Рабочая программа по краеведению. 5 класс.
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему

Агафонова Екатерина Сергеевна

Рабочая программа по краеведению для 5 класса с календарно-тематическим планированием. Саратовская область.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie.doc181 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Поволжье немыслимо без упоминания о Волге. В какой области ни жили наши земляки, все они с гордостью называют себя волжанами.

Предлагаемый предмет отличается от традиционного курса литературы. Специфика его – двойственная природа, соединение литературы как искусства слова с краеведением. Поэтому учебный предмет «Культура народов Поволжья» сохраняет среди своих целей воспитание художественного вкуса и воспитание читателей, с другой стороны, предполагает углубление представлений о Поволжье и людях, его населяющих.

Главная цель вводимого предмета – пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с ее прошлым и настоящим, чувства толерантности к народам, населяющим наш край.

Для достижения этой цели выдвигаются конкретные задачи:

  • просветительская (приобщить к истории культуры и устному народному творчеству народов Поволжья);
  • агитационная (увлечь школьников пафосом литературно-краеведческого поиска);
  • эстетическая (раскрыть школьникам богатство мира идей и образов сказаний и легенд народов Поволжья);
  • лингвокоммуникативная (обогатить устную и письменную речь школьников);
  • обучающая (обучить начальным навыкам музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, классификации печатных и рукописных материалов).

В центре занятий находится работа над бытом, обычаями и произведениями фольклора какого-либо поволжского народа, отрабатываются теоретические понятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений. Используются в работе также и термины, характеризующие краеведческую сторону курса.

Общая характеристика программы

Проведение предмета предполагает сочетание различных видов деятельности школьника и учителя.

  1. Учебная:
  1. классная работа (уроки различных типов, в том числе лекции, проведение литературно-краеведческих викторин, олимпиад, элементы фольклорного и литературно-краеведческого театра, заочные путешествия по Поволжью с использованием литературной карты);
  2. внеклассная работа с книгой (чтение и изучение легенд и сказаний, поиск справок в словарях и справочной литературе, энциклопедиях; сбор нужных материалов из периодических изданий, их классификация и т.д.);
  3. развитие устной и письменной речи (классное и внеклассное), реализуемое в разных формах работы: устный рассказ о своих впечатлениях, изложение текстов легенд и сказаний, сочинения разных жанров и форм и т.д.
  1. Эвристическая (участие в читательских конференциях, экскурсиях в музеи).
  2. Творческая (выпуск специальных стенных газет, бюллетеней, альманахов, проведение литературно-краеведческих вечеров, подготовка заметок и статей в стенные газеты, в местные и областные газеты, подготовка докладов, работа над проектами).

Основные принципы реализации программы: 

  • научность;
  • доступность;
  • добровольность;
  • субъектность;
  • деятельностный и личностный подходы;
  • преемственность;
  • результативность;
  • партнерство;
  • творчество и успех.

Описание места предмета  в учебном плане

Над программой можно работать один год, в конце которого обучающийся проводит защиту своего проекта «Мы разные, но мы вместе». Программа предусматривает проведение занятий один раз в неделю.

После каждого занятия предусматривается творческая работа, которая оценивается учителем. Отметки выставляются в журнал.

Предмет связан с родственными учебными дисциплинами – основным курсом литературы, курсами русского языка, отечественной истории, географии.

Требования к результатам обучения

Личностные результаты:

  • осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
  • испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну;
  • осознавать себя гражданином России;
  • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
  • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
  • уважать иное мнение;
  • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

  • учиться обнаруживать и формулировать проблему;
  • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;
  • работать по составленному плану;
  • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Познавательные:

  • предполагать, какая информация нужна;
  • выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
  • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
  • выстраивать логическую цепь рассуждений;
  • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Коммуникативные:

  • организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
  • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
  • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

 

Предметные результаты

В результате изучения предмета ученик должен знать:

  1. Содержание произведений, подлежащих изучению;
  2. Основные понятия устного народного творчества,  культуры народов Поволжья;
  3. Основные теоретико-литературные понятия предмета.

В результате изучения предмета  ученик должен уметь:

  1. Работать с книгой;
  2. Определять принадлежность художественного произведения к одному из жанров устного народного творчества;
  3. Выражать свое отношение к прочитанному;
  4. Выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  5. Владеть различными видами пересказа;
  6. Строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  7. Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Учебно-тематический план

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Жанры устного народного творчества. Моя родословная

2

2

Топонимика. История в названиях

2

3

Предания волгарей

2

4

Обитатели Среднего Поволжья

2

5

Сербские сказки

2

6

Татарские легенды

2

7

Мифы и легенды чувашей

2

8

Мифы и легенды мордвы

2

9

Предания княжеской Руси

2

10

Сказания о немцах Поволжья

2

11

Мифы и легенды казахов

2

12.

Предания о волжских малороссах

2

13

Создание итогового проекта «Мы разные, но мы вместе – Россия»

4

14

Защита проектов

2

15

Резерв (желательно использовать на экскурсии)

5


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Жанры устного народного творчества. Моя родословная

Пословицы и поговорки. Страшилки. Дразнилки. Былички. Сказки. Мифы, легенды, предания, сказания как формы познания и эстетического восприятия окружающего мира.

Родословная. Начальные сведения о топонимике.

Творческая работа. Моя родословная (с привлечением иллюстративного материала по УНТ, собранного ребятами в своих семьях, характерного для каждого поколения).

Топонимика. История в названиях

Что изучает топонимика? Район, область, где мы живем. Короткий исторический экскурс в историю населенного пункта, в котором проживают учащиеся, области, в которой находится населенный пункт. Место моей семьи в истории родного края и на карте области.

Тексты для чтения: предания о родном городе. Литературные произведения о родном городе.

Творческая работа. Предание, сказание, легенда, миф о происхождении города, в котором живешь.

Экскурсии

  1. Экскурсия по улицам города «О чем рассказывают названия улиц и районов населенного пункта?».
  2. Экскурсия в местный краеведческий музей «История города».
  3. Экскурсия в областной краеведческий музей (если есть такая возможность).

Предания волгарей

Сколько названий у Волги? Что такое Среднее Поволжье? Специфика местности (краткий обзор географического положения, растительного и животного мира). «Ковыли» – легенда о происхождении ковыля. Структура легенды. Использование языковых средств для создания образа.

Тексты для чтения: предания, записанные М. Ежовым: «Как вас прозывают», «Первый силач Волги», «Машинист», «Лоцман»; В.Н. Марохиным: «Городецкие мастера», «Про Никитушку Ломова», «Медвежий парад», «Потаенное подземелье»; Г. Шенеманом: «Пароход на лугу» (по выбору учителя). Возможно использование других преданий, имеющихся у учителя.

Творческая работа. Создание легенды о происхождении растения, произрастающего в вашей местности.

Обитатели Среднего Поволжья

Народы, жившие в нашем крае в глубокой древности. Народы области. История заселения. Народы района, в котором проживает школьник.

Тексты для чтения: предания и легенды о народах, проживающих в вашем крае.

Творческая работа. Литературно-изобразительный проект «Мы на карте области» (оформление мини-карты в сопровождении с литературными цитатами о народностях, заселяющих область, район).

Экскурсии

  1. Экскурсия в местный краеведческий музей «Народы нашего края».
  2. Экскурсия в областной краеведческий музей (если есть такая возможность).
  3. Экскурсия в музей этнографии.

Сербские сказки

Сербы на Волге. Сербские сказки. Сюжеты и герои разных сказок. Их построение. Особенности манеры их исполнения. Нравственные идеалы в сказках.

Тексты для чтения: «Рубаха счастливого человека», «Сливы за сор», «Кто не работает, тот не ест», «Правда и кривда», «Счастье и ум», «Век живи – век учись».

Творческая работа. Образ автора сербских сказок (сочинение-коллаж из цитат сербских сказок).

Татарские легенды

Татары на Волге. Быт и обычаи в татарских легендах. Близость нравственных идеалов, утверждаемых в сказках, легендах, преданиях разных народов. Отражение действительности в легендах и сказках.

Тексты для чтения: «Предания о Казани», «Завещание», «Правда спасает, а неправда подводит», «О кривой березе».

Творческая работа. Народы разные, а мораль… (сочинение на основе сравнительного анализа сербской сказки «Правда и кривда» и татарской сказки «Правда спасает, а неправда подводит»).

Экскурсии

  1.  Экскурсия на раскопки.
  2. Экскурсия в областной краеведческий музей.
  3. Экскурсия в школы татарских сел, изучающие историю своего народа.

Мифы и легенды чувашей

Чуваши на Волге. Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах. Мифы как форма познания и эстетического восприятия мира. Яркость поэтического представления об окружающей природе. Отражение действительности в мифах. Чувашские мифологические персонажи. Улып-Великан.

Тексты для чтения: «Земля Улыпа», «Гора Чабырлы», «Мост Азамата», «Отчего ласточка двухвостая», «Почему сосна и ель вечнозеленые», «Как ловили луну».

Творческая работа. Сочинение мифа о каком-либо явлении природы, характерном для нашей местности.

Экскурсии

Возможна экскурсия в краеведческий музей районного центра Базарный Карабулак.

Мифы и легенды мордвы

Быт и обычаи в мифах и легендах мордвы. Средства художественной выразительности. Герои. Сюжеты.

Тексты для чтения: «Ехал по Волге князь Мурза», «Волга-Рав и Каспий», «Алтырь и Инсар», «Как кузнец соседа подковал».

Творческая работа. Сочинение мифа о происхождении города, поселка, деревни района, в котором проживает школьник (обязательное условие – учитывать исторические факты).

Экскурсии

Возможна экскурсия в школы мордовских сел, изучающие историю своего народа.

Предания княжеской Ручи

Что значит быть русским? Быт и обычаи, история страны в преданиях княжеской Руси. Обрядовая поэзия.

Тексты для чтения: «Про град Китеж», «Легенды о граде Китеже», «Утесы над Волгой», «Воцарение Ивана Грозного», «Наказание Волги», «Свеча».

Творческая работа. Сочинение о происхождении русского народа (жанр выбирают учащиеся).

Сказания о немцах Поволжья

Немецкие колонии на Волге. Б. Пильняк «Немецкая история». Роль фольклорных вставок в произведении. Сказания о немцах Поволжья.

Тексты для чтения: Б. Пильняк «Немецкая история», сказания о немцах Поволжья.

Творческая работа. Как немцы на Волгу попали (жанр выбирают учащиеся).

Экскурсии

Возможна экскурсия в областной краеведческий музей (если есть такая возможность) на выставку «Из истории немцев Поволжья».

Мифы и легенды казахов

Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. Сюжет, герои.

Тексты для чтения: «Сказания об орлах», Легенда о Ер-Каптагае.

Творческая работа. Волжские просторы в легендах казахского народа. Возможно сочинение «О чем поет ветер?» (жанр выбирают учащиеся, обосновывая свой выбор).

Предания о волжских малороссах

«Откуда есть пошла украинская земля?» Обычаи и быт малороссов. Обрядовая поэзия.

Тексты для чтения: «Иван-да-Марья».

Творческая работа. Сочинение о происхождении украинского народа (жанр выбирают учащиеся).

Календарно-тематическое планирование курса «Краеведение» на 2015-2016 учебный год.

№ урока

Тема и тип урока

Тип урока

Планируемые результаты

Виды контроля

Дата проведения

предметные

метапредметные УУД

Личностные УУД

план

факт

1-2

Жанры устного народного творчества. Моя родословная 

Урок ознакомления с новым материалом

Научатся: называть отличие человека от животного; работать с текстом учебника.

Получат возможность научиться: анализировать

схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных

точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются

на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

Осмысливают

гуманистические

традиции и ценности современного общества

Актуализация знаний

3.04

10.04

3-4

Топонимика. История в названиях 

комбинированный

Научатся: определять свое место среди сверстников и взрослых, пони

мать себя.

Получат возможность научиться: анализировать

свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; использует

знаково-символические средства, в том числе схемы для решения задач.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм

действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей

Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно- познавательный интерес

к новому материалу и способам решения новой задачи

Устный опрос

17.09

24.09

5- 6

Предания волгарей 

Урок ознакомления с новым материалом

Научатся: изучать историю своей страны; определять ее функции; характеризовать семейно-право- вые отношения.

Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания

Устный опрос

1.10

8.10

7- 8

Обитатели Среднего Поволжья 

Урок ознакомления с новым материалом

Научатся: характеризовать семейно-правовые отношения.

Получат возможность научиться: анализировать важные признаки семьи, такие как совместный труд и ведение домашнего хозяйства; работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений:

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности

Тестовый контроль

15.10

22.10

9-10

Сербские сказки 

Урок ознакомления с новым материалом

Научатся: с уважением относиться к образу жизни

и культуре разных народов.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать

логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи и зависимости

между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные

учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Проявляют заинтересованность

не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей

группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/

неуспешности

учебной деятельности

Тестовый   срез знаний

29.10

12.11

11-12

Татарские легенды 

Урок обобщения

и систематизации знаний

Научатся: с уважением относиться к образу жизни

и культуре разных народов.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать

логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения

коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои

затруднения).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, предлагают помощь и сотрудничество

Определяют целостный, социально ориентированный взгляд

на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий

Практическая работа №1

19.11

13-14

Мифы и легенды чувашей 

Урок ознакомления с новым материалом

Научатся: с уважением относиться к образу жизни

и культуре разных народов.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать

логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

Устный опрос

26.11

3.12

15-16

Мифы и легенды мордвы 

комбинированный

Научатся: с уважением относиться к образу жизни

и культуре разных народов.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать

логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности

Решение проблемных заданий.

10.12

17.12

17-18

Предания княжеской Руси 

комбинированный

Научатся: выстраивать причинно-следственные связи.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение,

суждения

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе мо

дели и схемы для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, которые выражаются в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия

Фронтальный опрос

24.12

14.01

18-20

Сказания о немцах Поволжья 

Урок обобщения

и систематизации знаний

Научатся: организовывать свое свободное время; определять свои отношения с людьми других национальностей.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение,

суждения

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную

цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют

активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных

задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия

Проявляют доброжелательность

и эмоционально-

нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им

Тестирование

21.01

21-22

Мифы и легенды казахов 

Урок ознакомления с новым материалом

Научатся: с уважением относиться к образу жизни

и культуре разных народов.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать

логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную

цель; используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий

Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Устный опрос

28.01

4.02

23-24

Предания о волжских малороссах

комбинированный

Научатся: с уважением относиться к образу жизни

и культуре разных народов.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать

логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый контроль

Выражают адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности

Тестовый контроль

11.02

18.02

25-26-27

Создание итогового проекта «Мы разные, но мы вместе – Россия»

Урок обобщения

и систематизации знаний

Научатся: с уважением относиться к образу жизни

и культуре разных народов.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать

логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия

Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им

Фронтальная беседа

25.02

3.03

17.03

28-29

Защита проектов 

Урок ознакомления с новым материалом

Научатся: с уважением относиться к образу жизни

и культуре разных народов.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать

логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную

цель; используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных

точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются

на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий

Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю

Тестовый контроль

24.03

7.04

30-34

Резерв 

Урок ознакомления с новым материалом

Научатся: определять государственные символы.

Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо;

работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную

цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют

активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия

Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю

Тестовый опрос

14.04

21.04

28.04

12.05

19.05

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Требования к уровню освоения программы в соответствии с ФГОС

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

  • сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
  • способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
  • сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач с использованием знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
  • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Индивидуальный проект (или учебное исследование) выполняется обучающимся в течение одного года и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного и др.

Предполагаемые результаты реализации программы

и критерии их оценки

Обучающиеся должны научиться:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Фактологическая точность

1-3 балла

Оригинальность

1-3 балла

Дизайн

1-3 балла

Композиционная целостность

1-3 балла

Качество изображения

1-3 балла

Интерактивность

1-3 балла

Грамотность

1-3 балла

Итого

Максимум 21 балл

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Новизна и необычность подхода автора

1-3 балла

Актуальность изображаемого

1-3 балла

Эмоциональность изображаемого

1-3 балла

Техника

1-3 балла

Композиция

1-3 балла

Изобразительная целостность рисунка

1-3 балла

Художественное качество рисунка

1-3 балла

Итого

Максимум 21 балл

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

(РАССКАЗОВ, ЭССЕ, СОЧИНЕНИЙ, СТИХОТВОРЕНИЙ, РЕЦЕНЗИЙ, ФАНФИКОВ)

Содержание

1-3 балла

Творческая глубина

1-3 балла

Логичность и последовательность

1-3 балла

Умение работать с источниками

1-3 балла

Оригинальность

1-3 балла

Художественное оформление

1-3 балла

Грамотность

1-3 балла

Итого

Максимум 21 балл

ПЕРЕВОД БАЛЛОВ В ОТМЕТКИ

0-10 – «2»

11-14 – «3»

15-18 – «4»

19-21 – «5»

Учебно-методические средства обучения

Литература для учителя

  1. Волжские сказки, легенды, были: учебное пособие для 5 класса / сост. Л.П. Толкачева. – Саратов: КИЦ «Саратов телефильм»: Добродея, 2008.
  2. Зеленин К.Д. Восточнославянская этнография / К.Д. Зеленин. – Москва, 1995.
  3. Культура и искусство Поволжья: межвузовский сборник научных статей. – Саратов: Государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2002.
  4. Культура народов Поволжья: электронный УМК.
  5. Материалы музеев краеведения и этнографии.
  6. Мифы древней Волги: мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших берега великой реки с древнейших времен до наших дней / сост. В.И. Вардугин. – Саратов: Надежда, 1996.
  7. Рабочая тетрадь для 5 класса к пособию «Волжские сказки, легенды, были» (программа «Культура народов Поволжья») / Е.Л. Юнг, Т.Ю. Сторожева, Л.П. Толкачева. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм»: Добродея, 2012.
  8. Саратовский вестник. – 1995. – Вып. 5. Костюм.
  9. Фольклор Саратовской области / сост. Т.М. Акимова. – Саратов: областное изд-во, 1946.
  10. Юнг Е.Л. Методические рекомендации и этнографические материалы для проведения занятий по программе «Культура народов Поволжья» / Е.Л. Юнг, Т.Ю. Сторожева. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм»: Добродея, 2009.

Литература для учащихся 

  1. Волга – река русская. – Саратов: Саратовское книжное изд-во, 1954.
  2. Волжские сказки / сост. В.Н. Морохин, В.И. Вардугин. – Саратов: Надежда, 1993.
  3. Мифы древней Волги: мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших берега великой реки с древнейших времен до наших дней / сост. В.И. Вардугин. – Саратов: Надежда, 1996.
  4. Серия «Сказки народов мира».
  5. Сказки Саратовской области. – Саратов: Областное изд-во, 1937.
  6. Толкачева Л.П. Волжские сказки, легенды, были: учебное пособие для 5 класса. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм»: Добродея, 2012.
  7. Фольклор Саратовской области / сост. Т.М. Акимова. – Саратов: областное изд-во, 1946.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....

рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Данная рабочая програма сосотавлена на  основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС,  2008)  для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...

Рабочая программа по краеведению 9 класс

Рабочая программа по краеведению для 9 класс...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Рабочая  учебная программа составлена на основе  программы «Культура народов Поволжья»....

Рабочая программа по краеведению 7 класс.

Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7  класса общеобразовательных школ,  авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009....