"Природа и мы"
методическая разработка

Камышникова Наталья Владимировна

Коррекционно-развивающее занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prir.i_my.docx34.32 КБ

Предварительный просмотр:

Благовещенская  общеобразовательная школа-интернат

Коррекционно-развивающее  занятие

 «Природа и мы»

Подготовила и провела:

Камышникова Наталья Владимировна,

воспитатель

2015-2016 учебный год

Коррекционно-развивающее занятие  «Природа и мы»

Цели:

  • продолжить формирование экологического мировоззрения и культуры;
  • воспитывать любовь, бережное отношение к природе;
  • корригировать мышление на основе аналитико-синтетической деятельности.

Оборудование:

Компьютер, проектор, презентация.

Ход занятия:

Деятельность воспитанников

Деятельность воспитателя

Примечание

1.Организационный момент.

Задачи: - обеспечение мотивации и организация внимания учащихся;

                - создание доброжелательной, непринужденной обстановки на

                   занятии.

Дети выполняют задание. Зачеркивают одинаковые (повторяющееся) буквы.

- Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости, обратите внимание.

-Чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить, вам необходимо выполнить следующее задание:

Перед вами на столах конверты под № 1. Возьмите эти конверты. На листочках написаны буквы, вам нужно зачеркнуть одинаковые (повторяющиеся) буквы. А из тех букв, что останутся составить слово:

СПСКРМИУРКОЯДМУАЯ

- В этом списке есть две волшебные буквы «Р», обведенные в кружочек. Эти буквы не зачеркиваем  - оставляем. Всем понятно? Приступаем к выполнению задания.

- Что у вас получилось, какое слово? Правильно, «Природа».

Наше занятие называется «Природа и мы»

Помогаю детям справиться с заданием.

Слайд 1 (пустой)

Слайд №2

2. Введение в тему.

Цель: - мотивация познавательной деятельности.

Дети слушают воспитателя.

- Послушайте, как о русской природе говорят поэты:

Природа – это дом, в котором мы живём.                                            И в нём шумят леса, текут и плещут реки,                                      Под сводом голубым, под светом золотым,                                   Хотим мы в этом доме жить вовеки.

- Нашу Землю называют Зеленой Планетой. Кто подарил ей зеленый наряд? Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас, на крайнем Севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

Мы любим лес в любое время года                                               Мы слышим речек медленную речь.

Всё это называется природа                                                 Давайте же всегда её беречь!

Воспитатель читает стихи.

Слайд №3-пустой

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6-пустой

3.Основная часть.

Цель: - организовать познавательную деятельность учащихся, расширить знания по теме.

Ответы детей на вопросы: птицы, деревья. животные, растения, цветы  и др.

Дети слушают рассказ воспитателя.

Дети отгадывают загадки.

Ответы детей на вопрос.

Дети слушают рассказ воспитателя.

Физминутка

Дети повторяют движения за воспитателем.

Дети выполняют задание.

Дети выполняют задание.

Дети слушают рассказ воспитателя.

Дети выполняют задание.

.

Физминутка.

Дети выполняют задания.

Дети слушают рассказ воспитателя.

Ответы детей на вопросы: в лесу будут сломаны ветки, сорваны цветы, разбросан мусор и т.п.

Ответы детей на вопросы воспитателя.

Дети выполняют задание: собирают пословицы.

Дети с воспитателем составляют памятку.

- Что же мы называем природой? Что относится к природе?               - Правильно, птицы, животные, деревья, растения и т.д.

- А где живут они? (Ответы детей) В лесу, правильно.

Посмотрите. Как красив лес зимой, весной, летом, осенью.

Представьте, что мы очутились с вами в летнем лесу, на лесной тропинке. Что мы там увидим? Деревья, растения. Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разнообразные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. В лесу несколько этажей растений: высокие деревья, деревья пониже, кустарники и травы.

Русская красавица,                                                              Всем нам очень нравится,                                                          Бела она, стройна,                                                                 Одежда зелена. (Берёза)

Прямо в небо рвутся ввысь:                                                      Ты внимательно всмотрись:                                                      Не берёзы, не осинки,                                                           Нет листочков, есть хвоинки. (Ель)

На всех этажах леса и в почве обитают животные, птицы, белки, куницы живут на самом верхнем этаже лесного дома - на деревьях. Такие звери, как лиса, ёж, медведь обитают внизу.

- В природе множество насекомых. Какие из них вам известны? (Ответы детей) Комары, осы, пчелы, мошки и др.)

В природе много животных, которые питаются различными растениями: листьями, плодами, корой, почками. Таких животных называют травоядными.  

Интересно, что такое крупное животное, как медведь, предпочитает полакомится малиной и другими лесными ягодами, любит сладкие коренья некоторых трав. Травоядным мы называем и зайца. Чем он лакомится в лесу? (Ответы детей)

- Но есть в природе много мелких и крупных хищников, которые питаются другими животными. (Ответы детей: лиса, волк, куница, ёж и др.)

Что предпочитает на обед кумушка лиса? (Ответы детей) А почему ёж хищник?

ФИЗМИНУТКА

Мы по лугу прогулялись                                                             И немножко отдохнем.                                                      Встанем, глубоко вздохнем.                                                           Руки в стороны, вперед,                                                      Чудеса у нас на свете:                                                         Стали карликами дети                                                             А потом все дружно встали,                                             Великанами мы стали.                                                                Дружно хлопаем, ногами топаем!                                           Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!

- А теперь, я вам предлагаю продолжить работу. Следующее задание «Травоядные и хищники»  На столе конверты №2. Ребята, сидящие на 1 ряду должны сначала выбрать травоядных животных и затем назвать их. Ребята 2 (второго) ряда должны выбрать хищных животных, а затем тоже назвать их. Всем понятно задание? Приступаем к выполнению. Кто справится – поднимаем руку. (Слова для задания: ЗАЯЦ, ЛИСА,ВОЛК, МЕДВЕДЬ, БЕЛКА, ТИГР, ЛОСЬ, ЛЕВ)

- Обитателями полей, лесов, степей являются и птицы. Есть птицы большие и маленькие (Страусы, колибри)

Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть такие, которые вовсе не могут летать. Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные, птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть, которые едят растительную пищу: ягоды, семена. Птицы бывают перелетные и зимующие. Зимующие птицы не боятся морозов, голода и остаются зимовать.

 А перелетные улетают осенью и прилетают весной.

- А чтобы закрепить наши знания о птицах я предлагаю вам следующее задание «Третий лишний»

Инструкция: Конверт №3. В конверте задание: на листочках написаны названия птиц. Вам необходимо найти лишнюю птицу и объяснить, почему она не подходит, лишняя:

  • ГРАЧ, ВОРОБЕЙ, СИНИЦА.
  • СКВОРЕЦ, ЛАСТОЧКА, ВОРОБЕЙ

- Оказывается, не случайно все животные в природе существуют рядом, вместе. Все растения, животные и птицы связаны друг с другом. Они приспособлены к жизни: находят разную пищу, убежище, устраивают место для выведения потомства (норы, гнёзда, берлоги). Травоядные животные приспособлены защищаться от врагов, хищники преследовать добычу. Как? Многие животные имеют маскировочную окраску, быстрые ноги, чуткий нюх. Все животные приспособлены к сезонным изменениям погоды: под зиму запасают корм, ложатся в спячку, меняют шубу на теплую.

- А теперь мы с вами выясним, кто и чем питается. И следующее задание так и называется «Кто, чем питается»

Инструкция: На доске в первом столбике название животных, птиц. Вам необходимо выбрать из второго столбика, чем питается каждое животное.

БЕЛКА

ЛИСТЬЯ

ЛИСА

ОРЕХИ

ГУСЕНИЦА

МЫШЬ

БАБОЧКА

ЯГОДЫ

МЕДВЕДЬ

НЕКТАР

ЛЯГУШКА

КОМАРЫ

ФИЗМИНУТКА

Спал цветок и вдруг проснулся                                            (Туловище вправо, влево)                                                               Больше спать не захотел                                                   (Туловище вперёд, назад)                                                    Шевельнулся, потянулся,                                                              (Руки вверх, потянуться.)                                                   Взвился вверх и полетел                                                              (Руки вверх, влево, вправо)                                                             Солнце утром лишь проснется,                                                            Бабочка кружит и вьётся.                                                      (Покружиться)

- Я думаю, что вы все любите ходить на прогулку в лес, гулять по лугу. Что вам особенно нравится в лесу? (Ответы детей: пение птиц, цветы, ягоды и т.п.)

- Вот дети пришли в лес. На 1 рисунке (обратите внимание на экран) они начали бегать, кричать, громко слушать музыку, ловить бабочек, рвать цветы. Выбросили бутылку из-под газированной воды и стаканчики.

- (Слайд №26-2) На 2 рисунке дети пришли в лес. «Ах, как тут чудесно!» – сказали они. Алеша начал фотографировать бабочек, стрекоз, цветы. Остальные дети начали делать зарисовки. Им тут очень понравилось.

- Ребята, а теперь подумайте, и скажите, каким будет лес после того, как уйдут эти дети. (Ответы детей)

На первом рисунке будет примята трава, сорваны цветы, валятся мусор. И уже не летают бабочки, не поют птицы.

На втором рисунке  всё останется прежним, даже после ухода детей.

- Что принесут домой дети с 1 рисунка? (Букет цветов, бабочек)

- Что станет с цветами? (Они завянут)

- Что произойдёт с бабочками? (Они погибнут)

- А что принесут домой дети со 2 рисунка? (Фотографии, рисунки)

- В какой лес вам будет приятно приходить? В тот, который на 1 рисунке или в тот, который на 2 рисунке? (Ответы детей)

- Почему убежали животные, улетели птицы на рисунке №1? ( Ответы детей)

- Правильно, дети громко кричали, слушали музыку. Давайте попробуем  объяснить этим детям, почему в лесу нужно соблюдать тишину? (Ответы детей)

- Потому, что в лесу у птиц в гнёздах маленькие птенцы, у животных детёныши. А им нужны тишина и покой.

- А теперь следующее задание «Собери пословицу»

Конверт для 1 ряда                       Конверт для 2 ряда

  • Увидел грача – весну встречай.  
  • Дерево ценят по плодам, а человека по делам.                                                               

- Дети, мы теперь знаем, как нужно вести себя в лесу, на лугу. И я предлагаю составить

Памятку «Правила друзей природы»

- Не срывай растения для букетов.

- Не лови насекомых.

- Не уноси домой птенцов и детёнышей животных.

- Соблюдай тишину.

- Земля – наш общий дом. Пока мал человек, этот дом кажется огромным, надёжным. Взрослея, осознаешь, что дому нужен заботливый хозяин, что ясное небо, чистый дождь, ветер, безбрежный океан и тихий ручеек, вековой лес и самая малая травинка, всякий зверь и птица, рыба и букашка – всё нуждается в любви и понимании. Всё должно жить. Но жизнь не может быть полной, если мы люди будем только брать от природы. Вот почему так важно её беречь, защищать, помогать ей.

Будем же беречь наш прекрасный общий дом – нашу землю, нашу природу!

Слайд №7

(Слайд 8)

Слайд №9 – пустой

Слайд №10

Слайд №11

(Слайд 12 – пустой)

Слайд №13

Слайд №14

Слайд №15

(Слайд №16 –физминутка)

(Слайд №17-1 – название)

Помогаю детям справится с заданием.

(Слайд № 17-2 – травоядные и хищники в 2 столбика)

Слайд №18

Слайд №19

Слайд №20-1

Слайд №20-2

Слайд № 21-название

По мере необходимости воспитатель оказывает детям помощь

                                                                                         

Слайд №22 – пустой

 

Слайд № 23 – название

 

Слайд №24

Слайд №25 – пустой

Слайд №26-1

Слайд №26-2

Слайд № 27 - пустой

Слайд №28

Слайд № 29

Слайд №30

IV. Итог занятия. Рефлексия.

Цель: - подведение итогов занятия.

Ответы детей на вопросы, подведение итогов.

Воспитатель: – Вот и подошло к концу наше занятие.

- Давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня?

- Что такое природа?

- Как мы должны вести себя в лесу, на лугу?

- Должны ли мы беречь, охранять и любить природу?

Рефлексия.

- Ребята, представьте, что наша классная доска – это лесная поляна. У вас на партах лежат цветы-ромашки. Ромашки «весёлые» и ромашки «грустные». Если вам понравилось сегодняшнее занятие, и вы  узнали что-то новое – прикрепите к доске магнитом «весёлую» ромашку, если не понравилось – «грустную» ромашку.

Я вижу наше занятие не прошло даром, вы узнали много нового и интересного. Обратите внимание на выставку рисунков «Природа и мы». Всем спасибо за работу!

Слайд №31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа "Природа и человек. Место человека в природе"

Бюджетное учреждение среднего профессионального образованияХанты – Мансийского автономного округа – Югрыколледж - интернат «Центр искусств для одарённых детей Севера»...

урок по предмету "Природа и экология Красноярского края" Тема: Взаимоотношения человека и природы. Презентация к уроку.

Урок посвящен празднованию Всемирного Дня Земли. Содержит информацию об истории возникновения праздника. Урок сопровождается презентацией....

Науки о природе. Методы изучения природы

Рассмотрение сущности методов наблюдения, эксперимента и измерения при изучении природы,И  их использования в практической деятельности....

Конспект занятия из блока «Мир природы» На тему: «Дары природы». Веточка рябины. (для детей 5-6 лет)

Данное тематическое занятие «Веточка рябины» - одно из блока «Мир природы». Проводится с детьми 4-5 лет первого года обучения.На занятии  применяются несколько приёмов рисования: примакиван...

Исследование гидрологического состояния памятника природы города Миасса – речки Куштумги, создание информационно – образовательного сайта, посвященного изучению памятников природы Челябинской области.

На основе анализа теоретических основ и осуществления химического анализа  проб воды, показать ее значимость историческую, социальную, экономическую, экологическую, что позволит объективно ...

Методическая разработка экскурсии в природу младших школьников «Природа и эстетические радости человека зимой»

Адресность: данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования эколого – биологической направленности....

Урок "Природа - наш друг.Охрана природы. Правила поведения в природе. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам. их охрана.

Урок знакомит учащихся с возникновением и созданием заповедных зон, способстует формированию экологического сознания, расширяет знания о заповедниках России и заповедниках Тульской области, воспитывае...