Рабочая программа по краеведению 9 класс
рабочая программа по краеведению (9 класс) на тему

Гаврилова Лариса Юрьевна

Рабочая программа по краеведению в 9 классе предназначена для преподавания предмета краеведение в Воронеже и Воронежской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_kraevedeniyu_9_klass.docx32.83 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), примерной  региональной программы с учетом авторской программы под редакцией  Ершовой А.В., Вороновой М.Л.

Краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности и патриотизма. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города, села с «большой» Родиной, помогает уяснить единство истории каждого города, села с историей и жизнью нашей страны.

Учащиеся в процессе урочной или внеурочной деятельности приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность может иметь различные уровни по степени сложности: от простого усвоения исторических знаний на уроках  до поиска новых знаний.

Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории  стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции.

Цели:

•        понимал свою связь с окружающим его миром, эффективно взаимодействовал с ним;

•        осознавал значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;

•        интересовался жизнью края;

•        умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства;

•        участвовал в решении проблем окружающего его социума.

Задачи:

Формировать знания:

•        об этапах развития наследия на примере конкретных объектов;

•        о жизнедеятельности жителей края на конкретных примерах;

•        об уникальности наследия края и его связи с отечественным и мировым наследием на примере конкретных объектов;

•        о проблемах края;

•        о значимости объектов культурного наследия края для его жителей, для России.

Место предмета в учебном плане.

Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 97 для изучения обществознания в 9 классе отводится 34часа из расчета 1 часа в неделю.

2.Содержание рабочей программы.

Тема 1. Воронежская губерния во второй половине XIX века (5 часов)

Воронежская губерния в пореформенный период.

Реформа 1861 года в губернии: особенности ее проведения и последствия. Развитие капитализма и изменение структуры населения губернии. Народническое движение в крае. Деятельность народников в крае. Г. Плеханов, А.И.Желябов, А.Д.Михайлов и др. «Наши», «Земля и воля», «Черный передел». Социально-экономические условия жизни рабочих. Выступления и стачки в крае. Первые марксистские кружки. Начало рабочего движения и зарождение первых социал-демократических организаций.

Развитие образования в крае. Деятельность С.И.Мосина, М.А.Веневитинова.  Деятели культуры – уроженцы Воронежского края. Художники  И.Н. Крамской, Н.Н. Ге.

Тема 2. События начала XX века в истории Воронежского края (3 часа)

Социально-экономическое развитие губернии. Положение рабочих, крестьян. Социал-демократические организации накануне первой русской революции. Революция 1905–1907 гг. в Воронеже и Воронежской губернии: Февральская стачка, восстание солдат дисциплинарного батальона, декабрьская политическая стачка, крестьянские выступления зимой – весной 1906 года. Зарождение представительной демократии в крае.

Повседневная и общественно-культурная жизнь губернии. Изменение внешнего облика Воронежа: открытие памятников, строительство новых зданий. Новые учебные заведения.

Тема 3.  Военно-политическая борьба в Воронежской губернии накануне и после Октября 1917 г (5 часов)

События Февраля 1917 года в Воронеже и губернии.  Установление двоевластия. Деятельность различных партий в период двоевластия. Провозглашение советской власти осенью 1917 года в крае. Претворение в жизнь декретов новой власти. Борьба политических сил в Советах на местах. Гражданская война в губернии. Начало вооруженной борьбы на Дону. Военные действия летом 1918 – зимой 1919 гг., летом – осенью 1919 г.

Окончание гражданской войны в крае в 1922 г. Народное хозяйство Воронежской губернии в условиях гражданской войны (1918 – 1920 гг.).

 Тема 4. Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920–1930 годы (6 часов)

 Восстановление и реконструкция промышленности. Развитие кооперации в деревне. Образование Центрально-Черноземной области (1928 г.) и преобразование в 1934 году в Воронежскую область. Индустриализация в Воронежской области.  Интенсивный рост промышленного производства в крае, трудовой энтузиазм в годы индустриализации. Коллективизация в Черноземье. Развитие кооперации. Образование колхозов.  Драматизм проведения коллективизации в Черноземье. Сталинские репрессии в Воронежском крае. Массовые репрессии партийно-государственных работников, интеллигенции, крестьян, рабочих, церковнослужителей.

Культурная жизнь в Воронежской губернии и изменения в культурном строительстве. Переход  ко всеобщему среднему образованию. Развитие высшего и среднего образования. Преображение г. Воронежа.

 Тема 5. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны и послевоенного строительства (8 часов)

Воронежская область в начале войны. Начало мобилизации в армию и формирование Воронежского добровольческого полка. Перестройка промышленных предприятий на военный лад, эвакуация части воронежских заводов. Начало массированных налетов фашистской авиации на город.

Военные действия на территории Воронежской области. Наступление на Воронежском направлении (лето 1942 г.). Образование  Воронежского фронта (командующий генерал Н.Ф. Ватутин). 212 дней боев за Воронеж. Героизм защитников города. Острогожско-Россошанская и Воронежско-Касторненская наступательные операции и их значение.

Злодеяния гитлеровцев на воронежской земле. Боевые и трудовые подвиги наших земляков в годы войны. Героизм, запечатленный в мемориалах, памятниках, музеях, названиях улиц.

Народное хозяйство области в восстановительный период (1945–1950 гг.). Восстановление промышленности. Возрождение промышленности. Возрождение деревни. Восстановление городов Воронежской области. Возрождение культурных ценностей.

 Тема 6. Хозяйственное и культурное развитие области в 1950–1990 годы (3 часа)

Воронежская область в период «оттепели». Воронеж в 70 – 80-е гг. Рост промышленного производства, строительство новых предприятий (Воронежский шинный завод, завод тяжелых механических прессов, завод радиодеталей, Острогожский консервный завод, Нововоронежская атомная электростанция и др.), реконструкция ранее построенных.

Развитие сельского хозяйства области. Концентрация и специализация сельскохозяйственного производства.  Социальные проблемы деревни. Массовое жилищное и социально - бытовое строительство в г. Воронеже и области.

 Достижения наших земляков в области культуры. Развитие образования  на территории области. Воронежские учёные с мировым именем. Воронежские писатели.

 Тема 7. Современный этап развития Воронежа и области (5 часов)

Крупные предприятия края. Экономика края на современном этапе развития: ее особенности. Перспективы развития области. Система управления областью и органы местного самоуправления: их функции, взаимодействие, эффективность.

Развитие образования и культуры в Воронежской области. Современная архитектура и строительство. Новые памятники в Воронеже и области. Современная театральная жизнь.

Проблемы и трудности современного этапа развития края и пути их решения. Современное состояние экономики. Крупные промышленные предприятия области. Особенности развития сельскохозяйственного производства.

3.Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения истории края ученик должен:

знать (понимать):

  • основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края;
  • изученные виды источников;

уметь:

  • соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показать на исторической карте территории расселения народов, границы края, города, места значительных исторических событий;
  • рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры

4.Календарно-темктическое планирование

№№ п/п

Дата

Тема урока

Количество часов

Домашнее задание

план

факт

Тема 1. Воронежская губерния во второй половине XIXв. (5 ч)

1.

1.09-6.09

Реформа 1861 г. в губернии: особенности её проведения и последствия.

1

глава 7, с.62-66.

(Панова)

2.

8.09-13.09

Народническое движение в крае.

1

глава 7,с. 67-69. (Панова)

3.

15.09-20.09

Начало рабочего движения и зарождение первых социал-демократических организаций.

1

глава 7, с. 69-71. (Панова)

4.

22.09-27.09

Деятели культуры – уроженцы Воронежского края.

1

глава 7, с. 71-74 (Панова)

5.

29.09-4.10

Урок-зачет по теме: Воронежская губерния в пореформенный период.

1

с.74 (Панова)

Тема 2. События начала XX в. в истории Воронежского края (3 ч)

6.

6.10-11.10

Социально-экономическое развитие губернии.

1

глава 8, с.76-80 (Панова)

7.

13.10-18.10

Революция 1905 – 1907 гг. в Воронеже и Воронежской губернии.

1

глава 8, с.80-90 (Панова)

8.

20.10-25.10

Общественно-культурная жизнь губернии.

1

глава 8, с.90-93 (Панова)

Тема 3. Военно-политическая борьба в Воронежской губернии накануне и после Октября 1917

г. (5 ч)

9.

27.10-1.11

События Февраля 1917 г. В Воронеже и губернии.

1

глава 8, с.93-95 (Панова)

10.

10.11-15.11

Провозглашение советской власти осенью 1917 г. в крае.

1

глава 9, с.101-107 (Панова)

11.

17.11-22.11

Гражданская война в губернии.

1

глава 9, с. 107-110 (Панова)

12.

24.11-29.11

Гражданская война в губернии.

1

глава 9, с. 110-117 (Панова), с. 122-124

13.

1.12-6.12

Урок-зачет по теме: «Военно-политическая борьба в Воронежской губернии накануне и после Октября 1917 г.

1

глава 8, с.95; глава9, с.124.

Тема 4. Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920 – 1930 гг. (6 ч)

14.

8.12-13.12

Восстановление хозяйства и реконструкция промышленности.

1

глава 9, с.117 -122 (Панова)

15.

15.12-20.12

Индустриализация в Воронежской области.

1

глава 10, с.127-139 (Панова)

16.

22.12-27.12

Коллективизация в Черноземном крае.

1

глава 10, с.127-139 (Панова)

17.

12.01-17.01

Сталинские репрессии в Воронежском крае.

1

глава 10, с.134-140 (Панова)

18.

19.01-24.01

Культурная жизнь в Воронежской губернии и изменения в культурном строительстве.

1

глава 10, с. 138-139 (Панова)

19.

26.01-31.01

Урок-зачет по теме: «Социально-экономическое положение Воронежского  края в 1920 – 1930 гг.»

1

глава 10, с. г139-140. (Панова)

Тема 5. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны и послевоенного строительства (8 ч)

20.

2.02-7.02

Воронежская область в начале войны.

1

глава 11, с. 142-144 (Панова)

21.

9.02-14.02

Военные действия на территории Воронежской области.

1

глава 11, с. 144-150 (Панова)

22.

16.02-21.02

Боевые и трудовые подвиги наших земляков в годы войны.

1

глава 11, с.150-154 (Панова)

23.

23.02-28.02

Практикум: сочинение «Война в судьбе моей семьи»

1

конспект

24.

2.03-7.03

Заочная экскурсия по местам боевой славы. Посещение музея «Арсенал».

1

план-конспект в тетради

25.

9.03-14.03

Заочная экскурсия по местам боевой славы. Посещение музея «Арсенал».

1

проектная работа

26.

16.03-21.03

Восстановление народного хозяйства.

1

глава 11, с, 154-157 (Панова)

27.

1.04-4.04

Урок-зачет по теме « Воронежская область в годы Великой Отечественной войны и послевоенного строительства».

1

глава 11, с.157.

Тема 6. Хозяйственное и культурное развитие области в 1950-1990 гг. (3 ч)

28.

6.04-11.04

Воронежская область в период «оттепели». Воронеж в 70-80-е гг.

1

глава 12, с.159-169 (Панова)

29.

13.04-18.04

Воронежская область в период «оттепели». Воронеж в 70-80-е гг.

1

глава 12, с. 169-170  (Панова)

30.

20.04-25.04

Достижения наших земляков в области культуры.

1

конспект, доклады, презентация.

Тема 7. Современный этап развития Воронежа и области (5 ч)

31.

27.04-1.05

Экономика края на современном этапе.

1

Конспект в тетр, задание в тетр.

32.

4.05-9.05

Экономика края на современном этапе.

Конспект в тетр, задание в тетр.

33.

11.05-16.05

Развитие образования и культуры в Воронежской области.

1

Конспект в тетр, задание в тетр.

34.

18.05-23.05

Проблемы и трудности современного этапа развития края и пути их разрешения.

1

Конспект в тетр, задание в тетр.

5.Учебно-методическое обеспечение программы

Список литературы, рекомендованной учителю:

  1. Историческое краеведение Воронежской области. Учебное пособие\ В.И.Панова, А.О.Амелькин. Науч. ред. Б.Я.Табачников. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2012.
  2. Панова В.И. История Воронежского края: Учеб. – методич. пособие. – Воронеж: «Родная речь», 1999.
  3. Краеведение: программа курса в 5 – 11 классах образовательных учреждений Воронежской области. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2008.
  4. Интернет – ресурсы.
  5. Загоровский В.А. Воронежская историческая энциклопедия. – Воронеж: Изд-во «Истоки», 1992.
  6. Воронежские корабли: Зарождение регулярного военного флота: Учебно-методич. пособие. – Воронеж; «Родная речь», 1996.
  7. Загоровский В.П. Петр Великий на Воронежской земле. – Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1996.
  8. Загоровский В.П. История вхождения Центрального Черноземья в состав Российского государства в XVI веке. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991.
  9. Загоровский В.П. О древнем Воронеже и слове «Воронеж». – Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1971.
  10. Аббасов А.М., Остапенко В.С. Загадки и тайны Воронежского края. – Воронеж: Центр. – Чернозем. кн. изд-во, 1992.
  11.  Винников А.З., Синюк А.Г. По дорогам минувших столетий. Археологи о древней истории Воронежского края. Серия «Земля Воронежская. Страницы истории». – Воронеж: Центр. – Чернозем.  кн. изд-во, 1990.
  12.  Воронежский край XVIII века в описаниях современников. Серия «Земля Воронежская. Страницы истории». Составитель В.П.Загоровский. – Воронеж: Центр. - Чернозем. кн. изд-во, 1992.
  13.  Записки воронежских краеведов. Выпуск второй. Сост. А.И. Гайворонский. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во.,1984.
  14.  Воронеж в документах и материалах\ Под ред. Кудиновой В.В., Загоровского В.П. – Воронеж: Центр.-Чернозем. изд-во, 1987.
  15. Пыльнев Ю.В., Рогачев С.А. История школы и народного просвещения Воронежского края. XVIII – начало XX века: пособие для допол. образования, Воронеж, 1999.

Список литературы, рекомендованной ученику:

  1. Люби и знай родной свой край: учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области. Б.Я. Табачников. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2008.
  2. Историческое краеведение Воронежской области. Учебное пособие\ В.И.Панова, А.О.Амелькин. Науч. ред. Б.Я.Табачников. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2012.
  3. Панова В.И. История Воронежского края: Учеб. – методич. пособие. – Воронеж: «Родная речь», 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....

рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Данная рабочая програма сосотавлена на  основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС,  2008)  для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...

Рабочая программа по краеведению 9 класс

Рабочая программа по краеведению для 9 класс...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Рабочая  учебная программа составлена на основе  программы «Культура народов Поволжья»....

Рабочая программа по краеведению 7 класс.

Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7  класса общеобразовательных школ,  авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009....