Методическая разработка урока по предмету «Математические представления» для 4 класса «Особый ребёнок» по теме «Представления о величине. «Большой/маленький».
методическая разработка
Методическая разработка предназначена для учителей школ, реализующих адаптированную основную образовательную программу для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2. Прежде всего, для учителей классов «Особый ребенок», учителей индивидуального обучения, работающих с обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 716.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
по предмету «Математические представления»
для 4 класса «Особый ребёнок»
по теме «Представления о величине. «Большой/маленький».
Шабалина Е.В..,
учитель ГБОУ школы №25 Петроградского района Санкт-Петербурга
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка предназначена для учителей школ, реализующих адаптированную основную образовательную программу для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2. Прежде всего, для учителей классов «Особый ребенок», учителей индивидуального обучения, работающих с обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР).
В данной методической разработке представлен урок по теме «Представления о величине. «Большой/маленький». В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети лучше овладевают элементарными представлениями, осваивают доступные для них элементы математики, является основным приемом в обучении. Все задания способствуют развитию внимания, памяти; развитию мелкой и крупной моторики, зрительно-моторной координации.
Урок разработан с учетом психофизических особенностей ученицы 4 класса. Для обучающейся характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в тяжелой степени, сочетающееся с психическими расстройствами. Процесс обучения затруднен в связи с речевыми нарушениями. Ученица понимает обращенную речь, эмоционально реагируют на речевую информацию, стремится к общению, пользуясь вокализацией, звукоподражаниями, картинками. Незначительно снижен объем движений крупных суставов рук. Уровень развития мелкой моторики позволяет обучающейся захватывать, удерживать и манипулировать различными предметами.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ПРЕДМЕТ: математические представления
КЛАСС: 4
ТЕМА: Представления о величине. «Большой/маленький».
ТИП УРОКА: изучение нового материала.
ЦЕЛЬ: Формировать умение различать объекты по величине: (большой/маленький).
ЗАДАЧИ:
- образовательные:
- Формировать умение различать предметы разных величин (большой/маленький).
- Познакомить с жестовыми обозначениями понятий «большой», «маленький».
- коррекционно-развивающие:
- Тренировать умение нажимать на предмет (коммуникативные кнопки).
- Совершенствовать индивидуальный функциональный хват.
- воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, поощряя активные действия учащейся.
- Воспитывать положительную мотивацию к изучению материала, усидчивость, аккуратность.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
- Выполняет инструкции педагога по словесной инструкции( взрослый дает словесные указания, напоминания и сигналы по мере необходимости);
- Выполняет задание от начала до конца;
- Смотрит на выполняемое задание.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Различает предметы/графические символы по величине («большой/маленький»):
- Выбирает реальный предмет из двух альтернатив по инструкции
- «Покажи, где большой/маленький?», «Возьми большой/маленький!»;
- Выбирает графический символ из двух альтернатив по инструкции «Покажи, где большой/маленький?», «Возьми большой/маленький!».
- Использует жесты «большой», «маленький» при физической помощи педагога.
- Самостоятельно нажимает на коммуникативную кнопку.
- Захватывает, удерживает, складывает, прикладывает, прижимает предметы доступным способом по ходу задания.
- Участвует во всех предлагаемых заданиях в течении урока.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: большой, маленький.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
- Дидактические материалы: Мячи (большой/маленький); контейнер (большой/маленький), дидактическая игра «Грузовик»; дидактические картинки с предметами по принципу (большой/маленький); взрослый и детский стулья, письменный и детский столы. Графические символы: большой, маленький.
- Технические средства обучения: Коммуникативные кнопки с графическими символами,ноутбук.
ХОД УРОКА
СТРУКТУРА УРОКА | СОДЕРЖАНИЕ БЛОКА | МЕТОДЫ РАБОТЫ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |
Учителя | Ученика | |||
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК | Позиционирование | Практические: упражнения со значительной поддержкой | Проверяет позиционирование учащегося, дает инструкции по изменению положения, оказывает необходимую помощь. | Выполняет доступные действия. |
Вводное слово учителя | Словесные: объяснение | Привлекает внимание к другому взрослому в помещении. Сообщает о начале урока. | Смотрит, здоровается жестом. Звонит в колокольчик. | |
---- | ---- | |||
МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК | Создание условий для вовлечения в учебную деятельность | Интеграция наглядного, практического и словесного методов | Отмечает в расписании урок. Привлекает внимание ученицы к окружающим предметам. Делает акцент на предметах, различных по величине (показ жестом величины предмета). Сообщает тему урока, на котором ученица будет учиться различать большие и маленькие предметы. | Смотрит и слушает. Использует жест «большой», «маленький» с физической помощью взрослого. |
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК | Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала | Практические: упражнения | Демонстрирует два мяча большой/маленький). Ставит мячи рядом друг с другом. Предлагает сравнить. Демонстрирует графические символы (большой/маленький). Соотносит с предъявляемыми предметами. Демонстрирует большой мяч, просит показать верный графический символ. Демонстрирует маленький мяч, просит показать соответствующий графический символ. Демонстрирует 2 контейнера (большой/маленький). Ставит контейнеры рядом друг с другом. Предлагает сравнить. Демонстрирует большой контейнер, просит показать соответствующий графический символ. Демонстрирует маленький контейнер, просит показать соответствующий графический символ. Предлагает большой мяч положить в большой контейнер. Маленький мяч в маленький контейнер. Хвалит ученицу. Предлагает поиграть в игру «Грузовик». Демонстрирует фланелеграф на котором размещены 2 грузовика (большой/маленький). Указывает на большой грузовик, спрашивает, какой он. Указывает на маленький грузовик, спрашивает, какой он. Рассказывает, что грузовики перевозят груз (игрушки: мячи, пирамидки, кубики). Предъявляет две пирамидки (большую/ маленькую), просит взять большую. Просит взять маленькую пирамидку. Предъявляет два мяча (большой/маленький), просит взять большой мяч. Просит взять маленький мяч. Предъявляет два кубика (большой/маленький), просит взять большой кубик. Просит взять маленький кубик. | Смотрит и слушает. Выбирает пиктограмму «большой» из 2-х альтернатив. Выбирает пиктограмму «маленький» из 2-х альтернатив Выбирает пиктограмму «большой» из 2-х альтернатив. Выбирает пиктограмму «маленький» из 2-х альтернатив. Выполняет задание самостоятельно, при необходимости с физической подсказкой педагога. Нажимает на коммуникативную кнопку «большой» Нажимает на коммуникативную кнопку «маленький» Выбирает большую пирамидку, прикладывает на фланелеграф в кузов большого грузовика. Выбирает маленькую пирамидку, прикладывает на фланелеграф в кузов маленького грузовика. Выбирает большой мяч, прикладывает на фланелеграф в кузов большого грузовика. Выбирает маленький мяч, прикладывает на фланелеграф в кузов маленького грузовика. Выбирает большой кубик, прикладывает на фланелеграф в кузов большого грузовика. Выбирает маленький кубик, прикладывает на фланелеграф в кузов маленького грузовика. |
Динамическая пауза | Практические: упражнения | Проводит физминутку под музыку «Где же наши ручки». | Проявляет положительные эмоции. Концентрирует внимание на руках, ногах. | |
Перенос изученных действий в новую ситуацию | Практические: упражнения | Демонстрирует картинки с изображением животных (большой/маленький) Просит показать картинку с изображением большого животного, затем маленького. | Выполняет задание самостоятельно, при необходимости с физической подсказкой педагога. | |
Перенос изученных действий в новую ситуацию | Практические: упражнения | Демонстрирует два реальных объекта (письменный стол и детский стол). Указывает на большой стол, спрашивает, какой он. Указывает на маленький стол, спрашивает, какой он. Демонстрирует два реальных объекта (взрослый стул и детский стул). Указывает на большой стул, спрашивает, какой он. Указывает на маленький стул, спрашивает, какой он. | Нажимает на коммуникативную кнопку «большой». Нажимает на коммуникативную кнопку «маленький». Нажимает на коммуникативную кнопку «большой». Нажимает на коммуникативную кнопку «маленький». | |
АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК | Обобщение сведений, краткое повторение материала | Интеграция наглядного, практического и словесного методов | Повторяет все виды деятельности, совершенные на уроке, задает вопросы учащейся о понятиях, изученных на уроке. | Отвечает на вопросы, выбирая соответствующие графические символы. Использует жесты «большой», «маленький» с физической помощью взрослого. |
ИТОГОВЫЙ БЛОК | Подведение итогов урока (занятия) | Словесные: рассказ | Выполняет оценку деятельности ученицы, ее личных достижений (анализ БУД и предполагаемых предметных результатов). Хвалит обучающуюся. Сообщает об окончании урока, предлагает позвонить в колокольчик. | Фиксирует внимание на учителе. Демонстрирует положительную реакцию на похвалу, сопровождаемую жестом (наблюдаются мимические изменения). Звонит в колокольчик. |
ЛИТЕРАТУРА
- Дмитриева В. Г. Методика раннего развития Марии Монтессори: от 6 месяцев до 6 лет / В. Дмитриева. – Москва: Издательсво «Э», 2016. – 224 с.
- Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей/ Пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой. – М.: Теревинф, 2004. – 240 с.
- Фьюэлл Р. Р., Вэдэзи П. Ф. Обучение через игру: Руководство для педагогов и родителей / Пер. с англ. Л. А. Чистович, Е. В. Кожевниковой. – СПб.: КАРО, Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2005. – 160 с.
- Шипицына Л. М. Дети с множественными нарушениями развития: учебное пособие для педагогов психологов, дефектологов / под ред. Л. М. Шипицыной и Е. В. Михайловой.- СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2012. – 239 с.
Приложение 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по предмету «Математические представления и конструирования».
Методическая разработка урока. Предмет "Математические представления и конструирование"....

Методическая разработка урока по предмету "Математические представления и конструирование" на тему "Число и цифра 5" для учащихся 5-х классов
Тема урока: «Число и цифра 5»Цель урока: знакомство с числом и цифрой 5Задачи урока:Образовательные:- познакомить с образованием числа 5 и цифрой 5;- научить соотносить числа 1, 2, 3, 4, 5...

Методическая разработка урока по предмету «Математические представления и конструирование» для учащихся 8 класса на тему: «Конструирование по объемному образцу. Постройки на основе анализа образца».
Цель урока – закрепление знаний о геометрических фигурах и телах, закрепление умений конструирования с помощью счетных палочек.Задачи:коррекционно-образовательные:Закрепить понятия: квадрат, пря...

Методическая разработка урока по предмету "Математические представления" по теме: Количественные представления. "Пустой/полный".
Методическая разработка урока по предмету "Математические представления"для 4класса "особый ребенок" по теме: Количественные представления. "Пустой/полный" предназначена ...
Методическая разработка урока по предмету "Математические представления и конструирование" на тему: "Сравнение предметов по величине".
Урок обобщения и систематизации математических представлений детей о форме и размерах предметов....

Методическая разработка урока по предмету "Математические представления" для 9 класса по теме: «Количественные представления. Один/много».
Методическая разработка урока по предмету "Математические представления" для 9 класса по теме: «Количественные представления. Один/много»....












