Методическая разработка занятия "Моя фамилия"
методическая разработка

Занятие разработано для обучающихся основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_familiya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в ГПД

для обучающихся начальной школы

Провела воспитатель ГПД

Глебездина С.Е.

18.02.19г.

Санкт-Петербург

2019 год

Тема: «Моя фамилия»

Цели:

- Раскрыть смысл понятий «имя», «отчество», «фамилия», «тёзка», «день ангела», «род», «родословная», дать краткую энциклопедическую справку имён несовершеннолетних; сформировать представление о том, что каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом «Свидетельство о рождении».

Задачи

-познакомить детей с  правом на имя и с историей возникновения фамилий;

-научить  применять это право  в жизни;

-воспитывать уважение друг к другу, окружающим людям;

-формировать навыки исследовательской работы у воспитанников приюта;

-развивать интерес к прошлому и настоящему своей семьи, семейным традициям;

-сформировать интерес к данной теме;

-воспитывать гордость за свой род, желание прославить своё имя, оставить о нём добрую славу.

Ход урока

I Организация урока:

-приветствие

-проверка организации рабочего места: тетрадь, листы для индивидуальной работы, ручка, раздаточный материал (приложение 1),

-сообщение темы урока, целей.

Слайд 1. Каждый человек отличается своей внешностью, характером и именем. По имени и внешности определяется его пол. Обращаясь к человеку, мы обязательно называем его имя, а если это взрослый – имя и отчество, тем самым проявляя к нему уважение.

Слайд 2. Ребята, отгадайте загадку:

«Нечто, данное человеку сразу после его рождения и остающееся с ним на всю жизнь? » (Имя.)

Слайд 3. Имя-это личное название, даваемое человеку при жизни. Тема занятия: «Мой род, мое имя, мая фамилия». Сейчас я вам раздам ромашки - это любимый цветок древних славян. Мы будем весь урок писать на её лепестках. Что? Сейчас узнаете.

II Актуализация знаний

-Назовите, пожалуйста, своё имя (полностью), фамилию и отчество

Дети называют. Кто затрудняется, помогаю. А вы никогда не задумывались: что обозначает ваше имя, фамилия? Для вас это тайна?

III Постановка проблемы

Ребята, вы любите разгадывать тайны? Так вот сегодня на уроке мы попытаемся разгадать тайну вашего имени и фамилии.

IV Открытие новых знаний

Слайд 4 . Имя-это личное название, даваемое человеку при жизни. В древности родители мечтали видеть своих детей сильными и крепкими, добрыми и милыми. Так произошли некоторые имена: Добрыня – делающий добро, Любомир – любящий мир и людей, Людмила – милая людям. Многие имена пришли к нам из других стран, например, от древних греков: Елена – в народе Алена – означает «свет», «светлая», Галина – «спокойствие», «тишина», «гладь моря», «тихая погода». Александр - мужественный, сильный, смелый. Алексей -защитник, поможет защитит слабого, хороший друг. Матвей -дар божий. Андрей-мужественный. Антон - вступающий в бой. Кирилл - правитель. Виталий - жизнь. Гриша - бодрствующий. Вика, Виктория - победа. Ирина - мирная, добрая, ласковая. Лера, Валерия - песня, ликование. Даша, Дарья - победительница, дар природы.

Когда вы появились на свет, у вас не было ещё имени. И родственники спорили: как вас назвать. Но уже сейчас можно сказать, что наверняка вместе с именем вам перешла энергия добра, любви и силы рода. Давайте подробнее остановимся на Ваших именах.

Слайд 5. Алина - краткая форма имени Аделина —от имени древнегерманского происхождения Адела -благородная 

Слайд 6. Андрей-имя греческого происхождения, мужественный, храбрый.

Слайд 7. Дарья- древнеперсидского происхождении, «владетельница блага», «богатая», иногда переводят как «победительница»

Слайд 8. Артем-от греческого — «невредимый, безупречного здоровья»

Слайд 9. Максим- от латинского — самый большой, величайший.

Слайд 10. Анастасия- в переводе с древнегреческого языка — «воскресение» («возвращённая к жизни»).

Слайд 11. Никита-от гречекого -Победитель

Слайд 12. Тимофей- от греческого- «почитающий Бога»

Слайд 13. Ангелина –от греческого — «вестник», «посланец»; 

Игра-викторина «Имена»

1. Назовите самые распространенные имена сказочных героев.

2. Какими «сказочными» именами называют современных людей? (Иванушка – Иван – Ваня, Машенька, Василиса и т.д.)

3. А какие имена есть только в сказках, а в жизни нет? (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Змей Горыныч и т.д.).

4. Назовите имена, которыми одинаково можно назвать и мальчика, и девочку. (Саша, Женя, Валя).

5. А как же узнать, к кому ты обращаешься? (Либо по-другому назвать это имя – ЕвгениЯ – ЕвгениЙ; ВалентиН – ВалентинА; или обратиться по фамилии).

Давайте заполним свою ромашку: в центре напишем своё имя, на одном лепестке напишите, что оно обозначает, на втором лепестке, как по- другому вас называют родственники. Например, я своего сына Даниила называю: Даня, Данечка, Данюша, Данюсик. (Дети пишут свои имена)

Я вижу вам даже места не хватает на лепестке, переходите на другой. Значит, вас любят. А вы знаете, что кроме дня рождения у вас есть день ангела? (Выслушать тех детей, которые знают или что- то слышали об этом).

Этот день приходится на день христианского святого, который вам покровительствует, т. е. незримо защищает вас от несчастья.

Бывает, что у людей одинаковые имена, таких людей называю «тезки». Есть ли у нас в группе тезки? (Воспитатель предлагает детям найти тезку среди воспитанников). Как отличить людей с одинаковыми именами? (По фамилии).

Работа с опорой на опыт

Слайд 14. Дальше за именем идет – отчество. Как вы думаете: как оно образуется? (ученики попытаются дать ответ)

Правильно, отчество передаётся нам от отца. Запишите своё отчество на третьем лепестке ромашки.

А как называют тех, у кого имена одинаковые? Тёзки, т.е. люди с одинаковыми именами. Запишите это слово на четвертом лепестке ромашки.

Когда вы появились на свет: родственники вас внимательно рассматривали, нос как у деда, овал лица как у папы, волосы в прапрадеда, а то и в прапрабабушку. Каждый человек наследует черты своей родни, за каждым из нас стоят десятки поколений.

Слайд 15. Слово "фамилия" - латинского происхождения. Оно появилось при Петре I, в переводе с польского обозначает- «семья», «род», «родовая семья». 18 июня 1719 года были введены самые ранние документы полицейского учёта — проезжие грамоты (паспорта). Паспорт содержал сведения: имяфамилия (либо прозвище), откуда выехал, куда направляется, место жительства, характеристика его рода деятельности, сведения о членах семьи, которые ехали вместе с ним, иногда сведения об отце и родителях.

Фамилии появились позже имени, поэтому, когда нужно было придумать фамилию, придумывали её по имени- сын Петра- будет Петров, Ивана- Иванов. У человека с выдающимися частями тела- Ушаков, Головков, Носов. По профессии, занятию человека: Кузнецов, Сапожников, Попов, Рыбаков. У каждой фамилии есть своё объяснение. Есть специальный этимологический словарь фамилий. Давайте попробуем разгадать происхождение наших фамилий:

Клопоков- фамилия Клопов образована от прозвища Клоп. Скорее всего, так называли человека маленького роста. Однако такое прозвище могло указывать и на характер: Клопом нередко называли надоедливого, сварливого человека. Клоп, со временем получил фамилию Клопов.

Кадашкин- фамилия связана с изготовлением либо продажей деревянных бочек - кадей, кадок, кадушек. 

Запишите на лепестке ромашки свою фамилию и кратко её значение.

Физминутка

Встаньте и произнесите своё имя, отчество и фамилию. при этом наклоните голову вперёд, как будто вы знакомитесь с нами .

-Вот, молодцы, так солидно и важно это у вас получилось, что шалить и баловаться просто не к лицу .

Нужно уважать и гордиться своей фамилией, какой бы на первый взгляд она не была. Ведь её носило до вас не одно поколение и наверняка среди них были те, кто прославлял вашу фамилию.

Слайд 16. Рассматривание свидетельства о рождении.

Свидетельство о рождении – самый первый документ в жизни человека, где указывается имя, фамилия, отчество, место рождения, дата рождения, а также имена родителей.

V Первичное закрепление

Давайте рассмотрим свою ромашку и вспомним: о чём мы сегодня говорили?

-Имя, отчество, тёзка, фамилия, род, день ангела.

VI Вторичное закрепление

-Объясните значение этих слов.

VII Итог урока

Ребята, понравилось вам разгадывать тайны? Как вы думаете, а надо ли вам это знать? Зачем? Хотели бы вы сами разгадывать тайны? А кто вам в этом поможет?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...