Конспект занятия "Органы чувств"
план-конспект

Валиахметова Татьяна Георгиевна

Конспект занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья "Органы чувств"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie-_issledovanie.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие - исследование

Тема: Органы чувств

Цель: дать знания учащимся об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

1.Задачи:

Обучающая:

1.Уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира

Развивающая:

1.Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.

2.Развивать исследовательские навыки и умения, обобщать имеющиеся представления о функциях органов.

Воспитательная:

1.Воспитывать бережное отношение детей к органам чувств. 

Ход занятия

  1. Орг.момент

- Скажите, как вы думаете, что у человека самое главное, важное , ценное в жизни? (Здоровье)

-Правильно, самое ценное у человека- его здоровье. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Соблюдать режим дня, правила гигиены, правильно питаться).

2. Формулировка темы, целей.

- О чем будем говорить на уроке?

- Узнаем:

- Научимся:

Сегодня мы будем исследователями.

  1. Постановка к восприятию материала

Вызывается ребенок. Завязываются ему глаза, руки прижаты к телу. Перед ребенком кладутся предметы.

-Догадайся, какие предметы  лежат на столе.

- Почему он не может назвать? (чтобы назвать предмет его надо увидеть, потрогать, попробовать)

- Чем мы можем потрогать? Увидеть?

- Посмотрите на картинку, назовите,  что на ней изображено?

- Как назвать одним словом? (органы чувств, части организма человека)

Вывод: Глаза, рот, носуши - это всё части организма - его органы и с их помощью мы познаем окружающий нас мир.

  1. Нацеливание
  2. Исследовательская деятельность
  3. – Итак, мы с вами начинаем исследование

Исследование 1 «Волшебный мешочек»

Задача исследования: Определить функции органов и их необходимость

Опыт 1: в 1 мешочке определяем форму предметов с закрытыми глазами

- что ты можешь сказать об этом предмете? (круглый, твердый, маленький)

- С помощью чего ты определил свойства предмета (с помощью рук)

Самая чувствительная кожа на кончиках пальцев рук.

Поэтому когда мы ласкаем кошку, нам приятно её гладить и ощущать тепло кожи руки. Давайте проверим чувствительность ваших пальцев.

- Оденьте перчатку и потрогайте ткань, какая она?

- Вы что почувствовали? (гладкая, шершавая, тонкая, толстая). А теперь потрогайте рукой без перчатки. Что можно сказать про ткань.

- Перед вами различные предметы. Обследуйте их и опишите, что чувствуете

Игрушка, фрукт, ежик, стакан

Игрушка мягкая- твердая

Значение рук

Вывод: С помощью рук мы можем определить предмет и его свойства, (форму, размер). Это очень важно для полного восприятия свойства предмета, картины. Нужно помнить, что руками мы соприкасаемся с различными предметами в школе, в транспорте, в общественных местах.

Гимнастика для пальчиков

Опыт 2:

– Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами, скажите, какой предмет появился у меня на столе?(выставляется на стол игрушка)
– Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос? 
(Мы ничего не видели)

- Что вы видите?
Поверните голову направо, что там видно? А налево?

Для чего людям нужны глаза? (Ответы детей.)

- Для чего нужны глаза?

 Вывод: – При помощи глаз мы познаём красоту окружающего  нас мира. Глаза помогают нам видеть различные цвета. С помощью глаз мы различаем формы и величину предметов; можем читать книги, журналы, видеть красивые картины. 
Глаза –
это орган зрения. С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем  нас мире.

Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

_ Как нужно беречь глаза?

Гимнастика для глаз

 Опыт 4 

Игра «Определи звук» (из мешочка достаем погремушку, колокольчик,

- С помощью каких органов мы определим звук? (с помощью ушей)

А сейчас я хочу проверить хороший ли у вас слух.

Игра "колокольчик".

 

- Определите музыкальный инструмент

Барабан

звонок

телефон

кукла

-Что я делала? Молодцы, отгадали!

Уши помогают нам различать звуки, и даже если мы будем в полной темноте, ваши ушки помогут вам сориентироваться в пространстве. Проверим?(Игра «Жмурки» с колокольчиком)

- Как вы думаете, ребята а уши надо беречь? А как? (мыть, не лазить в них острыми предметами, не слушать громкую музыку…)

 

Вывод: Звук можно определить с помощью ушей. Это очень важно для полного восприятия свойства предмета, картины


Опыт 3: 

Раздаю 2 стакана с водой – сладкой, простой)

– Посмотрите, послушайте, понюхайте. Можете ли вы определить с помощью зрения, обоняния, слуха, что в стаканчиках? (Нет)
– Значит, нам необходимо ещё одно исследование – на вкус. Попробуйте. Что вы ощущаете? 
(Дети определяют по вкусу:  в каком стакане сладкая вода, соленая, простая)
– Какой орган помог  вам  почувствовать вкус жидкости?
– Попробуем дать научное определение этому органу: 
язык – орган вкуса.
В тарелочке нарезанные продукты. Я предлагаю определить вкус.

- Как можно определить вкус? (попробовать)

Пробуют, называют фрукт.

Вспомним вкусовые качества которые изучали

Кислый                 Горячий

Сладкий                Холодный

Горький

Соленый

- С помощью каких органов мы определим вкус (с помощью рта, языка)

Вывод: С помощью языка мы можно определить вкус. Это очень важно для более точного восприятия свойства предмета, картины

Опыт 5 

Проведем эксперимент. проверим, сможете ли вы определить по запаху, чем пахнут салфетки

Лимон

лук

Молодцы! Какие запахи бывают? (Сильные, слабые, приятные, резкие)

Вывод: С помощью носа можно определить запах

- вы все, уже все знаете про коронавирус. Одним из признаков заболевания является потеря обоняния, т.е. человек перестает чувствовать запахи и вкус.

= Какие правила мы должны соблюдать, чтобы не заболеть?

Сейчас предлагаю выполнить задания на сайте учи ру и узнать , как передаются инфекционные заболевания.

- при чихании

- если не мыть овощи и фрукты

- Вывод: Каждый орган выполняет определенную функцию, без которой человеку пришлось бы трудно жить.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ
составить плакат

Подведем итог наших практических заданий: У человека имеются определенные органы, необходимые для получения полной и точной информации.

- как вы думаете нужно ли заботиться о здоровье этих органов?

-

- каким образом? (читать сидя на определенном расстоянии, в компьютере заниматься 15 минут, одевать шапку в холодное время года и т.д.)

- более точно мы с вами ответим на этот вопрос на следующем уроке.

Итог урока.

- С помощью чего мы будем узнавать предметы вокруг нас? (с помощью глаз, ушей, носа, рук, языка)

- как назвать одним словом?

– Как вы думаете, для чего вам могут пригодиться знания, полученные на уроке?

Покажите плакат, который вы собрали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия - тренинга на тему: "Что я чувствую"

Занятие на формирование эмоционально - волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Цель:- формировать представления детей  об эмоциональных проявлениях людей (мимика, жесты);- развива...

Конспект занятия: "Эмоции, чувства и их сравнительная характеристика".

Коррекционное занятие по развитию мимики и пантомимики. Тема: "Эмоции, чувства и их сравнительная характеристика"....

Конспект воспитательного занятия в синема-технологии "Вечное и светлое чувство под названием любовь…" по фильму "Вам и не снилось"

Конспект занятия в синема-технологии "Вечное и светлое чувство под названием любовь..." по фильму режиссера Ильи Фреза (1981 год) "Вам и не снилось".Цель этого занятия: 1. Помочь воспитанницам осмысли...

План-конспект открытого урока на тему:«Настроения, чувства в музыке»

Содержание музыкального образования в большей степени определяется репертуаром, изучаемым детьми. Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени наиболее самобытное, талантливое в искусст...

Конспект классного часа по теме: «Как научиться умению владеть своими чувствами в конфликтных ситуациях»

Ознакомление учащихся с понятием "Конфликт", со способами управления своими эмоциями и чувствами....

Конспект тренинга для педагогов «Активизация 5 чувств как способ психофизической саморегуляции»

I. Слух- Слуховой круг: закрыв глаза, участники должны настроиться на восприятие окружающего мира. Далее следует несколько минут полной тишины. За это время нужно уловить как можно больше звуков.- Зву...