6 класс ИЗО. Урок 27. ТЕМА УРОКА: «Рисование по памяти и по представлению: «Натюрморт из химической посуды».
план-конспект урока (6 класс)

Поурочное  планирование по  ИЗО 6 класс 8  вид.

Скачать:


Предварительный просмотр:

27 урок                                                                                               6 класс.

ТЕМА УРОКА: «Рисование по памяти и по представлению: «Натюрморт из химической посуды».

ЦЕЛЬ УРОКА:  Развитие навыков передачи предметов в их композиционной связи. Разработка тоновых отношений. Коррегирование памяти, мышления, внимания, речи, пространственного мышления.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: альбомы для рисования, простой карандаш, наглядный материал.

ХОД УРОКА.

1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.

2. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.

   Давайте вспомнить, какие рисунки мы рисовали в прошлой четверти?

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

   Химическая посуда, разнообразна по форме, и из неё нетрудно составить хороший натюрморт. Для постановки используются колбы шаровидной или конической формы, мензурки, пробирки на подставке, воронки, ступки с пестиком, различные флаконы, спиртовки и так далее. Для того, чтобы создать в натюрморте ударное тёмное пятно, можно налить в колбу или мензурку подкрашенную воду.

    В классе нужно установить два-три натюрморта ниже уровня зрения учащихся и продумать их композицию так, чтобы с каждой точки зрения были видны все предметы, пусть частично прикрытые один другим, но не выстроившиеся в ряд на одинаковом расстоянии.

    Очень интересна  в натюрморте фарфоровая ступка с пестиком. Её ярко-белый цвет будет самым светлым в натуре (эталон для сравнивания). Мензурка с подкрашенной в тёмно-красный цвет водой – самый тёмный участок натюрморта. Между этими двумя границами учащиеся должны определить тоновые градации всех остальных участков.

   Надо продумать и фон натюрморта: хорошо, если он будет не белый. Наиболее подойдёт серый фон, средний по тону между самым светлым и самым тёмным пятном.

    Рисунок начинается с композиции. В зависимости от характера предметов, составляющих натюрморт, и от точки зрения рисующего рисунок можно скомпоновать в вертикальном или горизонтальном формате. Учащимся можно дать такой ориентир: если вся группа предметов по высоте больше, чем по ширине, то лучше компоновать её в вертикальном формате и, наоборот, если ширина больше, то выбирается горизонтальный формат.

    На доске учитель показывает, как разместить предметы в листе, как наметить их величину, достаточно большую, чтобы предметы «не плавали» в листе. Слишком крупным предметам будет «тесно»,  в натюрморте будет недоставать «воздуха» - свободного поля.

    Учащиеся вначале делают в левом углу места, небольшой композиционный эскиз, который учитель тут же проверяет. По его совету вносятся некоторые исправления.

    Затем учитель перечисляет требования к выполнению рисунка: каждый должен рисовать натюрморт так, как видит его со своего места, в рисунке должно быть чётко передано взаимное расположение предметов (какой ближе, какой дальше, насколько один предмет загораживает другой) и их соотношение по величине ( насколько один предмет больше другого: выше , шире); форма каждого предмета должна быть тщательно построена, невидимые линии прорисованы насквозь, намечены место и форма собственных и падающих теней.

    Всё это относится к линейному рисунку, который выполняется на уроке.

    Затем начинается коллективная проверка линейных рисунков. Несколько работ, хороших и с характерными ошибками, прикрепляются к доске и обсуждаются. Учащиеся находят аналогичные ошибки в своих рисунках и исправляют их.

   Затем проводится беседа о тоновом решении натюрморта. Полезно показать ребятам натюрморты, исполненные художниками, или хотя бы лучшие рисунки учащихся других классов.

   Вначале ребята, определяют самое светлое и самое тёмное пятно в натуре. На месте светлого пятна остаётся белая бумага, теневые места заштриховываются, но не в полную силу. Постепенно определяются градации тона на других участках изображения, начиная с более светлых. Одновременно намечается тональность фона вертикальными или перекрёстными штрихами. Блики на первых порах обводятся слегка карандашом и не тонируются. Когда работа будет подходить к концу, учащиеся сравнят блики с ярко освещённой поверхностью белого предмета и решат, насколько их надо затемнить.

    Следует предупредить ребят, что от характера штриховки зависит передача формы и материала предметов. Штрихи нужно располагать по форме: на плоской горизонтальной поверхности не должно быть вертикальных штрихов, на вертикальной – горизонтальных, на круглой – штрихи должны закругляться по форме и так далее.

    Прежде чем затонировать какой-нибудь участок изображения, надо посмотреть на натуру и выяснить, насколько он темнее или светлее всех остальных. По мере приближения к концу работы самые тёмные места усиливаются нажимом карандаша.

    Законченные работы обсуждаются  и частично оцениваются в классе.

4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: выполняется натюрморт состоящий из химической посуды: пузырёк, мензурка и ступка. Рисунок выполняется простым карандашом с применением правил нанесения теней в горизонтальном положении.

5. ИТОГ УРОКА: в конце урока идёт бурное обсуждение правильности выполнения рисунка «Натюрморт из химической посуды».  Выбрать лучшие рисунки для школьной выставки. Поставить оценки в журнал.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:  НАТЮРМОРТ – жанр, воспевающий мир вещей, неживых, но «оживлённых, одушевлённых незримым присутствием человека. Мёртвая натура – так переводится слово «натюрморт».

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Глагол» (обобщающий урок по теме «Глагол»)

Урок русского языка в 6 кл., целью которого является проверка знаний грамматических  признаков глагола, его  синтаксической роли  в  предложении    и  правописания....

Тема урока:Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ».

Методическая разработка итогового урока по истории.  Тема урока:  Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ». (Данный урок  проводился в специальной (коррекц...

Предмет: Физическая культура Тема урока: «Баскетбол» Тип урока: Комбинированный Форма урока: коллективная, парная, игровая Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульные Методы: репродуктивный, игровой, сор

Предмет: Физическая   культураТема урока:  «Баскетбол»Тип урока:  КомбинированныйФорма урока: коллективная,  парная, игроваяТехнологии: здоровьесберегающие, личностно-ор...

РАЗРАБОТКА УРОКА на тему "Урок-путешествие" (билингвальный урок)

Целью урока является развивать умения говорить и читать в рамках темы на двух языках (английском, немецком)...

6 класс ИЗО. Урок 4.ТЕМА УРОКА: «Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов».

Поурочное  планирование по ИЗО 6  класс для  детей  с  ограниченными  возможностями 8  вида....