Речедвигательная гимнастика
консультация

Зверева Марина Викторовна

Речедвигательная гимнастика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechedvigatelnaya_gimnastika.docx33.87 КБ
Файл rechedvigatelnaya_gimnastika.pptx159.21 КБ
Файл buklet.docx33.42 КБ

Предварительный просмотр:

Речедвигательная  гимнастика

Речедвигательная  гимнастика-это гармоничное сочетание слова, музыки, движения.

Особенность этого метода-  включение в двигательные задания доступный для ребенка речевой материал, где основой каждого упражнения служит ритм. Сочетание движений, речи и музыки, положительно влияют на эмоциональный фон, двигательную активность, различные психические процессы, речь.

Речедвигательная гимнастика развивают координацию  движений, внимание, память. Речедвигательная гимнастика  построена с учетом возрастных  и индивидуальных  особенностей детей.

Речедвигательная гимнастика увлекательный процесс, он позволит каждому участнику получить массу  удовольствия и запас необходимых навыков.

Проблема здоровьесбережения в условиях ДОУ очень актуальна для детей с ОВЗ. В связи с этим многие авторы (Филичева Т.Б., Волкова Г.А., Оганесян Е.В., Пахомова Г.В. и др.), указывают на необходимость проведения специальной работы по коррекции нарушений двигательной сферы у детей с речевыми нарушениями. В движении заложены огромные возможности творческого, художественного потенциала личности. У дошкольников с речевыми нарушениями этот потенциал ниже нормы, так как у них отмечаются существенные отклонения в развитии моторной, двигательно-координационной и эмоционально-волевой сфер: общая моторная неловкость, недостаточные статическая и динамическая координация движений, двигательная память, слабый мышечный тонус, высокая истощаемость движений, снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательный заданий. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Коррекционная работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна строиться с учетом основных линий речевого развития (лексики, фонетики, грамматического строя и связной речи) и обеспечивать интеграцию речевого, физического и соматического развития.

Поэтому введение новых форм оздоровления, воспитания и образования детей с отклонениями в речевом развитии дает возможность скоординировать их познавательную, речевую и двигательную активность. Используя речедвигательную гимнастику в работе с детьми, у детей  расширяется объем двигательных умений и навыков, улучшается координация движений, ориентировка в пространстве, становится более концетрированным внимание, улучшается психоэмоциональное благополучие. Кроме того, смена видов деятельности обеспечивает эффективность воздействия и стимулирует эмоциональный отклик у детей. А положительные эмоции позитивно влияют на развитие речи,  вызывают чувство радости, помогают установлению контакта.

Создавая положительный эмоциональный настрой ,создаются условия для развития двигательной активности и укрепления здоровья.

Коррекционные задачи по развитию

 двигательно-координационных способностей у детей

  инструктор по ФК

учитель-логопед

  • Развивать слуховое зрительное восприятие и память
  • Согласовывать движения с текстом
  • Реагировать на словесный сигнал
  • Расширять объем двигательных умений и навыков
  • Активизировать словарный запас

  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Формировать речевое дыхание;
  • Формировать умение согласовывать речь и движение;
  • Формировать чувства ритма;
  • Активизировать словарь.

Планирование работы

месяц

темы комплексов речедвигательной гимнастики

октябрь

«Мы сегодня в сад пойдем»

ноябрь

«Вышел дождик погулять»

декабрь

«Мы вот  так, мы вот так, по тропинке ходим»

январь

«Ой,  мороз, мороз, мороз»

февраль

  «Мы богатыри»  

март

«К нам весна шагает»

апрель

«Наш космический отряд»

май

«Цветы друзьям»

Методические приемы, повышающие проявление двигательной активности  гимнастики:

  •  показ;
  •  объяснение, пояснение;
  • -  использование звукового сигнала;
  •  наблюдение и практические действия с показом;
  •  словесная инструкция;

- многократность повторений;

  •  распределение нагрузки на все части тела;

- изменение скорости или темпа движений;

- введение различных ритмических сочетаний; последовательности элементов;

- смена способов выполнения элементов;

- выполнение согласованных действий в соответствии с текстом и музыки;

- использование сочетаний ОВД;

  • усложнение или упрощение правил игры;

- использование музыкального сопровождения.

Виды работ по развитию речедвигательной координации детей, используемые в логопедической работе:

  • Выполнение упражнений на развитие ритма и темпа движений;
  • Самомассаж лица, шеи, ладоней, подушечек и фаланг пальцев;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Пальчиковая гимнастика.

Комплексы речедвигательной гимнастики могут быть использован в индивидуальной и фронтальной работе логопеда и инструктора по ФК.

Литература: В.П.Невская «Речевые игры и упражнения» (библиотека логопеда ТЦ «Сфера»2013г.)

М.Ю.Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7лет,3-5лет» (логопед в ДОУ ТЦ «Сфера» Москва 2010г»)

А.А.Гуськова «Развитие  речедвигательной  координации детей» (ТЦ «Сфера»2014г)

Журнал «Логопед», «Инструктор ФК», «Музыкальный руководитель», « Все для воспитателя», художественная литература

Комплексы речедвигательной гимнастики

Комплексы учителя-логопеда

Комплексы инструктора по ФК

№1

«Мы сегодня в сад пойдем»

Мы сегодня в сад пойдем,

И по камушкам пройдем

(Дети большим и указательным пальцами шагают по столу)

Там высокая трава

(Дети поднимают руки вверх над головой)

Узкая тропа

(Дети ребром ладони обеих рук двигают по столу поочередно)

Будем мы в саду гулять.

1,2,3,4,5.

(Загибают поочередно пальцы на обеих руках, начиная с большого)

Меж деревьев побежим и по саду побежим

(Дети поочередно выполняют удары кулакам и хлопки ладонями)  

Груши, яблоки и сливы,

Виноград и апельсин

тгибают поочередно пальцы, начиная с мизинцев)

Будем с дерева срывать

(Дети имитируют срывание фруктов, поднимая руки вверх)

Всех знакомых угощать

(Дети разводят руки в стороны)

№1

«Мы сегодня в сад пойдем»

Мы сегодня в сад пойдем 1-2, 1-2.  

(ходьба в колонне по одному)

И по камушкам пройдем          

(ходьба на пятках, руки на поясе)

Там высокая трава          

(ходьба с высоким подниманием колен)

Узкая тропа                                  

(бег боком приставным шагом)

Меж деревьев пробежим и по саду побежим

(бег по кругу, бег змейкой)

Фрукты разные найдем 1,2,3,4,5

Будем фрукты собирать

(ходьба в колонне по одному - перестроение)

Груши, яблоки и сливы,

Виноград и апельсин

Будем с дерева срывать

Всех знакомых угощать  (ходьба на месте)

№2

«Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

(Удары по столу пальчиками обеих рук)

Вышел дождик погулять.

(беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук)

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

(Дети «шагают» средними и указательными пальцами обеих рук)

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

(ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)

Дождь вздохнул тихонько:

(часто и ритмично бьют в ладоши)

- Ох!

(один хлопок)

И ушел. Газон засох.

(ритмичные хлопки по столу)

№2           Речедвигательная гимнастика

«Вышел дождик погулять»

1,2,3,4,5

Вышел дождик погулять  

(ходьба друг за другом)

Шел неспешно, по привычке

(ходьба на носках, руки на поясе)

А куда ему спешить?

(ходьба в полуприседе, руки на коленях)

1,2,3,4,5

Вышел дождик погулять

(ходьба друг за другом)

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

(стоя на месте, грозят пальчиком)

1,2,3,4,5

Вышел дождик погулять

(бег по кругу, на сигнал «СТОЙ!»-остановится на месте, «ЛУЖИ!-прыжки на двух ногах с продвижением вперед»)

1,2,3,4,5

Вышел дождик погулять(ходьба друг за другом)

Дождь вздохнул тихонько: Ох!

И ушел. Газон засох.(стоят на месте)

Дыхательное упражнение: «Ветерок»

№3

«Мы вот так, мы вот так  по тропинке ходим» («Снежки»)

Белые сугробы на земле лежат

Со снежком ребята поиграть хотят

(И.п. - Руки вверх через стороны с потягиванием  - опускают руки)

В теплые ладошки

Мы снежку возьмем

Полежит немножко

И играть начнем

(хлопки спереди и сзади)

Вот какие вышли чудо-колобки

Из снежинок белых-белые снежки

(Приседания, руки на поясе)

А теперь, ребята, их бросать пора

Вот какая вышла снежная игра.

(Имитация бросания снежков правой и левой руками)

№3          

«Мы вот так, мы вот так

По тропинке ходим»

За окошком снег, снег, снег

Начала зима разбег

На карнизе льдинки

А вокруг снежинки

Мы вот так, мы вот так.

По тропинке ходим  (ходьба друг за другом)

Мы вот так, мы вот так,

Руки все разводим (ходьба наносках, руки в стороны)

Мы погреемся немножко

Мы похлопаем в ладошки(ходьба, стоя на месте 1,2-хлопают справа, 1,2-хлопают слева по 3 раза с каждой стороны)

Ножками потопаем (1,-,1,2, топают ногами по 3 раза)

И себя похлопаем (1,2-1,2 скрестив руки, хлопают по плечам 6 раз)

Белые сугробы на земле лежат,

Со снежком ребята поиграть хотят, (ходьба с высоким подниманием колен)

В теплые ладошки, мы снежки возьмем. (1-2,1-2 хлопают справа, слева по 3 раза)

Полежит немножко и катать начнем, (хлопки сзади, спереди по3 раза)

Вот какие вышли чудо-колобки!

Из снежинок белых - белые снежки (ходьба в полуприседе, руки на коленях)

А теперь, ребята, их бросать пора.(встают, идут друг за другом)

Вот какая вышла снежная игра (бег врассыпную, иммитируют игру в снежки)

Мы вот так, мы вот так   (ходьба друг за другом)

По тропинке ходим,

Мы вот так, мы вот так

Песенку заводим

Ля-ля-ля, ля-ля-ля

Дыхательное упражнение «Часы»

№4

«Ой, мороз, мороз, мороз»

Ой, мороз, мороз, мороз!        

Снегом ветки ты занес!

(Дети покачивают руками, поднятыми над головой)

А мы не боимся, а мы веселимся!

(Поочередное выполнение хлопков ладонями и ударов кулачками)

Ой, мороз, мороз, мороз!

(Дети покачивают руками, поднятыми над головой)

Он хватает нас за нос!

(Самомассаж носа подушечками пальцев)

А мы не боимся, а мы веселимся!

(Приседания, руки на поясе)

Ой, мороз, мороз, мороз!

(Дети покачивают руками, поднятыми над головой)

Щиплет щеки он до слез!

(самомассаж щек подушечками пальцев)

А мы не боимся, а мы веселимся!

(Прыжки на двух ногах, руки на поясе)

Лыжи с санками возьмем

И кататься в лес пойдем.

(имитация катания на лыжах)

- У-у-у-х-х-х! (глубокий вдох через нос – выдох через рот с произношением длительно «УХ»)

№4

«Ой, мороз, мороз, мороз»

1,2,3,4,5  (ходьба по кругу)

Мы во двор пошли гулять

1,2,3,4,5

Мы во двор пошли гулять

Снегопад везде прошел

Все кругом белым-бело  (ходьба на носках, руки вверх)

Выше ноги поднимай

И уверенно шагай  (ходьба с высоким подниманием колен)

Ой, мороз, мороз, мороз

Снегом ветки ты занес   (ходьба в полуприседе)

А мы не боимся, а мы веселимся!  (хлопки в ладоши)

Ой, мороз, мороз, мороз

Он хватает нас за нос (ходьба обычная по кругу)

А мы не боимся, а мы веселимся!  (прыжки на 2-х ногах с продвижением вперед)

Ой, мороз, мороз, мороз

Щиплет щеки он до слез (ходьба обычная по кругу)

А мы не боимся, а мы веселимся!(прыжки на 2-х ногах с продвижением вперед)

Лыжи с санками возьмем  (перестроение в пары)

И кататься мы пойдем

А мы не боимся, а мы веселимся! (хлопают в ладоши)

«Санки в гору»

(ходьба парами по кругу)

«Санки с горки»

(бег парами по кругу)

СТОП! (останавливаются)

1,2,3,4,5

Мы во двор пошли гулять

 (ходьба по кругу)

В ровный круг мы встанем дружно

Подышать нам очень нужно

 (встают в круг)

Ш-Ш-Ш – деревья шумят,

С-С-С – снег веселит ребят

№5        

«Зимушка-зима»

Ждали зиму мы давно

  (ходьба на месте)

Все смотрели мы в окно

(руку ко лбу, встаем на носочки)

Наконец она пришла.

Здравствуй, зимушка-зима!

(хлопают в ладоши)

Всюду снег на ветках пышных

(показывают влево, вправо рукой)

Ветерка почти не слышно    

(взмахи руками над головой)

Словно легкие пушинки

В танце кружатся снежинки  

(руки на поясе, кружение)

Через сугробы мы шагаем

Ноги выше поднимаем

 (ходьба на месте с высоким подниманием колен)

А по льду совсем легко,

Мягко наступаем

(ходьба на носках, руки в стороны)

Речка быстрая молчит  

(приседают, обхват руками плечи)

Птичья песня не звучит

   (ходьба друг за другом)

Эй, ребята, выходите,

(взмахи руками – «зовут»)

И на саночки садитесь      

Мы на саночки садились, (перестроение в пары друг за другом, держась за руки)

И под горочку скатились        

  (присесть)

Дружно с саночек мы встали,

Друг за другом зашагали        

  (ходьба)

Здравствуй, Зимушка – зима!

Наконец-то, ты, пришла!

(хлопки в ладоши)

№5          

«Зимушка-зима»

Ждали зиму мы давно

(стоят на месте)

Все смотрели мы в окно

(руку ко лбу, встаем на носочки)

Наконец она пришла

Здравствуй, зимушка-зима!

(хлопают в ладоши)

Всюду снег на ветках пышных(показывают влево, вправо рукой)

Ветерка почти не слышно

(ходьба друг за другом)

Словно легкие пушинки

В танце кружатся снежинки

(руки на поясе, кружение)

Через сугробы мы шагаем

Ноги выше поднимаем (ходьба с высоким подниманием колен)

А по льду совсем легко,

Мягко наступаем (ходьба на носках, руки в стороны)

Речка быстрая молчит (приседают, обхват руками плечи)

Птичья песня не звучит

(ходьба друг за другом)

Эй, ребята, выходите,(перестраиваются в пары)

И на саночки садитесь (перестроение в пары, тройки)

Мы на саночки садились,

И под горочку скатились          (бег по кругу в парах и тройках)

Дружно с саночек мы встали,

Друг за другом зашагали  

     (ходьба друг за другом)

Здравствуй, Зимушка – зима!

Наконец-то, ты, пришла!

№6      

«Мы богатыри»

В путь дорожку дальнюю богатырь идет

1,2,1,2

(ходьба на месте)

Ноги выше поднимает и уверенно шагает

(выполнение движений в соответствии с текстом)

Идет он на носочках дыханье затая

(ходьба на месте на носках, руки в стороны)

Вот преграды на пути,

Их непросто обойти

(Руки сложены лодочкой, вытянуты вперед, выполнять волнообразные движения руками и туловищем)

Но, увы, не тут-то было

Вихрем все вдруг закружило

(Кружение на месте, руки на поясе)

Здесь преграда, здесь Кощей

Не удержать богатырей

(потрясти руками и ногами)

Вмиг вскочили на коней!

Конь бежит земля дрожит!

(Цоканье языком)

Взяли копья, взяли стрелы,

Метко били мы по цели.

(имитация бросания копья, выпуска из лука стрел)

И Кощея одолели.

И на радости такой, мы идем теперь домой

(ходьба на месте

№6

«Мы – богатыри»

Дружно встанем 1,2,3

Мы теперь богатыри!  (ходьба на месте)

Мы ладонь к глазам приставим (приставить ладонь ко лбу)

Ноги крепкие расставим.(ноги на ширине плеч)

Поворачиваясь вправо–

Оглядимся величаво

(поворот вправо)

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек (поворот влево)

Наклонились влево-вправо, получается на славу!(наклоны)

В путь дорожку дальнюю богатырь идет 1-2, 1-2

Ноги выше поднимаем и уверенно шагаем   (ходьба по кругу)

Идет на носочках, дыханье затая.

(ходьба на носках, руки в стороны)

Вот преграды на пути,

Их не просто обойти

 (ходьба между предметами)        

Он преграды обойдет

И вперед пойдет.(ходьба по кругу)

Но, увы, не тут-то было,

Вихрем все вдруг закружило.

(кружение на месте, руки на поясе)

Здесь преграда, здесь Кощей

Не удержать богатырей

 (ходьба по кругу)

Вмиг вскочили на коней!

Конь бежит, земля дрожит

(бег по кругу, одна рука вперед, другая круговые вращения)

Взяли копья, взяли стрелы,

Метко били все по цели

(имитация метания копья)

И Кащея одолели.

И на радости такой

Мы теперь идем домой.

(ходьба по кругу)

№7

«Весна пришла»

Весна пришла, весна пришла

(руки из стороны вверх, потянуться на носках)

Весна пришла по-снежному

По влажному ковру

 (ходьба на месте)

Рассыпала подснежники,

Посеяла траву

(наклон вперед, взмахи руками в стороны)

Барсучьи семьи к сроку

Из норок подняла

 (руки на поясе, наклоны в стороны)

Березового сока ребятам раздала

 (руки развести в стороны)

В берлогу заглянула

А ну, вставай, медведь!

(руки на поясе, наклоны вперед-назад)

На веточку дохнула

Пора зазеленеть!

 (глубокий вдох носом-выдох через рот)

Теперь весна – красавица

Зовет со всех концов

(руками взмахи – имитация зазывания)

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов.

(соединение именных пальцев: больших, указательных и т.д.)

Весна пришла, весна пришла!

 (ходьба на месте)

№7          

«Весна пришла»

Весна пришла, весна пришла

Весна пришла по-снежному

По влажному ковру              (ходьба по кругу)

Рассыпала подснежники

Посеяла траву                       (бег врассыпную)

Барсучьи семьи к сроку       (ползание на четвереньках)

Из норок подняла                 (ходьба по кругу)

Березового сока

Ребятам раздала                   (руки на поясе, ходьба на носках)

В берлогу заглянула          

(стоя на месте, наклоны вправо-влево, вперед-назад)

А ну, вставай, медведь!       (ходьба «по-медвежьи»)

На веточку дохнула             (вдох-выдох)

Пора зазеленеть!

Теперь весна-красавица

Зовет со всех концов

(ходьба по кругу, руки вверх – покачивание ими вправо-влево)

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов

Весна пришла, весна пришла! (ходьба обычная)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Слайд 2

Речедвигательная гимнастика – это гармоничное сочетание слова, музыки, движения.

Слайд 3

Коррекционные задачи по развитию двигательно-координационных способностей у детей инструктор по ФК учитель-логопед Развивать слуховое зрительное восприятие и память Согласовывать движения с текстом Реагировать на словесный сигнал Расширять объем двигательных умений и навыков Активизировать словарный запас Развивать мелкую моторику рук; Формировать речевое дыхание; Формировать умение согласовывать речь и движение; Формировать чувства ритма; Активизировать словарь.

Слайд 4

Методические приемы, повышающие проявление речевой и двигательной активности детей: показ; объяснение, пояснение; - использование звукового сигнала; наблюдение и практические действия с показом; словесная инструкция; - многократность повторений; распределение нагрузки на все части тела; - изменение скорости или темпа движений; - введение различных ритмических сочетаний; последовательности элементов; - смена способов выполнения элементов; - выполнение согласованных действий в соответствии с текстом и музыки; - использование сочетаний ОВД; усложнение или упрощение правил игры; - использование музыкального сопровождения.

Слайд 5

Виды работ, используемые в логопедической работе и на ФК: Выполнение упражнений на развитие ритма и темпа движений; Самомассаж лица, шеи, ладоней, подушечек и фаланг пальцев; Дыхательная гимнастика; Пальчиковая гимнастика; Физкультминутка .

Слайд 6

Взаимосвязь специалистов и воспитателей групп Предварительная работа: - планирование комплексов; создание картотеки по речедвигательной гимнастике; первоначальное разучивание и повторение текста; Подбор музыки

Слайд 7

Месяц Темы комплексов речедвигательной гимнастики октябрь «Мы сегодня в сад пойдем» ноябрь «Вышел дождик погулять» декабрь «Мы вот так, мы вот так, по тропинке ходим» январь «Ой, мороз, мороз, мороз» февраль «Мы богатыри» март «К нам весна шагает» апрель «Наш космический отряд» май «Цветы друзьям» План работы по развитию речедвигательной координации детей

Слайд 8

Планируемые результаты использования речедвигательной гимнастики расширяется объем двигательных умений и навыков, улучшается координация движений, ориентировка в пространстве, становится более концетрированным внимание, улучшается психоэмоциональное благополучие, стимулирует эмоциональный отклик у детей, развитие речи, помогают установлению контакта, закрепляются, систематизируются, обобщаются знания детей, развивается мелкая моторика, формируется правильное физиологическое и речевое дыхание .

Слайд 9

Литература: В.П.Невская «Речевые игры и упражнения» (библиотека логопеда ТЦ «Сфера»2013г.) М.Ю.Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7лет,3-5лет» (логопед в ДОУ ТЦ «Сфера» Москва 2010г») А.А.Гуськова «Развитие речедвигательной координации детей» (ТЦ «Сфера»2014г) Журнал «Логопед», «Инструктор ФК», «Музыкальный руководитель», « Все для воспитателя», художественная литература,



Предварительный просмотр:

Речедвигательная  гимнастика

Речедвигательная  гимнастика-это гармоничное сочетание слова, музыки, движения.

Коррекционные задачи по развитию двигательно-координационных способностей у детей

инструктор по ФК

учитель-логопед

  • Развивать слуховое зрительное восприятие и память
  • Согласовывать движения с текстом
  • Реагировать на словесный сигнал
  • Расширять объем двигательных умений и навыков
  • Активизировать словарный запас

  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Формировать речевое дыхание;
  • Формировать умение согласовывать речь и движение;
  • Формировать чувства ритма;
  • Активизировать словарь.

Планирование работы

месяц

темы комплексовречедвигательной гимнастики

октябрь

«Мы сегодня в сад пойдем»

ноябрь

«Вышел дождик погулять»

декабрь

«Мы вот  так, мы вот так, по тропинке ходим»

январь

«Ой,  мороз, мороз, мороз»

февраль

  «Мы богатыри»  

март

«К нам весна шагает»

апрель

«Наш космический отряд»

май

«Цветы друзьям»

Методические приемы, повышающие проявление двигательной активности  гимнастики:

  •  показ;
  •  объяснение, пояснение;
  • -  использование звукового сигнала;
  •  наблюдение и практические действия с показом;
  •  словесная инструкция;

- многократность повторений;

  •  распределение нагрузки на все части тела;

- изменение скорости или темпа движений;

- введение различных ритмических сочетаний; последовательности элементов;

- смена способов выполнения элементов;

- выполнение согласованных действий в соответствии с текстом и музыки;

- использование сочетаний ОВД;

  • усложнение или упрощение правил игры;

- использование музыкального сопровождения.

Литература: В.П.Невская «Речевые игры и упражнения» (библиотека логопеда ТЦ «Сфера»2013г.)

М.Ю.Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7лет,3-5лет» (логопед в ДОУ ТЦ «Сфера» Москва 2010г»)

А.А.Гуськова «Развитие  речедвигательной  координации детей» (ТЦ «Сфера»2014г)

Журнал «Логопед», «Инструктор ФК», «Музыкальный руководитель», « Все для воспитателя», художественная литература

Речедвигательная  гимнастика

Речедвигательная  гимнастика-это гармоничное сочетание слова, музыки, движения.

Коррекционные задачи по развитию двигательно-координационных способностей у детей

инструктор по ФК

учитель-логопед

  • Развивать слуховое зрительное восприятие и память
  • Согласовывать движения с текстом
  • Реагировать на словесный сигнал
  • Расширять объем двигательных умений и навыков
  • Активизировать словарный запас

  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Формировать речевое дыхание;
  • Формировать умение согласовывать речь и движение;
  • Формировать чувства ритма;
  • Активизировать словарь.

Планирование работы

месяц

темы комплексов речедвигательной гимнастики

октябрь

«Мы сегодня в сад пойдем»

ноябрь

«Вышел дождик погулять»

декабрь

«Мы вот  так, мы вот так, по тропинке ходим»

январь

«Ой,  мороз, мороз, мороз»

февраль

  «Мы богатыри»  

март

«К нам весна шагает»

апрель

«Наш космический отряд»

май

«Цветы друзьям»

Методические приемы, повышающие проявление двигательной активности  гимнастики:

  •  показ;
  •  объяснение, пояснение;
  • -  использование звукового сигнала;
  •  наблюдение и практические действия с показом;
  •  словесная инструкция;

- многократность повторений;

  •  распределение нагрузки на все части тела;

- изменение скорости или темпа движений;

- введение различных ритмических сочетаний; последовательности элементов;

- смена способов выполнения элементов;

- выполнение согласованных действий в соответствии с текстом и музыки;

- использование сочетаний ОВД;

  • усложнение или упрощение правил игры;

- использование музыкального сопровождения.

Литература: В.П.Невская «Речевые игры и упражнения» (библиотека логопеда ТЦ «Сфера»2013г.)

М.Ю.Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7лет,3-5лет» (логопед в ДОУ ТЦ «Сфера» Москва 2010г»)

А.А.Гуськова «Развитие  речедвигательной  координации детей» (ТЦ «Сфера»2014г)

  Журнал «Логопед», «Инструктор ФК», «Музыкальный руководитель», « Все для воспитателя», художественная литература

РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА


№1

«Мы сегодня в сад пойдем»

Мы сегодня в сад пойдем,

И по камушкам пройдем

(Дети большим и указательным пальцами шагают по столу)

Там высокая трава

(Дети поднимают руки вверх над головой)

Узкая тропа

(Дети ребром ладони обеих рук двигают по столу поочередно)

Будем мы в саду гулять.

1,2,3,4,5.

(Загибают поочередно пальцы на обеих руках, начиная с большого)

Меж деревьев побежим и по саду побежим

(Дети поочередно выполняют удары кулакам и хлопки ладонями)  

Груши, яблоки и сливы,

Виноград и апельсин

тгибают поочередно пальцы, начиная с мизинцев)

Будем с дерева срывать

(Дети имитируют срывание фруктов, поднимая руки вверх)

Всех знакомых угощать

(Дети разводят руки в стороны)

№2

«Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

(Удары по столу пальчиками обеих рук)

Вышел дождик погулять.

(беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук)

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

(Дети «шагают» средними и указательными пальцами обеих рук)

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

(ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)

Дождь вздохнул тихонько:

(часто и ритмично бьют в ладоши)

- Ох!

(один хлопок)

И ушел. Газон засох.

(ритмичные хлопки по столу)

№3

«Мы вот так, мы вот так  по тропинке ходим» («Снежки»)

Белые сугробы на земле лежат

Со снежком ребята поиграть хотят

(И.п. - Руки вверх через стороны с потягиванием  - опускают руки)

В теплые ладошки

Мы снежку возьмем

Полежит немножко

И играть начнем

(хлопки спереди и сзади)

Вот какие вышли чудо-колобки

Из снежинок белых-белые снежки

(Приседания, руки на поясе)

А теперь, ребята, их бросать пора

Вот какая вышла снежная игра.

(Имитация бросания снежков правой и левой руками)

№4

«Ой, мороз, мороз, мороз»

Ой, мороз, мороз, мороз!        

Снегом ветки ты занес!

(Дети покачивают руками, поднятыми над головой)

А мы не боимся, а мы веселимся!

(Поочередное выполнение хлопков ладонями и ударов кулачками)

Ой, мороз, мороз, мороз!

(Дети покачивают руками, поднятыми над головой)

Он хватает нас за нос!

(Самомассаж носа подушечками пальцев)

А мы не боимся, а мы веселимся!

(Приседания, руки на поясе)

Ой, мороз, мороз, мороз!

(Дети покачивают руками, поднятыми над головой)

Щиплет щеки он до слез!

(самомассаж щек подушечками пальцев)

А мы не боимся, а мы веселимся!

(Прыжки на двух ногах, руки на поясе)

Лыжи с санками возьмем

И кататься в лес пойдем.

(имитация катания на лыжах)

- У-у-у-х-х-х! (глубокий вдох через нос – выдох через рот с произношением длительно «УХ»)

№6      

«Мы богатыри»

В путь дорожку дальнюю богатырь идет

1,2,1,2(ходьба на месте)

Ноги выше поднимает и уверенно шагает

(выполнение движений в соответствии с текстом)

Идет он на носочках дыханье затая

(ходьба на месте на носках, руки в стороны)

Вот преграды на пути,

Их непросто обойти

(Руки сложены лодочкой, вытянуты вперед, выполнять волнообразные движения руками и туловищем)

Но, увы, не тут-то было

Вихрем все вдруг закружило

ружение на месте, руки на поясе)

Здесь преграда, здесь Кощей

Не удержать богатырей

(потрясти руками и ногами)

Вмиг вскочили на коней!

Конь бежит земля дрожит! (Цоканье языком)

Взяли копья, взяли стрелы,

Метко били мы по цели.(имитация бросания копья, выпуска из лука стрел)

И Кощея одолели.

И на радости такой, мы идем теперь домой

(ходьба на месте

№7

«Весна пришла»

Весна пришла, весна пришла (руки из стороны вверх, потянуться на носках)

Весна пришла по-снежному

По влажному ковру (ходьба на месте)

Рассыпала подснежники,

Посеяла траву (наклон вперед, взмахи руками в стороны)

Барсучьи семьи к сроку

Из норок подняла (руки на поясе, наклоны в стороны)

Березового сока ребятам раздала (руки развести в стороны)

В берлогу заглянула

А ну, вставай, медведь! (руки на поясе, наклоны вперед-назад)

На веточку дохнула

Пора зазеленеть! (глубокий вдох носом-выдох через рот)

Теперь весна – красавица

Зовет со всех концов (руками взмахи – имитация зазывания)

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов.(соединение именных пальцев: больших, указательных и т.д.)

Весна пришла, весна пришла! (ходьба на месте)

№5          «Зимушка-зима»

Ждали зиму мы давно   (ходьба на месте)

Все смотрели мы в окно(руку ко лбу, встаем на носочки)

Наконец она пришла. Здравствуй, зимушка-зима!

(хлопают в ладоши)

Всюду снег на ветках пышных

(показывают влево, вправо рукой)

Ветерка почти не слышно    

(взмахи руками над головой)

Словно легкие пушинки

В танце кружатся снежинки  

(руки на поясе, кружение)

Через сугробы мы шагаем

Ноги выше поднимаем

 (ходьба на месте с высоким подниманием колен)

А по льду совсем легко,Мягко наступаем

(ходьба на носках, руки в стороны)

Речка быстрая молчит  

(приседают, обхват руками плечи)

Птичья песня не звучит    (ходьба друг за другом)

Эй, ребята, выходите,(взмахи руками – «зовут»)

И на саночки садитесь      

Мы на саночки садились, (перестроение в пары друг за другом, держась за руки)

И под горочку скатились          (присесть)

Дружно с саночек мы встали,

Друг за другом зашагали           (ходьба)

Здравствуй, Зимушка – зима!

Наконец-то, ты, пришла!(хлопки в ладоши)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель-разработка урока гимнастики в 7 классе по теме: "Развитие координационных способностей на уроке гимнастики"

В целях получения информации учащимися на уроке используется применение ИКТ, что способствует более успешному восприятию и запоминанию. Для развития КС  были выбраны и физические упраж...

Урок по физической культуре в 10 классе (девушки) "Гимнастика. Современные виды гимнастики."

— В современном мегаполисе при сидячей работе это лучший способ израсходовать нерастраченную энергию, сменить род занятий — от умственного труда к физическому действию, да и просто в хорошей ком...

Использование речедвигательной гимнастики в коррекционной работе с детьми со сложной структурой речевого дефекта.

В данной статье представлен опыт работы по использованию речедвигательной гимнастики как одного из элементов комплексной работы по преодолению речевых нарушений у детей с общим нарушением речи....

Комплекс речедвигательного материала на разных этапах урока

Материал используется на уроках для снятия мышечной усталости, психоэмоционального настроя, развития  мышления, памяти ,речи на разных этапах урока...

Использование мнемотехники для развития зрительной, слуховой и речедвигательной памяти детей с особыми образовательными потребностями.

Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным. Цель обучения развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно о...

Речедвигательная гимнастика, как средство коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.

В данной статье представлен опыт работы по использованию речедвигательной гимнастики в работе учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении....