Уроки литературы по произведениям Ф.Абрамова.
презентация к уроку по краеведению (8 класс) на тему

Торопова Елена Владимировна

В 1981 году Ф.Абрамов записал: "Север держится на трёх китах: на белых ночах, на работе и на слове". На уроках внеклассного чтения учащимся предложено обсудить прочитанные заранее произведения архангельского писателя: "Из колена Аввакумова" и "Деревянные кони". Сможем ли, осмысливая тексты, увидеть красоту обыденную, по-русски неброскую? Образы главных героев (протопопа Аввакума и Василисы Милентьевны) позволят, хочется верить, сохранить чистоту сердца и совести. Выразительно читая абрамовский текст, слушаешь мелодию русской речи Севера, неторопливой, меткой и образной. Интерпретируя прочитанное, важно задуматься над тем, что из всех людских талантов Ф.Абрамов выделяет дар доброты и человечности... 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon iz_kolena_avvakumova.ppt2.68 МБ
Office presentation icon derevyannye_koni.ppt1.59 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ф.А.Абрамов «Из колена Аввакумова»

Слайд 2

Дома: отзыв о рассказе «Из колена Аввакумова»; готовиться к внеклассному чтению по рассказу «Деревянные кони».

Слайд 3

«Проза Фёдора Абрамова — это правда о жизни русской деревни, рассказанная талантливым художником. Здесь не только факты, пусть очень важные, но — это главное! — живые люди, характеры, удивительные описания природы. Для меня Фёдор Абрамов — ещё и хранитель русского языка. Некоторые упрекали его за диалектизмы — дескать, не всем они понятны. Но диалектизмы — часть русского языка. Река не может быть прямым руслом, прямое русло — уже не река, а канал. А река — это русло, а ещё — притоки, ручьи, старицы, плёсы, перекаты, займищные озёра. И любой язык, русский в том числе, обогащается, ширится родниками народного говора. Фёдор Абрамов — один из тех, кто сохранил для нас это богатство,» - так отозвался Б.Екимов, писатель.

Слайд 4

Фёдор Александрович Абрамов (29 февраля 1920, село Веркола, Архангельская губерния — 14 мая 1983, Ленинград) — русский советский писатель, литературовед, публицист.

Слайд 5

"Я родился в самом красивом месте России, для меня, конечно, красивейшем. В Архангельской области, на реке Пинеге. В краю белых ночей и бескрайних лесов. В краю былин и сказок. Я переполнен Россией, периферийной Россией, на которой держится вся наша городская жизнь. Мы в городе, может быть, только плоты в этом народном море, которое называется Россия…", - писал Ф. Абрамов.

Слайд 6

Артемиево – Веркольский мужской монастырь основан в 1645 году на месте обретения мощей Святого праведника Артемия Веркольского.

Слайд 7

Арте́мий Ве́ркольский (25 февраля 1532 — 6 июля 1545) — русский православный святой. Он отличался кротостью, послушанием и трудолюбием, уже с пяти лет начал сторониться детских игр и помогать своим родителям Косме и Аполлинарии в работе. Однажды Артемий, будучи в возрасте 13 лет, вместе с отцом боронил землю в поле; неожиданно сгустились тучи и началась гроза, во время которой отрок погиб от удара молнии.

Слайд 8

Фёдор Абрамов родился в крестьянской семье, был младшим из пяти детей. Отец: Александр Степанович Абрамов (1878—1921), занимался извозом в Архангельске. Мать: Степанида Павловна, урождённая Заварзина (1883—1947), крестьянка из староверов. Когда Фёдору было 2 года, умер отец. После окончания Веркольской начальной школы-четырёхлетки Абрамов пошёл в 5 класс в Кушкопальскую школу. В 1933 году Фёдор переехал в райцентр — село Карпогоры (45 км от Верколы), чтобы закончить десятилетнюю школу. В 1938 году после окончания с отличием средней школы был зачислен без экзаменов на филологический факультет Ленинградского университета. После третьего курса, 22 июня 1941 года ушёл добровольцем в народное ополчение. Служил пулемётчиком 377-го артиллерийско-пулемётного батальона, в сентябре 1941 года был ранен в руку, после короткого лечения вновь вернулся на передовую. В ноябре 1941 года был тяжело ранен (пулей перебиты обе ноги), лишь по случайности обнаружен бойцом похоронной команды, собиравшей убитых. Провёл блокадную зиму 1941—1942 года в ленинградском госпитале, в апреле 1942 года был эвакуирован по льду Ладожского озера одной из последних машин. По ранению получил отпуск на 3 месяца, преподавал в Карпогорской школе.

Слайд 9

С апреля 1943 года был переведён в отдел контрразведки «Смерш» на должность помощника оперуполномоченного резерва, с августа 1943 года — следователь, с июня 1944 года — старший следователь следственного отделения отдела контрразведки. О том времени написал автобиографическую повесть «Кто он?», опубликованную его вдовой после его смерти. Демобилизован осенью 1945 года. Член ВКП(б) с 1945 года. Окончил с отличием филологический факультет Ленинградского государственного университета (1948) и поступил в аспирантуру ЛГУ. Во время учёбы познакомился со своей будущей женой Людмилой Крутиковой (впоследствии — литературным критиком, исследователем творчества И. А. Бунина). В 1951 году женился и защитил кандидатскую диссертацию по творчеству М. А. Шолохова. В 1951—1960 годах был старшим преподавателем, затем доцентом и заведующим кафедрой советской литературы ЛГУ. Много работал… Ф. А. Абрамов умер 14 мая 1983 года в Ленинграде. Похоронен в селе Веркола на правом берегу реки Пинега; на левом берегу находится Артемиево-Веркольский монастырь, вопросом восстановления которого Абрамов был озабочен в конце жизни. В Верколе открыт музей Абрамова.

Слайд 10

В очерке Ф. Абрамова "В краю родникового слова" читаем: "На Севере издревле вся жизнь, и повседневная, и праздничная, была пронизана многоцветным краснословьем… А как же иначе? Как жить в этом суровом краю без опоры на чудодейственную силу слова?" Ярким выразительным средством, используемым Фёдором Абрамовым, позволяющим ему подчеркнуть важные смыслы, сформировать образную систему произведений, являются сравнения и метафоры , заимствованные писателем из народной речи или стилизованные им под народную речь. Народная речь, по Абрамову, - живительный родник литературной речи, пополнять который первейшее дело писателя.

Слайд 11

Рассказ «Из колена Аввакумова» Ф.Абрамов написал в 1978 году. О чём? Как понять смысл названия?

Слайд 12

П.Г.Мясоедов «Сожжение протопопа Аввакума», 1897

Слайд 13

Протопо́п Аввакýм Аввакýм Петро́вич, (25 ноября 1620 года, Григорово, Нижегородский уезд — 14 апреля 1682 года, Пустозёрск) — протопоп города Юрьева-Повольского, противник церковной реформы Патриарха Никона XVII века, духовный писатель. В 1667 году Аввакум был наказан кнутом и сослан в Пустозёрск на Печоре. 14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозёрске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания… В 1916 году старообрядческая церковь причислила Аввакума к лику святых.

Слайд 14

Что удивило после прочтения рассказа? Что происходило в Койде? Кто такие икотницы? Что поведала Соломея?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ф.Абрамов «Деревянные кони»

Слайд 2

Дома: написать отзывы о рассказах Ф.А.Абрамова «Из колена Аввакумова» «Деревянные кони»

Слайд 3

Ф.А.Абрамов

Слайд 4

По ёмкости и лаконичности, по высоте идеала и нравственного чувства это одно из лучших произведений Фёдора Абрамова, которую сам он очень любил. Замысел возник осенью 1967 года (написан – в 1968), когда писатель жил в просторном доме своего друга Андрея Стахеева, где уединение и покой, где охота и рыбалка, а по вечерам – беседы о пережитом…

Слайд 6

1. Кто главный герой? 2. Что узнаём о жизни главного героя? 3. Почему такое название у произведения? 4. Какова идея? 5. Зачитайте самые главные слова этого произведения.

Слайд 7

Схема произведения автор Максим Урваева Василиса Милентьевна Василий Егор Евгения Иван Санька Марфа Мирон Оникович (муж) Оника Иванович (свёкр) д. Пижма

Слайд 8

Во многих своих произведениях Ф.Абрамов сравнивает героиню с осенним деревом, которое, увядая, отдаёт всё накопившееся за лето тепло, свет людям. Авторское восхищение звучит в словах: «Я вспоминаю сейчас эту мудрую голубоглазую старуху с трясущейся головой и всё больше дивлюсь её душевной красоте» (образ Милентьевны списан с матери друга, Авдотьи Ивановны), в рассказе читаем: «… чем покорила …Милентьевна… своей кротостью и великим терпением, но и своей твёрдостью, своим кремневым характером… эта безвестная, но великая в своих деяниях старая крестьянка из северной лесной глуши» Автор замечал, что она из породы тех русских женщин, что «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт», выявил в ней самые высокие черты русского характера: «в самоотречении уметь творить добро и светить людям»; «самопожертвование как высшее проявление русской красоты»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы по произведению А.В.Костюнина «Рукавичка» ( с использованием приема критического мышления через чтение и письмо)

Урок внеклассного чтения разработан по произведению А.В.Костюнина "Рукавичка" для 5-7 классов( с использованием приемов критического мышления)...

Урок литературы по произведению Э.Распе "Барон Мюнхаузен"

Урок  с использованием электронной презентации. Данный урок является уроком внеклассного чтения в 5 классе. Это урок-игра, который позволяет в интересной форме  - в виде соревнования между т...

"Любить, мечтать и верить..." Презентация к уроку литературы по произведению А.Грина "Алые паруса"

Презентация к уроку по моему любимому произведению А.Грина "Алые паруса". Создана для того, чтобы познакомить учащихся с удивительным миром и героями произведений А.Грина. В качестве иллюстраций испол...

Урок литературы по произведению Н.М. Карамзина "Наталья, боярская дочь""

Проектная деятельность на уроках литературы-одна из продуктивных педагогических технологий, позволяющих организовать самостоятельную работу учащихся....

Открытый урок литературы по произведению И. С. Тургенева "Бирюк"

Основной задачей урока является развитие умения "увидеть"героя художественного произведения, выявить авторскую позицию и сформировать собственную точку зрения на основе прочитанного. Работа с терминам...

Открытый урок литературы по произведению И. С. Тургенева "Бирюк"

Основной задачей урока является развитие умения "увидеть"героя художественного произведения, выявить авторскую позицию и сформировать собственную точку зрения на основе прочитанного. Работа с терминам...

Урок литературы по рассказу Ф. Абрамова "О чём плачут лошади"

Предаставленная разработка раскрывает идейное своеобразие рассказа Ф. Абрамова "О чём плачут лошади"...