Рабочая программа УО 1 класс
рабочая программа

Халтурина Анна Анатольевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uo_1_klass_variant_1.docx70.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МАМОНТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ПРИНЯТО

школьным психолого-педагогическим консилиумом

Протокол от 31.09. 2022 г. № 1

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

______________________ Н.В. Гроо

                Приказ  от  29.08.2022г. № 141-р

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

инклюзивного обучения

для детей с интеллектуальным нарушением (умственная отсталость)

вариант 1

по коррекционному курсу «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»

для 1класса

начального общего образования

на 2022-2023 учебный год

Составитель:

 учитель – логопед

А.А.Халтурина

Мамонтово 2022

  1. Пояснительная  записка.

Программа  коррекционного курса «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»предназначена для учащихся 1 класса с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) и разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), от 19 декабря 2014 года № 1599.
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 от 29 декабря 2012 г.).
  • Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (№ 1599 от 19.12.2014.).
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 365с.
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные главным санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26, зарегистрированными в Минюсте России 14 августа 2015 г. № 38528.
  • «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0–4 классов», под редакцией Бгажноковой И.М. – М.: Просвещение, 2011г.
  • Методическое пособие Р.И. Лалаевой «Логопедическая работа в коррекционных классах» 2001 г.

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях включения в разнообразные формы коммуникации.  

Расстройства речи у детей с нарушением интеллекта  проявляются на фоне недоразвития познавательной деятельности, нарушенного психического развития в целом, имеют сложную структуру и носят характер системного недоразвития речи. У таких детей страдает речь как целостная функциональная система, нарушаются все её компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексический и грамматический строй, связная речь.

Цель программы: коррекция дефектов устной и письменной речи детей с системным недоразвитием речи, для  успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации в обществе. 

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

1.Постановка или уточнение звуков и закрепление их в речи;

2. Коррекция звуковой стороны речи (интонация при высказывании, темп, сила голоса, дикция, плавность);

3.Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

4.Формирование фонематического восприятия, навыка звуко - слогового анализа и синтеза;

5.Формирование лексико-грамматических представлений (обогащение словаря, именами прилагательными, глаголами,  формирование умения согласовывать слова в предложении,  отработка простейших лексических  моделей);

6.Формирование и развитие семантических полей;

7.Коррекция и развитие психологической базы речи, высших психических функций;

8.Предупреждение  дисграфии, дислексии;

9.Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности;

10.Формирование коммуникативных навыков;

11.Воспитание мотивации к учению, общению.

         

2. Общая характеристика коррекционного курса.

Занятия с логопедом проводятся в соответствии с перспективным планом коррекционной работы  и сопровождаются разнообразными видами деятельности: речевой гимнастикой, физкультминутками, сюрпризными моментами, игровыми упражнениями и т.д. В данной системе обучения предусмотрены специальные упражнения для развития психических познавательных процессов.

Дети, имеющие речевые нарушения, при обучении особо нуждаются во вспомогательных средствах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи.

Важнейшим из таких средств является наглядность, при которой происходит речевой акт, и моделирование плана высказывания. Методика работы по данной программе предусматривает обязательное её использование. Поэтапное планирование представлено перечнем конкретных тем развивающих занятий и включает содержание работы по преодолению отклонений речевого развития и психологической базы речи. Количество часов, планируемых на каждую тему, зависит от состава учащихся конкретной группы. Преодоление речевых нарушений может производиться в групповой и индивидуальной форме работы.

Нарушения речи детей носят стойкий характер, поэтому этапы закрепления правильных речевых навыков тщательно отрабатываются, часто повторяются логопедические упражнения с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Учитывая психофизическое состояние, особенности ВНД, работоспособность, уровень несформированности речи, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключать ребенка с одной формы работы на другую. Цели занятия излагаются умственно отсталому ребёнку чрезвычайно конкретно, в доступной форме.

Ведущие приёмы, формы, методы, технологии обучения. Для реализации программы логопедических занятий применяются следующие образовательные технологии:

  • технология логопедического обследования;
  • технология коррекции звукопроизношения;
  • технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи;
  • технологии коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи;
  • технологии развития интонационной стороны речи;
  • технологии коррекции темпо -ритмической организации устной речи;
  • технологии формирования навыков речевой саморегуляции, введение их в речевую коммуникацию;
  • здоровьесберегающие;
  • информационно-коммуникативные;
  • игровые;
  • личностно-ориентированные;
  • проблемно-поисковые.

    Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей  и особенностей речевого дефекта обучающихся.

В структуру занятия может входить:

  • упражнения для развития артикуляционной моторики;
  • упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
  • дыхательная гимнастика;
  • коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
  • формирование фонематических процессов;
  • работа со словами, звуко - слоговой анализ слов;
  • работа над предложением, текстом;
  • обогащение и активизация словарного запаса;
  • развитие связной речи.

    Адресат: Программа разработана для детей 1 класса  с интеллектуальными нарушением (умственная отсталость) вариант 1.

  Длительность программы:

1 класс: 2 часа в неделю по учебному плану, из них:

1 занятие – развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи  ;

2 занятия - постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков

   Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза). По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, может быть замедлен или ускорен темп, увеличен или сокращен объем изучаемого материала.

    Формы работы: индивидуальная (40 мин.)

    Основные        виды        деятельности: Дидактические игры, упражнения; арт-терапевтические упражнения; психогимнастика, артикуляционная и дыхательная гимнастика, кинезиологические и нейропсихологические упражнения; письменные и устные задания.

    Форма оценивания знаний – безотметочная.

    Формы контроля: выполнение тестовых заданий, логопедическое обследование устной и письменной речи.

3.        Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса

     Курс «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» является неотъемлемой частью общего педагогического процесса. Благодаря интеграции естественно- гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения,  патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.

•        Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.        • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

•        Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

•        Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

•        Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

•        Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

•        Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

•        Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовное и социально-нравственное.

•        Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко- культурному наследию, к самому себе и окружающим.

4.  Планируемые результаты освоения коррекционных занятий.

   Программа обеспечивает достижение учащимися  1 класса  личностных и предметных результатов.

     Изучение коррекционного курса «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» в 1 класса  направлено на получение следующих личностных результатов:

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  •  развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  •  овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  •  овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  •   владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  •  способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  •  принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  •  развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  •  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  •  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  •  формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • формирование готовности к самостоятельной жизни.

Программа обеспечивает достижение учащимися базовых учебных действий:

  • осознание себя как ученика заинтересованного  посещением школы, обучением, занятиями,  как члена семьи, друга, одноклассника;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней,  и эстетическому её восприятию;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;
  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о эстетических нормах и правилах поведения в современном обществе;
  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик,  ученик – класс, учитель  – ученик);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • договариваться и изменять своё поведение с учётом поведения других участников спорной ситуации.

Регулятивные учебные действия:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
  • пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.);
  • работать с учебными принадлежностями  ( инструментами) и организовывать своё рабочее место;
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;

Познавательные учебные действия

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  • устанавливать видо – родовые отношения предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать,  классифицировать на наглядном материале;
  • пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
  • писать;
  • наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях);
  • применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные  знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

коррекционного курса

Предметные результаты.

К концу обучения в 1  классе учащиеся должны уметь:

Достаточный уровень

  •  различать звуки на слух и в произношении
  • правильно употреблять в речи существительные с обобщающими значениями
  • употреблять  наиболее часто встречающиеся в речи прилагательные, глаголы, наречия, предлоги
  • уметь согласовывать слова в предложении, правильно использовать некоторые предлоги в речи, образовывать форму множественного числа родительного падежа существительных
  • следить за речевым дыханием, темпом речи, мягко произносить гласные и их слияние
  • участвовать в беседе, в понятной форме для слушателей отвечать на вопросы и задавать их
  • составлять предложение по образцу, повторять образец рассказа педагога по описанию картины.
  • знать наизусть 3-4 коротких стихотворение или четверостишья, разученных с голоса учителя. (В. Чижов «Дождик», Т. Белозёров «Мороз», «Макушка лета», А. Распопин «Солнечные зайчики»).

Минимальный уровень

  • различать звуки на слух и в  произношении;
  • правильно употреблять в речи существительные с обобщающими значениями
  • употреблять  наиболее часто встречающиеся в речи прилагательные, глаголы, наречия, предлоги
  • следить за речевым дыханием, темпом речи, мягко произносить гласные и их слияние
  • участвовать в беседе, в понятной форме для слушателей отвечать на вопросы и задавать их
  • составлять предложение по образцу.

6. Содержание коррекционных занятий.

В соответствии с учебным планом логопедические занятия проводится в первую и вторую половину дня. На индивидуальные занятия отводится 20 – 40 минут на ученика

Индивидуальные занятия проводятся с учениками, нуждающимися в постановке звуков. По мере совершенствования произносительной стороны речи ведущими становятся занятия по коррекции нарушений чтения и письма.

    Последовательность и содержание коррекционной работы может варьироваться в зависимости от структуры и степени тяжести речевого дефекта детей, зачисленных в группу, и включает в себя:

  • наблюдение над значением слова;
  • различение слова и предложения;
  • работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка;
  • интонация в предложении;
  • моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

  Восполнение пробелов в работе над звуковым и слоговым составом слова:

  • осознание единства звукового состава слова и его значения;
  • установление числа и последовательности звуков в слове;
  • сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками; составление звуковых моделей слов;
  • сравнение моделей различных слов;
  • подбор слов к определѐнной модели;
  • различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твѐрдых и мягких, звонких и глухих;
  • слог как минимальная произносительная единица;
  • деление слов на слоги;
  • определение места ударения, смыслоразличительная роль ударения.

   Восполнение пробелов в формировании графических навыков и развитие моторики:

  • различение звука и буквы: буква как знак звука;
  • овладение позиционным способом обозначения звуков буквами;
  • буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков;
  • мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

   Коррекция звукопроизношения.

   В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи программой предусмотрены следующие направления работы:

  • развитие ручной и артикуляторной моторики;
  • развитие дыхания и голосообразования;
  • формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;
  • дифференциация акустически артикуляторно сходных звуков;
  • формирование всех уровней языкового анализа и синтеза;
  • коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова;
  • формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения).

       Основные виды деятельности.

  • упражнения для развития артикуляционной моторики;
  • упражнения для развития речевого дыхания и голоса;
  • упражнения для работы над четкостью дикции;
  • упражнения для развития выразительности движений и мимики;
  • упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
  • упражнения по расширению и обогащению  активного и пассивного словаря и его актуализации;
  • упражнения по развитию высших психических функций;
  • упражнения по формированию грамматических категорий и навыков их правильного употребления в самостоятельной речи;
  • упражнения для развития связной монологической и диалогической речи в структуре коммуникативных компетенций;

7. Тематическое планирование

1 класс

Название темы

Кол-во часов

1

Логопедическое обследование.

4

2

Индивидуальное занятие. Знакомство с органами артикуляции и их частей. Сказки «Язычок и его домик», «Веселый язычок».

1

3

Лексико-грамматическое занятие «Игрушки».

1

4

Постановка, автоматизация нарушенных звуков.

1

5

Лексико-грамматическое занятие  «Школа. Школьные принадлежности»

1

6

Постановка, автоматизация нарушенных звуков.

1

7

Лексико-грамматическое занятие «Осень. Осенняя одежда».

1

8

Постановка, автоматизация нарушенных звуков.

1

9

Лексико-грамматическое занятие «Птицы».

1

10

Постановка, автоматизация нарушенных звуков.

1

11

Лексико-грамматическое занятие «Овощи. Помидор. Огурец»

1

12

Постановка, автоматизация нарушенных звуков.

1

13

Лексико-грамматическое занятие «Фрукты. Слива. Груша».

1

14

Постановка, автоматизация нарушенных звуков.

1

15

Звук и буква А.

1

16

Постановка, автоматизация нарушенных звуков.

1

17

Звук и буква У.

1

18

Постановка, автоматизация нарушенных звуков.

1

19

Звук и буква О.

1

20

Постановка, автоматизация нарушенных звуков.

1

21

Лексико-грамматическое занятие «Зима. Зимующие птицы»

1

22

Постановка, автоматизация нарушенных звуков.

1

23

Лексико-грамматическое занятие «Дикие    животные    зимой. В гости к лесным друзьям».

1

24

Постановка, автоматизация нарушенных звуков.

1

25

Звук и буква М.

1

26

Постановка, автоматизация нарушенных звуков.

1

27

Лексико-грамматическое занятие  «Новый год».

1

28

Постановка, автоматизация нарушенных звуков.

1

29

Постановка, автоматизация нарушенных звуков.

1

30

Лексико-грамматическое занятие  «Домашние животные. Собака».

1

31

Постановка, автоматизация нарушенных звуков.

1

32

Лексико-грамматическое занятие «Дикие животные. Волк».

1

33

Постановка, автоматизация нарушенных звуков.

1

34

Лексико-грамматическое занятие «Дикие животные. Лиса».

1

35

Постановка, автоматизация нарушенных звуков.

1

36

Лексико-грамматическая работа «Дикие животные. Заяц».

1

37

Постановка, автоматизация нарушенных звуков.

1

38

Лексико-грамматическое занятие «Дикие и домашние животные».

1

39

Постановка, автоматизация нарушенных звуков.

1

40

Лексико-грамматическое занятие «8 марта. Женские профессии».

1

41

Постановка, автоматизация нарушенных звуков.

1

42

Лексико-грамматическое занятие «Начало весны. Весенняя сказка».

1

43

Постановка, автоматизация нарушенных звуков.

1

44

Лексико-грамматическое занятие «Семья».

1

45

Постановка, автоматизация нарушенных звуков.

1

46

Звук и буква Н.

1

47

Постановка, автоматизация нарушенных звуков.

2

48

Звук и буква С.

1

49

Постановка, автоматизация нарушенных звуков.

2

50

Лексико-грамматическое занятие «Перелетные птицы».

1

51

Постановка, автоматизация нарушенных звуков.

2

52

Лексико-грамматическое занятие « Насекомые»

1

53

Постановка, автоматизация нарушенных звуков.

2

54

Звук и буква Х.

1

55

Постановка, автоматизация нарушенных звуков.

1

56

Лексико-грамматическое занятие «Путешествие по временам года»

1

57

Постановка, автоматизация нарушенных звуков.

1

58

Обследование.

4

8. Календарно – тематическое планирование

№ недели

Темы логопедических занятий.

Основные виды деятельности

Кол- во часов

Дата

1. – 4.

Обследование устной и письменной речи.

-работа с картинками.

4

05.09 – 14.09

5.

Индивидуальное занятие.

Знакомство с органами артикуляции и их частей.

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для работы над четкостью дикции;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

1

19.09

6.

Лексико-грамматическое занятие  «Игрушки».

-работа с картинками;

 -дидактическая игра;

-упражнения по формированию грамматических категорий;

-упражнения для развития связной монологической и диалогической речи.

-упражнения по расширению и обогащению  активного и пассивного словаря и его актуализации;

-упражнения по развитию высших психических функций;

1

21.09

7.

Индивидуальное занятие.

Подготовительные упражнения для звука [С].

- упражнения для развития артикуляционной моторики,

речевого дыхания и голоса;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

1

26.09

8.

Лексико-грамматическое занятие  «Школа. Школьные принадлежности»

- работа с картинками;

 -дидактическая игра;

-упражнения по формированию грамматических категорий;

-упражнения для развития связной монологической и диалогической речи.

-упражнения по расширению и обогащению  активного и пассивного словаря и его актуализации;

-упражнения по развитию высших психических функций;

1

218.09

9.

 Индивидуальное занятие.

Постановка звука [С]

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- кинезиологические упражнения;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

1

03.10

10.

Лексико-грамматическое занятие «Осень. Осенняя одежда».

-работа с картинками;

 -дидактическая игра;

-упражнения по формированию грамматических категорий;

-упражнения для развития связной монологической и диалогической речи.

-упражнения по расширению и обогащению  активного и пассивного словаря и его актуализации;

-упражнения по развитию высших психических функций;

1

05.10

11.

Индивидуальное занятие.

Автоматизация звука [С] в слогах.

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для работы над четкостью дикции;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

1

10.10

12.

Лексико-грамматическое занятие «Птицы».

-работа с картинками;

 -дидактическая игра;

-упражнения по формированию грамматических категорий;

-упражнения для развития связной монологической и диалогической речи.

-упражнения по расширению и обогащению  активного и пассивного словаря и его актуализации;

-упражнения по развитию высших психических функций;

1

12.10

13.

Индивидуальное занятие.

Автоматизация звука [С] в словах.

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- кинезиологические упражнения;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

1

17.10

14.

Лексико-грамматическое занятие «Овощи. Помидор. Огурец»

- работа с картинками;

 -дидактическая игра;

-упражнения по формированию грамматических категорий;

-упражнения для развития связной монологической и диалогической речи.

-упражнения по расширению и обогащению  активного и пассивного словаря и его актуализации;

-упражнения по развитию высших психических функций;

1

19.10

15.

Индивидуальное занятие.

Автоматизация звука [С] в словах.

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- кинезиологические упражнения;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

1

24.10

16.

Лексико-грамматическое занятие «Фрукты. Слива. Груша».

- работа с картинками;

 -дидактическая игра;

-упражнения по формированию грамматических категорий;

-упражнения для развития связной монологической и диалогической речи.

-упражнения по расширению и обогащению  активного и пассивного словаря и его актуализации;

-упражнения по развитию высших психических функций;

1

26.10

17.

Индивидуальное занятие.

Автоматизация звука [С] в словах, в чистоговорках.

- упражнения для развития артикуляционной моторики,

речевого дыхания и голоса;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

1

07.11

18.

Звук и буква А.

- работа с картинками;

-дидактическое упражнение;

-работа с буквой;

-фонетическое упражнение;

-работа с разрезной азбукой;

-работа с печатной и прописной буквой;

-работа с зеркалами;

-работа с сигнальными карточками;

-работа с индивидуальными карточками.

1

09.11

19.

Индивидуальное занятие.

Подготовительные упражнения для звука [Ш].

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- кинезиологические упражнения;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

1

14.11

20.

Звук и буква У.

- работа с картинками;

 -дидактическая игра;

--работа с буквой;

-дидактическое упражнение;

-упражнения по развитию высших психических функций;

-упражнения по развитию высших психических функций;

1

16.11

21.

Индивидуальное занятие.

Постановка звука [Ш].

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- кинезиологические упражнения;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

1

21.11

22.

Звук и буква О.

- работа с картинками;

-дидактическое упражнение;

-работа с буквой;

-фонетическое упражнение;

-работа с разрезной азбукой;

-работа с печатной и прописной буквой;

-работа с зеркалами;

-работа с сигнальными карточками;

-работа с индивидуальными карточками.

1

23.11

23.

Индивидуальное занятие.

Автоматизация звука [Ш] в  слогах.

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- кинезиологические упражнения;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

1

28.11

24.

Лексико-грамматическое занятие «Зима. Зимующие птицы».

- работа с картинками;

 -дидактическая игра;

-упражнения по формированию грамматических категорий;

-упражнения для развития связной монологической и диалогической речи.

-упражнения по расширению и обогащению  активного и пассивного словаря и его актуализации;

-упражнения по развитию высших психических функций;

1

30.11

25.

Индивидуальное занятие.

Автоматизация звука [Ш] в начале слова.

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- кинезиологические упражнения;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

1

05.12

26.

Лексико-грамматическое занятие «Дикие    животные    зимой. В гости к лесным друзьям».

- работа с картинками;

 -дидактическая игра;

-упражнения по формированию грамматических категорий;

-упражнения для развития связной монологической и диалогической речи.

-упражнения по расширению и обогащению  активного и пассивного словаря и его актуализации;

-упражнения по развитию высших психических функций;

1

07.12

27.

Индивидуальное занятие.

Автоматизация звука [Ш] в середине слова.

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- кинезиологические упражнения;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

1

12.12

28.

Звук и буква М.

- работа с картинками;

-дидактическое упражнение;

-работа с буквой;

-фонетическое упражнение;

-работа с разрезной азбукой;

-работа с печатной и прописной буквой;

-работа с зеркалами;

-работа с сигнальными карточками;

-работа с индивидуальными карточками.

1

14.12

29.

Индивидуальное занятие.

Автоматизация звука [Ш] в конце слова

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- кинезиологические упражнения;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

1

19.12

30.

Лексико-грамматическое занятие  «Новый год».

-работа с картинками;

 -дидактическая игра;

-упражнения по формированию грамматических категорий;

-упражнения для развития связной монологической и диалогической речи.

-упражнения по расширению и обогащению  активного и пассивного словаря и его актуализации;

-упражнения по развитию высших психических функций;

1

21.12

31.

Индивидуальное занятие.

Автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, предложениях.

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- кинезиологические упражнения;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

1

26.12

32.

Индивидуальное занятие.

Подготовительные упражнения для звука [Ц].

- упражнения для развития артикуляционной моторики,

речевого дыхания и голоса;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

1

28.12

33.

Лексико-грамматическое занятие  «Домашние животные. Собака».

- работа с картинками;

 -дидактическая игра;

-упражнения по формированию грамматических категорий;

-упражнения для развития связной монологической и диалогической речи.

-упражнения по расширению и обогащению  активного и пассивного словаря и его актуализации;

-упражнения по развитию высших психических функций;

1

09.01

34.

Индивидуальное занятие.

Постановка звука [Ц].

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- кинезиологические упражнения;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

1

11.01

35.

Лексико-грамматическое занятие «Дикие животные. Волк».

- работа с картинками;

 -дидактическая игра;

-упражнения по формированию грамматических категорий;

-упражнения для развития связной монологической и диалогической речи.

-упражнения по расширению и обогащению  активного и пассивного словаря и его актуализации;

-упражнения по развитию высших психических функций;

1

16.01

36.

Индивидуальное занятие.

Автоматизация звука [Ц] в  слогах.

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- кинезиологические упражнения;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

1

18.01

37.

Лексико-грамматическое занятие «Дикие животные. Лиса».

-работа с картинками;

 -дидактическая игра;

-упражнения по формированию грамматических категорий;

-упражнения для развития связной монологической и диалогической речи.

-упражнения по расширению и обогащению  активного и пассивного словаря и его актуализации;

-упражнения по развитию высших психических функций;

1

23.01

38.

Индивидуальное занятие.

Автоматизация звука [Ц] в начале слова.

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- кинезиологические упражнения;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

1

25.01

39.

Лексико-грамматическая работа «Дикие животные. Заяц».

- работа с картинками;

 -дидактическая игра;

-упражнения по формированию грамматических категорий;

-упражнения для развития связной монологической и диалогической речи.

-упражнения по расширению и обогащению  активного и пассивного словаря и его актуализации;

-упражнения по развитию высших психических функций;

1

30.01

40.

Индивидуальное занятие.

Автоматизация звука [Ц] в середине слова.

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- кинезиологические упражнения;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

1

01.02

41.

Лексико-грамматическое занятие «Дикие и домашние животные».

-работа с картинками;

 -дидактическая игра;

-упражнения по формированию грамматических категорий;

-упражнения для развития связной монологической и диалогической речи.

-упражнения по расширению и обогащению  активного и пассивного словаря и его актуализации;

-упражнения по развитию высших психических функций;

1

06.02

42.

Индивидуальное занятие.

Автоматизация звука [Ц] в конце слова.

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- кинезиологические упражнения;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

1

08.02

43.

Лексико-грамматическое занятие «8 Марта. Женские профессии».

- работа с картинками;

 -дидактическая игра;

-упражнения по формированию грамматических категорий;

-упражнения для развития связной монологической и диалогической речи.

-упражнения по расширению и обогащению  активного и пассивного словаря и его актуализации;

-упражнения по развитию высших психических функций;

1

13.02

44.

Индивидуальное занятие.

Автоматизация звука [Ц] в чистоговорках, предложениях.

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- кинезиологические упражнения;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

1

15.02

45.

Лексико-грамматическое занятие «Начало весны. Весенняя сказка».

-работа с картинками;

 -дидактическая игра;

-упражнения по формированию грамматических категорий;

-упражнения для развития связной монологической и диалогической речи.

-упражнения по расширению и обогащению  активного и пассивного словаря и его актуализации;

-упражнения по развитию высших психических функций;

1

28.02

46.

Индивидуальное занятие.

Подготовительные упражнения для звука [Ж].

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- кинезиологические упражнения;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

1

01.03

47.

Лексико-грамматическое занятие «Семья».

-работа с картинками;

 -дидактическая игра;

-упражнения по формированию грамматических категорий;

-упражнения для развития связной монологической и диалогической речи.

-упражнения по расширению и обогащению  активного и пассивного словаря и его актуализации;

-упражнения по развитию высших психических функций;

1

06.03

48. - 49

Индивидуальное занятие.

Постановка звука [ж].

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- кинезиологические упражнения;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

1

13.03

50.

Звук и буква Н.

- работа с картинками;

-дидактическое упражнение;

-работа с буквой;

-фонетическое упражнение;

-работа с разрезной азбукой;

-работа с печатной и прописной буквой;

-работа с зеркалами;

-работа с сигнальными карточками;

-работа с индивидуальными карточками.

1

15.03

51- 52.

Индивидуальное занятие.

Автоматизация звука [Ж] в  слогах.

- упражнения для развития артикуляционной моторики,

речевого дыхания и голоса;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

2

20.03

22.03

53.

Звук и буква С.

- работа с картинками;

-дидактическое упражнение;

-работа с буквой;

-фонетическое упражнение;

-работа с разрезной азбукой;

-работа с печатной и прописной буквой;

-работа с зеркалами;

-работа с сигнальными карточками;

-работа с индивидуальными карточками.

1

03.04

54. - 55

Индивидуальное занятие.

Автоматизация звука [Ж] в  словах.

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- кинезиологические упражнения;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

2

05.04

10.04

56.

Лексико-грамматическое занятие «Перелетные птицы».

-работа с картинками;

 -дидактическая игра;

-упражнения по формированию грамматических категорий;

-упражнения для развития связной монологической и диалогической речи.

-упражнения по расширению и обогащению  активного и пассивного словаря и его актуализации;

-упражнения по развитию высших психических функций;

1

12.04

57. - 58

Индивидуальное занятие.

Автоматизация звука [Ж] в  словах.

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- кинезиологические упражнения;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

2

17.04

19.04

59.

Лексико-грамматическое занятие «Насекомые».

- работа с картинками;

 -дидактическая игра;

-упражнения по формированию грамматических категорий;

-упражнения для развития связной монологической и диалогической речи.

-упражнения по расширению и обогащению  активного и пассивного словаря и его актуализации;

-упражнения по развитию высших психических функций;

1

24.04

60 - 61.

Индивидуальное занятие.

Автоматизация звука [Ж] в  словах, предложениях.

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- кинезиологические упражнения;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

2

26.04

03.05

62

Звук и буква Х.

-работа с предметными и сюжетными  картинками;

 -работа с разрезной азбукой;

-работа с печатными и прописными буквами;

-работа с зеркалами;

-работа с сигнальными карточками;

-работа с индивидуальными карточками.

1

10.05

63.

Индивидуальное занятие.

Автоматизация звука [Ж] в  предложениях, чистоговорках.

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- кинезиологические упражнения;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

1

17.05

64

Лексико-грамматическое занятие «Путешествие по временам года».

- работа с картинками;

 -дидактическая игра;

-упражнения по формированию грамматических категорий;

-упражнения для развития связной монологической и диалогической речи.

-упражнения по расширению и обогащению  активного и пассивного словаря и его актуализации;

-упражнения по развитию высших психических функций;

1

15.05

65

Индивидуальное занятие. Автоматизация звука

[Ж] в скороговорках, тексте.

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- кинезиологические упражнения;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

1

17.05

66- 69

Логопедическое обследование.

-работа с картинками.

4

22.05 – 31.05

9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  •  Компьютер в комплекте
  •  Стерилизатор ультрафиолетовый
  • Зеркало
  • Стол логопедический
  •  Зеркало логопедическое индивидуальное для проведения артикуляционной гимнастики
  • Устройство для контроля собственной речи и развития фонематического слуха
  •  Шпатель медицинский металлический Корицкого

10.Учебно-методическая литература.

1.Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М: Владос, 2002 г.

2.Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2004 г.

Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001 г.

3.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М: Просвещение, 2003 г.

4.Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов. – М: Просвещение, 1970 г.

5.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и коррекция пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста: Логопедическая тетрадь. - М.: Школьная Пресса, 2003 г.

6.Игнатьева С .А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в

развитии:  учеб. пособие для вузов, обуч. по спец. "Социальная работа" / С.А. 7.Игнатьева, Ю.А. Блинков.  М., 2004 г.

8.Каше Г.А. Логопедическая работа в первом классе вспомогательной школы. М.,1957 г.

9.Козырева Л.М. Логопедическая программа коррекции лексико

грамматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития.  Ярославль, 2003 г.

10.Козырева Л.М.  И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. Тетрадь  для логопедических занятий. Ярославль, 2003 г.

11.Козырева Л.М. Путешествие в страну падежей. Тетрадь для логопедических занятий. Ярославль, 2001 г.

12.Козырева Л.М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. Тетрадь для  логопедических занятий. Ярославль, 2004 г.

13.Козырева Л.М.  Как образуются слова. Тетрадь для логопедических занятий.  Ярославль, 2006 г.

14.Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. Тетрадь для логопедических занятий. Ярославль, 2006 г.

15.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Комплект  пособий для закрепления произношения звуков.М.,1999.

16.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.

17.Лалаева Р.И., Венедиктова  Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001 г.

18.Логопедия: учебник для студ. дефектологич. фак-ов пед. вузов / ред. Л.С. Волкова. - 2-е изд., перераб. и доп.  М., 2004 г.

19.Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в  общеобразовательной школе. Москва-Воронеж, 1997 г.

 20.Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушения письма: Комплект      тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. М., 2004 г.

 21.Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа исправления  недостатков письма у учеников младших классов, имеющих дисграфию.  М., «Аквариум Бук», 2004 г.

 22.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). / Под редакцией Б.П. Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001 г.

 23.Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей.

Спб., 2001 г.

 24.Петрова В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. - М.: Издательский центр «Академия», 2002 г.

 25.Письмо Минобразования РФ от 20.06.2002г №29/2194-6

26. Программы специальных (коррекционных) образовательных

учреждений VIII вида (под ред. В.В. Воронковой). М.,   «Просвещение», 2011 г.

27. Ткаченко Т.А. Звуковой анализ и синтез. Формирование навыков. Логопедическая тетрадь. Учебно-методический комплект серии «Обновление». М..2008 г.

28. Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.,1989.г.

29. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.  М., 1983 г.

30. Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития. М., 2005 г.  

31. Хрестоматия по литературному краеведению. О., 2003 г.

32.Худенко Е.Д. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в специальных (коррекционных) школах VIII   вида. М., 2003г.

7. Лист фиксирования изменений и дополнений в рабочей программе

Дата внесения изменений

Содержание изменений

Причина

Подпись лица, внесшего запись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...