Региональные особенности содержания дошкольного образования
книга по краеведению по теме

Аннотация на учебное издание

«Кондрашова Н. В. Региональные особенности содержания дошкольного

Образования: учебное пособие; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск. − 2011. − 129 с.»

 

Учебное пособие является итогом обобщения многочисленных научных исследований и опыта работы современных ДОУ. В нем впервые систематизированы и представлены современные достижения педагогической теории и практики по вопросам введения историко-культурного, духовно-регионального опыта конкретной территории в содержание и организацию регионального образования, а также отражен традиционный и инновационный опыт этнопедагогической работы дошкольных учреждений нескольких регионов Российской Федерации.

Пособие состоит из двух глав («Научно-теоретические и нормативно-правовые основы регионализации дошкольного образования» и «Обновление  содержания и деятельности современных учреждений дошкольного образования с учетом региональных особенностей»), глоссария, рекомендуемой литературы и приложений. В приложение включена программа учебного курса «Региональные особенности содержания дошкольного образования»,  а также  представлены задания для контроля, самоконтроля и самостоятельной деятельности студентов.

Подобная структура позволяет оптимальным образом организовать процесс усвоения учебного материала, содействует активизации познавательной и исследовательской деятельности студентов, развитию навыков самостоятельной работы с литературой, овладению методом анализа педагогических фактов, формированию собственного взгляда на  процесс регионализации дошкольного образования, проблемы  и пути их решения.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предисловие

На современном этапе в условиях регионализации образования возрастает необходимость подготовки специалистов, компетентных в вопросах региональной специфики развития дошкольного образования,  правовых основ и программно-методической обеспеченности национально-регионального компонента содержания дошкольного образования и т. д. Знание региональных особенностей дошкольного образования позволит профессионально подходить к организации педагогического процесса с учетом социокультурных особенностей конкретного региона и национального состава воспитанников, к обеспечению конструктивного взаимодействия в полинациональных группах дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и т. д. Поэтому в учебные планы подготовки специалистов для учреждений дошкольного образования введены курсы «Региональные особенности содержания дошкольного образования», «Основы этнопедагогики»  и др.

Однако на данном этапе обнаруживается ряд противоречий:

– между необходимостью учета накопленного опыта регионализации дошкольного образования в стране и отсутствием специальных работ, его раскрывающих, адресованных студентам и специалистам этой области;

– между наличием регионального опыта этнопедагогизации деятельности учреждений дошкольного образования и необходимостью его комплексного научного осмысления;

– между объективной значимостью публикации теоретических материалов о регионализации содержания дошкольного образования и недостаточной учебно-методической базой для подготовки в вузе специалистов дошкольного образования к работе в условиях региона.

Учебное пособие представляет собой первую попытку обобщения теории и практики регионализации дошкольного образования. В нем представлены основные компоненты регионального содержания дошкольного образования, необходимые для формирования профессиональной компетентности педагогов: 1) когнитивный опыт (основные образовательные области для ознакомления дошкольников – «Родной край», «Коммуникация», «Социум» и «Народное творчество»), который развивает у дошкольников этническую идентичность, чувство национального достоинства и гордости от осознания принадлежности к своему народу; 2) организационно-практический опыт, накопленный в регионах в процессе приобщения дошкольников к родному языку, этнокультуре и ознакомлению с малой родиной, который важен  для подготовки педагога дошкольного образования к работе  в поликультурном регионе.

Настоящее издание можно рассматривать как один из основных учебников, необходимых студентам при изучении дисциплин национально-регионального компонента  общеобразовательной и предметной подготовки специалиста дошкольного образования. Основу пособия составляют разноуровневые источники – от нормативных документов и диссертаций до статей  в местной периодической печати.

Пособие состоит из двух глав. В первой главе «Научно-теоретические и нормативно-правовые основы регионализации дошкольного образования» представлены нормативно-правовые документы по регионализации образования и тенденции развития дошкольного звена в этих условиях; рассмотрены сложные дефиниции  изучаемых педагогических явлений и  т. д. Во второй главе «Обновление  содержания и деятельности современных учреждений дошкольного образования с учетом региональных особенностей» ведущее место занимают программно-методические документы, материалы  об особенностях организации этносреды и опыте этнопедагогизациии деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. Подобная структура обусловлена спецификой дисциплин национально-регионального компонента Государственного стандарта подготовки педагогов по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования».

Материалы учебного пособия обеспечивают:

– овладение будущими педагогами дошкольного образования знаниями о тенденциях регионализации образования и региональных особенностях дошкольного образования, перспективных направлениях его обновления; о правовых и научных основах регионализации дошкольного образования; об опыте реализации национально-регионального компонента в дошкольных образовательных учреждениях конкретных регионов, о программно-методическом обеспечении национально-регионального компонента содержания дошкольного образования  и др.;

– развитие гуманистической направленности специалистов дошкольного образования, их готовности к организации образовательного процесса в ДОУ с учетом региональной специфики и реализации личностно-этно-ориентированного подхода к воспитаннику;

 развитие профессионального интереса  и деятельностного отношения к региональным проблемам развития дошкольного образования, умения устанавливать взаимосвязи между педагогическими явлениями и фактами и  определять способы педагогического взаимодействия с учетом уровня развития детей дошкольного возраста и региональных особенностей;

Пособие наряду с теоретическими материалами содержит задания для контроля, самоконтроля и активной творческой или исследовательской деятельности студентов. Многие дифференцированные и подробно прописанные задания содействуют развитию навыков самостоятельной работы с лите ратурой, овладению методом анализа педагогических фактов, формированию собственного взгляда на  процесс регионализации дошкольного образования, проблемы  и пути их решения.

Для семинарских занятий предлагается выполнение тестов, проектов и рефератов, в процессе подготовки которых у студентов расширяются и углубляются знания об этнокультурном наследии и этнопедагогизации деятельности ДОУ, приобретенные ими на лекциях и в процессе педагогической практики. Обширный список литературы содействует самообразованию будущих педагогов дошкольного образования.

С целью активизации познавательной  и исследовательской деятельности студентов используются следующие методы и приемы: заполнение таблиц на основе анализа программно-методических документов; презентации проектов и своих идей об этнопедагогизации работы в ДОУ; аннотирование и реклама публикаций, отражающих результаты современных теоретических исследований или находок педагогов-практиков в процессе реализации национально-регионального компонента образовательного стандарта и др.

В пособии представлен материал для диагностики знаний студентов во время проведения промежуточного и итогового контроля (тесты, вопросы к зачету, тематика и методические рекомендации по написанию контрольных работ для студентов заочной формы обучения, темы курсовых и дипломных работ), которые позволяют формировать навыки работы с научной литературой, развивать аналитические умения и познавательную активность, овладевать методологией  научного исследования,  без которых невозможна творческая и научно-исследовательская деятельность современного педагога.

Автор выражает благодарность всем, кто принял участие в  подготовке данной рукописи к печати, за внимательное прочтение текста работы, полезные советы и замечания, положительные отзывы о рукописи и  т. д.

Содержание

Предисловие        3

Глава 1.  Научно-теоретические и нормативно-правовые основы регионализации дошкольного образования        6

1.1  Сущность и основные тенденции регионализации дошкольного образования .        6

1.2  Правовые основы регионализации дошкольного образования        25

Тест для самоконтроля        39

Глава 2  Обновление содержания и деятельности современных учреждений дошкольного образования с учетом региональных особенностей         45

2.1  Регионально-этническая направленность воспитания детей  

       в федеральных  и региональных  программах для ДОУ.        45

2.2  Отражение региональных особенностей в образовательном

       пространстве ДОУ.        64

2.3  Построение педагогической  деятельности ДОУ в условиях

       регионализации дошкольного образования        73

Тест для самоконтроля        80

Глоссарий        85

Рекомендуемая литература        92

Приложение 1. Программа и методические рекомендации к курсу «Региональные    особенности содержания дошкольного образования»        99

Приложение 2.Творческие задания для самостоятельной работы студентов        114



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект регионального компонента, включаемого в содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Данный проект был представлен на республиканском семинаре «Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении  с учетом федеральных государственных требований к ус...

Региональный компонент содержания образования Урок литературы в 8 классе, завершающий изучение рассказа Л.Н.Толстого "После бала"

Конспект урока, на котором рассматривается рассказ А.П. Чехова, проблематика которого перекликается с основной мыслью произведения Л.Н. Толстого  "После бала". Разработка позволяет погрузиться в ...

Мещерова Е.В., учитель химии "РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В СОДЕРЖАНИИ ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧАЕМОМУ ПРЕДМЕТУ"

Мещерова Е.В., учитель химииРЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В СОДЕРЖАНИИХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧАЕМОМУ ПРЕДМЕТУ Лю...

Отличительные особенности содержания дополнительного образования детей в России

Дополнительного образование детей является сферой наибольшего благоприятствования для становления личности каждого ребенка. Однако целостность системы нередко вызывает сомнение у научного сообщества. ...