Нарушение звукопроизношения и роль семьи в его коррекции
консультация

Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большой частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Поэтому довольно часто логопеду приходится сталкиваться с такими вопросами, как: «Вы специалисты, поэтому ждем от вас результатов. Когда у моего ребенка пропадут дефекты речи?». Возникают подобные вопросы из-за слабого представления родителей о самом процессе обучения их ребенка, а также из-за непонимания того простого факта, что большую часть своей жизни ребенок проводит именно с родителями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_na_stend.docx224.81 КБ

Предварительный просмотр:

Нарушение звукопроизношения и роль семьи в его коррекции.

Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большой частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Поэтому довольно часто логопеду приходится сталкиваться с такими вопросами, как: «Вы специалисты, поэтому ждем от вас результатов. Когда у моего ребенка пропадут дефекты речи?». Возникают подобные вопросы из-за слабого представления родителей о самом процессе обучения их ребенка, а также из-за непонимания того простого факта, что большую часть своей жизни ребенок проводит именно с родителями.

Периоды формирования звуков

 Возраст ребенка

1-2 года

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

Звуки

     А О Э

     П Б М

     И Ы У

  Ф В Т Д Н

    К Г Х Й

    С З Ц Ль

   Ш Ж Ч Щ

Л  Р

Нарушения звукопроизношения являются самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста. Обычно нарушаются следующие группы звуков:        - свистящие – С, СЬ, З, ЗЬ        шипящие - Ш, ЖC:\Users\ПК\Desktop\Новая папка\i.jpg

                         - -

- аффрикаты – Ц, Ч, Щ        сонорные – Л, ЛЬ, Р, РЬ

                                                       - заднеязычные – К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ

У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, и такое            нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное), или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или полиморфное.

В любой из перечисленных групп различают три формы нарушения звуков:

  • Искаженное произношение звука (например – горловой звук Р)
  • Отсутствие звука в речи ребенка (например, коова вместо корова)
  • Замена одного звука другим (колова)

Кроме видов и форм нарушения звукопроизношения, существуют

три уровня нарушения звуков:

  • Полное неумение произнести звук
  • Правильное произношение изолированного звука, но искажение или пропуск его в спонтанной речи, т,е, недостаточная автоматизация звука
  • Смешивание звука в речевом потоке с другим, близким по артикуляции или звучанию, т.е. нарушение дифференциации звуков.

Родители должны знать, что стойкие формы дефектов произношения, различные формы недоразвития речи не исправляются с возрастом.

Исправление искажений произношения звуков и выработка правильного произношения требуют систематической и напряженной логопедической работы.

Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Сами родители должны быть готовы к достаточно длительной психологической подготовке не только ребенка, но и самих себя к занятиям с ним.

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно)  звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на  этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных  звуков. Длительность коррекционной работы по исправлению нарушений звукопроизношения, в значительной степени зависит от  участия родителей.

Коррекция нарушений звукопроизношения  проводится в несколько этапов.

1. Прежде, чем приступить к постановке звуков, ведется предварительная работа:

  • развитие моторики артикуляционного аппарата (укрепление мышц губ,

щек, языка);

  • развитие правильного физиологического и речевого дыхания;
  • развитие фонематического слуха (умение слышать и различать звуки

речи).

        Задача родителей на данном этапе, регулярно выполнять вместе с ребенком комплекс упражнений по развитию артикуляционного  аппарата.                                                      

2Постановка звука

Это процесс обучения ребенка правильному произношению определенного звука. Ребенка учат придавать своим артикуляторным органам то положение, которое свойственно нормальной артикуляции звука, что и обеспечит правильность его звучания. Эта работа проводится учителем–логопедом с помощью специальных приемов.

 Помощь родителей на данном этапе заключается в дальнейшем развитии артикуляционного аппарата и выполнении приемов по вызыванию отсутствующих звуков в домашних условиях.

3. Автоматизация поставленных звуков - один из самых длительных  и сложных этапов.

Как только удается добиться правильного звучания изолированного звука, сразу переходят к следующему этапу коррекции звукопроизношения — к этапу автоматизации, то есть к обучению ребенка правильному произношению звука в связной речи. Следует отметить, что сразу после постановки звука ребенок не сможет произносить все слова с новым звуком правильно. Автоматизация звука осуществляется при условии постепенного нарастания сложности речевого материала:

  • автоматизация звука в слогах;
  • автоматизация в словах;
  • автоматизация в специально подобранных фразах;
  • автоматизация в текстах, насыщенных вновь воспитываемым  
           звуком;
  • автоматизация в обычной разговорной речи.

На этом этапе помощь родителей ребенку просто неоценима. Родители вместе с ребенком отрабатывают речевой материал, предложенный учителем-логопедом. Содержание его наполнено именно тем звуком, который в данный момент необходимо автоматизировать. Сначала,  поставленный звук необходимо  произносить утрировано, т.е., более длительно и четко, по сравнению с другими звуками слова, постепенно переходя к нормальному произнесению.

Этап автоматизации звука можно считать законченным лишь тогда, когда ребенок овладеет навыком правильного произнесения нового звука в обычной разговорной речи. 

C:\Users\ПК\Desktop\Новая папка\LDcTsYI2Vew.jpg

4. Этап дифференциации смешиваемых звуков

Основная задача данного этапа заключается в том, чтобы воспитать у ребенка прочный навык уместного употребления в речи вновь воспитанного звука, без смешения его с акустически или артикуляторно близкими звуками. Это достигается путем специальных упражнений.

Родители должны постоянно контролировать правильность произношения поставленных звуков,  во время выполнения заданий, в свободной речи ребенка (в играх, в диалоге ребенка с окружающими, в свободной деятельности).  Делать это надо тактично, в спокойной форме.

В семье необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребёнку во время выполнения заданий.

Подготовьте ребенка психологически к будущей деятельности. Он должен понять, что говорить нужно правильно и этому надо учиться. Взрослому также следует запастись терпением, настроиться на кропотливую работу. Будьте заинтересованы, внимательны, настойчивы.

  • Добивайтесь того, чтобы ребёнок чётко и внятно произносил нужный звук ("нажимал" на этот звук) в предложенных словах, самостоятельно называя картинки или повторяя слова за Вами.
  • Если у ребёнка что-то не получается, не кричите на него, не настаивайте на выполнении, а договоритесь о том, когда он попытается выполнить задание ещё раз.
  • Каждому ребёнку необходимо разное время для овладения правильным произношением. Не сравнивайте успехи Вашего ребёнка с результатами других детей. Здесь необходим индивидуальный подход.
  • Будьте терпеливы с ребёнком, внимательны к нему во время занятий, но  достаточно требовательны.
  • Не забывайте отмечать успехи ребенка, хвалить за достигнутые

результаты.

C:\Users\ПК\Desktop\Новая папка\uchimsya-govorit.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интегрированных музыкально-логопедических занятий в работе по коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с ОНР

Этот материал разработан для студентов музыкального отделения. Он с успехом используется ими на практике пробных уроков. В занимательной форме ученики актуализируют свои природоведческие знания, разви...

Индивидуальная программа «Коррекция нарушений звукопроизношения» у учащихся 1 класса (с ротацизмом)

В школы хлынули потоки детей с различными речевыми нарушениями, которые должны были скорректированы в дошкольном возрасте. Назрела необходимость создания программы, отвечающей современным требова...

Нарушение звукопроизношения у детей и роль семьи в его коррекции

Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большой частью, и бессознательно взрослые в семье.  Степень влияния домашней работы родителей с ...

Родительское собрание "Роль семьи в коррекции речевых нарушений".

Данное собрание проводится в начале учебного года и нацелено на установление контакта с родителями и  ознакомление их с особенностями в развитии речи детей....

Выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация) на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

В работе рассматривается состояние проблемы изучения роли семьи в коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у детей с общим недоразвитием речи и исследование роли семьи в коррекции нарушений эмоц...