Методические рекомендации при дисграфии
учебно-методический материал на тему

Мужева Светлана Валерьевна

Ошибки на письме, их причины и коррекция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Методические рекомендации: "Ошибки на письме, их причины и коррекция"

Педагогическая симптоматика трудностей

Причины

Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуск гласных букв (напр. “зуки” вместо “жуки”, “шапоги” вместо “сапоги”, “панка” вместо “банка”)

Недоразвитие фанетико-фонематического анализа

Недостатки в развитии процессов произвольного внимания

Несформированность звукобуквенных ассоциаций

Недостатки в произношении

Пропуск гласных букв, слогов, недописывание слов и предложений (напр. “трва” вместо “трава”, “кродил” вместо “крокодил”)

Недостаточность звукобуквенного анализа

Неустойчивость внимания

Трудности с употреблением мягкого знака и правильным написанием мягких согласных (напр. “васелки” вместо “васельки”, “кон” вместо “конь”, “смали” вместо “смяли”)

Недостатки в развитии фонетико-фонематического анализа

Не развито умение дифференцировать мышечные усилия

Неусвоены правила правописания

Ошибки на определении места звука в слове, на выделении звука из слова.

Несформированность фонетико-фонематического анализа.

Недостаточность развития анализа пространственных отношений

Трудности при выделении слова из предложения, при определении количества названных слов.

Недостатки в развитии вербального анализа.

Неразличие звуков в слове, выделение только акустически сильных

Недоразвитие фонетико-фонематического анализа

Недостаточность звукового анализа

Затруднение при определении последовательности звуков в слове

Недостатки в развитии звукового анализа

Слабое развитие слуховой памяти

Неразличение при письме сходных по начертанию букв (б-в, н-п, м-л, ш-т, б-д и др.)

Недостаточность зрительного анализа

Несформированность анализа пространственных отношений

Недоговаривание, добавление звуков

Недоразвитие фонетико-фонематического анализа

Недостаточность процессов звукового анализа

Недостатки в артикулировании

 

Педагогическая симптоматика трудностей

Психологические и другие причины

Добавление гласных букв, (напр. “галака” вместо “галка”, “тарава” вместо “трава”, “клюкива” вместо “клюка”, “кувашин” вместо “кувшин”)

Несформированность звукобуквенного анализа

Неустойчивость произвольного внимания

Перестановка букв и слогов в словах, (напр. “звял” вместо “взял”, “пеперисал” вместо “переписал”, “уманя” вместо “умная”)

Недостаточность зрительного анализа

Недостаточность звукобуквенного анализа

Неустойчивость произвольного внимания

При письме сращивание и расщепление слов; слитное написание с предлогами; раздельное написание приставок; (напр. “виситнастне”, “подорожке”, “при летели”, “в зела” вместо “взяла”, “жи вёт” вместо “живёт”, “жвлсу” вместо “живёт в лесу”, “послдаж” вместо “после дождя”)

Несформированность вербального анализа

Недостатки в развитии процессов зрительного анализа и синтеза

Недостаточность развития анализа пространственных отношений

“Зеркальное” написание букв, не узнавание букв в перевёрнутом виде

Недостаточность зрительного анализа

Недостаточность развития анализа пространственных отношений

Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами буквы

Замена букв по пространственному сходству (с-е, б-д, и-п, н-п)

Недостаточность развития анализа пространственных отношений

Недостаточность зрительного анализа

Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки, не используется надстрочное или подстрочное пространство рабочей строки

Слабо развита тонкая моторика руки

Не сформированы зрительно-двигательные координации

Недостаточность развития анализа пространственных отношений

Не усвоено понятие “рабочая строка”

 

Педагогическая симптоматика трудностей

Психологические и другие причины

Расположение букв при списывании в обратной последовательности; копия располагается слева от образца

Не сформирована одноправленность считывания слева на право

Недостаточность развития анализа пространственных отношений

Расположение учебного материала на строках страницы снизу вверх (продолжение текста расположено на строчке, находящейся выше его начала; копия располагается на строчке, находящейся выше образца; продолжение учебного материала располагается за границей рабочей строчки)

Недостаточность развития анализа пространственных отношений

Не отработанно правило размещения учебного материала в направлении сверху в низ

Затруднения при усвоении правильного начертания букв, затруднения при написании закруглённых деталей букв и цифр

Недостаточность зрительного анализа

Недоразвитие микромоторики

Несформированность зрительно-двигательных координаций

Несформированность дифференцированных зрительных образов букв

Неправильный выбор образца при написании буквы (цифры)

Неряшливое письмо, грязь в тетради, не умение правильно “надавливать” на ручку или карандаш

Недоразвитие макро- и микро- моторики

Неумение дифференцировать мышечные усилия

Не сформированы зрительно-двигательные координации

Несформированность личностных качеств аккуратности и прилежности

Очень медленный темп письма

Не сформированы зрительно-двигательные координации

Недоразвитие микромоторики

Трудности в произвольном управлении движениями

Несформированность прочных ассоциативных связей между звуковой и графической формами букв

Затруднения в осуществлении звукобуквенного анализа

 

Педагогическая симптоматика трудностей

Психологические и другие причины

С ошибками списывает с доски

Несформированность процессов зрительного анализа

Неустойчивость произвольного внимания

Неумение поэлементно воспроизводить образец

Слабое развитие кратковременной зрительной памяти

Сложности при переводе звука в букву и наоборот

Несформированность звукобуквенного анализа

Не выработаны прочные ассоциативные связи между звуковой и графической формами буквы

Не усвоены понятия “звук” и “буква” и их соотношение

Трудности в удержании и воспроизведении элементов речи (звуков, слов, предложений)

Недостатки в развитии непосредственной кратковременной памяти

Поверхностная смысловая обработка материала при запоминании

Недостатки в развитии произвольного внимания

Сложности при переводе печатной графемы в письменную и наоборот (смещение печатных и письменных букв)

Недостаточность развития процессов зрительного анализа

Недостаточная отдифференцированность зрительных образов печатных и письменных букв

Недостаточное развитие зрительной памяти

Тремор (дрожание руки) при письме

Трудности в произвольном управлении микромоторикой

Неумение дифференцировать мышечные усилия

Недостатки в сформированности зрительно-двигательных координаций

Появление или возрастание ошибок к концу работы

Постепенное ослабление самоконтроля

Недостаточный уровень развития процессов саморегуляции

Ослабление процессов произвольного внимания

  

Педагогическая симптоматика трудностей

Психологические и другие причины

Количественные ошибки (преувеличение или преуменьшение количества букв, слогов и элементов букв; напр. “бабабушка”, “ш” вместо “и”, “п” вместо “т”, “ т” вместо “т”)

Недостаточность зрительного анализа

Индивидуально-типологические особенности (инерция возбудительного процесса или преждевременное торможение)

Плохо ориентируется в пространстве листая тетради

Недостаточность развития анализа пространственных отношений (право – лево, верх - низ)

Недостатки в развитии процессов саморегуляции и самоконтроля

Трудности в усвоении алфавита

Недостатки в развитии непосредственной произвольной памяти

Недостаточная дифференциация букв, сходных по написанию или близких по звучанию

Несформированность звукобуквенного анализа

Затруднения в употреблении заглавных букв

Недостатки в развитии вербального анализа.

Недостаточная гибкость мыслительной деятельности

Не усвоено соответствующее правило

Неумение выделить предложение из текста, слитное написание предложений

Несформированность вербального анализа

Недостаточное развитие процессов зрительного анализа (синкретичность восприятия)

Трудности при определении слова как части речи. (напр. “бег”, “пение” называет глаголами, “лежать”, “молчать” - не глаголами, т.к. не обозначает действие)

Конкретность мышления (не может отделить слово от обозначаемого содержания)

Недостаточность операции абстрагирования

Затруднения при подборе родственных слов на основе установления общего смысла корня. (напр. часы – часовой, жарко – жаркий, светает - свечка)

Конкретность мышления

Недостаточность мыслительной операции обобщения

 

Педагогическая симптоматика трудностей

Психологические и другие причины

Неумение применять правила в конкретной ситуации (напр. зная, что “жи – ши” пишется с буквой “и”, пишет “сидел на крышы”)

Недостаточность операции абстрагирования

Несформированность операции сравнения

Недостатки в развитии мыслительной операции анализа

Отсутствует “орфографическая зоркость” (не умеет найти орфограмму)

Недостатки в развитии слухового вербального анализа

Недостатки в развитии зрительного анализа вербального материала

Несформированность звукового анализа

Недоразвитие зрительной памяти

Недостаточность звукобуквенного анализа

Недостатки в развитии самоконтроля

Несформированность двигательных образов слов

Недостаточное артикулирование слов при письме

Неотработанна связь графической формы слова с его звуковой формой и графической формы слова с его семантикой

Недостатки в развитии фонематического восприятия

Недостаточность развития процессов произвольного внимания

Неправильная постановка точки при письме

Недостатки в развитии вербально-смыслового анализа (не умеет выделить законченную мысль)

Недостаточность развития мышления (не понимает предложенный текст)

Несформированность мыслительной операции синтеза (не умеет найти связи в нутрии смыслового


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов по использованию дидактических игр в процессе устранения дисграфии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

В данных рекомендациях представлены некоторые игры и упражнения, которые направлены на устранение дисграфии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов

Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...

Методические рекомендации по коррекции смешанной дисграфии у младших школьников с ОВЗ.

В практике моей работы чаще всего встречается смешанная дисграфия, в основе которой лежит несформированность сразу нескольких операций письма , поэтому при смешанной дисграфии приёмы коррекционной раб...

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...

Методические рекомендации по формированию пространственных и временных представлений в профилактике оптической дисграфии.

В работе отмечены основные трудности в формировании пространственных и временных представлений у детей с оптической дисграфией. Даны упражнения, направленные на профилактику и коррекцию данного наруше...

Методические рекомендации по коррекции смешанной дисграфии у младших школьников с ОВЗ.

 В практике моей работы чаще всего встречается смешанная дисграфия, в основе которой лежит несформированность сразу нескольких операций письма , поэтому при смешанной дисграфии приёмы корр...

Рекомендации родителям. Дисграфия.

Дисграфия-это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, учащихся в ...