Статья: "Особенности обучения лиц с нарушением слуха на этапе получения профессии"
статья

Шамонина Анна Викторовна

Статья написана в соавторстве с учителем-дефектологом высшей квалификационной категории Майстришиной Н.В. (Майстришина Наталия Валерьевна | сайт учителя-дефектолога | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_obucheniya_lits_s_narusheniem_sluha_1.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обучения лиц с нарушением слуха

на этапе получения профессии

Профессиональное образование является важнейшей сферой социализации обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также одним из значимых условий их интеграции в общество. В настоящее время государство уделяет особое внимание проблеме профессионального обучения и трудоустройства лиц с разных нозологических групп, в том числе и с нарушениями слуха. В связи с этим увеличивается число средних профессиональных и высших учебных заведений, которые заинтересованы в предоставлении качественного образования глухим, слабослышащим, кохлеарно имплантированными обучающимся. Специалисты данных организаций стремятся сотрудничать со специальными учреждениями, имеющими соответствующий опыт работы.

Обучающиеся с нарушенным слухом представляют собой группу, неоднородность которой обусловлена различными факторами. В их числе – степень, характер и время снижения слуха; уровень общего и речевого развития; время и качество слухопротезирования либо кохлеарной имплантации; время и условия абилитации или реабилитации.

По завершении периода школьного образования обучающиеся с нарушением слуха могут иметь следующие особенности, отличающие их от нормотипичных студентов:

– недоразвитие словесной речи, проявляющееся в ограниченности объема пассивного и активного словаря, наличии стойкого аграмматизма, неполноценности структурно-семантической организации синтаксических конструкций, в недостаточной внятности и членораздельности высказываний;

– продолжительные по времени восприятие и переработка учебного материала, осваиваемого во время образовательного процесса, потребность в пролонгации сроков освоения информации, предоставляемой в вербальной форме;

– необходимость в визуальном подкреплении сообщаемого материала, его освоение преимущественно посредством зрительного анализатора;

– бедность социально-бытового опыта, ограниченность мировоззрения, препятствующего освоению специфики профессии;

– потребность в восприятии звуков окружающего мира посредством технических, а том числе ассистивных средств, в том числе индивидуального слухового аппарата (ИСА) или кохлеарного импланта (КИ).

Изложенное выше свидетельствует о наличии у лиц с нарушением слуха особых образовательных потребностей, требующих учёта на любом этапе обучения, в том числе и при получении профессии.

Обозначим отдельные особые образовательные потребности рассматриваемой группы обучающихся и укажем на приёмы работы, посредством которых они смогут получать знания с комфортных условиях.

Итак, одной из особых образовательных потребностей студента с нарушенным слухом является адекватная организация пространственной среды, в которой реализуется процесс обучения. Отметим, что компенсация нарушений слуха происходит за счёт применения технических средств реабилитации, в том числе ИСА и / или КИ. Эти устройства имеют разный принцип переработки звука, но и в ИСА и в КИ звук воспринимается через микрофон. Направленность звука в микрофон является, как правило, прямой. Соответственно, обучающийся, пользующийся ИСА и / или КИ, хорошо воспринимает звук, когда собеседник (преподаватель, сокурсник) находится перед ним лицом. Если же собеседник меняет свое местоположение, качество воспринимаемой устной речи резко ухудшается. Кроме того, лица с нарушенным слухом, прежде всего, глухие и слабослышащие, имеют своё так называемое «рабочее расстояние». Это расстояние от микрофона до источника звука, при котором обучающийся воспринимает речь разговорной громкости. При удалении источника звука за границы «рабочего расстояния» снижается качество восприятие звука либо полностью утрачивается.

Таким образом, преподавателю желательно во время предъявления лекционного материала находиться напротив студента с нарушенным слухом, быть обращенным к нему лицом и, по возможности, не менять своё местоположение.

Еще одной особой образовательной потребностью студента с нарушенным слухом является потребность в оптимальных условиях для восприятия устной речи окружающих людей. В этой связи укажем, что с каждым годом, несомненно, качество ИСА и КИ меняется в лучшую сторону. Однако любое техническое средство искажает звук. По этой причине человек, пользующийся ИСА и / или КИ, имеет собственное представление о мире окружающих звуков. К тому же, как сообщалось выше, уровень развития словесной речи обучающихся с нарушенным слухом, как правило, ниже возрастной нормы, а показатель слухового восприятия может иметь разные значения. В результате у студентов с нарушенным слухом возникают трудности при восприятии устных высказываний и понимании их содержания.

С учётом изложенного выше отметим, что преподавателю следует контролировать свою речь. Голос должен быть нормальной разговорной громкости, речь среднего темпа. Требуется четкая артикуляция, которая может несколько утрированной при предъявлении нового понятийного аппарата. Кроме того, важно осуществлять образовательный процесс с учётом окружающей обстановки. В больших или многолюдных помещениях коммуникация с лицами, имеющими патологию слухового анализатора, значительно осложняется.

Как сообщалось выше, лицам с нарушением слуха требуется больше времени для восприятия и анализа информации, предоставляемой на основе устной речи. Это также относится к числу их особых образовательных потребностей. Грубые нарушения слуха имеют органический характер. Путь, который проходит звук от его восприятия до распознавания человеком с патологией слуха, может быть значительно увеличен. Поврежденные нервные клетки (нейроны), отвечающие за восприятие, проведение, кодирование, декодирование звука, отмирают, но стоящие рядом клетки обеспечивают их замену, что может значительно увеличить длину цепочки, по которой звук попадает в центр головного мозга, отвечающего за восприятие речи. В данной связи обучающемуся с нарушенным слухом требуется больше времени для восприятия и понимания устной речи.

Соответственно, студент с нарушенным слухом, по сравнению со своими нормотипичными сокурсниками, должен располагать дополнительным временем для осмысления поставленного перед ним вопроса, обдумывания ответа и т.д.

Нельзя не отметить и такую особую потребность студента с нарушенным слухом, как необходимость в особой подаче материала, базирующейся на широком использовании средств наглядности, специфической подаче речевого материала, индивидуальном подходе.

Так, обучающиеся с нарушенным слухом в большей степени, чем студенты с нормальным психофизическим развитии, нуждаются в использовании в образовательном процессе разнообразного наглядного материала. Сложные для понимания темы должны быть снабжены большим количеством схем, графиков, диаграмм, рисунков, компьютерных презентаций. Также важную обучающую функцию выполняют компьютерные модели и конструкторы, компьютерный лабораторный практикум. При предъявлении учебного материала посредством аудио- и видеоносителей важно помнить, что не все технические средства реабилитации способны воспринимать и обрабатывать звуковые сигналы данного вида. В данной связи следует использовать фильмы с телетекстом или сурдопереводом.

Особенности владения обучающимися с нарушенным слухом словесной речью требуют повышенного внимания со стороны преподавателя к специальным профессиональным терминам, которыми студенты должны овладеть в процессе обучения. Для лучшего усвоения специальной терминологии необходимо писать её на доске, контролируя понимание студентами семантики данных лексических единиц. Сложные для освоения понятия того или иного курса, применяемые у ходе лекций, целесообразно предоставить обучающимся заранее. Такая работа на опережение в значительной мере позволит повысить продуктивность лекций.

Важным в образовательном процессе является осуществление индивидуального подхода к студентам с патологией слуха. Как сообщалось выше, обучающиеся этой нозологической группы весьма неоднородны по своему составу. Каждый обладает своими слуховыми и речевыми возможностями. В этой связи реализация индивидуального подхода в значительной мере облегчит образовательный процесс как студенту, так и преподавателю. Так, обучающимся следует предоставлять карточки с персональными заданиями, предлагать индивидуальные задания для выполнения в рамках домашней работы и т.п.

Кратко остановимся на рекомендациях педагогическим работникам относительно организации межличностного взаимодействия с обучающимися с нарушенным слухом в процессе их профессионального обучения.

При организации разговора следует привлечь к себе внимание студентам с нарушенным слухом, смотреть на него. Нельзя загораживать свое лицо: собеседник, имеющий нарушение слуха, должен иметь возможность следить за его выражением. Говорить следует ясно, ровным голосом разговорной громкости. Если обучающийся с нарушенным слухом не понял содержание тех или иных высказываний, целесообразно перефразировать их. В ходе коммуникации целесообразно использовать естественные жесты. Не следует менять тему разговора без предупреждения.

Формулируемые педагогом сообщения должны быть относительно простыми в плане структурно-семантической организации. Целесообразно пользоваться короткими предложениями, избегать употребления незнакомых для обучающихся с нарушенным слухом речевых оборотов и выражений. Перед тем как давать объяснение новых профессиональных терминов, важно провести словарную работу, тщательно разбирая смысловое значение каждой лексической единицы. Также нужно убедиться, что семантика этой лексики была понята студентами верно, о чём не нужно стесняться спрашивать обучающихся. Если ответ или вопрос обучающегося с нарушенным слухом не был понят, нужно попросить его повторить или записать то, что он хотел сказать.

Если вы сообщается информация, которая включает в себя номер, адрес, правило, инструкцию, формулу, технический или другой сложный термин, то целесообразнее всего записать ее. Учебные фильмы, по возможности, должны быть снабжены субтитрами.

Не следует забывать об окружающей среде, в которой реализуется образовательный процесс. В больших или многолюдных помещениях труднее общаться с людьми, которые плохо слышат.

Резюмируя, отметим, что одной из главных задач педагогики, особенно специальной, является введение человека в культуру. Успешному решению этой задачи при обучении лиц с нарушенным слухом способствует специально созданная среда, в которой учитываются их особые образовательные потребности. Благодаря этому студенты указанной нозологической группы смогут успешно овладеть выбранной профессией и стать востребованными специалистами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальные средства и методы обучения детей с нарушенным слухом.

Специальные средства и методы  обучения детей с нарушенным слухом (из опыта работы)...

Частные вопросы методики обучения детей с нарушением слуха на уроках информатики в 5 классе.

Результатом образования являются сегодня не столько предметные знания, сколько универсальные способы деятельности, т.е. более широкое понимание общеучебных умений и навыков, которые формируются ...

Специальные средства и методы обучения детей с нарушенным слухом в коррекционных общеобразовательных школах I, II вида.

Специальные средства и методы обучения детей с нарушенным слухом в коррекционных общеобразовательных школах I, II вида....

Доклад по теме: «Использование инновационных образовательных технологий в процессе обучения школьников с нарушениями слуха на уроках математики и информатики»

В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.Еще А.С. Макаренко называл педагогический...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА ЗАНЯТИЯХ «МАТЕМАТИКИ»

Пособие содержит описание особенностей обучающихся с нарушением слуха, рекомендации по организации работы с инвалидами по слуху  и использованию учебно-методического комплекса « Математика...

Содержание и организационно-методические аспекты обучения на занятиях по развитию речи школьников с нарушением слуха на этапе получения ими основного общего образования

В статье говорится о учебной дисциплине "Развитие речи", которая является структурным компонентом прелметной области "Филология" и занимает важноке место в образовательно-реабилита...