Разработка урока по рассказу С.Адлыкова "Одиночество и дождь"
план-конспект урока по краеведению на тему

Шинжина Айгерим Адылбековна

Тема урока  посвящена особой дате Дню Победы. Принцип отбора материала следующий: показать важнейшие события Великой Отечественной войны, тяжесть ратного труда, «цену победы», показать войну в Афганистане. Эти войны отразились на жизни и судьбах многих людей, но С.И.Адлыков на примере одного литературного героя – Филата Тихоновича Телечинова передает нам всю боль войны.

На уроке русской литературы мы впервые обратились к теме регионального компонента по творчеству С.И.Адлыкова. Для проведения урока мы  провели предварительную работу по созданию компьютерной  презентации,  включающая кадры военной хроники, фотодокументы. Вниманию учащихся были предоставлены финальные кадры видеофильма режиссера Николая Лебедева «Звезда», отражающие события войны. Урок проводился 14 апреля 2015 года. Факты, события, статистика предоставленные для восприятия учащихся впечатляющие, затрагивают внутренние механизмы личности. На уроке присутствовали гимназисты 7 «Г» класса, учащиеся-ведущие.

В 5«А», 5«Б» классах уроки по региональному компоненту на тему:   «Слезы неба» по рассказу С.И.Адлыкова «Одиночество и дождь» прошли с еще более эмоциональным восприятием. Отзывы и рисунки мы взяли в качестве приложения к данной работе.

Цели:

➲ формирование нравственной культуры учащихся;

➲ просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;

➲изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений;

➲ критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, а также поступков сверстников;

➲ воспитание ответственности, эмпатии, потребности личного участия в мероприятиях, посвященных празднованию памятных дат;

➲ воспитание чувства патриотизма;

➲ развитие умения вести монолог, диалог

Задачи:

  • показать ужас войны;
  • цену, которой завоевана победа;
  • показать все тяготы войны

Прогнозируемый результат

  •  осмысление понятия «Родина» как важнейшей нравственной ценности, осознание важности национальной идеи для общества;
  •  осмысление патриотизма как важнейшей нравственной ценности, определение своей гражданской позиции учащимися;
  •  толерантность, социализация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_s.adlykovu.docx44.68 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Тема урока – Слезы неба. Анализ рассказа «Одиночество и дождь» С.Адлыкова .

Тип урока  - урок-практикум

Форма урока – интегрированный урок русского языка и литературы.

Класс – 9 (рекомендуется для 9-11 классов).

 Объектом исследования данной работы является процесс формирования познавательных УУД школьников на уроках литературы в 5 классе. Предмет исследования – средства формирования познавательных УУД.

Цель работы: показать, как на уроках литературы через анализ текста можно формировать познавательные  УУД.

Для достижения данной цели предстоит решить ряд задач:
1) провести анализ педагогической литературы по проблеме формирования универсальных учебных действий школьников;
2) раскрыть возможности средств формирования познавательных универсальных учебных действий школьников 5классов на уроках литературы.
 
Предмет исследования: процесс формирования познавательных универсальных  учебных действий  пятиклассников на уроках литературы посредством анализа жанра рассказа.

Разработчиками ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные(самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные(целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные(общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми  этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД  обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Более подробно остановимся на познавательных УУД, которые  включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

         Учебный предмет «Литература» содержит огромный потенциал для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.

В программах по литературе для пятого класса центральное место отводится изучению малых эпических жанров (рассказы, сказки, повести). Это обусловлено требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и учетом возрастных психологических особенностей детей этого возраста.

Одной из главных возрастных особенностей пятиклассников является наивно-реалистическое восприятие художественных произведений, что затрудняет понимание литературы как искусства слова. Преодолению наивно-реалистического восприятия литературы способствует формирование познавательных учебных действий школьников через реализацию разнообразных методических приёмов.

 Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности по историческому краеведению обусловлена следующими факторами:

  • недостаточно разработано методических пособий для проведения внеурочных занятий по истории и краеведению города Спасска и Спасского района для учащихся начальной школы;
  • не систематизирована работа по изучению истории, культуры, обычаев и традиций своей малой Родины и её природы (нецелесообразно ограничиваться рассказом, беседой, показом, “разовыми” экскурсиями в музей и заповедник);
  • недостаточно скоординирована совместная историко-краеведческая деятельность школы с музеями, библиотеками, заповедником и другими организациями города.

Цели урока :

1. Познакомить учащихся с освещением темы Афганской войны в литературе на примере произведения С.Адлыкова «Одиночество и дождь».

2. Совершенствовать монологическую речь учащихся и их правописную компетенцию; Развивать умение вести  поисковую работу, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

4. Воспитывать у учащихся гражданскую позицию, чувство патриотизма, бережного отношения к прошлому, любовь к родным и близким.

Методические приемы: рассказ учителя, ролевая игра, аналитическая беседа, художественное  чтение, дискуссия, выразительное чтение, работа с текстом, синквейн.

Ожидаемые результаты:

  1. Вызвать эмоциональный отклик в сердцах старшеклассников.
  2. Желание изучать историю своей страны, историю Великой отечественной войны, не забывать об Афганской войне на материале литературы регионального компонента.
  3. Желание  выразить отношение к войне, к подвигу наших односельчан, русского народа в годы войны.
  4.  Научить работать со словарями.

Основные умения и навыки:

  • Развивать навыки  работы с текстом,
  • навыки связной речи,
  • умение слушать,
  • делать записи, выводы,
  • самостоятельно анализировать.

        Презентация к уроку содержит фотографии военных лет, письма фронтовиков, а также фотографии афганцев и ветеранов боевых действий  (учитывается региональный компонент). Также творческое задание включает в себя написание письма нашим землякам-афганцам.

        Во время урока используются технологии критического мышления, активизирующие мыслительную деятельность учащихся (синквейн, ЗУХ), а также исследовательский метод (подготовка презентации к биографии С.Адлыкова).

Идейно-тематический, языковой анализы рассказа «Одиночество и дождь» помогают  усовершенствовать монологическую речь учащихся , развивают навыки работы в парах.

В ходе урока ученики параллельно с изучением эпистолярного жанра повторяют

« Стили речи», «Типы речи», «Изобразительно-выразительные средства языка», совершенствуют навыки написания письма (творческое задание).

При выборе домашнего задания учитываются особенности интеллектуального развития, интеллектуальных возможностей учащихся (для сильных учеников – написать письмо с фронта, для слабых – пересказ ).

Практическая значимость разработки:

Работу  можно использовать на уроках русской литературы, классных часах, внеклассных мероприятиях.

 «Состраданья  не  ждем  от правителей,  партий  и  судей,
Но  хотелось бы  знать,  кто,  куда  и  зачем  нас  пошлет?
Не  пристало  нам быть  на  ролях  бессловесных  орудий, 
Выполняя  приказы,  которых  не  отдал  народ»  

А.  Коволев.

Участники: учащиеся 5-9 классов.

Цель:

1) Развивать патриотические чувства учащихся, гордость и    сопричастность к истории страны, своего района, уважение к ветеранам войны.

 2) Способствовать формированию у учащихся чувства долга и готовность к её защите.

Подготовительная работа:

 Сбор материала, посещение музея, посещение Республиканской библиотеки и детской библиотеки, чтение художественной литературы сборник рассказов «Белая кобра» С.Адлыкова. Встреча с писателем С.И.Адлыковым, участником боевых действий на территории Афганистана в актовом зале БОУ РА «Республиканская гимназия имени В.К.Плакаса».

Оборудование: реквизит по оформлению сцены, музыкальное оборудование, стенд для выставки книг.

Оформление: Книжная выставка «Война со всех сторон».

На заднике сцены название урока «Слезы неба», солдатская каска, гвоздики.

Музыкальное оформление: фонограмма военных песен, песен о Родине.

Ход урока.

Хранит земля войны минувшей шрамы,
Погибших имена, бесчувственный гранит,
Гвоздики красные, холодный мрамор,
Рыданье женщин у могильных плит.
Афган, Чечня, Таджикская граница-
И снова сыновей мы отправляем в бой, 
Безусых, не успевших опериться
И костыли уже вновь стучат по мостовой.
О, Русь моя, о, боль моя- Россия!
Где мне слова такие отыскать
И где мне взять такие силы
Чтоб о судьбе твоей без слез сказать.

Ведущая: двум  печальным вехам в истории нашей армии и страны: великой Отечественной войне и войне в Афганистане.

Дорогие ребята, бывают события, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых не только уменьшается со временем, напротив, с каждым новым десятилетием они приобретают особую значимость, становятся бессмертными. К таким событиям относятся: Великая Отечественная война, война в Афганистане.

Великая Отечественная война.

Чтец: Война – жесточе нету слова,

           Война - печальней нету слова,

           Война – святее нету слова

           В тоске и славе этих лет.

           И на устах у нас иного

           Ещё не может быть, и нет.

Сценка «Школьный вальс».

Голос за кадром: Год 1941-й, 21 июня, выпускной…

(Звучит школьный вальс, на фоне музыки на сцене появляются две пары школьников, танцуют вальс, музыка приглушается):

1-я девочка: Ребята, а я хочу быть учительницей, хочу учить детей.

-Буду поступать педагогический институт!

1-й мальчик: А я останусь в деревне, буду поднимать село!

2-я девочка: Я хочу поступить в медицинский институт, стану врачом, и буду лечить людей!

2-й мальчик: Я пойду в армию, хочу быть военным!

(Звучит фонограмма «Священная война», мальчики перестраиваются и строевым шагом уходят со сцены, девочки машут им в след платочками).

1-я девочка: Получают мальчики повестки,

                       И уходят мальчики служить,

2-я девочка: Есть обязанность у них такая:

                       От врагов Отчизну защитить.

Ведущая: В ночь на 22 июня 1941 года войска фашистской Германии вероломно напали на нашу Родину. К этому времени немецкие войска захватили почти всю Европу, заставив её промышленность работать на свои военные цели.

   В первый период этой небывалой битвы наша страна понесла огромные потери. Врагу удалось захватить обширные территории, дойти до Волги и Кавказа. Но именно  от Волги от стен Сталинграда, разрушенного бомбами и снарядами, началось победоносное шествие Советской армии на Запад.

      Великая Отечественная война стала всенародной, в ней принимали участие не только армия, но и весь народ. Конечно же, не остался в стороне наш Алтай. Помним ли мы всегда о подвигах наших земляков?

Близится праздник 70- летия со дня Победы. Немного среди нас тех, кто придает должное значение этому событию, еще меньше тех, кто вообще задумывается о том, какова роль этого события в истории. В наш прогрессивный ХХI век люди в погонях за наживой, удовольствием, задумываясь о каждодневном росте цен, забывают о людях, которые в свой век ценой жизни защищали, отвоевывали каждый клочок земли для своих детей, внуков, потомков.

Презентация биографии С.Адлыкова.

Сергей Адлыков родился 6 сентября 1967 года – выходец из тубаларов, современник, известен с 90-х годов ХХ века, с 2000 года член Союза писателей России, афганец. Печатался на страницах газет «Звезда Алтая», «Листок» и других, публицист, журналист. Свои произведения пишет на русском языке, проза Сергея Адлыкова обогатила литературу Горного Алтая.

В 2005 году вышел первый сборник рассказов С.Адлыкова под названием «Белая кобра». Сборник состоит из 15 рассказов, написанных в 90-е годы. Автор размышляет о жизни деревенской и городской, о жизни мирной и военной, о настоящем и далеком будущем. Рассказы С.Адлыкова глубоко психологичны, он обращается к самым жгучим вопросам современности. В одном рассказе автор поднимает несколько нравственно-философских тем (тема одиночества, смерти, нравственности, сострадания, благородства, войны и т.д.), которые волновали людей всегда и на которые трудно найти ответ, отчего и почему так все происходит.

В рассказе «Одиночество и дождь» (1996 г.)1  С.Адлыков повествует об одном весеннем дне празднования Победы. Заглавие говорит о многом: одиночество – явление жизни, самое страшное, что может случиться с человеком. Дождь - явление природы, грусть, уныние, тоска, словом плач неба.

На первый взгляд очень емкое, эмоциональное, экспрессивное заглавие, обратимся к словарю.

По словарю символов «дождь содержит первоначальную и очевидную символику оплодотворяющего начала и относится к общему символизму жизни и воды. Символика дождя обусловлена тем фактом, что он льется с небес. Отсюда его общность со светом. Во многих мифологиях дождь считается символом «духовных воздействий небес, нисходящих на землю».2 

Одиночество – это боль оттого, что в большом мире нет понимания и поддержки от окружающих людей. Это страдание, чувство горя, истомы, сильное огорчение, вызванное тяжелыми нравственными переживаниями.

В композиции рассказа Сон и Одиночество выполняют важную стуктурообразующую функцию. Сон – разделительный, зеркальный, барьерный, временной, и в тоже время связующий этап, объединяющий три категории времени: прошедшего, настоящего, будущего. Автор усиливает психологизм за счет нагнетания состояния персонажа «тяжелый, рваный, состоящий их пестрых лоскутьев воспоминаний», мучительный, горький сон.

Судьба героя прослежена на протяжении нескольких десятков лет, воспоминания – единственная опора старика в его жизни.

Автор очень скупо, штрихами рисует внешность старика: «худое и дряблое тело», скрюченная, израненная рука, «иссохшие кости позвоночника» - все это говорит об ужасных последствиях войны. Изболевший, израненный, изработанный после войны – она оставила неизгладимый след на теле старика, измученный, обреченный на страдания, где даже «боль явилась спасением», он одинок в этом мире, но сердце живет, душа просит понимания, ласки. И только фотографии «десятки серьезных улыбающихся глаз», «вделанные в одну общую раму под стеклом» наблюдают за ним и только с одной фотографией «снимок уже не молодой, с пронзительным взглядом женщины» он разговаривает, здоровается – фотография его супруги Ульяны. Фотография – это культура прошлого века, биографическая, историческая связь многих поколений, долгая вечная память.

Песня «Вальс Победы».( звучит фоном)

Герой рассказа тоскует о том времени, когда праздник Победы был счастьем и радостью для всех. «Раньше это был самый светлый, самый великий день его жизни, но со временем он становился все печальнее и печальнее. С каждым годом этот праздник встречало все меньше и меньше его друзей, а показухи и сюсюканий, которых старик терпеть не мог, становилось все больше и больше». «Болтуны, одни болтуны» - ворчал про себя Филат Тихоныч.3

Автор путем повтора «печальнее-печальнее», «меньше-меньше», «больше-больше» усиливает драматизм состояния литературного персонажа одинокого старика.

Перемежая прошлое и настоящее в рассказе, автор достигает нужного художественного эффекта в раскрытии трудного процесса взаимного узнавания и уважения двух поколений. Первая сцена в переполненном автобусе два старика Петр и Филат Тихоныч едут на празднование дня Победы, Тихонычу уступает место молодая девушка, и вдруг «кто-то, шумно дыша перегаром, наваливается над стариком всем телом:

- Люблю я вас, дед, ветеранов. А место уступили, так ты садись, потому, что в обычный день они на тебя даже не посмотрят…».

Природа выражает состояние персонажа, она передает его настроение. Увидев старушек-вдов в черных платках, низенько пригнувших к земле, знакомых людей, Тихонычу, видимо, стало чуть легче, потому, что «дождь на время перестал, и из рваного покрывала туч выглянуло бледное солнце».

Художественные функции пейзажа подчеркивают унылое, гнетущее состояние, автор мастерски использует эпитеты «рваные облака», «рваные воспоминания», «рваный сон» - все в обрывках, как в бреду.

Вторая сцена «на импровизированной трибуне» менялись ораторы, до слуха старика долетали словца «Милые… Родные… Спасибо…», одна «дама даже прослезилась», но еще совсем недавно три дня подряд ветеран Петр у нее «машину дров выбивал», так и не получилось. Нарастающее раздражение, гнев, обида в душе Тихоныча несли его прочь от этой трибуны, от этих пламенных слов ион решил пройтись по небольшой аллее, где установлены бюсты Героев Советского Союза. Перед одним бюстом молодого паренька в пилотке старик остановился. Ретроспективой нахлынуло воспоминание. Заныла рука, опять боль в пояснице вгрызлась в кости старика, и снова стал накрапывать мелкий дождь.

Третья сцена на «Парке Победы». От воспоминаний и от тупой ноющей боли Тихонычу стало плохо, ему необходимо лечиться, но обида сильнее боли:

«- Ну, их – махнул старик в сторону трибуны и поморщился».

Тихоныч рассказывает, и прошлое начинает объединяться с настоящим: «Вновь и вновь возвращался старик в то далекое и жаркое лето 45-го года, когда она, девчонка с загорелыми коленками, дерзко глянула на него своим пронзительным взглядом, и дрогнуло сердце отставного капитана. Смутил его огрубелую душу этот ясный девичий взгляд, и потерял лихой морской пехотинец покой…»:  «обожгла, взглянув до головокружения, своими черными глазами». Все происходит в прошлом, но оно настолько сильно воздействует на героя, что он ни на минуту не может с этим прошлым расстаться, оно стало для него неразрывной частью настоящего.

 Песня «Там за туманами».

Война в Афганистане.

Война без победы.

Чтец: У этой войны нет дня Победы,

           Есть только начало у этой войны.

           Но побеждать никого не хотели,

           И земли чужие нам не нужны.

           Этот день в себе носит и радость, и траур

           Пусть счастливы будут, кто вернулся с войны.

           И пухом земля будет тем, кого мамы

           Живыми обнять не смогли.

1979 год- начало Афганской войны. Это было время «застоя» в нашей стране, время правления, как тогда говорили «величайшие» деятели эпохи Л.И.Брежнева. Отвечая корреспонденту газеты «Правда» в январе 1980 г., о причине ввода советских войск в Афганистан, он сказал: «Непрекращающиеся вооруженные интервенции, далеко зашедший заговор внешних сил реакции создали реальную угрозу утраты Афганистаном своей независимости превращения его в империалистический  военный плацдарм на южных  границах нашей страны. Иными словами, настал момент, когда мы уже не могли не откликнуться на просьбу правительства дружественного нам Афганистана. Поступить иначе означало бы отдать Афганистан на растерзание империализму». Официальной версией ввода наших войск в Афганистан стала помощь дружественному афганскому народу и защита южных рубежей нашей Родины. В декабре 1979 года ограниченный континент советский войск  был введен в Афганистан.

Ведущая:   Что такое война в Афганистане, говорить сейчас сложно и тем более вспоминать какие-то подробности по пришествии десятка лет. Но ощущение того времени сохранились.

    За десять лет через неё прошло более шестисот тысяч тогда ещё Советских солдат. Около пятнадцати тысяч погибло, сорок пять тысяч вернулись инвалидами. Афганцы потеряли на этой войне сотни тысяч человек…

    Именами тех, кто погиб на этой войне стали называть улицы, дороги.

     Война в Афганистане – это было выполнение интернационального долга, по которому нас воспитывали.

    Вообще Афганистан – красивая земля. Знаете, как в переводе с фарси называется Кандагар? «Отец граната». Там гранаты растут - с голову! И другие фрукты тоже дай бог. «Поначалу даже жалко было…» - это из воспоминаний бойцов афганцев. «…представляете, снаряд или бомба в фруктовый сад? От гранатов сок, как кровь…».

   «Не наша вина, что нас отправляли туда служить, что мы выполняли интернациональный долг, как могли, на территории чужой страны. Не наша вина, что после возвращения на Родину нас подняли до небес, как героев афганской войны, начали снимать фильмы, писать книги, в общем, в духе перестройки.»

  С годами всё труднее отвечать на вопрос о самом трудном на той «малой войне».

  Ребят, которые служили в Афганистане, мы узнаём по орденским нашивкам  на штатской одежде. Слышали песни, которые они привезли оттуда, - о Родине, долге, боевом товариществе.

  Ребята, у нас в гостях участник Афганской войны, автор рассказа «Одиночество и дождь» Сергей Иванович Адлыков. Я думаю, мы услышим историю создания рассказа. Но сначала, Сергей Иванович, пожалуйста, некоторые воспоминания об Афганистане…

Работа с произведением «Одиночество и дождь».

В рассказе героя обозначены разные годы (1944,1945,1984), разные места (остановка «Парк Победы», о. Саарема, о.Куресааре, деревня Техумарди)4, пройдя все тяготы войны, сама история наложила свой отпечаток на его судьбу.  Повествуя о своей лихой доле, мысленно от боли закрывая глаза, Филат Тихоныч вспоминает о том, что наиболее сильно его потрясло, что навсегда врезалось в его душу, что до сих пор – частица сегодняшней яви, вызывает режущую боль. Говоря о прошлом, старик рассказывает и о своих сегодняшних все еще кровоточащих душевных ранах. Жизнь семьи Тихоныча, как и многих людей, катастрофически изменила война. В рассказ все более явственно входит трагическое, которое с постепенно нарастающей мощью звучит в конкретно-изобразительных сценах, в них отражаются самые кульминационные моменты, на всю жизнь запечалившиеся в сознании героя.

Последняя сцена рассказа, которая по сути последняя в жизни старика заставляет читателя глубоко задуматься и посмотреть на ветеранов, помочь им, ведь, наверное, многие из них на следующий день10 мая, едут к своим родным и близким, вот и Тихоныч, взяв старый зонт, едет на кладбище. «В одной ограде две могилы: жена и сын», им он должен рассказать о прошедшем дне, о своей одинокой жизни.

«- Здравствуйте, мои родные – поздоровался старик и сел на скамейку…» Тихоныч вспоминает своего «сына, сыночка» с самого первого дня рождения, который хорошо учился,  несмотря на то, что был забиякой и драчуном, у которого были «две самые любимые вещи в мире: футбол и книги», который после первого курса военного училища женился… и  до того страшного дня, «когда жизнь старика раскололась, вдребезги. В апреле1984 года, в Пандшерском ущелье пал смертью храбрых, командир разведроты 357-го парашютно-десантного полка капитан Телечинов».

В рассказе не случайно обыгрываются две исторические даты: 1944 год, когда танковая дивизия Филата Тихоныча  вела бой на эстонской земле, где погибло много наших земляков-сибиряков, среди которых был дед автора Михаил Петрович Адлыков, и 1984 год – война в Афганистане, где участником был сам Сергей Адлыков. В рассказе в 1944 году старик был тяжело ранен ударом ножа в область позвоночника, отчего он до сих пор испытывал невыносимую боль. А в 1984 году удар в сердце нанесла ему весть о трагической гибели единственного сына, затем в этом же году от сердечных мук умирает жена, единственных родных ему людей отняла война, именно о них, он ни на минуту не забывал, и эта душевная боль была куда сильнее прежней физической.

Чтец: Ищу на карте крохотную точку,

           Политую свинцом и кровью смут,

           Чтоб вставить в политическую строчку

           Коротко – название Бамут.

           Закрою атлас, снова открываю…

           На сердце боль и тяжесть у меня.

           Так вот она, та точка роковая.

           Кто знал её вчера? Одна Чечня.

           На фоне бледно-розового цвета

          Она уму и памяти укор.

          Кто знал не так давно названье это

          Хотя бы за чертою дальних гор?

Это страшное слово «война» оставляет кровавые следы не только на теле, но самое главное – в сердце, в душе, в памяти. Сколько полегло на глазах друзей, родных, любимых, поддержка и помощь которых необходима сегодня, радость победы которых хотелось бы видеть каждый год.

«В космическом смысле всякая война подразумевает борьбу света против тьмы – или добра против зла. В мифологии имеются многочисленные примеры такой борьбы между силами добра и силами тьмы. В исламской традиции война в материальном мире есть попросту «малая священная война», тогда как «великая Священная Война» - это та, которая освобождает человека  от врагов внутри его. «Чем справедливее война, тем более она оправдана».5

Человек и Природа в рассказе едины. Дождь сопровождает героя с самого начала до конца рассказа, небо льет слезы вместо старика, так как свои слезы старик выплакал, он даже на похоронах жены и сына не плакал «он, будто застыл в своем горе, окаменел…». Герой Адлыкова  пытается понять  сложные проблемы бытия, сокровенный смысл самой человеческой жизни, оценить ее по неким высшим философским  законам. «Зачем, для кого я живу?» - такой вопрос, только в разном словесном оформлении встает перед героями многих его рассказов (Петр Иванович Забелин «Плач по старому дому», Мишка «Один из нас», Михаил Курамчинов «Неистребимое  зло»). В рассказе «Одиночество и дождь» одинокий больной старик размышляет: «Почему? Что плохого сделал его добрый жизнерадостный сын? Почему в мирное время пересекся его корень, почему не будет продолжения его рода, и для чего он один, как выдернутое из земли с корнем дерево, живет еще на земле, где не осталось ни одного родного человека?»

«Онемевший» и «оглохший» от физической боли  и раздирающей душевной тоски Филат Тихоныч умирает. Автор не описывает смерть старика, его состояние ухода в иной мир берет на себя природа, она вновь передает это своим природным миром: «Неожиданно тучи расступились, и выбежало яркое солнце, воздух стал терпким и влажным. Старик бережно расправил начавшие расцветать цветы на могилах, задумчиво помял в руках изумрудную ветку молодой березы, грустно склонившую свою зеленую, кудрявую крону. Зонтик забыто лежал на скамейке, да он и не был нужен старику».

Природа в цвету, во время обновления природы старик тихо покидает этот мир. Природа забирает старика к себе.

Песня «Отчего так в России берёзы шумят».

Ведущая: Итак, дорогие, ребята, сегодня у нас прошёл единый урок «Защитники Родины», где мы коротко осветили некоторые события двух войн. Война – это трагедия, а если сказать жёстче, катастрофа.

Есть сокровища, спрятанные глубоко в земле, и есть сокровища, находящиеся на поверхности и передающиеся из поколения в поколение. К таким богатствам относится и память народа о героическом прошлом, о своих доблестных защитниках. Не забыть, сберечь всё это – наша главная задача. Я думаю, если случится вам, ребята, защитить свою Родину, вы выполните свой долг с честью.

               Песня « Не отнимайте солнце у детей».    

Примечания

1  Адлыков С.И Белая кобра. Рассказы. Горно-Алтайск,2005. С.48

2 Керлотт Х.Э Словарь символов. М., 1994. С.179.

3 Инициалы литературного героя совпадают с инициалами дяди С.И.Адлыкова, фронтовика, имеющего боевые ранения.

4 Остановка «Парк Победы» находится в г.Горно-Алтайске Республики Алтай, о.Сааремаа, о.Куресааре находятся на западном побережье Балтийского моря, Рижского залива, деревня Техумарди находится в Эстонии.

5 Керлотт Х.Э Словарь символов.М., 1994. С.123.

Список литературы:

1. Великая Отечественная Война – энциклопедия для школьников

1941 – 1945г.г. к 60-летию Победы – М.: ОЛМА ПРЕСС, 2005г.

2. Л.Решетников «Четыре стороны света» -  записки военного корреспондента. Воениздат 1974г.

3. Л.Леонов «В годы войны и после» Ставропольское книжное издательство 1974г.

4. «Афганистан болит в моей душе…» Воспоминания, дневники, советских воинов, выполнявших интернациональный долг в Афганистане. Литературная запись П. Ткаченко, Москва «Молодая гвардия» 1990г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по рассказу А.Куприна «Гранатовый браслет»

Урок по рассказу А.Куприна. Мы     познакомим учащихся с историей создания рассказа, покажем редчайший дар высокой любви,  величие пережитого простым человеком; расскажем о ре...

Разработка урока по рассказу А.П.Чехова "Человек в футляре"

Урок русской литературы  "Тема бездуховности, обывательской трусости и беспомощности перед жизненными обстоятельствами в рассказе А.П.Чехова "Человек в футляре"....

Разработка урока по рассказу Е.Носова "Живое пламя

Интегрированный урок (литература, изобразительное искусство, музыка)...

Разработка урока по рассказу А.Костюнина "Рукавичка"

Знакомство с творчеством писателя-современника А.В.Костюнина на примере рассказа «Рукавичка»...

Разработка урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского"

Разговор о том, что делает человека Человеком с большой буквы, сильной личностью, неотъемлемой частью которой является: доброта, милосердие, совесть....

Методическая разработка урока по рассказу В. Г. РАСПУТИНА «Уроки французского»

Я предлагаю вам составить интервью, которое берёт писатель у своего читателя....

Методическая разработка урока по рассказу В. Распутина "Уроки французского"

Достижение целостного представления об идейном содержании, которое раскрывается через особенности биографии автора,  особенности  личности героев, теоретико-литературные понятияПознакомиться...