Формирование элементарных математических представлений
план-конспект на тему

Коба Елена Алексеевна

Сравнение предметов, отличающихся доступными наглядному восприятию признаками, введение по табличке новых слов: одинаковые, разные. Показать детям, что одни и те же предметы могут быть одинаковыми и разными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия «Формирование элементарных математических представлений»

Учитель – дефектолог: Коба Е. А.

Тема: Формирование элементарных математических представлений.

Цель:

  1. Сравнение предметов, отличающихся доступными наглядному восприятию признаками, введение по табличке новых слов: одинаковые, разные. Показать детям, что одни и те же предметы могут быть одинаковыми и разными.
  2. Формирование количественных представлений, решение примера на сложение. Демонстрации действия с реальными предметами. Запись решения в виде арифметической строчки в процессе выполнения действия.
  3. Закрепить умение показывать направление: вверх, вниз.
  4. Формирование произношения, слитности, развитие слухового восприятия.

Оборудование: Три большие одинаковые чашки, три маленькие одинаковые чашки, ложки (три больших и три маленьких); мячи (4 маленьких, 4 средних, 4 больших одного цвета); кубики (4 больших, 4 маленьких, 4 средних (зеленые, синие, красные)); таблички; наборное полотно; раздаточный материал; таблички: (прочитай), (сложи), (напиши пример), (одинаковые), (разные).

Методические приемы: объяснение, беседа, совместные действия с ребенком, демонстрация, игра.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.

- Привет. Сядьте.

- Наденьте наушники (сл – зр)

- Включите аппарат

(Тома, Максим, …) за экраном.

- Как тебя зовут? (сл – зр)

- Какой день недели?

  1. Знакомство с новым материалом.

(Педагог из – за ширмы показывает чашку)

- Что это? Какая? (Педагог показывает такую же чашку)

- Что это?

- Какая по цвету?

- Посмотрите, эта чашка большая и эта чашка большая, учитель показывает, что чашки одинаковые по высоте, у обеих имеются ручки и красные цветочки посередине.

Затем на подставку ставится табличка одинаковые и под ней устанавливает рядом обе чашки.

Учитель показывает вторую пару чашек, одинаковых между собой, но отличающихся от первой пары, подставляет туда же.

- Что это?

- Белая или синяя чашка?

Затем учитель показывает оставшиеся две чашки и сравнивает их между собой (друг с другом).

- Эта чашка – белая, а эта – синяя. Эта чашка – большая, а эта – маленькая.

- Верно. Это разные чашки (т).

Слева от себя педагог ставит табличку разные и  к ней подставляет разные чашки.

Аналогично проводятся сравнения с ложками.

Показывает две большие ложки.

- Что это?

- Большая или маленькая ложка? (у – д), (т).

- Эти ложки – одинаковые.

Педагог показывает две маленькие ложки.

- Что это?

- Большая или маленькая?

- Эти ложки – одинаковые.

Затем показывает две оставшиеся ложки – большую и маленькую.

- Что это?

- Большая или маленькая?

- Что это?

- Какая?

- Какие ложки – одинаковые или разные? Верно.

Аналогичное сравнение проводится с мячами и кубикам; но уже по три предмета:

три мяча одинаковых;

три мяча разных;

три кубика одинаковых;

три кубика разных.

- Что это?

- Какие?

- Верно (Неверно).

После того, как все предметы разложены, они опять убираются в коробку. Дети помогают убирать. На столе остаются только подставки с надписями (табличками). Педагог предлагает детям (каждому) пару предметов, а ребенок при активном внимании всех остальных детей подкладывает эти предметы к одной из двух табличек. Дети оценивают, как выполнено поручение (верно, неверно (т)), и хором проговаривают соответствующую табличку.

  1. Физкультурная минутка.

- Встаньте.

- Опустите руки вниз.

- Одну руку поднимите вверх.

- Опустите вниз.

- Другую руку поднимите вверх.

- Опустите вниз.

- Две руки вверх.

- Вниз. Молодцы. Сядьте.

  1. Решение примера на сложение с использованием демонстрационного материала.

На столе кукла сидит. Стоит ваза с конфетами.

- У куклы 2 конфеты.

Пришел мишка и принес еще одну конфету.

- Сколько стало конфет у куклы?

- Сколько конфет у куклы?

- Нарисуйте.

- Нарисуйте, сколько конфет принес мишка?

- Верно

- Сколько конфет стало у куклы?

- Верно.

- Теперь решим пример (под рисунком арифметическая строчка).

Два плюс один будет три (т).

- Верно. Закройте тетради.

- Что мы делали?

- Молодцы. Вы занимались хорошо.

- Выключите аппараты.

- Снимите наушники.

- Идите в группу.

- Привет.

- Я, Тома.

- Чашка (у – д)

- Белая (т, у – д)

- Чашка (у – д)

- Белая (т, у – д)

- проговаривают у/д новое слово.

- одинаковые (т).

- Это чашка (у – д).

- Синяя (т, у – д).

Дети сопряженно проговаривают. Дети проговаривают новое слово у – д.

- Ложка (т), (у – д).

- Большая (т) (у – д).

- Одинаковые (у – д).

- Это ложка (у – д).

- Маленькая (т) (у – д).

- Одинаковые (у – д).

- Это ложка (у – д).

- Большая.

- Это ложка (у – д).

- Маленькая.

- Разные (у – д).

- Одинаковые мячи.

- Разные (т) (у – д).

Дети самостоятельно показывают, куда их следует отнести – к группе разных или одинаковых предметов.

- Одинаковые.

- Разные (у – д).

Дети встают. Вместе с учителем выполняют упражнения, проговаривают.

- Две (один ребенок у доски).

- Одну.

- Три

2 + 1 = 3

Дети проговаривают (у – д) арифметическую строчку.

- Мы занимались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по формированию элементарных математических представлений в детском саду VII вида

Представлен краткий конспект занятия с детьми старшей группы. Тема занятия: "Образование числа 5"....

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Первый год обучения.

Рабочие программы составлены по программе   для  специальных дошкольных учреждений  «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образования ...

конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений

Конспект предназначен для детей сренднего дошкольного возраста. В конспекте содержатся игры и упражнения по теме "Осень". Для проведения данного занятия требуется небольшое количество наглядного матер...

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности

В статье, сопровождаемой наглядной презентацией, представлены рекомендации для родителей и педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в к...

занятий с детьми дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью по формированию элементарных математических представлений и сенсорике

Данное календарно-тематическое планирование составлено для детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью, проживающих в условиях детского дома-интерната...

Технологическая карта занятия по формированию элементарных математических представлений "Угостим матрёшек чаем" (средняя группа)

В технологической карте представлена краткая характеристика группы, цели, методы обучения, коррекционные приёмы, оборудование и структура  занятия....