рабочая программа по краеведению 6 класс
календарно-тематическое планирование по краеведению (6 класс) по теме

поурочно-тематическое планирование по историческому краеведению для 6 класса на 34 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie_6a_34chasa.docx30.05 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка к  программе

Курс «Историческое краеведение» построен на материале  истории России, поскольку эти  курсы изучаются на протяжении 6-9 классов. В базовом курсе истории России многие факты и события, связанные с историей  региона и родного края лишь упомянуты или  в лучшем случае рассматриваются отдельные фрагменты, Изучение курса как самостоятельного курса в рамках дополнительного курса учащихся 6- 9-х классов создает условия для формирования у обучающихся устойчивого и познавательного интереса к отечественной истории..

          Курс рассчитан на изучение краеведения в 6 классе всего 34 часа. Из них на изучение теоретического материала отводится 27 часов.  Остальное время рекомендуется использовать для проведения уроков-экскурсий, встреч со знаменитыми людьми и т.п.3 часа на  промежуточный и итоговый контроль знаний.

            Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае - существенная часть интеллектуального потенциала гражданина.  Через краеведческий материал учитель истории приобщает учеников к прошлому, настоящему и будущему своего края.

          В истории и традициях семьи, в прошлом края и страны ученик осознает свои нормы, вечные, непреходящие ценности человека; честность, справедливость, совестливость, долг, уважение к старшему поколению, национальное достоинство. Через историческое краеведение создается органическое единство интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России.

                       В курсе исторического краеведения в комплексе изучаются различные сферы общественной жизни: экономическая, политическая и духовная. Через локальные материалы в которых отразилась материальная и духовная деятельность многих поколений жителей края, ученики знакомятся с развитием производительных сил края культурой, военной историей, общественно-политическими движениями, духовной жизнью людей, деятельностью местных органов власти в тот или иной период времени. Без знания живых людей эпохи, их дум, идеалов, нельзя понять историю.

          Рабочая программа по курсу «Историческое краеведение» разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО школы  и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование».  (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.)  и программы курса-модуля по историческому краеведению «Вятский край с древнейших времён до начала XXI века»( автор Клестова Г.А.- Киров 2004г.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших подростков умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

           Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.  Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

         Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

        Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.

    Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа  курса призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Программа  курса по историческому краеведению направлена    на воспитание  у учащихся чувства гордости за своих земляков, способствует   развитию  духовной памяти, чувства родства, уважения  к  живущим рядом. Собирая  сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют  историю малой родины  для будущего поколения. Кроме того, краеведческий материал,  как  более  близкий  и  знакомый, усиливает конкретность  и  наглядность  восприятия  учащимися  исторического процесса  и  оказывает  воспитывающее  воздействие.  

 Программа рассчитана на обучающихся 6 класса. Количество часов, выделенных на изучение курса 34 (количество учебных недель в полугодии), количество недельных часов – 1. Продолжительность учебного занятия 45 минут. При проведении встреч с односельчанами, экскурсий возможно объединение нескольких занятий в одно с увеличением количества часов, отводимых на него.

Цели программы:

* воспитание патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;

* пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям края;

* воспитание любви к природе родного края;

*формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;

Задачи программы:
Образовательные  

1. Формирование представлений о краеведении, как  о предмете исторического и культурного развития общества;

2. Приобретение знаний о природе родного края, о  культуре, обычаях и традициях своего народа;

3. Закрепление этих знаний на практике.

Воспитательные

1. Формирование уважительного,  бережного  отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

 2. Воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;

 3. Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных  ситуациях.

Развивающие

 1. Способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)

 2. Развитие кругозора учащихся.

      Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

  • системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;
  • научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
  • доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
  • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
  • деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
  • активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
  • прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся  к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
  • принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

Формы и методы работы

  • игровая;
  • познавательная;
  • краеведческая;
  • просмотр презентаций и видеофильмов;
  • проектная деятельность;
  • встречи с интересными людьми;
  • конкурсы;
  • посещение библиотек;
  • праздники;
  • трудовой десант;
  • экскурсии

Основное содержание курса

 Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь.

При подготовке к  занятиям учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу.  Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практике.

Структура курса     

Введение. Что такое краеведение (1 час).

Тема 1.  Малая родина (10 часов).

С чего начинается родина. Страницы истории села Богородское. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. История и судьба. Храм сегодня. Посёлок Ленинское в годы Великой Отечественной войны. Земляки - участники Великой Отечественной войны. Посёлок Ленинское. История и современность.

    Тема 2. Я и моя семья (5 часов).

     Моя семья. Моя родословная. «Старая фотография рассказала». Семейные реликвии. Памятные вещи.

    Тема 3. Наша школа (4 часа).

История моей школы. Первые выпускники. Символика родной школы. Школьные традиции.

Тема 4. Вятский край. Легенды и историческая реальность. (3 часа).

Историография. Повесть о стране Вятской. Вештомов А. «История вятчан», С. Васильев, Н. Бехтерев «История Вятского края». А. А. Спицин « О заселении русскими Вятской земли». А. С. Верещагин «Свод летописных известий о Вятском крае». П. Н. Луппов «История города Вятки». Энциклопедия земли Вятской».

Тема 5.Археологические раскопки на Никульчином городище. Памятники культур родного края IV-III вв. до н.э. (2 часа).

Археологические раскопки на Никульчином городище. Памятники культур родного края IV-III вв. до н.э.

Тема 6. От возникновения русского населённого пункта до окончательного присоединения к Москве 1489 год. (8 часов)

Легендарный период Вятского края. Заселение края, основание городского поселения. Занятия, быт, религия. Покорение Вятской земли монголо-татарами. Атаман Костя Юрьев и столица Золотой Орды Сарай. Роль Вятки в борьбе с Казанским ханством. Присоединение Вятской земли к Московской Руси. Управление Вятской землёй. Культура края.

Подведение итогов (1 час).

Результатами изучения курса краеведения являются умения:

  • объяснять, что такое краеведение, что оно изучает;
  • называть 2-3 достопримечательности края;
  • рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе;
  • охранять природу родного микрорайона;
  • наблюдать и выделять характерные особенности природы;
  • соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения;
  • выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
  • добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;
  • ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;
  • анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
  • создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно;
  • вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.

Тематическое планирование курса (17 часов)

Название разделов, тем, занятий

Количество часов

Введение в курс. Что такое краеведение

Тема 1. Малая родина

  1. С чего начинается родина. Страницы истории села Богородское
  2. Церковь. История и судьба. Приход сегодня. Экскурсия.
  3. Посёлок Ленинское в годы Великой Отечественной войны. Земляки-участники Великой Отечественной войны.
  4. Посёлок Ленинское. История и современность. Экскурсия в краеведческий музей .
  5. Защита проекта «Мое родное село»

Тема 2. Я и моя семья

  1. Моя семья.
  2. «Старая фотография рассказала». Семейные реликвии. Памятные вещи.
  3. Защита проекта. Моя родословная.

Тема 3. Наша школа

  1. История моей школы. Символика родной школы.
  2. Школьные традиции.

Тема 4. Вятский край. Легенды и историческая реальность. Историография. Повесть о стране Вятской. Вештомов А. «История вятчан», С. Васильев, Н. Бехтерев «История Вятского края». А. А. Спицин « О заселении русскими Вятской земли». А. С. Верещагин «Свод летописных известий о Вятском крае». П. Н. Луппов «История города Вятки».

Энциклопедия земли Вятской».

Тема 5.Археологические раскопки на Никульчином городище. Памятники культур родного края IV-III вв. до н.э. Археологические раскопки на Никульчином городище. Памятники культур родного края IV-III вв. до н.э.

Тема 6. От возникновения русского населённого пункта до окончательного присоединения к Москве 1489 год.

Легендарный период Вятского края.

 Заселение края, основание городского поселения.

Занятия, быт, религия.

 Покорение Вятской земли монголо-татарами. Атаман Костя Юрьев и столица Золотой Орды Сарай. Роль Вятки в борьбе с Казанским ханством.

Присоединение Вятской земли к Московской Руси. Управление Вятской землёй.

Культура края.

Подведение итогов. Устный журнал «С чего начинается Родина»

     

1 час

10 часов

2 час

1 час

3 час      

 2 часа

2 часа

5 часов

1 часа

2 часа

2 часа

4 часа

2 часа

2 часа

(3 часа)

2 часа

1час

(2 часа).

2 часа

(8 часов)

1

1

1

2

2

1

1 час

Итог: 34 часа

Список литературы для учителя

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

2. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования

3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.

4. Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: "Глобус", 2007.

5. Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: "Глобус", 2007. 

6. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис - пресс, 2005. 

      7. Даринский А.В. Краеведение. М.: "Просвещение", 1987. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....

рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Данная рабочая програма сосотавлена на  основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС,  2008)  для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...

Рабочая программа по краеведению 9 класс

Рабочая программа по краеведению для 9 класс...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Рабочая  учебная программа составлена на основе  программы «Культура народов Поволжья»....

Рабочая программа по краеведению 7 класс.

Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7  класса общеобразовательных школ,  авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009....