Рабочая программа по краеведению.
рабочая программа по краеведению (8 класс) на тему

Зуева Надежда Дмитриевна

Краеведение подробно знакомит учащихся с историей региона их проживания. Оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках истории России. Краеведение позволяет глубже понимать исторические и географические принципы и закономерности, помогая изучению истории, географии и других предметов учащимися. Краеведение помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_kraevedeniyu.doc189 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бондаревская средняя общеобразовательная школа

Кантемировского муниципального района

Воронежской области

Рассмотрено на ШМО                                    Проверено                                                       Утверждено

Протокол № ____  от                   зам. дир. по УВР ________________      директор школы ___________

«___»______20____ г.                      «___»______20____ г.                              «___»______20____ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по краеведению

(8-9 классы)

Составил: Зуева Н.Д.

учитель географии и краеведения.

2015-2016 уч.г.

1. Пояснительная записка

Программа курса «Историческое краеведение Воронежской области» разработана в соответствии с приказами департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 760 (27.07.2012) и 840 (30.08.2013), рекомендовавшего использовать учебные часы регионального компонента для изучения данной дисциплины. Данная программа составлена с учетом концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. В программе учитывались современные подходы к школьному историческому образованию. Значимость курса заключается в возможности совершенствования системы исторического образования учащихся на основе местных данных, их опыта и личных наблюдений.

Региональный курс «Историческое краеведение Воронежской области», рекомендованный для изучения в 8, 9 классах, связан с содержанием федерального курса школьной истории.

2. Общая характеристика учебного предмета

Краеведение подробно знакомит учащихся с историей региона их проживания. Оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках истории России. Краеведение позволяет глубже понимать исторические и географические принципы и закономерности, помогая изучению истории, географии и других предметов учащимися. Краеведение помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания.

В настоящее время изучение краеведения все чаще рассматривается как непрерывный процесс. В ряде школ с ним знакомят учеников начальных классов. Затем следует изучение географического и исторического краеведения. В старших классах также планируется введение краеведческих курсов, поэтому программа и учебник должны составляяются с учётом такого непрерывного изучения.

Краеведение – междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные межпредметные связи. Задача исторического краеведения заключается также в том, чтобы учащиеся могли соотносить события, происходившие на территории нашей области с историей страны и мира.

Материалы учебников постоянно обращаются к уже изученному, поднимаясь каждый раз качественно и количественно на более высокий уровень. Таким образом, историческое краеведение становится своеобразным дополнением курса истории, оставаясь при этом самодостаточным и полноценным школьным предметом.

Изучение краеведения предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.

Цель изучения краеведения – всестороннее и комплексное изучение школьниками истории своей местности.

Задачи образовательные:

  • познакомиться с наукой краеведение, выяснить её место в системе наук;
  • изучить особенности истории Воронежской области в различные исторические периоды;
  • выяснить особенности заселения территории области, формирования ее территории и современного населения.

Задачи воспитательные:

  • развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине, формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;
  • воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к природе и памятникам культуры Воронежской области;
  • укреплять семейные традиции и связи за счёт взаимодействия между родителями и учащимися при подготовке краеведческих мини-проектов, сборе краеведческих сведений, семейных архивов;

Задачи развивающие:

  • развивать историческое мышление учащихся;
  • научить применять краеведческие знания для объяснения и оценки различных общественных процессов, происходящих в Воронежской области и России в целом;
  • развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к краеведению и истории;
  • развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской работы.

3. Место краеведения Воронежской области в учебном плане

Курс «Историческое краеведение Воронежской области» рассчитан на 70 часов. Он изучается на этапе основного общего образования в 8 и 9 классах, в том числе в 8 классе – 35 часов, из расчета 1 учебного часа в неделю; в 9 классе – 35 часов, из расчета 1 учебного часа в неделю.

Изучение курса предусматривается в региональном (школьном) компоненте базисного учебного плана.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  предмета

Личностным результатом обучения историческому краеведению в 6-7 классах, является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения историческому краеведению Воронежской области:

– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Воронежской области). Представление о Воронежской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости географического пространства Воронежской области от России. Осознание значимости и общности проблем человечества, готовность к их решению.

– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, задания учебника и рабочей тетради, нацеленные на:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;

– умение использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «Историческое краеведение Воронежской области» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и задания учебника:

– осознание роли истории и краеведения в познании общественных процессов, происходящих в мире;

– освоение системы краеведческих знаний о истории Воронежской области, на основе которых формируется историческое мышление учащихся;

– использование умений, полученных в ходе изучения исторического краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем;

– использование карт для получения краеведческой информации.

Коммуникативные УУД:

отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

понимание позиции другого в дискуссии.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметные результаты изучения курса «Историческое краеведение Воронежской области» в 8-9-х классах

Знать (понимать):

  • основные этапы и главные события истории края с древнейших времён до наших дней;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития нашего края;
  • изученные виды исторических источников.

Уметь:

  • соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показать на карте области границы края, города, места значительных исторических событий;
  • рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывать собственные суждения об историческом наследии населения нашего края;
  • объяснять исторически сложившихся нормы социального поведения.

5. Содержание курса «Историческое краеведение Воронежской области»

8 класс

Тема 1. История Воронежского края в истории России.

Что изучает краеведение. История воронежского краеведения.

Краеведческие знания: топонимика, геральдика, генеалогия, другие вспомогательные исторические дисциплины (метрология, хронология, сфрагистика, нумизматика и др.).

Археология, археологические исследования, археологические памятники, в том числе в Воронежской области.

Тема 2. Воронежский край в древности.

Четвертичный период на Земле, наш край в четвертичном периоде. Каменный век, периодизация. Жизнь людей в палеолите, переселения людей. Первые поселенцы в нашем крае. Поселения в Костёнках – «жемчужина палеолита».

Эпохи мезолита и неолита: природные условия, жизнь населения, основные занятия.

Медный и бронзовый века. Жизнь людей на территории Воронежского края. Изменения в орудиях труда и жизни людей.

Железный век. Появление и распространение железных орудий труда и оружия. Железный век на территории нашей области. Киммерийцы. Скифы. Сарматы. Скифские и сарматские находки, курганы. Великое переселение народов.

Тема 3. Воронежский край в XII - первой половине XVI века

Славяне, их расселение по Восточно-Европейской равнине. Первые славяне на Дону и Воронеже. Занятия и жилища донских славян. Верования и торговые связи донских славян.

Южные соседи славян: Хазарский каганат (Маяцкое городище), печенеги, половцы.

Наш край в составе Рязанского княжества. Первое упоминание Воронежа в летописях. Монгольское нашествие, разорение Рязанского княжества. Наш край в составе Золотой Орды. Ордынское иго.

Тема 4. Воронежский край в конце  XVI-XVII веках.

Положение на южных окраинах русского государства. Основание Воронежа. Население Воронежа. Основные занятия жителей. Воронеж в Смутное время. Воронежский уезд в начале XVII в.

Строительство Белгородской засечной черты. Украинские переселенцы в Воронежском крае. Хозяйственная жизнь в нашем крае в XVII в. Народные восстания XVII в. Фрол Разин на Дону.

Тема 5. Воронежский край в Петровскую эпоху.

Время правления Петра I. Азовские походы 1695, 1696 гг. Строительство флота в Воронеже. Кумпанства.

Положение населения. Народные возмущения в крае.

Развитие экономики Воронежского края в петровское время. Заселение Воронежского края. Азовская (Воронежская) губерния.

Святитель Митрофаний.

Воронеж в петровское время.

Тема 6. Воронежская губерния во второй – последней четверти XVIII века.

Хозяйство Воронежской губернии в XVIII в. Развитие промышленности. Развитие сельского хозяйства. Торговля.

Изменения границ Воронежской губернии. Освоение края. Изучение природы Воронежской губернии (С. Гмелин, П.С. Паллас, И. Гюльденштедт и др.).

Город Воронеж во второй половине XVIII в.

Тема 7. Воронежский край в первой половине XIX в.

Отечественная война 1812 г. Её влияние на Воронежскую губернию. Восстание декабристов. Декабристы на воронежской земле.

Воронеж в первой половине XIX в.

Экономика Воронежской губернии в первой половине ХIX в.: сельское хозяйство, развитие промышленности, торговля.

Образование и культура в Воронежской губернии первой половины XIX века. Учебные заведения. Театр.

Воронежские поэты – А. В. Кольцов и И. С. Никитин.

Обобщающее повторение по курсу (1 час)

Резервное время (2 часа)

9 класс.

1. Воронежская губерния во второй половине XIX в.

Реформа 1861 г. в Воронежской губернии. Подготовка и проведение реформы. Проведение реформы в Воронежской губернии. Результаты реформы в губернии.

Экономика Воронежской губернии во второй половине XIX в. Развитие сельского хозяйства Воронежской губернии, жизнь крестьян. Железнодорожное строительство. Развитие промышленности (завод Столля, железнодорожные мастерские). Условия труда на промышленных предприятиях.

Общественно-политическая жизнь Воронежской губернии. Ход либеральных реформ 1860-1870-х гг. в Воронежской губернии. Развитие образования. Появление в Воронежской губернии первых революционных организаций.

Культурная жизнь Воронежской губернии во второй половине XIX – начале ХХ в. Развитие издательского дела. Краеведческие исследования. Театр, музыка, духовно-религиозная жизнь, художественное искусство. События культурной жизни губернии.

2. Воронежская губерния в начале ХХ в.

Воронежская губерния в первое десятилетие ХХ в. «Вымирающая деревня». Развитие промышленности. Ход столыпинской аграрной реформы в губернии. Развитие образования.

Деятельность революционных организаций в Воронежской губернии в начале ХХ века. Ход первой российской революции в губернии. Образование политических партий.

Первая Мировая война. Ход войны. Героизм русского солдата. Влияние I Мировой войны на Воронежскую губернию.

3. Воронежская губерния в годы Великой российской революции 1917 г. и Гражданской войны. (1917-1920 гг)

Падение монархии в ходе Февральской революции. Изменения в жизни Воронежской губернии.

Политические партии в 1917 г. Подготовка и проведение Октябрьской революции партией большевиков. Двоевластие в стране. Октябрьская революция. Восстание в Воронеже. Установление советской власти в Воронежской губернии.

Первые годы советской власти. Изменения в жизни населения. Военный коммунизм. Централизация власти, формирование однопартийной системы. Комбеды в сельской местности. Недовольство крестьян. Национализация воронежской промышленности. Изменения в общественной жизни. Развитие образования, ликбез, Воронежский университет.

Гражданская война, причины начала войны. Губерния в начале войны, соотношение сил воюющих сторон. Наступление Краснова в 1918 г. Наступление войск Деникина в 1919 г. (Мамонтов, Шкуро, Будённый). Завершение гражданской войны в губернии.

4. Воронежский край в 1920-1930-е годы

Влияние событий Первой мировой войны и Гражданской войны на социально-экономическую ситуацию в Воронежской крае. Изменения в административно-территориальном делении Центрального Черноземья. Индустриально развитие края, особенности коллективизации сельского хозяйства. Образование и культура.

Послевоенная разруха в губернии. Новая экономическая политика в Воронежской губернии.

Образование ЦЧО и Воронежской области. Коллективизация в губернии. Индустриализация воронежской промышленности. Сталинские репрессии. Развитие образования и культуры Воронежской области. Воронеж в годы первых пятилеток.

5. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны

Начало Великой Отечественной войны. Воронежская область в начале войны. Бои на Воронежской земле. Область в оккупации. Освобождение Воронежской области. Восстановление хозяйства области в 1943-1945 гг. Духовная жизнь Воронежского края в 20-40-е гг. ХХ в.

6. Воронежская область в послевоенный период.

Воронежская область в 1945-1950-е гг. Восстановление промышленности и сельского хозяйства.

Развитие промышленности и сельского хозяйства в 1960-1990 гг.  Образование и культура Воронежской области в послевоенные годы.

Воронеж в послевоенные годы. Рост и благоустройство города.

Воронежские писатели и поэты второй половины ХХ века.

Воронежская область в годы перестройки.

Воронежская область в 1990-е гг. Изменения в общественной жизни и экономике Воронежской области. Развал промышленности и сельского хозяйства. Обеднение населения.

Россия и Воронежская область в ХХI в. Экономика региона в начале XXI в.


6. Тематическое планирование 8 класс

Дата

Тема урока

Основные понятия или содержание

Практическая работа

  1. История Воронежского края в истории России. (3 часа)

1

Источники историко-краеведческих знаний

       

Что изучает краеведение. История воронежского краеведения.

Археология, археологические исследования, археологические памятники, в том числе в Воронежской области.

2

Генеалогия и другие вспомогательные дисциплины

3

История Воронежского края в истории России

  1. Воронежский край в древности (7 часов)

4

Эпоха позднего палеолита. Первые поселения человека.

Четвертичный период на Земле, наш край в четвертичном периоде. Каменный век, периодизация. Жизнь людей в палеолите, переселения людей. Первые поселенцы в нашем крае. Поселения в Костёнках – «жемчужина палеолита».

Эпохи мезолита и неолита: природные условия, жизнь населения, основные занятия.

Медный и бронзовый века. Жизнь людей на территории Воронежского края. Изменения в орудиях труда и жизни людей.

Железный век. Появление и распространение железных орудий труда и оружия. Железный век на территории нашей области. Киммерийцы. Скифы. Сарматы. Скифские и сарматские находки, курганы. Великое переселение народов.

5

Памятники эпохи мезолита, неолита, энеолита.

Презентация по теме

6

Медный и бронзовый век в истории Воронежской области.

7

Железный век.

8

Появление восточнославянских племен.

9

Маяцкий комплекс памятников Хазарского каганата.

Сообщение о комплексе памятников

10

На пути кочевников.

  1. Воронежский край в XII - первой половине XVI века (3 часа)

11

На юго-восточной окраине русских земель.

Славяне, их расселение по Восточно-Европейской равнине. Первые славяне на Дону и Воронеже. Занятия и жилища донских славян. Верования и торговые связи донских славян.

Южные соседи славян: Хазарский каганат (Маяцкое городище), печенеги, половцы.

Наш край в составе Рязанского княжества. Первое упоминание Воронежа в летописях. Монгольское нашествие, разорение Рязанского княжества. Наш край в составе Золотой Орды. Ордынское иго.

12

На русско-ордынском пограничье.

Презентация «Занятия и жилища донских славян».

13

На окраине русского государства.

  1. Воронежский край в конце XVI и в  XVIIвеках. (4 часа)

14

Основание Воронежа и его развитие в XVII веке.

Положение на южных окраинах русского государства. Основание Воронежа. Население Воронежа. Основные занятия жителей. Воронеж в Смутное время. Воронежский уезд в начале XVII в.

Строительство Белгородской засечной черты. Украинские переселенцы в Воронежском крае. Хозяйственная жизнь в нашем крае в XVII в. Народные восстания XVII в. Фрол Разин на Дону.

Сообщения «Занятия населения Воронежа»

15

Социальные особенности развития Воронежского края в XVII веке.

16

Воронежские «ухожьи» и борьба с набегами татар.

17

Возникновение и развитие городов.

5. Воронежский край в Петровскую эпоху. (3 часа)

18

Время правления Петра I.

Азовские походы 1695, 1696 гг. Строительство флота в Воронеже. Кумпанства.

Положение населения. Народные возмущения в крае.

Заселение Воронежского края. Азовская (Воронежская) губерния.

Святитель Митрофаний.

Презентация «Воронеж – колыбель русского флота»

19

Развитие экономики Воронежского края в петровское время.

20

Воронеж в петровское время.

Презентация «Памятники петровской эпохи»

6.Воронежская губерния во второй – последней четверти XVIII века. (8 часов)

21

Формирование административно-территориальной структуры.

Хозяйство Воронежской губернии в XVIII в. Развитие промышленности. Развитие сельского хозяйства. Торговля.

Изменения границ Воронежской губернии. Освоение края. Изучение природы Воронежской губернии (С. Гмелин, П.С. Паллас, И. Гюльденштедт и др.).

Город Воронеж во второй половине XVIII в.

22

Экономическое развитие.

23

Социальная структура.

24

Судостроение в послепетровский период.

25

Органы власти и управление.

26

Воронеж – центр управления.

27

Социальные конфликты.

28

Культурная и научная жизнь.

7. Воронежский край в первой половине XIX в. (4 часа)

29

В годы Отечественной войны 1812 года.

Отечественная война 1812 г. Её влияние на Воронежскую губернию. Восстание декабристов. Декабристы на воронежской земле.

Воронеж в первой половине XIX в.

Экономика Воронежской губернии в первой половине ХIX в.: сельское хозяйство, развитие промышленности, торговля.

Образование и культура в Воронежской губернии первой половины XIX века. Учебные заведения. Театр.

Воронежские поэты – А. В. Кольцов и И. С. Никитин.

30

Социально-экономическое развитие Воронежской губернии.

31

Общественная жизнь.

32

Развитие просвещения и культуры в Воронежской губернии в первой половине XIX века.

33

Обобщающий урок по курсу.

34-35

Резервное время.

6. Тематическое планирование 9 класс

Дата

Тема урока

Основные понятия или содержание

Практическая работа

  1. Воронежская губерния во второй половине XIX века. (5 часов)

1

Отмена крепостного права.

Экономика Воронежской губернии во второй половине XIX в. Развитие сельского хозяйства Воронежской губернии, жизнь крестьян. Железнодорожное строительство. Развитие промышленности (завод Столля, железнодорожные мастерские). Условия труда на промышленных предприятиях.

Общественно-политическая жизнь Воронежской губернии. Ход либеральных реформ 1860-1870-х гг. в Воронежской губернии. Развитие образования. Появление в Воронежской губернии первых революционных организаций.

Культурная жизнь Воронежской губернии во второй половине XIX – начале ХХ в. Развитие издательского дела. Краеведческие исследования.

2

Развитие капиталистических отношений в Воронежской губернии.

3

Проведение реформ 1860-1870-х годов в Воронежской губернии.

4

Общественное движение в Воронежской губернии.

5

Просвещение и культура.

Виртуальная экскурсия по краеведческому музею Воронежа.

  1. Воронежская губерния в начале ХХ столетия.( 6 часов)

6

Социально-экономическое положение Воронежской губернии на рубеже ХIХ – ХХ веков.

 «Вымирающая деревня». Развитие промышленности. Ход столыпинской аграрной реформы в губернии. Развитие образования.

Деятельность революционных организаций в Воронежской губернии в начале ХХ века. Ход первой российской революции в губернии. Образование политических партий.

Первая Мировая война. Ход войны. Героизм русского солдата. Влияние I Мировой войны на Воронежскую губернию.

7

Общественное движение в Воронежской губернии в начале ХХ века.

8

Власть и общество в Воронежской губернии во время революции 1905-1907 годов.

Сообщение или презентация об одном из деятелей движения.

9

Воронежская губерния в 1907-19014 годы.

10

Воронежская губерния в период Первой мировой войны. (1914-1917 годы)

11

Развитие культуры Воронежской губернии в начале ХХ века.

Сообщение о культурной жизни губернии того времени.

  1. Воронежская губерния в годы Великой российской революции и Гражданской войны. (2 часа)

12

В годы Великой российской революции 1917 года.

Первые годы советской власти. Изменения в жизни населения. Военный коммунизм. Централизация власти, формирование однопартийной системы. Комбеды в сельской местности. Недовольство крестьян. Национализация воронежской промышленности. Изменения в общественной жизни. Развитие образования, ликбез, Воронежский университет.

13

Воронежская губерния в годы Гражданской войны.

Тестовые задания по истории Воронежского края в начале ХХ века.

  1. Воронежский край в 1920-1930-е годы.(4 часа)

14

Индустриальное развитие края.

Влияние событий Первой мировой войны и Гражданской войны на социально-экономическую ситуацию в Воронежской крае. Изменения в административно-территориальном делении Центрального Черноземья. Индустриально развитие края, особенности коллективизации сельского хозяйства. Образование и культура.

15

Воронежская деревня в 1920-1930-е годы.

презентация

16

Развитие образования и культуры.

17

Государственные репрессии в Воронежском крае в 1920-1930-е годы.

  1. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны (10 часов)

18

Перестройка на военный лад ( 22 июня 1941-го – 27 июня 1942 года)

Начало Великой Отечественной войны. Воронежская область в начале войны. Бои на Воронежской земле. Область в оккупации. Освобождение Воронежской области. Восстановление хозяйства области в 1943-1945 гг. Духовная жизнь Воронежского края в 20-40-е гг. ХХ в.

19

Боевые действия на территории Воронежской области ( 28 июня 1942-го – 2 февраля 1943 года)

20

Героическая оборона на Воронежском направлении и в черте города Воронежа ( 28 июня – 11 июля 1942 года)

Работа с картой

21

Контрнаступление советских войск на Верхнем и Среднем Дону и в районе Воронежа ( 12 июля – 4 октября 1942 года)

22

Зимние наступление 1942-1943 годов и полное освобождение Воронежа и Воронежской области.

Виртуальная экскурсия по местам боевой славы.

23

Героизм и подвиги защитников и освободителей воронежской земли.

24

Оккупационный режим и преступления захватчиков

25

Народное сопротивление захватчикам в тылу врага.

Сочинение «Война в судьбе моей семьи»

26

Начало восстановления разрушенного хозяйства и помощь фронту в 1943-1945 годах.

27

Ратный и трудовой подвиг жителей Воронежской области в годы Великой Отечественной войны.

Сообщение или презентация о подвигах наших земляков

  1. Воронежская область в послевоенный период. (6 часов)

28

Воронежская область в послевоенный период (1946-1953 годы)

Воронежская область в 1945-1950-е гг. Восстановление промышленности и сельского хозяйства.

Развитие промышленности и сельского хозяйства в 1960-1990 гг.  Образование и культура Воронежской области в послевоенные годы.

Воронеж в послевоенные годы. Рост и благоустройство города.

Воронежские писатели и поэты второй половины ХХ века.

Воронежская область в годы перестройки.

Воронежская область в 1990-е гг. Изменения в общественной жизни и экономике Воронежской области. Развал промышленности и сельского хозяйства. Обеднение населения.

Россия и Воронежская область в ХХI в. Экономика региона в начале XXI в.

29

Воронежская область в годы «оттепели»

( 1953-1964 годы)

30

Воронежская область в период стабильности  и кризиса советской системы (1964-1985 годы)

Сообщения о развитии промышленности края.

31

Воронежская область в годы перестройки и гласности ( 1985-1991 годы)

32

Воронежская область в условиях новой России (1991-1999 годы)

33

Воронежская область в начале ХХI века.

34

Обобщающее повторение за весь курс.


7. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Дополнительная литература:

Историческое краеведение Воронежской области. 8-9 классы. Под редакцией Б.Я. Табачникова.

Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2015.

Интернет ресурсы:

 сайт поддержки курсов по краеведению Воронежской области – www.край36.рф

8. Панируемые результаты изучения предмета

По итогам изучения исторического краеведения Воронежской области ученик должен знать:

- историю заселения территории области;

- историю ее исследования, имена ученых, внесших наибольший вклад в изучение области, источники по истории края;

- основные этапы и главные события истории края с древности до настоящего времени;

- важнейшие достижения культуры края.

Уметь:

- соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;

- соотносить события истории Воронежской области с историей России и мира;

- использовать для выполнения заданий различные источники краеведческой информации;

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и выполнении учебных заданий; сравнивать свидетельства разных источников;

- рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебных пособий, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

- понимать исторические причины и историческое значение событий и явлений современной жизни.

Владеть

- методами получения краеведческих знаний;

- приемами работы с географическими картами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....

рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Данная рабочая програма сосотавлена на  основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС,  2008)  для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...

Рабочая программа по краеведению 9 класс

Рабочая программа по краеведению для 9 класс...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Рабочая  учебная программа составлена на основе  программы «Культура народов Поволжья»....

Рабочая программа по краеведению 7 класс.

Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7  класса общеобразовательных школ,  авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009....