Методическая разработка урока по предмету «Математические представления» для 4 класса «Особый ребёнок» по теме «Представления о величине. «Большой/маленький».
методическая разработка

Шабалина Елена Валерьевна

Методическая разработка предназначена для учителей школ, реализующих адаптированную основную образовательную программу для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2. Прежде всего, для учителей классов «Особый ребенок», учителей индивидуального обучения, работающих с обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

по предмету «Математические представления»

для 4 класса «Особый ребёнок»

по теме «Представления о величине. «Большой/маленький».                                                               

 

Шабалина Е.В..,

  учитель ГБОУ школы №25                                                                                               Петроградского района Санкт-Петербурга

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка предназначена для учителей школ, реализующих адаптированную основную образовательную программу для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2. Прежде всего, для учителей классов «Особый ребенок», учителей индивидуального обучения, работающих с обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР).

В данной методической разработке представлен урок по теме «Представления о величине.  «Большой/маленький».  В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний.  Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети лучше овладевают элементарными представлениями, осваивают доступные для них элементы математики, является основным приемом в обучении. Все задания способствуют развитию внимания, памяти; развитию мелкой и крупной моторики, зрительно-моторной координации.   

Урок разработан с учетом психофизических особенностей ученицы 4 класса. Для обучающейся характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в тяжелой степени, сочетающееся с психическими расстройствами. Процесс обучения затруднен в связи с речевыми нарушениями. Ученица понимает обращенную  речь, эмоционально реагируют на речевую информацию, стремится к общению, пользуясь вокализацией, звукоподражаниями, картинками. Незначительно снижен объем движений крупных суставов рук. Уровень развития мелкой моторики позволяет обучающейся захватывать, удерживать и манипулировать различными предметами.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПРЕДМЕТ: математические представления

КЛАСС: 4

ТЕМА: Представления о величине. «Большой/маленький».                                                                              

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

ЦЕЛЬ: Формировать умение различать объекты по величине: (большой/маленький).

ЗАДАЧИ:

  1. образовательные:
  • Формировать умение различать предметы разных величин (большой/маленький).
  • Познакомить с жестовыми обозначениями понятий «большой», «маленький».
  1. коррекционно-развивающие:
  • Тренировать умение нажимать на предмет (коммуникативные кнопки).
  • Совершенствовать индивидуальный функциональный хват.
  1. воспитательные:
  • Воспитывать самостоятельность, поощряя активные действия учащейся.
  • Воспитывать положительную мотивацию к изучению материала, усидчивость, аккуратность.

БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:

  1. Выполняет инструкции педагога по словесной инструкции( взрослый дает словесные указания, напоминания и сигналы по мере необходимости);
  2. Выполняет задание от начала до конца;
  3. Смотрит на выполняемое задание.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. Различает предметы/графические символы по величине («большой/маленький»):
  • Выбирает реальный предмет из двух альтернатив по инструкции
  • «Покажи, где большой/маленький?», «Возьми большой/маленький!»;
  • Выбирает графический символ из двух альтернатив по инструкции «Покажи, где большой/маленький?», «Возьми большой/маленький!».
  1. Использует жесты «большой», «маленький» при физической помощи педагога.
  2. Самостоятельно нажимает на коммуникативную кнопку.
  3. Захватывает, удерживает, складывает, прикладывает, прижимает предметы доступным способом по ходу задания.
  4. Участвует во всех предлагаемых заданиях в течении урока.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: большой, маленький.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:

  1. Дидактические материалы: Мячи (большой/маленький); контейнер (большой/маленький), дидактическая игра «Грузовик»; дидактические картинки с предметами по принципу (большой/маленький); взрослый и детский стулья, письменный и детский столы. Графические символы: большой, маленький.
  2. Технические средства обучения: Коммуникативные кнопки с графическими символами,ноутбук.

ХОД УРОКА

СТРУКТУРА УРОКА

СОДЕРЖАНИЕ БЛОКА

МЕТОДЫ РАБОТЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Учителя

Ученика

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК

Позиционирование

Практические: упражнения со значительной поддержкой

Проверяет позиционирование учащегося, дает инструкции по изменению положения, оказывает необходимую помощь.

Выполняет доступные действия.

Вводное слово учителя

Словесные: объяснение

Привлекает внимание к другому взрослому в помещении.

Сообщает о начале урока.

Смотрит, здоровается жестом.

Звонит в колокольчик.

----

----

МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК

Создание условий для вовлечения в учебную деятельность

Интеграция наглядного, практического и словесного методов

Отмечает в расписании урок.

Привлекает внимание ученицы к окружающим предметам.

Делает акцент на предметах, различных по величине (показ жестом величины предмета).

Сообщает тему урока, на котором ученица будет учиться различать большие и маленькие предметы.

Смотрит и слушает.

Использует жест «большой», «маленький» с физической помощью взрослого.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала

Практические: упражнения

Демонстрирует два мяча большой/маленький).

Ставит мячи рядом друг с другом.

Предлагает сравнить.

Демонстрирует графические символы  (большой/маленький). Соотносит с предъявляемыми предметами.

Демонстрирует большой мяч, просит показать верный графический символ.

Демонстрирует маленький мяч, просит показать соответствующий графический символ.

Демонстрирует 2 контейнера (большой/маленький).

Ставит контейнеры рядом друг с другом.

Предлагает сравнить.

Демонстрирует большой контейнер, просит показать соответствующий графический символ.

Демонстрирует маленький контейнер, просит показать соответствующий графический символ.

Предлагает большой мяч положить в большой контейнер. Маленький мяч в маленький контейнер.

Хвалит ученицу.

Предлагает поиграть в игру «Грузовик».

Демонстрирует фланелеграф на котором размещены 2 грузовика (большой/маленький).

Указывает на большой грузовик, спрашивает, какой он.

Указывает на маленький грузовик, спрашивает, какой он.

Рассказывает, что грузовики перевозят груз (игрушки: мячи, пирамидки, кубики).

Предъявляет две пирамидки (большую/ маленькую), просит взять большую.

Просит взять маленькую пирамидку.

Предъявляет два мяча (большой/маленький), просит взять большой мяч.

Просит взять маленький мяч.

Предъявляет два кубика (большой/маленький), просит взять большой кубик.

Просит взять маленький кубик.

Смотрит и слушает.

Выбирает пиктограмму «большой» из 2-х альтернатив.

Выбирает пиктограмму «маленький» из 2-х альтернатив

Выбирает пиктограмму «большой» из 2-х альтернатив.

Выбирает пиктограмму «маленький» из 2-х альтернатив.

Выполняет задание самостоятельно, при необходимости с физической подсказкой педагога.

Нажимает на коммуникативную кнопку «большой»

Нажимает на коммуникативную кнопку «маленький»

Выбирает большую пирамидку, прикладывает на фланелеграф в кузов большого грузовика.

Выбирает маленькую пирамидку, прикладывает на фланелеграф в кузов маленького грузовика.

Выбирает большой мяч, прикладывает на фланелеграф в кузов большого грузовика.

Выбирает маленький мяч, прикладывает на фланелеграф в кузов маленького грузовика.

Выбирает большой кубик, прикладывает на фланелеграф в кузов большого грузовика.

Выбирает маленький кубик, прикладывает на фланелеграф в кузов маленького грузовика.

Динамическая пауза

Практические: упражнения

Проводит физминутку под музыку «Где же наши ручки».

Проявляет положительные эмоции. Концентрирует внимание на руках, ногах.

Перенос изученных действий в новую ситуацию

Практические: упражнения

Демонстрирует картинки с изображением  животных (большой/маленький)

Просит показать картинку с изображением большого животного, затем маленького.

Выполняет задание самостоятельно, при необходимости с физической подсказкой педагога.

Перенос изученных действий в новую ситуацию

Практические: упражнения

Демонстрирует два реальных объекта (письменный стол и детский стол).

Указывает на большой стол, спрашивает, какой он.

Указывает на маленький стол, спрашивает, какой он.

Демонстрирует два реальных объекта (взрослый стул и детский стул).

Указывает на большой стул, спрашивает, какой он.

Указывает на маленький стул, спрашивает, какой он.

Нажимает на коммуникативную кнопку «большой».

Нажимает на коммуникативную кнопку «маленький».

Нажимает на коммуникативную кнопку «большой».

Нажимает на коммуникативную кнопку «маленький».

АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК

Обобщение сведений, краткое повторение материала

Интеграция наглядного, практического и словесного методов

Повторяет все виды деятельности, совершенные на уроке, задает вопросы учащейся о понятиях, изученных  на уроке.

Отвечает на вопросы, выбирая соответствующие графические символы.

Использует жесты «большой», «маленький» с физической помощью взрослого.

ИТОГОВЫЙ БЛОК

Подведение итогов урока (занятия)

Словесные: рассказ

Выполняет оценку деятельности ученицы, ее личных достижений (анализ БУД и предполагаемых предметных результатов).

Хвалит обучающуюся.

Сообщает об окончании урока, предлагает позвонить в колокольчик.

Фиксирует внимание на учителе.

Демонстрирует положительную реакцию на похвалу, сопровождаемую жестом (наблюдаются мимические изменения).

Звонит в колокольчик.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дмитриева В. Г. Методика раннего развития Марии Монтессори: от 6 месяцев до 6 лет / В. Дмитриева. – Москва: Издательсво «Э», 2016. – 224 с.
  2. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей/  Пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой. – М.: Теревинф, 2004. – 240 с.
  3. Фьюэлл Р. Р., Вэдэзи П. Ф. Обучение через игру: Руководство для педагогов и родителей / Пер. с англ. Л. А. Чистович, Е. В. Кожевниковой. – СПб.: КАРО, Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2005. – 160 с.
  4. Шипицына Л. М. Дети с множественными нарушениями развития: учебное пособие для педагогов психологов, дефектологов / под ред. Л. М. Шипицыной и Е. В. Михайловой.- СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2012. – 239 с.

Приложение 1

 

      

         

       

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по предмету «Математические представления и конструирования».

Методическая разработка урока. Предмет "Математические представления и конструирование"....

Методическая разработка урока по предмету "Математические представления и конструирование" на тему "Число и цифра 5" для учащихся 5-х классов

Тема урока: «Число и цифра 5»Цель урока: знакомство с числом и цифрой 5Задачи урока:Образовательные:- познакомить с образованием числа 5 и цифрой 5;- научить соотносить числа 1, 2, 3, 4, 5...

Методическая разработка урока по предмету «Математические представления и конструирование» для учащихся 8 класса на тему: «Конструирование по объемному образцу. Постройки на основе анализа образца».

Цель урока – закрепление знаний о геометрических фигурах и телах, закрепление умений конструирования с помощью счетных палочек.Задачи:коррекционно-образовательные:Закрепить понятия: квадрат, пря...

Методическая разработка урока по предмету "Математические представления" по теме: Количественные представления. "Пустой/полный".

Методическая разработка урока по предмету "Математические представления"для 4класса "особый ребенок" по теме: Количественные представления. "Пустой/полный" предназначена ...

Методическая разработка урока по предмету "Математические представления и конструирование" на тему: "Сравнение предметов по величине".

Урок обобщения и систематизации  математических представлений детей о форме и размерах предметов....

Методическая разработка урока по предмету "Математические представления" для 9 класса по теме: «Количественные представления. Один/много».

Методическая разработка урока по предмету "Математические представления" для 9 класса по теме: «Количественные представления. Один/много»....