РАБОЧАЯ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ) ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ «ДОНСКИЕ МУЗЕИ»
рабочая программа по краеведению на тему

Украйченко Наталья Николаевна

Рабочая программа создана для работы детского объединения "Донские музеи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_donskie_muzei.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ) ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ «ДОНСКИЕ МУЗЕИ»

Пояснительная записка

   Ростовская область – донской край – имеет огромный потенциал в формировании  активной жизненной позиции у современных школьников, в воспитании чувства патриотизма, любви к своей Родине. Вместе с тем, в последнее время в стране и у нас в регионе все более возрастает интерес к музеям. И не только к краеведческим. Это вызвано, прежде всего, ориентацией воспитательного процесса на гражданственность и патриотизм, во-вторых, это обусловлено развитием краеведения и туристско-краеведческой деятельности среди школьников. Усиление краеведческой составляющей образования, особенно если оно осуществляется на базе школьного музея - лучшая основа для патриотического воспитания подрастающего поколения, ведь школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием. Музей становится средством творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, является исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.

   Программа занятий объединения «Донские музеи» имеет духовно-нравственную и культурологическую направленность. Музей как социокультурное явление позволяет сохранять историческую память, способствует социализации личности. Изучение основ музейного дела, приобретение практических навыков в первый год обучения в объединении «Донские музеи» позволило учащимся расширить свой кругозор и творческий потенциал. Во втором году занятий в объединении учащиеся познакомятся с разнообразными музеями города Ростова-на-Дону, в том числе и школьными, а также в городах и селах Ростовской области. Существование музея позволяет, с одной стороны, наглядно продемонстрировать многие аспекты музейной работы, а с другой стороны, способствует дальнейшему активному развитию музея, позволяет формировать в определенной степени профессиональный актив, объединять юношеский коллектив. Процесс преподавания курса дает возможность сочетать коллективную, групповую, индивидуальные формы работы, использовать различные технологии обучения, формировать компетенции учащихся. Программа рассчитана на учащихся средних и старших классов. Учащиеся данных классов имеют достаточно высокую мотивацию к знаниям по истории, культурологии, географии, краеведению. У них формируется уровень информационной компетентности, самостоятельность, что позволяет организовать обучение на высоком продуктивном уровне.

   Цель: ознакомление учащихся с основными музеями Ростова-на-Дону и Ростовской области, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем вовлечения их в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность через музейные экскурсии, развитие творческой активности и самодеятельности детей.

Задачи программы:

  1. получить представление об основных музеях Ростова-на-Дону и Ростовской области;
  2. анализировать работу экскурсовода в музее;
  3. организовать поиск материалов для формирования и пополнения музейного фонда лицея №57;
  4. посетить все известные музеи города Ростова-на-Дону;

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа.

Формы работы и занятий:

Формы занятий: лекции, экскурсии, консультации, встречи с интересными людьми, проектная и исследовательская деятельность, использование Интернет - технологий, создание презентаций.  Но главное -  экскурсии в музеи города, оформление выставок, создание экспозиций в музейной комнате МБОУ лицея №57 имени Героя Советского Союза А.А. Бельгина

Формы работы

Цели и практическая направленность

Лекции

Получение знаний о различных музеях города и области.

Посещение музеев, экскурсии

Поиск тем для презентаций, фотовыставок. Составление музейных экскурсий. Ознакомление с оформлением экспозиций в различных музеях города и области.

Создание презентаций по профилю музея

Формирование умения отобрать нужный исторический материал, грамотно оформить  работу

Оформление фотовыставки

Учиться составлять выставочную фотоэкспозицию в соответствии с тематикой и правилами оформления фотовыставок и экспозиций

Выступление перед членами кружка с докладами, сообщениями.

Овладевать навыками публичных  выступлений, умением формулировать свои мысли и грамотно излагать их перед аудиторией.

Видеозанятия

Ознакомление с недоступными памятниками истории и культуры, музеями Ростовской области.

Работа по индивидуальному плану

Индивидуальные консультации

Посещение библиотек, музеев. Изучение по индивидуальному плану литературы, написание докладов и т.д., подготовка проектов и творческих работ

Оказание помощи учащимся в подготовке  творческих работ.

Проектно - исследовательская деятельность

Создание и реализация коллективного проекта деятельности школьного музея.

Ожидаемые результаты:

  1. в обучающей сфере - приобретение учащимися знаний по музееведению, усиление интереса учащихся к музейной деятельности (активность в создании самостоятельных исследовательских проектов);
  2. в воспитательной сфере - воспитание у учащихся чувства уважения к истории родной школы и ее традициям, сформированные отдельные аспекты патриотического мировоззрения и активной гражданской позиции;
  3. в развивающей сфере - достижение учащимися высокого уровня умений и навыков по научно-музейной обработке, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, проведение экскурсий по экспозициям музея; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации работ по профилю музея; сформированная коммуникативная компетентность и навыки ораторского искусства.

В результате работы объединения будут созданы презентации, посвященная донским музеям, а также ряд публикаций, в том числе в СМИ.

Содержание программы

   Содержание программы построено на сочетании теоретических и практических видов занятий, но в отличие от программы первого года обучения, значительно увеличивается количество практической части, заключающейся в посещении музеев и музейных комнат в Ростовской области и в городе Ростове-на-Дону.

   Методическое обеспечение программы: программа обеспечена наглядным материалом -  музейными предметами. Они включают в себя значительное количество вещественных, письменных источников, на примере работы с которыми учащиеся овладевают методикой музейной деятельности. В организации занятий используются визуальные средства – видеофильмы по истории и искусству, интернет -  сайты, содержащие информацию о музеях страны и мира. Программа обеспечена методическими видами продукции – это разработки лекций, бесед, практических занятий по музееведению. 

   Срок реализации программы – один год.

Учебно-тематический план

Тема занятия

Теория

Практика

Итого

Введение

2ч.

2ч.

1.

Основные музеи города, их классификация

4ч.

4ч.

2.

Посещение музеев Ростова-на-Дону

30ч.

30ч.

3.

Создание презентации, подготовка публикаций о музеях Ростова-на-Дону

4ч.

4ч.

4.

Школьные музеи и музейные комнаты

2ч.

2ч.

5.

Посещение школьных музеев Ростова-на-Дону

40ч.

40ч.

6.

Создание презентации, подготовка публикаций о школьных музеях Ростова-на-Дону

4ч.

4ч.

7.

Основные музеи Ростовской области и их классификация

4ч.

4ч.

8.

Посещение  городских и сельских музеев Ростовской области

50ч.

50ч.

9.

Создание презентации, подготовка публикаций о музеях Ростовской области

2ч.

2ч.

Итоговое занятие. Круглый стол.

2ч.

2ч.

12ч.

132ч.

144ч.

Содержание программы

Введение (2ч)

Предмет, цели и задачи объединения. Структура объединения. Проведение техники безопасности во время различных экскурсий.

Планируемые результаты:

  1. учащиеся должны представлять структуру объединения «Донские музеи»;
  2. принимать на себя роль участника объединения;
  3. освоение коммуникативной компетенции.

Тема №1. Основные музеи города, их классификация. (4ч)

1.1.Основные музеи Ростова-на-Дону.

Назначение музеев в обществе как хранителей предметов прошлого и центров научно-исследовательской деятельности. Музеи Ростова-на-Дону.

1.2. Классификация музеев Ростова-на-Дону.

Разнообразие профилей музеев, их особенности. Тематика музеев и их специфика. Основные направления деятельности музеев города. Планируемые результаты:

  1. учащиеся должны знать основные музеи города, их расположение и направления работы.
  2. уметь различать профили музеев;
  3. называть особенности профилей музеев.
  4. получить представление о различных музеях города Ростова-на-Дону;
  5. понимать значение музейной деятельности для развития чувства гражданственности, любви к малой Родине.
  6. уметь составлять презентации о деятельности музеев города Ростова-на-Дону.

Тема №2. Посещение музеев Ростова-на-Дону (30 ч.).

Планируемые результаты:

1.Серия экскурсий в местные музеи.

2. Изучение фондов музея.

3.Знакомство с деятельностью конкретного музея;

4.Определение специфики посещенного музея

Тема №3. Создание презентации, подготовка публикаций о музеях Ростова-на-Дону (4ч.)

Планируемые результаты:

1.Серия электронных презентаций, фотовыставок, видеороликов о посещенных музеях города Ростова-на-Дону

2. Подготовка отчетов и заметок к публикации, в том числе и в сети Интернет о посещенных музеях.

Тема №4. Школьные музеи и музейные комнаты (2ч.)

Понятие о школьном музее. Признаки школьного музея. Разнообразие школьных музеев города и их классификация.

Планируемые результаты:

  1. учащиеся должны знать признаки школьного музея и музейной комнаты;
  2. иметь представление о разнообразии школьных музеев города и их классификации.

Тема №5. Посещение школьных музеев Ростова-на-Дону (40ч.)

Планируемые результаты:

1.Серия экскурсий в школьные музеи.

2. Изучение фондов школьных музеев.

3.Знакомство с деятельностью школьных музеев;

4.Определение специфики посещенных музеев

Тема №6. Создание презентации, подготовка публикаций о школьных музеях Ростова-на-Дону (4ч.)

Планируемые результаты:

1.Серия электронных презентаций, фотовыставок, видеороликов о посещенных школьных музеях города Ростова-на-Дону

2. Подготовка отчетов и заметок к публикации, в том числе и в сети Интернет о посещенных школьных музеях.

Тема №7. Основные музеи Ростовской области и их классификация (4ч.)

Планируемые результаты:

1.        учащиеся должны знать основные музеи Ростовской области, их расположение и направления работы.

2.        уметь различать профили областных музеев;

3.        называть особенности профилей известных музеев Ростовской области.

4.        получить представление о различных музеях Ростовской области;

5.        понимать значение музейной деятельности для развития чувства гражданственности, любви к малой Родине.

Тема №8. Посещение  городских и сельских музеев Ростовской области (50ч.)

Планируемые результаты:

1.Серия экскурсий в известные музеи Ростовской области.

2. Изучение фондов музеев Ростовской области.

3.Знакомство с деятельностью музеев Ростовской области;

4.Определение специфики посещенных музеев

Тема №9. Создание презентации, подготовка публикаций о музеях Ростовской области (2ч.)

Планируемые результаты:

1.Серия электронных презентаций, фотовыставок, видеороликов о посещенных музеях Ростовской области;

2. Подготовка отчетов и заметок к публикации, в том числе и в сети Интернет о посещенных музеях.

Итоговое занятие. Круглый стол.

Планируемые результаты:

  1. активизация участия учащихся в конференциях, конкурсах, олимпиадах;
  2. проведение дня музея в школе.
  3. беседа с сотрудниками музеев

Литература:

  1. «Ростов-на-Дону и окрестности. Тайны степного мегаполиса. Часть №1. (путеводитель)» О.А. Хорошев. Ростов-на-Дону. ООО «Наш регион». 2009 г.;
  2. «Таганрогское ожерелье» (видеофильм) ГТРК «Дон-ТР»;
  3. «Великокняжеский конный завод» (видеофильм);
  4. «Азовский район» (буклет). Администрация Азовского района Ростовской области;
  5. «Донское туристское кольцо» В.Ф. Чеснок. Ростовское книжное издательство;
  6. «Памятники Дона» В.И. Андрианов, А.Г. Терещенко. Ростовское книжное издательство. 1981 г.
  7. «Неопалимая купина» В. Моложавенко. Москва. Издательство «Мысль» 1974 г.;
  8. «Таганрогский краеведческий музей» Н.А. Дари и др. Ростовское книжное издательство, 1976 г.;
  9. «Музей «Домик Чехова»» В. Сегедов. Ростовское книжное издательство. 1958 г.
  10.  «Памятники и памятные места станицы Егорлыкской (путеводитель)» А.А. Украйченко. ООО «Формат» станица Егорлыкская. 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательно-образовательная программа «Сторонушка донская»

Администрация города Новочеркасска Управление образованиямуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детского творчества...

Рабочая программа детского объединения "Донская флористика"

Креативная флористика - это один из видов визуального искусства, где художник с помощью цветов создает эстетический образ, наполненный содержанием....

Рабочая образовательная программа объединения «Бисероплетение»

     Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность и составлена в соответствии с Положением о студии декоративно-прикладного творчества.  ...

Рабочая программа "Здравствуй, Русский Музей"

Рабочая нелинейная программа внеурочной деятельности в качестве проекта класса составлена на основании посещения экскурсий в Русский музей. Расчитана на 6 класс общеобразовательной школы, имеет социал...

Рабочая программа кружка "Школьный музей"

Программа предназначена для проведения занятий кружка "Школьный музей"....

Рабочая программа дополнительно образования "МУЗЕЙ"

Наверное, каждый родитель задаётся вопросом, зачем отдавать моего ребёнка на то или иное детское объединение? что он сможет вынести из него? Какие навыки и знания получит?Главная цель нашей музейной д...

Рабочая программа по дополнительной общеразвивающей программе объединения туристско-краеведческой направленности «Компас открытий»

Цель  программы: создание условий для формирования всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения, развитие двигательной, функциональной активности обучающихся, сохранение и у...