3. Громкость слова, темп речи

Мелкая и артикуляционная моторика:

1. Динамический праксис рук по образцу и по инструк-ции

2. Артикуляционные упражнения и позы, характери-зующие гласные звуки и звуки А, У, Э

ноябрь

Звуковая сторона речи:

1. Звуки И. Буква И

2. Звуки О. Буква О

3. Звуки Ы. Буква Ы

4. Звуки Ӛ. Буква Ӛ

Просодическая сторона речи:

1. Интонационные средства выразительности

2. Ритмический рисунок слова, фразы

Мелкая и артикуляционная моторика:

1. Динамический праксис рук по образцу и по инструк-ции

2. Артикуляционные упражнения и позы, характери-зующие

гласные звуки и звуки И, О, Ы, Ӛ

II

декабрь

Звуковая сторона речи:

1. Звуки М. Буква М

2. Звуки П. Буква П

3. Звуки Т. Буква Т

Слоговая структура слова:

1. Гласные в положении после согласных

2. Анализ и синтез прямого открытого слога

Грамматический строй речи:

1. Согласование прилагательного и существительного в

 

роде, числе и падеже

2. Образование относительных прилагательных

3. Употребление предлогов

Связная речь:

1. Составление предложения по демонстрационной кар-тинке

2. Распространение предложений

январь

Звуковая сторона речи:

1. Звуки К, Кь

2. Звуки П, Пь.

3. Звуки П-Т-К

4. Звуки Т, Ть.

Слоговая структура слова:

1. Место звука в слове

2. Анализ и синтез прямого открытого слога

Грамматический строй речи:

1. Однокоренные слова

2. Относительные прилагательные

Связная речь:

1. Составление предложения по демонстрационной кар-тинке,

вопросу

2. Составление предложения по опорным словам

февраль

Звуковая сторона речи:

1. Звук и буква М-Мь

2. Звук Ш

3. Звуки Ж-З

4. Звуки Д-Дь

Слоговая структура слова:

1. Место звука в слове

2. Анализ и синтез прямого открытого слога

Грамматический строй речи:

1. Сложные слова

2. Относительные прилагательные

Связная речь:

1. Разучивание стихотворений

2. Пересказ

III

март

Звуковая сторона речи:

1. Звуки Ф-Фь

2. Звук В

3. Звуки Г-Гь

4. Звуки К-Кь

Слоговая структура слова:

1. Место звука в слове

2. Анализ и синтез односложных слов

Грамматический строй речи:

1. Сложные слова

2. Относительные прилагательные

Связная речь:

1. Диалог с логопедом и друг с другом

2. Пересказ

апрель

Звуковая сторона речи:

1. Звук С-Сь

2. Звуки Х-Һ

3. Звук З-Зь, С-З

4. Звуки Л-Ль

Слоговая структура слова:

1. Место звука в слове

2. Анализ и синтез односложных слов

Грамматический строй речи:

1. Сложные слова

Связная речь:

1. Разучивание стихотворений

2. Диалог с логопедом и друг с другом

май

Звуковая сторона речи:

1. Звуки Р-Л

2. Звуки Р-Рь

3. Звуки Н-Ң

4. Звуки Ж-Ш

Слоговая структура слова:

1. Место звука в слове

2. Анализ и синтез односложных слов

Грамматический строй речи:

1. Сложные слова

Связная речь:

1. Разучивание стихотворений

2. Диалог с логопедом и друг с другом

Контрольные параметры:

- Знает и умеет анализировать артикуляцию звуков.

- Дифференцирует понятия «звук – слог – слово».

- Умеет правильно определять и произносить гласные и согласные звуки.

- Умение выделять первый звук из начала слова, последний – из конца слова

- Выделяет исследуемый звук среди слогов, слов

- Различает фонемы, близкие по способу и месту образования и акустиче-ским

признакам: а) звонкие и глухие, б) шипящие и свистящие, в) соноры.

23

- Называет картинки и определяет отличия в названиях.

- Определяет наличие или отсутствие заданного звука в слове на слух, по

картинке.

- Владеет навыком подбора слов с заданным звуком и интонационно вы-деляет его.

- Проявляет интерес при открытии новых знаний о звуках.

- Определяет места заданного звука в словах (начало, середина, конец).

- Раскладывает картинки в 2 ряда с заданными звуками.

Тематическое планирование лексического материала в логопедиче-ской группе

Месяц

Неделя

Темы занятий

Подготовительная группа

сентябрь

1-2-я

Обследование детей

3-я

Игрушки

4-я

Овощи

октябрь

1-я

Фрукты

2-я

Осень

3-я

Одежда

4-я

Обувь

ноябрь

1-я

Дом и его составляющие

2-я

Мебель

3-я

Посуда

4-я

Зима

декабрь

1-я

Подготовка к Новому году

2-я

Домашние животные и их детѐныши

3-я

Домашние птицы

4-я

Дикие животные и их детѐныши

24

январь

1-я

Зимующие птицы

2-я

Продукты

3-я

День защитника Отечества

4-я

Детский сад

февраль

1-я

Работники детского сада и их обязанности

2-я

Спорт

3-я

Лес

4-я

Грибы

март

1-я

Праздник 8 Марта, Мамин день

2-я

Семья

3-я

Москава-столица России

4-я

Наземный транспорт

апрель

1-я

Воздушный, морской и речные транспорты

2-я

Весна

3-я

Весенние полевые и огородные работы

4-я

1-Мая праздник трудящихся

май

1-я

Деревья

2-я

Цветы

3-я

Насекомые

4-я

Лето

Организация индивидуальных занятий

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными

25

психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10 минут.

ФНР – 1-2 раза в неделю;

ФФНР – 2-3 раза в неделю;

На индивидуальных занятиях с детьми выполняются:

1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков).

2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата).

3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук) штриховки, выкладывание букв из палочек, соединение букв в слоги, слогов - в слова и т. д.

4. Постановка звуков разными способами.

5. Автоматизация звуков в речи.

6. Дифференциация звуков в речи.

На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктив-ного праксиса.

План

индивидуальной коррекционной работы

по звукопроизношению

I. Подготовительный этап.

Задача: тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня мини-мальной достаточности для постановки звуков;

в) в процессе систематических тренировок овладение комплексом паль-чиковой гимнастики;

г) укрепление физического здоровья (консультации врачей - узких спе-циалистов при необходимости медикаментозное лечение, массаж)

II. Формирование произносительных умений и навыков.

Задачи:

а) устранение дефектного звукопроизношения;

б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артику-ляционно и акустически; в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамма-тически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

26

1). Постановка звуков. Последовательность:

-свистящие С, 3, Ц, С’, 3'

- сонор Л'

- шипящий Ш

- шипящий Ж

- сонор Л

- сонорыР, Р'

- шипящие Ч, Щ

Способ постановки: (по подражанию, от базовых звуков, механический, смешанный).

Подготовительные упражнения

(кроме артикуляционной гимнастики):

для свистящих:«Лягушата», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Чистим нижние зубки», «Расчѐсочка», «Футбол», «Фокус»;

для шипящих: «Бублик», «Вкусное варенье», «Маляр», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»; «Фокусник»

для Р, Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет», «Фокусник»;

для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык», «Чистим верхние зубки», «Катушечка», «Пароход гудит», «Самолѐт летит».

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

2). Автоматизация каждого исправленного звука в слогах:

По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:

а) С, С', 3, 3' Ш, Ж, Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных; При дизартрии - сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию

3). Автоматизация каждого исправленного звука в словах:

Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

4). Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в

27

произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.

5).Дифференциация звуков:

С – З, С – Ц, С – Ш;

Ж – З, Ж – Ш;

Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л

6). Автоматизация в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).

III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков ана-лиза и синтеза слов параллельно с коррекцией звукопроизношения.

IV. Систематические упражнения на развитие внимания, мышления на отработанном материале.

V. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произно-симых звуков.

- Лексические и грамматические упражнения.

- Нормализация просодической стороны речи.

- Обучение рассказыванию.

Контрольные параметры:

Дифференцирует понятия «слово», «предложение»;

Имеет представление о словах, обозначающих предмет, признак и дейст-вие предмета и практически использует их в речи;

Знает и различает одушевлѐнные и неодушевлѐнные предметы;

Владеет основными способами словообразования и практически исполь-зует в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголы с разными приставками;

Умеет согласовывать слова в роде, числе, падеже;

Умеет выделять предлоги как отдельное служебное слово.

Проявляет интерес к усвоению основных способов словообразования и словоизменения.

Владеет навыками составления простых, простых распространенных и сложных предложений, по вопросам, демонстрации действий, по картинке;

Умеет строить связное высказывание (рассказ, пересказ).

На всех коррекционных занятиях проводится совершенствование мотор-ных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формирова-нием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углуб-ленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи.

Логопед привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе че-рез систему взаимодействия.

Рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно при необходимости в письменной форме в тетради.

. Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей в речевом развитии.

Программа содержит описание оснащения предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете. «Паспорт логопедического кабинета».

Необходимым условием реализации образовательной программы является наличие основной документации:

1. Речевая карта на каждого ребѐнка зачисленного на логопедической группе.

2. Рабочая программа логопедической работы (куда входят годовой, перспективно-календарный и индивидуальный планы).

3. Индивидуальная тетрадь ребѐнка.

4. Отчѐт учителя-логопеда.

Формы и средства организации образовательной деятельности

Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября.

Основную нагрузку несѐт индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа, которая проводится 2 - 3 раза в неделю с каждым ребѐнком.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, продолжительностью 20 - 30 минут.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.

В результате логопедической работы отслеживается через мониторинговые исследования два раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и индивидуальные маршруты коррекции. В результате мониторинга находят отражение в речевых картах детей. Сроки проведения мониторинговых исследований в октябре и в марте.

В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему компоненты:

1. Звукопроизносительная сторона речи.

2. Лексико- грамматический строй речи.

3. Состояние словарного запаса и навыки словообразования.

4. Понимание логико-грамматических отношений.

5.Связная самостоятельная речь.

Изучение состояния звуковой стороны речи

При обследовании произношения следует отмечать не только отсутствие или замену звуков, но и отчетливость, ясность произношения, их дифференциацию, особенности темпа речи, речевого дыхания.

Оценка:

  1. 3 балла (высокий уровень) – безукоризненное произношение всех групп звуков в любых речевых ситуациях;
  2. 2 балла (средний уровень) – один или несколько звуков группы изолиро-вано произносятся, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т.е недостаточно автоматизированы;
  3. 1 (низкий уровень) – искажениям во всех речевых ситуациях подвергают-ся все звуки групп.

Критерии оценки лексической стороны речи

Необходимо выявить способность ребѐнка быстро подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова. Для этого используются следующие за-дания:

  1. Называние предмета и его частей.
  2. Стул (ножки, спинка, сиденье)

Чайник (крышка, ручка, донышко, носик)

Дерево (корни, ствол, ветки, листья)

  1. Употребление обобщающих слов.
  2. Знание названий животных и их детѐнышей.

Подбор прилагательных к имени существительному (2-3 слова). Пример: солнце (какое?), апельсин (какой?), лиса (какая?), облака (какие?).

  1. Подбор антонимов к существительным, прилагательным, глаголам.

Весѐлый – Широкий – Большой – Злой – Друг – Говорить – Ссориться – Хва-лить – Сухой – Больной

Исследование грамматического строя речи

  1. Выявляется правильность построения грамматической структуры пред-ложения. Инструкция: посмотри на картинку и составь предложение о том, что здесь изображено. Предъявляется 3 картинки.
  2. Выявляется характер использования и понимания грамматических кате-горий числа и рода.

30

  1. Понимание пространственного значения предлогов.
  2. Преобразование существительных единственного числа во множествен-ное.
  3. Употребление имѐн существительных в родительном падеже множест-венного числа.
  4. Выявление степени владения навыками словообразования.
  5. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  6. Образование притяжательных прилагательных.
  7. Образование относительных прилагательных.
  8. Образование качественных прилагательных

Критерии оценки связной речи

Предлагается прослушать и пересказать небольшие по объѐму рассказы или сказки. Пересказ детей анализируется по следующим показателям:

  1. высокий уровень(3 балла) – правильное воспроизведение текста. Ребѐнок правильно формулирует основную мысль текста, последовательно и точ-но строит пересказ, грамматически правильно строит предложения, ис-пользует сложные предложения.
  2. Средний уровень(2 балла) – допускает незначительные отклонения от текста, принимает небольшое количество подсказок.
  3. Низкий уровень(1 балл) – неверное воспроизведение текста, нарушения структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходи-мость в постоянных подсказок.

Преемственность во взаимодействии логопеда и воспитателя.

Большой проблемой в реализации основных направлений содержатель-ной работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения, является осу-ществление конкретного взаимодействия воспитателя и логопеда в условиях массовой группы и логопедического пункта, обеспечение единства требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образова-тельно-воспитательного процесса и преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.

Образовательная программа предполагает взаимодействие логопеда с воспитателями, которое осуществляется в разных формах. Это совместное со-ставление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение занятий и совместное проведение ин-тегрированных комплексных занятий; Для календарного планирования воспи-тателей логопед указывает лексические темы на месяц.

Основными задачами взаимодействия в работе логопеда и воспитателя являются.

1. Формирование правильного произношения.

2. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.

3. Развитие навыка связной речи.

Вместе с тем функции воспитателя и логопеда определены и разграниче-ны.

Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя.

Задачи, стоящие перед учите-лем-

Логопедом.

Задачи, стоящие перед воспи-тателем.

1. Создание условий для проявления

речевой активности и подражатель-ности, преодоления речевого негати-визма.

1. Создание обстановки эмоциональ-ного благополучия детей в группе.

2. Обследование речи детей, психи-ческих процессов, связанных с ре-чью, двигательных навыков

2. Обследование общего развития

детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей воз-растной группы.

3. Заполнение речевой карты, изуче-ние результатов обследования и оп-ределение уровня речевого развития ребенка.

3. Изучение результатов с целью пер-спективного планирования работы.

4.Обсуждение результатов обследования.

5. Развитие слухового внимания де-тей и сознательного восприятия речи.

5. Воспитание общего и речевого

поведения детей, включая работу

по развитию слухового внимания.

6. Развитие зрительной, слуховой,

вербальной памяти.

6. Расширение кругозора детей.

7. Обучение детей процессам анали-за, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям.

7. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, ве-личине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей).

8. Развитие подвижности речевого

аппарата, речевого дыхания и на этой

основе работа по коррекции звуко-произношения.

8. Развитие общей, мелкой и артику-ляционной моторики детей.

9. Развитие фонематического воспри-ятия детей.

9. Выполнение заданий и рекоменда-ций логопеда.

10. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений.

10. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях.

11. Развитие восприятия ритмико-

слоговой структуры слова.

11. Развитие памяти детей путем

заучивания речевого материала

разного вида.

35

12. Формирование предложений раз-ных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации

12. Контроль за речью детей по реко-мендации логопеда, тактичное ис-правление ошибок

13. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой

общения.

13. Развитие диалогической речи де-тей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной дея-тельности детей, поручений в соот-ветствии с уровнем развития детей.

14. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, со-ставлять рассказы-описания, расска-зы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала заня-тий воспитателя для закрепления его работы.

14. Формирование навыка составле-ния короткого рассказа, пересказа.

1. Развитие речи (воспитатели).

Развитие фонематического слуха и формирование фонематического вос-приятия на занятиях по развитию речи, а также в свободной деятельности (раз-личные дидактические, подвижные игры для развития речи).

Расширение и активизация словарного запаса детей. Рассказывание и чтение воспитателем художественной литературы, рассматривание детьми кар-тин и беседы по вопросам.

Заучивание программных стихотворений. Развитие монологической речи осуществляется при составлении рассказов – описаний, рассказов по картине и серии картин, пересказов знакомых сказок.

Проведение повседневного наблюдения за состоянием речевой деятель-ности детей, осуществление контроля за правильным использованием постав-ленных или исправленных звуков, отработанных на занятиях грамматических форм по рекомендациям логопеда в тетрадях взаимодействия.

Развитие познавательных интересов детей в ходе занятий, экскурсий, игр, а также в свободной деятельности.

При организации образовательной деятельности прослеживаются при-оритеты в работе учителя-логопеда и воспитателей:

Приоритеты учителя-логопеда:

- звукопроизношение;

- фонематические процессы;

- языковой анализ;

Приоритеты воспитателей:

- моторный праксис;

- психологическая база речи;

- обогащение и активизация сло-варя;

2. Музыкальное воспитание (музыкальный руководитель)

Выполнение следующих упражнений: для развития основных движений

мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития ―мышечного чувства‖, развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

Пляски под пение, хороводы, игры с пением, шумовые оркестры. Музы-кально – дидактические игры, способствующие развитию фонематического слу-ха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, распевки, вокализы на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических заняти-ях, этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации.

Перспективный план работы с педагогами

на 2015– 2016 учебный год

Цель:

рационально организовать совместную деятельность специалистов в коррекционно-педагогическом процессе для осуществления задач, определенных образовательными программами и положением о ДОУ

Задачи:

  1. планировать и координировать психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи;
  2. нацелить педагогов на участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, на развитие сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укрепление здоровья;
  3. правильно использовать кадровый потенциал и рабочее время педагогов с максимальной отдачей;
  4. определять основные направления коррекционно-развивающей работы специалистов;
  5. умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.

Мероприятия

Срок

Ответственные

Организационные мероприятия

Анкетирование родителей с це-лью получения информации о ран-нем психофизическом развитии де-тей и выявления запросов, пожела-ний

Сентябрь

логопед, медсестра,

воспитатель-логопед,

Обсуждение и утверждение годо-вого плана совместной работы уча-стников коррекционно-педагогичес-кого процесса по преодолению ре-чевых нарушений и совершенство-ванию познавательной сферы у де-тей.

Сентябрь

заведующий МБДОУ,

логопед,

муз. руководитель,

воспитатели

Выставка книг, методических по-

Январь

логопед,

собий, дидактических игр, исполь-зуемых в коррекционно-педагоги-ческой работе

воспитатели,

музыкальный

руководитель

Оформление стендов, папок-пере-движек для родителей с рекоменда-циями профильных специалистов

Ежемесячно

логопед

Формирование у педагогов, родителей информационной готовности к

коррекционной работе с детьми, имеющими речевые проблемы

Специфика работы воспитателей, специалистов с детьми логопедиче-ской группы (семинар-практикум)

Ноябрь

учитель-логопед,

Консультативно-информационная

помощь воспитателям, специали-стам, родителям:

— организация индивидуальных занятий с ребенком;

— методика проведения артику-ляционной гимнастики;

— личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка;

— создание предметно-разви-вающей и обогащенной речевой среды в группах;

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

В течение

года

учитель-логопед,

старший воспитатель

3. Взаимодействие с родителями (или лицами, их заменяющими)

После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям (или лицам, их заменяющим) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребѐнка. Далее учитель – логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребѐнком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.

Программа предусматривает:

- активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытые занятия, обучающие занятия – практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.);

- помощь ребѐнку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для занятий дома;

- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка, систематические занятия с ребѐнком дома по закреплению изученного на логопедических занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;

- создание положительного эмоционального настроя на логопедические

занятия, формирование интереса ребѐнка к собственной речи и желания научиться говорить правильно.

В работе с детьми опираемся на методологические подходы развивающего обучения:

- необычное начало занятия;

- присутствие на занятии ―духа открытия‖;

- удержание взрослым паузы для ―включения‖ мыслительных процессов детей;

- предусмотренность при подготовке к проведению занятия вариативности ответов детей;

- не оставление без внимания ни одного ответа;

- развитие речи в любых формах деятельности;

- учѐт возможностей и терпимое отношение к затруднениям детей;

- обучение видению многовариативности выполнения задания;

- поддержка у детей ощущения успешности.

Перспективный план работы с родителями

на 2015 – 2016 учебный год

Цель:

выстроить свою работу в последовательности «Логопед – ребѐнок –родитель», помогающей установить партнѐрские отношения с семьѐй ребенка, а также объединить усилия для коррекционного воздействия и осуществлять взаимопомощь при решении возникших проблем.

Задачи:

  1. изучить особенности педагогической наблюдательности родителей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями;
  2. установить партнѐрские отношения с семьѐй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
  3. повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми;
  4. привлечь родителей к участию в педагогическом процессе в условиях логопедического пункта МБДОУ;
  5. формировать навыки наблюдения за ребѐнком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений;
  6. воспитывать привычку обращаться к учителю-логопеду за помощью в вопросах коррекции и воспитания детей с проблемами речевого развития;
  7. систематизировать и пополнять практический материал, которым могли бы воспользоваться родители в осуществлении работы во взаимодействии учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями.

Формы и

методы

Направление, тематика, со-держание деятельности

Сроки

39

работы

1

Анкеты.

Знакомство с индивидуальными особенностями ребѐнка для повыше-ния эффективности коррекционно-воспитательной работы (ознакоми-тельная).

Выявление отношения к логопе-дической работе с детьми и мнения о работе учителя-логопеда (для родите-лей, имеющих детей с речевыми на-рушениями)

октябрь

май

2

Беседы:

ознакомительные

Установление доверительных отношений между семьѐй и учителем-логопедом, создание полноценных ус-ловий для эмоционально-психического

здоровья детей.

Октябрь

ноябрь

индивидуальные

Сбор анамнестических данных детей, направленных на логопедиче-ских групп ДОУ. Беседы по результа-там комплексного психолого-логопеди-ческого обследования детей. Ознакомление с индивидуальным пла-ном-программой работы на учебный год. Совместное нахождение методов и способов логопедической помощи ребѐнку.

сентябрь

в

течение

года

тематические

Влияние среды общения на раз-витие ребѐнка. Выявление потребно-стей детей в условиях семейного вос-питания.

ноябрь-

декабрь

3

Родительские собрания

1. «Давайте познакомимся». Знаком-ство с графиком работы логопедиче-ской группы. Требования, особенности и специфика занятий на логопедиче-ской группы. Знакомство с результа-тами диагностики. Основные направ-ления коррекционно-логопедической работы.

сентябрь-

октябрь

2. «Волшебные звуки». Подвести

итоги за первое полугодие; кратко

осветить динамику речевого

продвижения каждого ребѐнка;

оценить роль каждой семьи в

системе комплексного воздействия.

январь

3. «А как речь-то говорит, словно ре-ченька журчит». Подвести итоги всей коррекционной работы с детьми, дать рекомендации к их дальнейшему обу-чению (в детском саду, школе, дома). Предложить ряд игр и упражнений, которые можно проводить с детьми в период летних каникул.

май

4

Открытые заня-тия

«Это мы знаем и умеем» - подводятся итоги работы за первое полугодие, раскрываются пути дальнейшего кор-рекционного воздействия. Рассказать об успехах детей и их трудностях, ко-торые возникли в процессе коррекци-онных занятий.

«Что удалось?» - подводятся итоги работы за весь учебный год, даются рекомендации по закреплению прой-денного материала

январь

начало

февраля

май

5

Индивидуальные

практикумы

- по правильному проведению ком-плексов артикуляционной гимнастики;

- по ознакомлению с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков;

- по выполнению домашних заданий логопеда;

- по проведению пальчиковой гимна-стики;

- по формированию целенаправлен-ной воздушной струи;

- по выполнению с детьми звукового анализа слов (графические обозначе-ния);

- по выполнению детьми анализа предложений (графические обозначе-ния);

- по составлению рассказа с исполь-зованием условных обозначений.

в

течение

года

6

Наглядная

агитация

Оформление «Логопед советует» по темам:

- «Для чего нужны занятия с логопе-дом?»

- «О заданиях»

-«Каким бывает недоразвитие речи?»

- «О сравнении своего ребѐнка с

в

течение

года

 

другими»

- «О леворуких детях»

- «Как помочь ребѐнку развить

связную речь?»

-«Что делать летом тем, кто поступил на логопедическую группу впервые?»

- «Что делать летом тем, кто оставлен на повторный курс?»

- «Портфель в дорогу»

7

Консультации

Артикуляционная гимнастика «Ис-правление произношения шипящих звуков»

«Развитие речевого слуха ребѐнка»

«Исправление произношения свистя-щих звуков»

«Пальцы помогают думать и гово-рить»

«Развитие речи детей при ознакомле-нии с сюжетными рисунками»

Роль родителей в коррекции речи

Подготовка к школе «Речевой эти-кет»

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

8

Домашние

тетради

Совместная работа с родителями по коррекции речевых нарушений у де-тей. Нацеливание родителей на необ-ходимость помогать дома детям, пра-вильно произносить те или иные звуки и выполнять коррекционные задания.

в

течение

года

9

Педагогическая

библиотечка

Ознакомление родителей с популяр-ной педагогической, логопедической и психологической литературой по раз-личным проблемам (книги предлага-ются для домашнего чтения).

по

запросу

родителей в

течение

года

Для успешной реализации Рабочей программы необходимо создание предметно-развивающей среды: оснащение логопедического кабинета и групп необходимым оборудованием, дидактическими материалами и наглядными пособиями.

Программа составлена с учѐтом интеграции основных образовательных направлений в работе с детьми старшего дошкольного возраста

ПРИЛОЖЕНИЯ

к рабочей программе

Приложение № 1

График работы учителя-логопеда

Понедельник с 9 - 00 до 13-00

Вторник с 9-00 до 13-00

Среда с 9 - 00 до 13-00

Четверг с 9  - 00 до 13-00

Пятница с 9 - 00 до 13-00

43

Приложение № 2

Циклограмма работы логопеда по дням недели

Понедельник:

1. Подгрупповые занятия.

2. Оформление обязательной документации.

Вторник:

1. Индивидуальные занятия.

2. Оформление обязательной документации.

3. Работа с родителями.

Среда:

1. Подгрупповые занятия

2. Индивидуальные занятия.

3. Оформление обязательной документации.

44

Четверг:

1. Индивидуальные занятия.

2. Оформление обязательной документации.

Пятница:

1. Подгрупповые занятия.

2. Индивидуальные занятия.

 

Литература:

1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста ―Айрис Пресс‖ Москва 2007

2. Филичева Т.Б., Чиркина Г..В. , Туманова Т.В., Лагутина А.В. Коррекция нарушений речи ―Просвещение‖ 2008

3. «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, М.А.Васильевой,

Т.С.Комаровой

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская работа: "Здоровые дети -здоровая нация"

Проектно-исследовательская работа "Здоровые дети -здоровая нация"...

Рабочие программы по коррекционно-развивающей работе для детей с ОНР на 2013-2016 учебный год

Рабочая программа для детей 4-5лет с ОНР.Рабочая программа для детей 5-6лет с ОНР.Рабочая программа для детей 6-7лет с ОНР....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ДЕТЕЙ С ОНР, ФФНР (1 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

Основная цель программы – преодоление нарушений в речевом развитии и проведение коррекционной работы по профилактике всех видов дисграфий и дислексий у учащихся....

Адаптированная рабочая программа коррекционной логопедической работы для детей с речевыми нарушениями 6 – 7 лет в условиях логопедического пункта в соответствии с ФГОС ДОУ

Пояснительная записка  Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что старший дошкольный возраст является оптимальным для воспитания высшей...

Рабочая программа воспитательной работы, для детей с нарушением интеллекта 7 класс.

  Рабочая программа составлена в соответствии с программой И.М. Бгажноковой,  для учащихся 7 класса.План внеурочной деятельности на 2019-2020 учебный год разработан в соответствии с д...

Рабочая программа коррекционной работы для детей с задержкой психического развития

Проблема помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность. В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа дет...