Рабочая программа индивидуальных занятий учителя-дефектолога со слабовидящим учащимся (вариант 4.1)
рабочая программа
Представлена индивидуальная программа с пояснительной запиской и КТП
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА №9
Приложение к Адаптированной основной общеобразовательной программе
начального общего образования (АООП НОО)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
по развитию зрительного восприятия учащейся 2-ого ___класса
ФИО
на 2024-2025 учебный год
С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОБУЧЕНИЯ ПО АООП НОО
для слабовидящих учащихся (ВАРИАНТ 4.1)
Класс: 2П
Количество часов (всего): 102
Количество часов (в неделю): 3
Срок реализации: 1 год, 2024-2025 учебный год
Учитель-дефектолог: Карловская Наталья Павловна
Сургут, 2024 г.
Пояснительная записка
Программа написана на основании заявления родителей, заключения и рекомендаций ТПМПК №___ от ____ г. (АООП для слабовидящих обучающихся, вариант 4.1). Она адресована для коррекции и развитии зрительного восприятия, компенсаторных функций и компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе, развитие основных навыков ориентировки в пространстве, формирование временных, пространственных и социально-бытовых ориентировок. Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и направлена на предоставление дефектологической помощи в успешном освоении основной адаптированной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков познавательного развития.
Цель программы: коррекция и развитие зрительного восприятия, компенсаторных функций и компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе, развитие основных навыков ориентировки в пространстве, формирование временных, пространственных и социально-бытовых ориентировок. Диагностика, восполнение пробелов в знаниях, коррекция недостатков развития учебно-познавательной деятельности, формирование у обучающегося позитивного эмоционально-ценностного отношения к знаниям, формирование универсальных учебных действий, интеллектуальных и творческих способностей.
Характеристика ребенка
ИМЯ в контакт вступает легко, говорлива, не всегда соблюдает субординацию. Поведенческие реакции адекватные. Проявляет заинтересованность, охотно подчиняется требованиям.
Может ответить на вопросы о себе и своей семье; имя, место работы родителей знает; может назвать домашний адрес; общие представления об окружающем мире сформированы. Социально адаптирована. Инструкцию понимает, удерживает. Темп работы высокий. Работоспособность высокая, интеллектуальную нагрузку выдерживает
Знания о месяцах, частях суток, днях недели, временах года сформированы. Верх, низ, середину листа –показывает. Право-лево на себе показывает правильно. Ведущая рука – правая. Развитие моторики достаточный уровень. Способна выполнить задание под диктовку, по образцу. Внимание достаточно устойчивое, длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительная. При выполнении заданий на обобщение, исключение лишнего, классификацию опирается на существенные признаки. Причинно-следственные связи выстаивает верно. Скрытый смысл выражений понимает. Уровень развития слуховой памяти: 7 слов (ВС), зрительной памяти: 7 картинок (ВС).
Владеет счетным порядком, соотносит количество предметов с числом; сравнение чисел больше — меньше — равно сформировано; вычислительный навык сформирован, допускает ошибки; навык решения задач сформирован.
Навык каллиграфического письма сформирован; навык письма под диктовку, списывание текста сформированы. Темп чтения достаточный.
Интеллектуальное развитие соответствует возрасту. Трудности формирования учебных навыков не выявлены.
Задачи программы:
Коррекционно-обучающие:
- формировать общую способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
- расширять словарный запас учащейся при ознакомлении с миром вещей, явлений, их свойствами и качествами;
- расширять общий кругозор;
- развивать навыки учебной деятельности.
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное восприятие;
- формировать и развивать пространственную ориентировку;
- развивать пространственно-временные представления;
- развивать умение слушать и слышать учителя, умение учитывать в своей работе требования учителя.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную учебную мотивацию;
- формировать позитивное эмоционально-ценностное отношение к знаниям;
- формировать адекватную самооценку, объективное отношение ребёнка к себе и своим качествам.
Планируемые результаты:
- способность усваивать новый учебный материал, включаться в занятия и соответствовать общему темпу занятий;
- способность использовать речевые возможности на занятиях при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы;
- способность к наблюдательности, умение замечать новое;
- овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;
- стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности;
- умение ставить и удерживать цель деятельности, планировать действия, определять и сохранять способ действий, использовать самоконтроль на всех этапах деятельности, осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности, оценивать процесс и результат деятельности.
Планируемые сроки реализации программы: 2024-2025 учебный год с периодичностью занятий 3 раза в неделю индивидуально по 20 минут.
Перспективный план индивидуальной коррекционно-развивающей работы
№ | Тема | Содержание | Дата проведения | |
план | факт | |||
1 полугодие | ||||
Вводное занятие | Актуализация знаний. Выполнение упражнений. | |||
Пространственное восприятие. Занятие 1 | О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей» | |||
Предмет и его признаки | Описание предметов, явлений при помощи вопросов какая, какой, какие, какое | |||
Комплексное занятие. Занятие 1. | Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс | |||
Пространственное восприятие. Занятие 2 | О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей» | |||
Предмет и действие | Описание предметов, явлений при помощи вопросов что делает | |||
Комплексное занятие. Занятие 2. | Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс | |||
Пространственное восприятие. Занятие 3 | О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей» | |||
Восприятие величины. | Составление сложной фигуры из простых форм (Танграм) | |||
Комплексное занятие. Занятие 3. | Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс | |||
Пространственное восприятие. Занятие 4 | О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей» | |||
Восприятие формы | Составление объемных фигур по схеме | |||
Комплексное занятие. Занятие 4. | Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс | |||
Пространственное восприятие. Занятие 5 | О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей» | |||
Комплексное занятие. Занятие 5. | Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс | |||
Восприятие печатного текста | Поиск чисел. | |||
Пространственное восприятие. Занятие 6 | О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей» | |||
Комплексное занятие. Занятие 6. | Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс | |||
Восприятие объекта | Лабиринты | |||
Пространственное восприятие. Занятие 7 | О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей» | |||
Восприятие объекта | Совершенствование умения узнавать предметы по деталям и дорисовывать их. | |||
Комплексное занятие. Занятие 7. | Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс | |||
Пространственное восприятие. Занятие 8 | О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей» | |||
Тактильно-двигательное восприятие. | Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов. Работа с пластилином, тестом (раскатывание). | |||
Комплексное занятие. Занятие 8. | Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс | |||
Пространственное восприятие. Занятие 9 | О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей» | |||
Развитие пространственного мышления | Определение закономерностей и заполнение пустых клеток. | |||
Комплексное занятие. Занятие 9. | Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс | |||
Пространственное восприятие. Занятие 10 | О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей» | |||
Восприятие печатного текста | Заполнение таблиц с использованием шифра | |||
Комплексное занятие. Занятие 10. | Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс | |||
Пространственное восприятие. Занятие 11 | О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей» | |||
Восприятие формы. | Составление предметов из контуров известных геометрических фигур. | |||
Комплексное занятие. Занятие 11. | Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс | |||
Пространственное восприятие. Занятие 12 | О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей» | |||
Восприятие печатного текста | Поиск ошибок. Поиск слов. | |||
Комплексное занятие. Занятие 12. | Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс | |||
Пространственное восприятие. Занятие 13 | О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей» | |||
Восприятие объекта | Копирование объектов в зеркальном отражении | |||
Комплексное занятие. Занятие 13. | Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс | |||
Пространственное восприятие. Занятие 14 | О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей» | |||
Восприятие печатного текста | Корректурная проба. | |||
Комплексное занятие. Занятие 14. | Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс | |||
Восприятие цвета и звука | Арт-терапевтические техники | |||
Повторение и обобщение. | Повторение и закрепление пройденного материала, игр, заданий, упражнений. | |||
Пространственное восприятие. Занятие 15 | О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей» | |||
Комплексное занятие. Занятие 15. | Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс | |||
Развитие воображения | Дорисовывание фигур | |||
2 полугодие | ||||
Пространственное восприятие. Занятие 16 | О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей» | |||
Комплексное занятие. Занятие 16. | Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс | |||
Восприятие мимики и жестов | Знакомство с невербальными средствами общения, язык жестов. | |||
Пространственное восприятие. Занятие 17 | О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей» | |||
Комплексное занятие. Занятие 17. | Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс | |||
Развитие мышление. | Выделение существенных признаков понятий.. Развивающие задания: «Узнаем предмет по его признакам»; «Нахождение признаков разных предметов, животных, времен года»; «Учимся давать определения понятиям» | |||
Пространственное восприятие. Занятие 18 | О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей» | |||
Комплексное занятие. Занятие 18. | Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс | |||
Пространственное восприятие. Занятие 19 | О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей» | |||
Комплексное занятие. Занятие 19 | Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс | |||
Интеллектуальное и психомоторное развитие | Выполнение упражнений и заданий из практического пособия И. И. Праведникова «Нейропсихология. Игры и упражнения». | |||
Пространственное восприятие. Занятие 20 | О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей» | |||
Комплексное занятие. Занятие 20 | Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс | |||
Интеллектуальное и психомоторное развитие | Выполнение упражнений и заданий из практического пособия И. И. Праведникова «Нейропсихология. Игры и упражнения». | |||
Пространственное восприятие. Занятие 21 | О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей» | |||
Комплексное занятие. Занятие 21 | Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс | |||
Интеллектуальное и психомоторное развитие | Выполнение упражнений и заданий из практического пособия И. И. Праведникова «Нейропсихология. Игры и упражнения». | |||
Пространственное восприятие. Занятие 22 | О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей» | |||
Комплексное занятие. Занятие 22 | Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс | |||
Интеллектуальное и психомоторное развитие | Выполнение упражнений и заданий из практического пособия И. И. Праведникова «Нейропсихология. Игры и упражнения». | |||
Пространственное восприятие. Занятие 23 | О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей» | |||
Комплексное занятие. Занятие 23 | Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс | |||
Интеллектуальное и психомоторное развитие | Выполнение упражнений и заданий из практического пособия И. И. Праведникова «Нейропсихология. Игры и упражнения». | |||
Пространственное восприятие. Занятие 24 | О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей» | |||
Комплексное занятие. Занятие 24 | Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс | |||
Интеллектуальное и психомоторное развитие | Выполнение упражнений и заданий из практического пособия И. И. Праведникова «Нейропсихология. Игры и упражнения». | |||
Пространственное восприятие. Занятие 25 | О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей» | |||
Комплексное занятие. Занятие 25 | Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс | |||
Интеллектуальное и психомоторное развитие | Выполнение упражнений и заданий из практического пособия И. И. Праведникова «Нейропсихология. Игры и упражнения». | |||
Пространственное восприятие. Занятие 26 | О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей» | |||
Комплексное занятие. Занятие 26 | Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс | |||
Интеллектуальное и психомоторное развитие | Выполнение упражнений и заданий из практического пособия И. И. Праведникова «Нейропсихология. Игры и упражнения». | |||
Пространственное восприятие. Занятие 27 | О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей» | |||
Комплексное занятие. Занятие 27 | Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс | |||
Интеллектуальное и психомоторное развитие | Выполнение упражнений и заданий из практического пособия И. И. Праведникова «Нейропсихология. Игры и упражнения». | |||
Пространственное восприятие. Занятие 28 | О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей» | |||
Комплексное занятие. Занятие 28 | Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс | |||
Интеллектуальное и психомоторное развитие | Выполнение упражнений и заданий из практического пособия И. И. Праведникова «Нейропсихология. Игры и упражнения». | |||
Пространственное восприятие. Занятие 29 | О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей» | |||
Комплексное занятие. Занятие 29 | Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс | |||
Интеллектуальное и психомоторное развитие | Выполнение упражнений и заданий из практического пособия И. И. Праведникова «Нейропсихология. Игры и упражнения». | |||
Пространственное восприятие. Занятие 30 | О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей» | |||
Комплексное занятие. Занятие 30 | Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс | |||
Интеллектуальное и психомоторное развитие | Выполнение упражнений и заданий из практического пособия И. И. Праведникова «Нейропсихология. Игры и упражнения». | |||
Пространственное восприятие. Занятие 31 | О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей» | |||
Комплексное занятие. Занятие 31 | Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс | |||
Интеллектуальное и психомоторное развитие | Выполнение упражнений и заданий из практического пособия И. И. Праведникова «Нейропсихология. Игры и упражнения». | |||
Пространственное восприятие. Занятие 32 | О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей» | |||
Комплексное занятие. Занятие 32 | Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс | |||
Интеллектуальное и психомоторное развитие | Выполнение упражнений и заданий из практического пособия И. И. Праведникова «Нейропсихология. Игры и упражнения». | |||
Пространственное восприятие. Занятие 33 | О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей» | |||
Комплексное занятие. Занятие 33 | Е.В. Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс | |||
Интеллектуальное и психомоторное развитие | Выполнение упражнений и заданий из практического пособия И. И. Праведникова «Нейропсихология. Игры и упражнения». | |||
Повторение и обобщение. | Повторение и закрепление пройденного материала, игр, заданий, упражнений. | |||
Итого: 102 | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа индивидуальных занятий по коррекции познавательной сферы учащихся 2-5 классов с трудностями в обучении.
В ряде случаев нарушение речи является не первичным дефектом, а проявляется на фоне органического поражения коры головного мозга, минимальной мозговой дисфункции, задержки психического развития, при к...

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога в подготовительной к школе группе с ЗПР
Вашему вниманию представлен конспект индивидуального занятия в подготовительной к школе группе...

Конспект индивидуального занятия учителя - дефектолога для неговорящих детей раннего возраста
Конспект индивидуального занятия учителя - дефектолога по теме "Дикие животные"....

Развивающее индивидуальное занятие учителя-дефектолога для детей с умственной отсталостью
Часть 1. Развитие тактильно-двигательного восприятия.Часть 2. Развитие сенсорных процессов.Часть 3. Развитие внимания.Часть 4. Развитие знаний об окружающем мире.Часть 5. Развитие графических навыков....

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога по развитию элементарных математических представлений с воспитанником группы компенсирующей направленности № 3 с задержкой психического развития( 6 лет ) «ЕДЕМ В ГОСТИ К МАТРЕШКАМ»
Обобщение и закрепление пройденного материала по формированию математических представленийс дошкольниками 6 лет...

Рабочая программа индивидуальных занятий учителя-дефектолога со слабослышащим учащимся (вариант 2.1)
Представлена индивидуальная программа с пояснительной запиской и КТП...

Рабочая программа индивидуальных занятий учителя-дефектолога с учащимся с РАС (вариант 8.2)
Представлена индивидуальная программа с пояснительной запиской и КТП...
