Рабочая программа по краеведению 5 класс
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему

Тлепова Оксана Георгиевна

Рабочая  учебная программа составлена на основе  программы «Культура народов Поволжья».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 2

города Пугачева Саратовской области»

    СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

                  /  Курова О.В.                                                                                                                                                                                                      

Протокол №_____от

«___»_________2014г.

       СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МОУ « СОШ №2 г. Пугачева»

________/  Чурикова Л.В./

«____»_________2014г

    УТВЕРЖДЕНО

Приказ № _______от

«____»_________ 2014г.

Директор МОУ «СОШ №2 г. Пугачева»

_________/ Подольнова О.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   ПЕДАГОГА

Тлеповой Оксаны Георгиевны,

учителя русского языка и литературы

второй  категории,

по литературному краеведению в  5б классе

                                                                      Рассмотрено на заседании

                                                                   педагогического совета

                                                                    протокол №_______ от

                                                    «___»_________201___г.

2014-2015 уч. год        

1.Пояснительная записка.

     Рабочая программа по литературному краеведению составлена на основе учебного пособия для 5 класса  «Волжские сказки, легенды, были» (Программа «Культура народов Поволжья»).

    Главная цель вводимого курса - пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с её прошлым и настоящим.

     Этот курс призван сформировать одну из ключевых компетенций - толерантность, которая означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

     Саратовская земля немыслима без упоминания о Волге. В каком бы районе области не жили наши земляки, все они с гордостью называют себя волжанами.

     Предлагаемый курс отличается от традиционного курса литературы. Специфика его - двойственная природа, соединение литературы как искусства слова с этнографией. Поэтому курс сохраняет среди своих целей воспитание художественного вкуса и воспитание читателей, с другой стороны, предполагает углубление представлений о Саратовском Поволжье и людей его населяющих.

      Необходимость введения курса "Культура народов Поволжья" продиктована следующими факторами. В нашей области живут представители разных национальностей: русские, татары, чуваши, мордва, немцы, украинцы, казахи. Эти народы издавна проживают рядом друг с другом, их культуры постоянно взаимодействуют, сохраняя при этом неповторимый национальный колорит. Данный курс будет включать в себя фольклорные и литературные произведения разных народов Поволжья, а также этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища, некоторых интересных обычаях.

      Целью курса "Культура народов Поволжья" является формирование у учащихся представления о богатой народной культуре данного региона, знакомство с этнографией и фольклором народов, населяющих Саратовскую область. Этот курс призван сформировать одну из ключевых компетенций - толерантность, которая означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего края, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Главная цель вводимого курса - пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с её прошлым и настоящим.
  Для достижения этой цели выдвигаются конкретные задачи:

Просветительская (приобщение к истории культуры и устному народному творчеству народов Саратовского Поволжья).

Агитационная (увлечь школьников пафосом литературно-краеведческого поиска).

Эстетическая (раскрыть школьникам богатство мира идей и образов сказаний и легенд народов Поволжья).

Лингво-коммуникативная (обогатить устную и письменную речь школьников).

Обучающая (Овладение начальными навыками музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, классификации печатных и рукописных материалов).

   

 Материал для осмысления подбирается из сборников сказаний и легенд народов, живущих на Волге. Богатый материал представлен в книге "Мифы древней Волги. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших берега великой реки с древнейших времён до наших дней". - Саратов: "Надежда". - 1996.

    В центре занятий находится работа над бытом, обычаями и произведениями фольклора какого-либо поволжского народа, отрабатываются теоретические понятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений. Используются в работе также и термины, характеризующие краеведческую сторону курса.
    Проведение занятий по литературному краеведению  предполагает сочетание различных видов деятельности школьника и учителя.
1.
Учебная:
1)
классная работа (уроки различных типов, в том числе лекции, проведение литературно-краеведческих викторин, заочные путешествия по Саратовской земле с использованием литературной карты).
2)
внеклассная работа с книгой (чтение и изучение легенд и сказаний, отыскивание справок в словарях и справочной литературе, энциклопедиях; вырезание нужных материалов из периодических изданий, их классификация и т.д.).
3)
развитие устной и письменной речи (классное и внеклассное) формирование богатой, интонационно и лексически насыщенной речи, в которой отражается история и бытие народа, отдельного человека.
Формы работы: устное рассказывание о своих впечатлениях, изложение текстов легенд и сказаний, сочинения разных жанров и форм и т.д.

    Курс связан с родственными учебными дисциплинами - основным курсом литературы, курсом русского языка, отечественной истории, географии.

Курс рассчитан на 34 часа в год, в неделю- 1 час.

               На I четверть – 8 ч.

               На II четверть – 8 ч.

               На III четверть – 10 ч.

               На IV четверть – 8 ч.

Планируется контрольных уроков – 2 , зачетов – 2 , тестов – 2 .

3.Содержание учебного предмета.

Тема 1. Введение. (1ч.)
Знакомство с целями и задачами курса, предметом изучения этнографии и фольклора.
Народы, проживающие на берегах Волги сегодня. Специфика местности (краткий обзор географического положения, растительного и животного мира).
Мифы, легенды, предания, сказания. Пословицы и поговорки. Страшилки. Дразнилки. Былички. Сказки. 

Тема 2. Предания волгарей. (2ч.)
Мы родом с Волги. Легенды и предания о великой русской реке.
Сколько названий у Волги. Что такое Среднее Поволжье?
Предания, записанные М. Ежовым "Как вас прозывают", "Первый силач Волги", "Машинист", "Лоцман».

Творческая работа. Создание легенды о происхождении растения, произрастающего в вашей местности.

Тема 3.Топонимика. (2ч.)
Что изучает топонимика? Район, область, где мы живём. Короткий исторический экскурс в историю населённого пункта, в котором проживают учащиеся, области, в которой находится населённый пункт.

Тема 4. Моя родословная. (1ч.)
Принципы и правила составления родословной. Практическое занятие.
Творческая работа. Моя родословная (с привлечением иллюстративного материала, собранного ребятами в семье, характерного для каждого поколения).
Тема 5.Обитатели Древней Волги. (2ч.)
Народы, жившие на Волге в глубокой древности. Легенды, предания.
Аттила. Дочь булгарского хана. Князь Святослав и хазарское иго.
Народы района, в котором проживает школьник.
Творческая работа "Мы на карте области".
( оформление мини-карты в сопровождении с литературными цитатами о народностях, заселяющих область, район)

Тема 6 Сербы . (2ч.)
Сербы на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Нравственные идеалы в сказках. "Рубаха счастливого человека", "Сливы за сор", "Кто не работает, тот не ест", "Правда и кривда", "Счастье и ум", "Век живи - век учись".

Тема 7 Татары . (2ч.)
Татары на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Быт и обычаи в татарских легендах. Близость нравственных идеалов, утверждаемых в сказках, легендах, преданиях. Отражение действительности в легендах и сказках.
"Предания о Казани", "Завещание", "Правда спасает, а неправда подводит".
Тема 8 Чуваши . (2ч.)
Чуваши на Волге.
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах. Мифы как форма познания и эстетического восприятия мира. Яркость поэтического представления об окружающей природе Отражение действительности в мифах.
Чувашские мифологические персонажи - Улып-Великан.

Тема 9 Мордва. (2ч.)
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Быт и обычаи в мифах и легендах мордвы. Средства художественной выразительности. Герои. Сюжеты. "Ехал по Волге князь Мурза", "Волга-Рав и Каспий", "Алтырь и Инсар", "Как кузнец соседа подковал".
Тема 10 Русские. (2ч.)
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Что значит быть русским? Быт и обычаи, история страны в преданиях княжеской Руси. Обрядовая поэзия. "Про град Китеж", "Легенды о граде Китеже", "Утёсы над Волгой", "Воцарение Ивана Грозного", "Наказание Волги", "Свеча". 

Тема 11 Немцы . (2ч.)
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Немецкие колонии на Волге. Б.Пильняк "Немецкая история". Роль фольклорных вставок в произведении. Сказания о немцах Поволжья. 2. Возможна экскурсия в краеведческий музей города Маркса, Энгельса.

 Тема 12 Казахи. (2ч.)
Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. Сюжет, герои.
"Сказания об орлах", Легенда о Ер-Каптагае. Творческая работа. Волжские просторы в легендах казахского народа. 

Тема 13 Украинцы. (2ч.)
"Откуда есть пошла украинская земля?" Обычаи и быт малороссов. Обрядовая поэзия. "Иван-да-Марья". Творческая работа. 

Тема 14. Калмыки. (2ч.)
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства.

 Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Легенды и предания калмыков. "Лотос", "Как ленивый старик работать стал", "Три мудреца".

Тема 15. Мари-Эл. (2ч.)

Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Национальный костюм. Национальная кухня.

Легенды и предания Мари-Эл.

3. Календарно-тематический план по краеведению в 5 классе

п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся.

УУД.

Информац. оснащение

ПРИМ.

План

Факт

Введение в краеведение

1

Использовать языковые средства языка для создания образов.

Определять значение исторического прошлого; называть и описывать основные виды исторических источников.

УУД:

Ком.-умение с достаточной полнотой высказывать свои мысли

Презент.

Предания волгарей. Ковыли.

1

Излагать своё мнение в монологе.

Пересказывать текст. Характеризовать героев

УУД:

Личн.-самоопределение собственной позиции

Позн.-постановка и решение проблемы, умение строить высказывание.

Ком.-умение с достаточной полнотой высказывать свои мысли

Предания волгарей

Топонимика. История в названиях

1

Формулировать вопросы по тексту. Приводить доказательства  из текста, отстаивать свою точку зрения. Характеризовать героя произведения.

УУД:

Личн.- самоопределение собственной позиции

Позн.- постановка и решение проблемы, умение строить высказывание.

Ком.- умение с достаточной полнотой высказывать свои мысли, отбирать цитаты из текста.

Презент.

Топонимика

1

Моя родословная

1

Составить свою родословную.

УУД:

Позн.-постановка и решение проблемы

Презент.

Обитатели Древней Волги

1

Формулировать вопросы по тексту. Приводить доказательства  из текста, отстаивать свою точку зрения. Характеризовать героя произведения. Подбирать цитаты из текста. Писать отзывы на произведения.

УУД:

Регул.- оценивание работ собеседника

Личн.-самоопределение собственной позиции

Позн.-постановка и решение проблемы.

Обитатели Древней Волги

1

Сербы на Волге

1

Мультимедийная презентация

Сербские сказки

1

Воспринимать текст художественного произведения.

Формулировать вопросы по тексту. Приводить доказательства  из текста, отстаивать свою точку зрения.

УУД:

Позн.-постановка и решение проблемы.

Ком.-умение с достаточной полнотой высказывать свои мысли.

Татары на Волге

1

Воспринимать текст художественного произведения. Характеризовать героя произведения. Передавать личное  отношение к произведению.

Мультимедийная презентация

Татарские легенды

1

Анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, строить логически обоснованные рассуждения.

УУД:

Личн.-самоопределение собственной позиции

Позн.-постановка и решение проблемы.

Чуваши на Волге

1

Выразительно читать произведения.

Характеризовать сюжет, проблематику, тематику, идейно-эмоциональное содержание.

УУД:

Личн.-самоопределение собственной позиции

Ком.-умение с достаточной полнотой высказывать свои мысли

Мультимедийная презентация

Мифы и легенды чувашей

1

Воспринимать текст художественного произведения.

Формулировать вопросы по тексту. Приводить доказательства  из текста, отстаивать свою точку зрения. Охарактеризовать  героя произведения.

Мордва на Волге

1

Мультимедийная презентация

Мифы и легенды мордвы

1

Русские на Волге

1

Анализировать произведение, иллюстрировать свои мысли примерами из произведения.

Видеть основную идею рассказов.

Оценивать и давать характеристику героям произведения

УУД:

Личн.-самоопределение собственной позиции

Позн.-постановка и решение проблемы.

Ком.-умение с достаточной полнотой высказывать свои мысли

Мультимедийная презентация

Предания Княжеской Руси

1

Немцы на Волге

1

Воспринимать текст художественного произведения. Формулировать вопросы по тексту. Приводить доказательства  из текста, отстаивать свою точку зрения. Характеризовать героя произведения. Подбирать цитаты из текста.

УУД:

Личн.-самоопределение собственной позиции

Ком.-умение с достаточной полнотой высказывать свои мысли

Мультимедийная презентация

Сказания о немцах Поволжья

1

Казахи Поволжья

Воспринимать текст художественного произведения.

Формулировать вопросы по тексту. Характеризовать героя произведения. Подбирать цитаты из текста.

УУД:

Личн.-самоопределение собственной позиции

Ком.-умение с достаточной полнотой высказывать свои мысли

Мультимедийная презентация

Мифы и легенды казахов

1

Украинцы на Волге

1

Анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, строить логически обоснованные рассуждения.

УУД:

Регул.- оценивание работ собеседника

Личн.-самоопределение собственной позиции

Позн.-постановка и решение проблемы.

Мультимедийная презентация

Предания о волжских малороссах

1

Резервный урок

1

Резервный урок

1

Калмыки

1

Анализировать произведение, иллюстрировать свои мысли примерами из произведения.

Видеть основную идею рассказов.

Оценивать и давать характеристику героям произведения

УУД:

Личн.-самоопределение собственной позиции

Позн.-постановка и решение проблемы.

Ком.-умение с достаточной полнотой высказывать свои мысли

Легенды и предания калмыков

1

Мари Эл на Волге

1

Выразительно читать произведения.

Характеризовать сюжет, проблематику, тематику, идейно-эмоциональное содержание.

УУД:

Личн.-самоопределение собственной позиции

Мультимедийная презентация

Легенды Мари Эл

1

Экскурсия

1

Посетить краеведческий музей.

« Мы разные, но вместе. Мы Россия»

1

Выступать с развёрнутыми письменными сообщениями.

Анализировать свою работу, иллюстрировать свои мысли примерами из произведений. Оценивать и давать характеристику выступающим.

УУД:

Личн.- самоопределение собственной позиции.

Позн.- постановка и решение проблемы.

Ком.- умение с достаточной полнотой высказывать свои мысли, постановка вопросов.

Рег.- оценивание

Проекты учащихся

Защита проектов

1

Проекты учащихся

Обобщающий урок

1

Всего:

34

4. Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

-фольклорные и литературные произведения разных народов Поволжья;

-теоретические понятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений;

-этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища,  праздниках, интересных обычаях.

Учащиеся должны уметь:

-воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

-определять главные эпизоды в эпическом произведении;

-выразительно читать текст-описание, текст- повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения;

 -отыскивать  справки  в словарях и справочной литературе, энциклопедиях;

- отбирать нужные  материалы из периодических изданий, классифицировать их.

Раздел 6.    Материально-техническое обеспечение.

Уроки литературы ведутся в кабинете  №24, в котором имеется :

  • Интерактивная доска
  •  Компьютер

                                                 

Информационное оснащение

  • Диск 1. «Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы». Методическое пособие с электронным приложением./ Н.П. Архипова – М.: Глобус, 2009.
  •  Диск 2.«Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5-6 класс».
  • Диск 3. «Русская литература от Нестора до Маяковского».
  •  Диск 4. «Большая детская энциклопедия. Литература».

Раздел 7. Список литературы.

  1. Программа для 5-го класса Литературно-этнографический курс «Культура народов Поволжья» Е.Л.Юнг;
  2. Учебного пособия для 5-го класса «Волжские сказки, легенды, были». Сост. Л.П.Толкачёва, КИЦ «Саратовтелефильм». – «Добродея», Саратов, 2009г.;

Дополнительная литература:

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2005г.

          ООО «Кирилл и Мефодий», с изменениями и дополнениями, 1997-2004гг.

  1. «Саратовский вестник». Вып.5. Костюм. 1995г.
  2. Волжские сказки. Сарат. изд. «Надежда», 1993г.
  3. Интернетресурсы.


Литература для учащихся
1 Волжские сказки. - Саратовское издательство: "Надежда", 1993.
2. Фольклор Саратовской области. - Саратовское областное издательство, 1946.
3. Серия "Сказки народов мира".
4. Волга - река русская. - Саратовское книжное издательство, 1954.
5. Сказки Саратовской области. - Саратовское областное издательство, 1937.
6. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, проживавших на берегах великой реки с древнейших времен до наших дней /Сост. В.И. Вардугин. - Саратов: "Надежда", 1996.


Литература для учителя
1. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, проживавших на берегах великой реки с древнейших времен до наших дней. /Сост. В.И. Вардугин. - Саратов: "Надежда", 1996.
2. Саратовский вестник. Выпуск 5. Костюм, 1995.
3. Фольклор Саратовской области.
4. Материалы музеев краеведения и этнографии.
5. Культура и искусство Поволжья: Межвузовский сборник научных статей. - Саратов. Государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2002.
6. К.Д. Зеленин Восточнославянская этнография. Москва. 1995г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....

рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Данная рабочая програма сосотавлена на  основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС,  2008)  для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...

Рабочая программа по краеведению 9 класс

Рабочая программа по краеведению для 9 класс...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Рабочая  учебная программа составлена на основе  программы «Культура народов Поволжья»....

Рабочая программа по краеведению 7 класс.

Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7  класса общеобразовательных школ,  авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009....