Конспект открытого занятия по ФКЦМ "Овощи"
план-конспект

Лау Анна Вячеславовна

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Овощи" разработан с использованием технических средств обучения, представлен в виде цикла динамических заданий с постоянной сменой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_ovoshchi.docx29.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №89

«Крепыш»

Конспект открытого НОД

для детей с тяжелыми нарушениями речи

3-7 лет

 «Овощи с огорода»

Подготовил:

воспитатель  группы «Фантазеры»

Лау А.В.

Сургут, 2021

Конспект НОД по ФКЦМ

Тема НОД: «Овощи с огорода»

Вид НОД: Интегративная (используются различное содержание и виды деятельности, благодаря которым достигается основная цель образовательного мероприятия).

Форма организации НОД: Подгрупповое, в форме игрового путешествия (были задействованы 6 детей в возрасте 4-5 лет).

Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция познавательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель НОД: Расширять представления  об основных овощных культурах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

ОО Познавательное развитие

- Учить детей различать овощи по внешнему виду, называть овощи (огурец, картофель, помидор, морковь, лук);

- Закрепить умение  называть место произрастания овощей и фруктов.

- Закрепить умение использовать обобщенные формы обследования объектов.

ОО Речевое развитие

- Расширять и активизировать словарь по теме «Овощи».

Коррекционно-развивающие цели:

ОО «Познавательное развитие»

- Развивать восприятие формы и цвета (дифференциация геометрических фигур по форме и цвету).

- Развить тактильное восприятие.

- Развивать инициативу и самостоятельность дошкольников на основе сотрудничества со взрослым и сверстниками в совместной образовательной деятельности.

- Способствовать проявлению любознательности и познавательной активности воспитанников.

ОО «Речевое развитие»

- Развивать связную речь (составление описательного рассказа по схеме).

- Развивать произносительную сторону речи.

- Развивать мышление.

ОО «Физическое развитие»

-  Развивать координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Воспитывать желание прийти на помощь, сочувствие пожилому человеку.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

Воспитывать умение доводить начатое дело до конца

Воспитывать эмпатию, прививать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.

Словарь: овощи, фрукты, дерево, грядка, морковь, картофель, лук, помидор, огурец, грузовик, корзина, огород, зерно, росток, урожай

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная

Материалы  и оборудование:

Муляжи овощей, корзина, схема для составления описательного рассказа об овощах, шапочки к музыкальной игре «Есть у нас огород», заборчик для песочницы для обозначения огорода, плоскостная фигура бабушки, стулья для постройки грузовика, руль, кепка, картинки с изображением этапов произрастания овощей, раскраски с изображением овощей.

ТСО - интерактивная доска, интерактивная песочница, музыкальный центр, запись песни "Огородная-хороводная" Б. Можжевелова к игре «Есть у нас огород», видеоподборка по теме занятия.

Предварительная работа с детьми: Беседы об овощах, дидактическая игра «На дереве, на грядке», чтение художественной литературы по теме НОД

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.Орг.момент, элементы психогимнастики.

Сообщение темы занятия. Сюрпризный момент (появление по «видеосвязи» неожиданного персонажа)

Педагог вместе с детьми стоит в кругу, приветствуют гостей:

Воспитатель: Утром встали малыши,

В детский садик все пришли.

Мы вам рады как всегда.

Гости здесь у нас с утра,

Поздоровайтесь друзья!

Наши умные головки будут думать много ловко,

Ушки будут слушать, ротик четко говорить,

Ручки будут трогать, глазки наблюдать,

Спинки выпрямляются, все мы улыбаемся.

Воспитатель: Присаживайтесь пожалуйста на стульчики

Воспитатель: «А еще к вам хотела в гости прийти бабушка Маруся, но из-за морозов не смогла приехать в наш сад из деревни. Зато бабушка Маруся прислала вам видеопривет, давайте с вами сядем на стульчики и прослушаем его». (Воспитатель включает видеоприветствие от бабушки Маруси  на интерактивной доске).

Бабушка: Здравствуйте, ребята!

Бабушка Маруся я,

Рада видеть вас, друзья,

Вам загадку загадаю,

Отгадаете, я знаю.

Слушайте внимательно!

Огурец, капуста, кабачок,

Перец, Лук, морковка, чесночок,

Как все это вместе назовем?

В огороде нашем соберем?.

Воспитатель: Правильно, ребята, вы отгадали загадку. Сегодня мы с вами будем говорить об овощах.

Выполняют сопряженно с воспитателем движения по тексту, здороваются с гостями.

-Здравствуйте!

Качают головой

Касаются ушей и рта

Сжимают и разжимают пальчики, моргают глазами

Выпрямляют спину, улыбаются друг другу.

Размещаются на стульчиках, расставленных  полукругом напротив интерактивной доски

Слушают видеосообщение от бабушки Маруси, сидя на стульчиках.

- Здравствуй, бабушка Маруся

- Овощи

2. Развитие произносительной стороны речи

Воспитатель: Внимание на экран! (включает видеоподборку «Грузовик собирает овощи»)

Воспитатель: Давайте  назовем каждый из представленных овощей правильно, а чтобы сказать  красиво, мы будем прохлопывать и проговаривать их названия.

Воспитатель: А что вы знаете об овощах?

Где они растут?

Воспитатель: А давайте с вами покажем жестом, где растут овощи?

Воспитатель: А давайте покажем, где же растут фрукты?

Слушают песенку грузовичка, прохлопывают послогово название каждого изображенного овоща

- Кар-то-фель

- По-ми-дор

- Лук

- О-гу-рец

- Мор-ковь

- Овощи - это полезный продукт питания.

- Овощи растут на грядке.

Дети складывают руки перед собой, условно обозначая грядку

- Овощи растут на грядке

Дети поднимают обе руки вверх, изображая дерево.

- Фрукты растут на дереве

3. Развитие связной речи (составление короткого описательного рассказа по схеме)

Воспитатель: Все овощи, которые вы видели на экране, есть в нашей корзине. Давайте потрогаем  каждый из них и расскажем, какой этот овощ. А рассказать об овощах нам поможет схема.

(Включает схему для описательного рассказа на интерактивной доске)

Детям с третьим уровнем речевого развития предлагается более усложненная схема

Воспитатель: Что-то мало овощей в нашей корзине, давайте с вами отправимся на огород к бабушке Марусе и поможем ей убрать урожай овощей?

 Бабушка старенькая, нужно ей помочь. Поможем? А отправимся в огород мы не просто так, а на грузовике. Занимайте места, поехали.

Ехали мы ехали в огород приехали!

Воспитатель включает изображение едущего под динамичную музыку грузовика на интерактивной доске

Отвечает каждый ребенок индивидуально, держа муляж  овоща в руках и тактильно обследуя его и опираясь при рассказе на предложенную схему.

- Это морковь, морковь оранжевого цвета, треугольной формы, морковь растет на грядке.

- Это картофель, картофель коричневого цвета, овальной формы, на вкус картофель безвкусный, на ощупь он гладкий, растет картофель на грядке (с усложнением)

- Давайте (отвечают хором)

Дети садятся в импровизированный грузовик, построенный из стульчиков. Один, заранее обозначенный ребенок, садится во главе «машины» берет в руки игрушечный руль, «везет» всех в огород. Дети сидят на стульчиках и качают головами в такт музыке представленной на мониторе.

4. Физ. минутка

Упр. на согласование движения и речи «Есть у нас огород»

Воспитатель: Ехали мы свами ехали и, наконец, приехали в огород.

Прежде чем мы будем помогать собирать урожай бабушке Марусе, хорошенько разомнемся. Надевайте шапочки и становитесь вкруг.

Воспитатель включает минусовку хороводной песни Б. Можжевелова «Есть у нас огород», становится вкруг вместе с детьми, показывая им движения и пропевая песню совместно с детьми.

Дети покидают импровизированный грузовичок, надевают шапочки с изображение овощей, становятся в круг по центру ковра. Поют и выполняют движения соответствующие  словам песни, сопряженно с воспитателем.

- Есть у нас огород,

Там своя морковь растет,

Вот такой вышины (поднимают руки вверх)

Вот такой ширины (раставляют руки по сторонам)

Ты морковка к нам спеши (манят морковь жестом руки)

И немного попляши (выходит в круг ребенок  в шапке соответствующего овоща, танцует,дети хлопают в ладоши)

А потом не зевай и в корзинку полезай (грозят пальчиком)…

5. Развитие тактильного восприятия.

Упр. «Угадай, что за овощ» (упражнение по типу упражнения «Волшебный мешочек», но проводится в песочнице)

Воспитатель: А вот и наш огород (воспитатель подводит детей к интерактивной песочнице, в которой установлен забор и плоскостное изображение бабушки Маруси).

Воспитатель: А вот и наша бабушка (показывает на грядки). Поможем ей собрать урожай?

Слушайте внимательно правило, как мы будем с вами собирать урожай - Каждая грядка отмечена геометрической фигурой, назовите, что это за фигуры.

Воспитатель: Сейчас мы по очереди будем просовывать ручку под ту геометрическую фигуру, которую я вам назову. Затем, мы попытаемся наощупь определить, какой овощ спрятался на нашей грядке. Хорошо?

 Соберем все овощи в корзину и поставим в грузовик, пусть обсыхают, а сами выполним еще одно задание.

Конечно поможем

- Круги, квадраты, треугольники.

- Хорошо

Все дети поочередно, опускают руку в песок под обозначенную воспитателем геометрическую фигуру, определяют, что за овощ спрятался в песке, называют его, достают, определяют правильно ли они назвали овощ в песке, убирают урожай в корзинку.

6. Упр. «Последовательность

событий»

Расширение представлений  о выращивании овощных культур, развитие мышления

Воспитатель: Осталось самое последнее задание, посмотрите, это какие-то картинки, они рассыпались, их нужно сложить в правильном порядке, давайте с вами сделаем это.

Подводит детей к разбросанным на ковре в случайном порядке картинкам.

Дети совместно разбирают картинки на ковре (последовательность из трех картинок), выстраивая их в нужную последовательность.

- Это помидор, для того чтобы его вырастить, нужно положить семя в землю, поливать  водой. Из семени вырастет росток, а потом на этом ростке появится помидор.

7. Итог занятия

Воспитатель: Ну, вот и настало время возвращаться в детский сад. Занимайте свои места в грузовике, поехали.

Воспитатель включает на интерактивной доске изображение едущего под динамичную музыку грузовика.

Воспитатель: Ехали мы с вами ехали, снова в детский сад приехали.

Давайте вспомним, что мы делали сегодня на занятии.

Воспитатель: А как же там наша бабушка Маруся?

Открывается видеособщение:

Бабушка Маруся: Вот спасибо вам, ребята!

Урожай собрали мой

И за это вам подарок,

Я прислала небольшой,

Поищите его в группе,

Но а мне уже пора,

Ждут меня другие дети,

Ждут заботы как всегда,

До свидания ребята!

Воспитатель: А раскраски, которые вам подарила бабушка, мы будем раскрашивать вечером. Наше занятие подошло к концу.

Дети садятся в «грузовик», поместив урожай овощей в кузов.

Кивают головами в такт предложенной музыке

Дети выходят из «грузовичка» садятся на стульчики напротив интерактивной доски

- Мы прохлопывали название овощей

- Мы рассказывали об овощах по схеме

- Мы ездили на грузовике в огород

- Мы собирали овощи в огороде

- Мы собирали картинки и смотрели, как растет помидор.

- До свидания,  бабушка Маруся! 

Дети прощаются с бабушкой Марусей, находят подарок  (раскраски с изображением овощей) под стульчиком


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия Тема занятия: «Dreamland of seasons» («Волшебный мир времен года»)

Конспект открытого занятия на тему "Волшебный мир времен года" для учащихся 3-4 класса...

ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ»                         ...

Конспект открытого занятия по теме «Работа над оркестровыми партиями на индивидуальных занятиях по классу домры»

Открытое занятие проводится по дополнительной общеобразовательной программе оркестровой студии «Гармония» «Домра» (специальный инструмент), утверждённой Педсоветом и Экспертным советом ДТДиМ 12 сентяб...

Конспект открытого занятия творческого объединения "Нирвана" тема занятия "Введение в образовательную программу"

Данный материал поможет педагогам дополнительного образования, чтобы заинтерисовать детей игрой на гитаре и музыкальным творчеством....

Конспект открытого занятия в эколого-краеведческом кружке «Тропинка». Тема занятия: "В лесу родилась ёлочка"

Цель: Изменить психологию потребительского отношения к лесу, доказать ценность хвойных растений. Задачи: 1. Убедить в том, что без растений человечество прекратит своё существование. 2. Доказать незам...

Конспект открытого занятия детского объединения «Юный краевед». Тема занятия: «Топонимика Лежневского края».

 Занятие «Топонимика Лежневского края», проводилось в рамках работы детского краеведческого объединения. Данное объединение функционирует на базе МБОУ Лежневская СОШ № 11....