Логосказки в логопедической работе
методическая разработка

Логосказка — это целостный, педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, активации психических процессов ( внимания, памяти, мышления, воображения), а также поддерживанию положительной мотивации к выполнению учебных задач. Использование логосказок позволяет добиться не только устойчивого внимания и интереса на протяжении всего занятия, но и способствует сохранению психофизического здоровья детей, формированию положительного эмоционального состоянии и снижению вероятного переутомления на логопедических занятиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoskazki.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедические сказки

Сказка «Мышиные проделки»

В маленьком городе, на тихой улочке, в уютном деревянном доме на книжной полке жил-был старый-престарый словарь – книга, где собраны все-все слова, какие есть в языке.

 Но повадились мыши грызть в словаре страницы: что ни день, то какое-нибудь слово пропадет, а его описание останется. Глотая слова, мыши надеялись научиться говорить. Но напрасно: почти все слова исчезли, но никто из мышиного племени так и не заговорили.

Словарем этим пользовался старик-архивариус. С памятью у него было плохо: события давно минувших дней помнил, а вот отдельные слова забывал, поэтому словарем приходилось пользоваться очень часто. А как? Там что ни слово, то дырка.

Лексические значения слов синонимического ряда:

  • Сильно, ярко светит, светится, бросается в глаза.

Блестит, сверкает, сияет, искрится.

  • Человек, который служит в армии, воюет, защищает кого-то или что-то.

Боец, солдат, воин, военный, защитник.

  • Как можно сказать о предмете, имеющем значительную величину, размер?  

Большой, огромный, громадный, гигантский.

  • Как называется сильный, разрушительный ветер?

Буря, ураган, шторм.

  • Как можно сказать о нагретом, очень теплом предмете, излучающий жар?

Горячий, жаркий, жгучий, обжигающий, раскаленный.

  • Не испытывающий страха, преодолевающий любые трудности.

Смелый, бесстрашный, храбрый, неустрашимый, отважный, удалой и т.д

Сказка «Кривое зеркало»

Давным-давно существовало Королевство кривых Зеркал. Однажды его жителям надоело все видеть в искаженном виде, и они решили избавиться от кривых зеркал. Разбивать зеркала, как известно, нельзя: это может принести несчастье. Поэтому все зеркала отвезли в глухое, заброшенное место, сложили там, в пещере, а вскоре и совсем про них забыли.

В тех краях жила злая старуха Завида. Никого и ничего она не любила, поэтому поселилась в самой глуши, подальше от всех.

В одиночестве бродила она как-то по лесу и набрела на ту самую пещеру. Взяла Завида в руки одно из зеркал, посмотрела в него  и глазам своим не поверила. В зеркале она была совсем даже не старая, а... (молодая), не толстая, а… (худая), не горбатая, а… (стройная). Всю жизнь лицо у Завиды было мрачное и злое, а в зеркале оно оказалось... (веселое и доброе)! А уши – о чудо! – не большие, а… (маленькие), нос не кривой, а… (прямой). Грязное платье Завиды в зеркале стало… (чистым), старые туфли… (новыми), короткая юбка… (длинная).

Стоило Завиде направить свое зеркало на солнышко, как погода из ясной становилась… (дождливой, пасмурной).

Но это еще не все. Когда Завида смотрелась в зеркало, она чувствовала, что в ней самой что-то меняется. Например, была она жадной, а стоило ей посмотреться в зеркало, как она становилась… (щедрой).

Шла как-то Завида по лесу и встретила волка. Испугалась, потому что была трусливой, но, когда достала зеркало, посмотрелась в него, стала сразу… (храброй). А когда повернула зеркало и направила его на волка, тот из свирепого и хищного превратился в… (смирного и миролюбивого).

Очень полюбила Завида зеркала и уже никогда с ним не расставалась.

Лексика

Сказка «Проказы старушки-зимы» (время года зима; однокоренные слова)

Разозлилась зима. Задумала всех заморозить. Задумала зима холодом, разметала листья. Птицам некуда деваться, и полетели за горы, за моря, где нет злой зимы. Другие забились в щели. Не заморозила их зима.  Злобно пошла на зверей. Запорошила землю. Приказывает Морозам заморозить зверей. Забились звери в зимовье.  Злая зима не забыла и рыб. Заморозила реки и озера. А рыб не заморозила, им подо льдом не холодно.  Накинулась зима на людей. Морозы заволокли узорами окна. А люди затопили печи. Заготавливают дрова. Везут их на обозах и похваливают морозы. Дети и те не боятся зимы. Бегают на дворе. Хватит зима злобно за ухо или за нос кого-нибудь, а тот потрет – и разгорится лицо и другие сказки.

Грамматика

Сказка «Живой букет» (имя прилагательное; согласование с существительными)

Бежал (по какой?) по осенн… тропинке еж. Шуршала под его лапками (какая?) опав… листва. В лесу было тихо, безветренно, но все равно с деревьев срывались и падали, кружась, (какие?) высохш… листья. Остановился еж возле осины. Земля под ним была усыпана (какими?) красн… листьями.

«Возьму-ка несколько штук домой, пусть дочка поиграет с ними»- решил еж и наколол на свои (какие?) остр… иголки (какие?) красн… листочки. А под березой лежали (какие?) желт… листочки, а под кленом (какие?) оранже… Снова и снова накалывал еж (какие?) краси… листья на иголки. Посмотрели бы вы, каким он стал! Весь покрыт (какими?) разноцветн… листьями: (какими?) красн…, желт…, оранжевы…, да вдобавок среди них были  и (какие?) зелен… И бегал теперь по тропинке как будто не еж, а живой (какой?) осенн… букет и другие сказки.

Шустрик у бабушки

Домашние животные

Маленькому Шустрику пять лет. Однажды мама сказала Шустрику: «Завтра мы поедем к бабушке». Всю ночь не спал Шустрик, думал, кто же есть у бабушки. Приехали рано утром. Подошли к бабушкиному дому, видят — ворота открыты. А из ворот выходит «копна, спереди — вилы, сзади — метла» и мычит: «МУУУ, молока кому?»

Догадался Шустрик, кричит: «Мама, это корова!»

Вошел Шустрик во двор, а во дворе «с бородой, а не старик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица», а с ним «бегут по дорожке борода да рожки». Как вы думаете, кто бы это мог быть? Да, козел с козлятами.

Испугался Шустрик грозного козла, спрятался за маму. А козел заблеял:«БЭ-Э-Э, не бойся меня».

Видит Шустрик, стоит во дворе сарай, а там кто-то чавкает, хрюкает. «Рыльце лепешкой, с копытцами рожки, толстое брюшко, хвост, как стружка», а рядышком примостились «замарашки в щетинистой рубашке, хвост крендельками, нос пятачком».

«Это свинья с поросятами», — объясняет Шустрику мама.

Походил Шустрик по сараю и видит жердочка, а на жердочке «хвост с узорами, сапоги со шпорами» и кричит: «КУ-КА-РЕ-КУ, я не будильник, но бужу. Я не артист, а голосист, ночью распеваю, время считаю, цыплят собираю».

«Мама, мама, вот петушок, золотой гребешок», — обрадовался Шустрик и не заметил, как кто-то щиплет за пятки и гогочет, а на нем «одежда белая, а на ножки обуты красные сапожки» и с ним «без команды в строй встают, отправляются на пруд.

Кто идет цепочкой длинной, кто так любит дисциплину?»

«Ой, мне страшно»! — закричал Шустрик.

«Не бойся, — сказала мама. Это гусь с гусыней и гусятами».

«Пойдем отсюда!» — воскликнул Шустрик. А вот и бабушка на крыльце стоит, а рядом с нею «выгнул спину он дугой, замяукал. Кто такой?»

Это кот Васька мурлычет, приговаривает: «МУРР-МУР-МУР, иди в дом.»

Только Шустрик хотел подбежать к бабушке, а на крыльце «заворчал живой замок, лег у двери поперек» и рычит: «В дом чужого не пущу, я с хозяином дружу и дом сторожу».

«Шарик, Шарик», — позвал Шустрик. А бабушка Шарику говорит: «Познакомься с Шустриком, подружись с ним».

Очень понравилось Шустрику у бабушки.

Про посуду

Словообразование

Рассуждала как-то сахарница:

— Вот я — для сахара создана. Потому так и зовусь — САХАРНИЦА. СОЛОНКА — для соли, САЛАТНИЦА — для салата, ХЛЕБНИЦА — для хлеба, СУПНИЦА — конечно, для супов, а СОУСНИК — для соусов разных.

— Да, да — подхватила МАСЛЁНКА — я нужна для масла, а моя подружка СЕЛЁДОЧНИЦА — для селёдки. Но скажите мне, как объяснить слова ПОСУДА и ПОВАРЕШКА? Слова такие есть, а вот еды такой я что-то не знаю!

— Вы хоть меня ЧАЙНИКОМ и зовёте, — отозвался ЧАЙНИК — я не только про чай всё знаю и чайком вас всех пою. Слово ПОСУДА как бы просит: «ПОложи СюУДА! ПО-СУДА!»

А с ПОВАРЁШКОЙ ещё проще. Она главная помощница повара: вместе с поваром любое блюдо попробовать может и повара уговаривает: ПОВАР, ЕШЬ-КА!

Длинный и короткий

Антонимы

ЖИЛИ два друга. Одного звали ДЛИННЫЙ, а другого КОРОТКИЙ. У ДЛИННОГО были ДЛИННЫЕ ноги, ДЛИННЫЕ руки. Он носил ДЛИННЫЕ штаны, ДЛИННУЮ рубашку. В руках у ДЛИННОГО была ДЛИННАЯ палка. А у КОРОТКОГО были КОРОТКИЕ ноги, КОРОТКИЕ руки. Он носил КОРОТКИЕ штаны и КОРОТКУЮ рубашку. В руках у КОРОТ-КОГО была КОРОТЕНЬКАЯ палочка. ДЛИННЫЙ и КО- РОТКИЙ были совсем разные, но они очень любили друг друга и никогда не ссорились. Нарисуй ДЛИННОГО и КОРОТКОГО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической работы по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ

Современными логопедами, психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребёнок к началу школьного обучения правильно произносит все звуки родного языка, имеет развитое фонематическое восприят...

Программа логопедической работы в старшей логопедической группе (перспективный план)

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-г...

Программа логопедической работы в подготовительной логопедической группе (перспективный план)

Работа с детьми, имеющими ОНР на втором году обучения (дошкольники 6-7 лет)...

ПРОПАГАНДА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

Пропаганда – распространение в обществе знаний,     идей…, просвещение – знания, образование, их распространенность». (С. И. Ожегов  "Толковый словарь русского языка", 2001).П...

Рабочая программа коррекционного (логопедического) курса " Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа"

Данная программа разработана для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ, имеющх нарушения звукопроизношения....

Адаптированная рабочая программа коррекционной логопедической работы для детей с речевыми нарушениями 6 – 7 лет в условиях логопедического пункта в соответствии с ФГОС ДОУ

Пояснительная записка  Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что старший дошкольный возраст является оптимальным для воспитания высшей...