Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для детей с ОВЗ (старшая группа).Тема: Звук х и буква Х.
план-конспект

Беляева Элина Станиславовна

Дети старшей группы компенсирующей направленности знакомятся со звуком [х] и буквой Х.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема: Звук [х]. Буква  Х.

Цель: Знакомство со звуком [х ]и буквой Х.

  • Учить  детей характеризовать звук [х] по   артикуляционным и акустическим признакам,  
  • Продолжать учить составлять звуковые схемы слогов и слов, анализировать их;
  • Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие;
  • Развивать артикуляционный  праксис,  мелкую и общую моторики;
  • Развивать правильное  речевое дыхание и зрительно-моторные координации; просодию.
  • Развивать память и логическое мышление;
  • Развивать навык чтения слогов и слов;

Демонстрационный материал:   Звуковичок – мальчик (в синем костюме), пособие  « Звуковые волны» ( волны синего цвета), схема-анкета для характеристики звуков, пособие «Домики», картинки с изображением «холодных» предметов (Снегурочка, снеговик, снежинка, сосульки, сугроб, вьюга), Весёлая азбука.

Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, звуковые сигнальчики  синего цвета, светофорчики синего цвета, цветные палочки для конструирования буквы Х, мини- фланелеграфы , предметные картинки со звуком [х],  схема для дыхательной гимнастики.  

Ход занятия:

I. Вводная часть (Организационный момент)

-Ребята ,изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице. Ей тяжело, она стонет: «Ох, ох, ох!».

Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах!». На празднике вы плясали: «Эх, эх, эх!».

И совсем устали: «Ух, ух, ух!».

II.Основная часть

1.Знакомство со звуком [ х]

-Какой одинаковый звук мы произнесли в словах Ох, Ах, Эх, Ух?

 2. Артикуляция, характеристика и условное обозначение  звука  [х] Знакомство со Звуковичком-мальчиком.

- Работа с индивидуальными зеркалами.

 -Упражнение «Погреем замёрзшие ручки»

-Упражнение «Звуковые волны» .

-Характеристика звука [о] с опорой на схему-анкету. 

3. Игры на развития фонематического слуха.

Выделение на слух звука [х] среди звуков, слогов и слов.

  Игра «Светофоры». Выделение  звука [х] в цепочке звуков: а, х, о, о, х, у, х, х, и, о, х, э, х, и, х, х, х, о и т.д.

 Выделение звука [х] в цепочке слогов: ах, от,ух, ха, до, ма, их,  ит, та, хо, то,эх, хо, им, ут, ха ,бы, ту и т.д.

Выделение слов со звуком  [х]: обувь, пух, муха, улитка, весло, халва, остров, хлопок, хруст, колесо, Ольга, хобот, шум, облако, овощи, и др.

4. Работа с раздаточными картинками. 

Игра « Рассели картинки по домикам Он, Она, Они, Оно»

5.  Пальчиковая гимнастика «Зайчик-кольцо»

  Прыгнул заинька с крылечка,

 (все  пальцы в кулачке, указательный и средний поднять вверх)

  И в траве нашел колечко, (большой и указательный соединяем в колечко)

  А колечко непростое-

  Блестит, словно  золотое!

   6. Игра «Найди холодные предметы».

 7. Динамическая пауза  « Хомячок»

Хомка-хомка, хомячок,

Полосатеньный бочок.

Хомка раненько встает,

Щечки моет, шейку трет.

Подметает  хомка хатку,

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать!

8. Дыхательная гимнастика  с опорой на схему.

9. Составление звуковой схемы слова пух.

 10. Мастерская букв.

 Рассматривание буквы Х на страничке из Весёлой Азбуки.

Конструирование буквы Х из скрещенных указательных пальчиков обеих рук.

 Конструирование буквы Х из палочек.

11. Чтение слогов и слов.

 III. Итог  занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук «Ш»- твёрдый согласный звук. Буквы Ш,ш.

Краткое содержание: в данном занятии представлены коррекционно-развивающие, речевые и дидактические игры и упражнения, наглядный материал позволяющие познакомить детей с новым звуком и буквой, которая...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе. Путешествие в Африку.

На занятии дети вместе с Лисёнком и Ёжиком путешествуют по Африке. Знакомятся с жителями этого континента, выполняя различные интересные задания....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Звуки П-Пь»

Занятие по теме "Звуки П-Пь" в старшей группе компенсирующей направленности с персонажем Почтальон Печкин. Материал, включённый в задания способствует уточнению характеристики звуков П-Пь, а также диф...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР "Слог. Деление слов на слоги"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР  «Слог. Деление слов на слоги»...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Тема:    Гласные звуки и буквы: А,О,У,И,Э,Ы.Задачи:Познакомить с гласными звуками и буквами: А,О,У,И,Ы,Э.Учить читать сочетания гласных букв.Закреплять умение составлять предложения с п...