Рабочая программа индивидуальных занятий учителя-дефектолога со слабовидящим учащимся (вариант 4.1)
рабочая программа

 Карловская Наталья Павловна

Представлена индивидуальная программа с пояснительной запиской и КТП

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА №9

Приложение к Адаптированной основной общеобразовательной программе

начального общего образования (АООП НОО)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

по развитию зрительного восприятия учащейся 2-ого ___класса

ФИО

на 2024-2025 учебный год

С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОБУЧЕНИЯ ПО АООП НОО

для слабовидящих учащихся (ВАРИАНТ 4.1)

Класс: 2П

Количество часов (всего): 102

Количество часов (в неделю): 3

Срок реализации: 1 год, 2024-2025 учебный год

Учитель-дефектолог: Карловская Наталья Павловна

Сургут, 2024 г.

Пояснительная записка

Программа написана на основании заявления родителей, заключения и рекомендаций ТПМПК №___ от ____ г. (АООП для слабовидящих обучающихся, вариант 4.1). Она адресована для коррекции и развитии зрительного восприятия, компенсаторных функций и компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе, развитие основных навыков ориентировки в пространстве, формирование временных, пространственных и социально-бытовых ориентировок. Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и направлена на предоставление дефектологической помощи в успешном освоении основной адаптированной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков познавательного развития.

Цель программы: коррекция и развитие зрительного восприятия, компенсаторных функций и компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе, развитие основных навыков ориентировки в пространстве, формирование временных, пространственных и социально-бытовых ориентировок. Диагностика, восполнение пробелов в знаниях, коррекция недостатков развития учебно-познавательной деятельности, формирование у обучающегося позитивного эмоционально-ценностного отношения к знаниям, формирование универсальных учебных действий, интеллектуальных и творческих способностей.

Характеристика ребенка

        ИМЯ в контакт вступает легко, говорлива, не всегда соблюдает субординацию. Поведенческие реакции адекватные. Проявляет заинтересованность, охотно подчиняется требованиям.

Может ответить на вопросы о себе и своей семье; имя, место работы родителей знает; может назвать домашний адрес; общие представления об окружающем мире сформированы. Социально адаптирована. Инструкцию понимает, удерживает. Темп работы высокий. Работоспособность высокая, интеллектуальную нагрузку выдерживает

Знания о месяцах, частях суток, днях недели, временах года сформированы. Верх, низ, середину листа –показывает. Право-лево на себе показывает правильно. Ведущая рука – правая. Развитие моторики достаточный уровень. Способна выполнить задание под диктовку, по образцу.         Внимание достаточно устойчивое, длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительная.        При выполнении заданий на обобщение, исключение лишнего, классификацию опирается на существенные признаки.  Причинно-следственные связи выстаивает верно. Скрытый смысл выражений понимает. Уровень развития слуховой памяти: 7 слов (ВС), зрительной памяти: 7 картинок (ВС).

Владеет счетным порядком, соотносит количество предметов с числом; сравнение чисел больше — меньше — равно сформировано; вычислительный навык сформирован, допускает ошибки; навык решения задач сформирован.

Навык каллиграфического письма сформирован; навык письма под диктовку, списывание текста сформированы. Темп чтения достаточный.

        Интеллектуальное развитие соответствует возрасту. Трудности формирования учебных навыков не выявлены.

Задачи программы:

Коррекционно-обучающие:

  • формировать общую способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
  • расширять словарный запас учащейся при ознакомлении с миром вещей, явлений, их свойствами и качествами;
  • расширять общий кругозор;
  • развивать навыки учебной деятельности.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное восприятие;
  • формировать и развивать пространственную ориентировку;
  • развивать пространственно-временные представления;
  • развивать умение слушать и слышать учителя, умение учитывать в своей работе требования учителя.

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать положительную учебную мотивацию;
  • формировать позитивное эмоционально-ценностное отношение к знаниям;
  • формировать адекватную самооценку, объективное отношение ребёнка к себе и своим качествам.

Планируемые результаты:

  • способность усваивать новый учебный материал, включаться в занятия и соответствовать общему темпу занятий;
  • способность использовать речевые возможности на занятиях при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы;
  • способность к наблюдательности, умение замечать новое;
  • овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;
  • стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности;
  • умение ставить и удерживать цель деятельности, планировать действия, определять и сохранять способ действий, использовать самоконтроль на всех этапах деятельности, осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности, оценивать процесс и результат деятельности.

Планируемые сроки реализации программы: 2024-2025 учебный год с периодичностью занятий 3 раза в неделю индивидуально по 20 минут.

Перспективный план индивидуальной коррекционно-развивающей работы

Тема

Содержание

Дата проведения

план

факт

1 полугодие

Вводное занятие

Актуализация знаний.

Выполнение упражнений.

Пространственное восприятие. Занятие 1

О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей»

Предмет и его признаки

Описание предметов, явлений при помощи вопросов какая, какой, какие, какое

Комплексное занятие. Занятие 1.

Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс

Пространственное восприятие. Занятие 2

О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей»

Предмет и действие

Описание предметов, явлений при помощи вопросов что делает

Комплексное занятие. Занятие 2.

Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс

Пространственное восприятие. Занятие 3

О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей»

Восприятие величины.

Составление сложной фигуры из простых форм (Танграм)

Комплексное занятие. Занятие 3.

Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс

Пространственное восприятие. Занятие 4

О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей»

Восприятие формы

Составление объемных фигур по схеме

Комплексное занятие. Занятие 4.

Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс

Пространственное восприятие. Занятие 5

О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей»

Комплексное занятие. Занятие 5.

Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс

Восприятие печатного текста

Поиск чисел.

Пространственное восприятие. Занятие 6

О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей»

Комплексное занятие. Занятие 6.

Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс

Восприятие объекта

Лабиринты

Пространственное восприятие. Занятие 7

О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей»

Восприятие объекта

Совершенствование умения узнавать предметы по деталям и дорисовывать их.

Комплексное занятие. Занятие 7.

Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс

Пространственное восприятие. Занятие 8

О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей»

Тактильно-двигательное восприятие.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов.

Работа с пластилином, тестом (раскатывание).

Комплексное занятие. Занятие 8.

Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс

Пространственное восприятие. Занятие 9

О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей»

Развитие пространственного мышления

Определение закономерностей и заполнение пустых клеток.

Комплексное занятие. Занятие 9.

Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс

Пространственное восприятие. Занятие 10

О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей»

Восприятие печатного текста

Заполнение таблиц с использованием шифра

Комплексное занятие. Занятие 10.

Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс

Пространственное восприятие. Занятие 11

О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей»

Восприятие формы.

Составление предметов из контуров известных геометрических фигур.

Комплексное занятие. Занятие 11.

Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс

Пространственное восприятие. Занятие 12

О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей»

Восприятие печатного текста

Поиск ошибок. Поиск слов.

Комплексное занятие. Занятие 12.

Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс

Пространственное восприятие. Занятие 13

О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей»

Восприятие объекта

Копирование объектов в зеркальном отражении

Комплексное занятие. Занятие 13.

Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс

Пространственное восприятие. Занятие 14

О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей»

Восприятие печатного текста

Корректурная проба.

Комплексное занятие. Занятие 14.

Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс

Восприятие цвета и звука

Арт-терапевтические техники

Повторение и обобщение.

Повторение и закрепление пройденного материала, игр, заданий, упражнений.

Пространственное восприятие. Занятие 15

О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей»

Комплексное занятие. Занятие 15.

Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс

Развитие воображения

Дорисовывание фигур

2 полугодие

Пространственное восприятие. Занятие 16

О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей»

Комплексное занятие. Занятие 16.

Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс

Восприятие мимики и жестов

Знакомство с невербальными средствами общения, язык жестов.

Пространственное восприятие. Занятие 17

О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей»

Комплексное занятие. Занятие 17.

Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс

Развитие мышление.

Выделение существенных признаков понятий.. Развивающие задания:

«Узнаем предмет по его признакам»;

«Нахождение признаков разных предметов, животных, времен года»;

«Учимся давать определения понятиям»

Пространственное восприятие. Занятие 18

О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей»

Комплексное занятие. Занятие 18.

Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс

Пространственное восприятие. Занятие 19

О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей»

Комплексное занятие. Занятие 19

Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс

Интеллектуальное и психомоторное развитие

Выполнение упражнений и заданий из практического пособия И. И. Праведникова «Нейропсихология. Игры и упражнения».

Пространственное восприятие. Занятие 20

О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей»

Комплексное занятие. Занятие 20

Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс

Интеллектуальное и психомоторное развитие

Выполнение упражнений и заданий из практического пособия И. И. Праведникова «Нейропсихология. Игры и упражнения».

Пространственное восприятие. Занятие 21

О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей»

Комплексное занятие. Занятие 21

Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс

Интеллектуальное и психомоторное развитие

Выполнение упражнений и заданий из практического пособия И. И. Праведникова «Нейропсихология. Игры и упражнения».

Пространственное восприятие. Занятие 22

О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей»

Комплексное занятие. Занятие 22

Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс

Интеллектуальное и психомоторное развитие

Выполнение упражнений и заданий из практического пособия И. И. Праведникова «Нейропсихология. Игры и упражнения».

Пространственное восприятие. Занятие 23

О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей»

Комплексное занятие. Занятие 23

Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс

Интеллектуальное и психомоторное развитие

Выполнение упражнений и заданий из практического пособия И. И. Праведникова «Нейропсихология. Игры и упражнения».

Пространственное восприятие. Занятие 24

О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей»

Комплексное занятие. Занятие 24

Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс

Интеллектуальное и психомоторное развитие

Выполнение упражнений и заданий из практического пособия И. И. Праведникова «Нейропсихология. Игры и упражнения».

Пространственное восприятие. Занятие 25

О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей»

Комплексное занятие. Занятие 25

Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс

Интеллектуальное и психомоторное развитие

Выполнение упражнений и заданий из практического пособия И. И. Праведникова «Нейропсихология. Игры и упражнения».

Пространственное восприятие. Занятие 26

О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей»

Комплексное занятие. Занятие 26

Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс

Интеллектуальное и психомоторное развитие

Выполнение упражнений и заданий из практического пособия И. И. Праведникова «Нейропсихология. Игры и упражнения».

Пространственное восприятие. Занятие 27

О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей»

Комплексное занятие. Занятие 27

Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс

Интеллектуальное и психомоторное развитие

Выполнение упражнений и заданий из практического пособия И. И. Праведникова «Нейропсихология. Игры и упражнения».

Пространственное восприятие. Занятие 28

О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей»

Комплексное занятие. Занятие 28

Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс

Интеллектуальное и психомоторное развитие

Выполнение упражнений и заданий из практического пособия И. И. Праведникова «Нейропсихология. Игры и упражнения».

Пространственное восприятие. Занятие 29

О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей»

Комплексное занятие. Занятие 29

Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс

Интеллектуальное и психомоторное развитие

Выполнение упражнений и заданий из практического пособия И. И. Праведникова «Нейропсихология. Игры и упражнения».

Пространственное восприятие. Занятие 30

О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей»

Комплексное занятие. Занятие 30

Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс

Интеллектуальное и психомоторное развитие

Выполнение упражнений и заданий из практического пособия И. И. Праведникова «Нейропсихология. Игры и упражнения».

Пространственное восприятие. Занятие 31

О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей»

Комплексное занятие. Занятие 31

Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс

Интеллектуальное и психомоторное развитие

Выполнение упражнений и заданий из практического пособия И. И. Праведникова «Нейропсихология. Игры и упражнения».

Пространственное восприятие. Занятие 32

О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей»

Комплексное занятие. Занятие 32

Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс

Интеллектуальное и психомоторное развитие

Выполнение упражнений и заданий из практического пособия И. И. Праведникова «Нейропсихология. Игры и упражнения».

Пространственное восприятие. Занятие 33

О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей»

Комплексное занятие. Занятие 33

Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс

Интеллектуальное и психомоторное развитие

Выполнение упражнений и заданий из практического пособия И. И. Праведникова «Нейропсихология. Игры и упражнения».

Повторение и обобщение.

Повторение и закрепление пройденного материала, игр, заданий, упражнений.

Итого: 102


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа индивидуальных занятий по коррекции познавательной сферы учащихся 2-5 классов с трудностями в обучении.

В ряде случаев нарушение речи является не первичным дефектом, а проявляется на фоне органического поражения коры головного мозга, минимальной мозговой дисфункции, задержки психического развития, при к...

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога в подготовительной к школе группе с ЗПР

Вашему вниманию представлен конспект индивидуального занятия в подготовительной к школе группе...

Конспект индивидуального занятия учителя - дефектолога для неговорящих детей раннего возраста

Конспект индивидуального занятия учителя - дефектолога по теме "Дикие животные"....

Развивающее индивидуальное занятие учителя-дефектолога для детей с умственной отсталостью

Часть 1. Развитие тактильно-двигательного восприятия.Часть 2. Развитие сенсорных процессов.Часть 3. Развитие внимания.Часть 4. Развитие знаний об окружающем мире.Часть 5. Развитие графических навыков....

Рабочая программа индивидуальных занятий учителя-дефектолога со слабослышащим учащимся (вариант 2.1)

Представлена индивидуальная программа с пояснительной запиской и КТП...

Рабочая программа индивидуальных занятий учителя-дефектолога с учащимся с РАС (вариант 8.2)

Представлена индивидуальная программа с пояснительной запиской и КТП...