Наездничество в жизни черкесов
методическая разработка по краеведению
Урок 15. Тема. Наездничество в жизни черкесов.
Цель.
Познакомить учащихся с национальными обычаями адыгов.
Задачи.
1.Обучающая: познакомить учащихся с особенностями обычая наездничества адыгов.
2.Развивающая: развитие понимания самобытности и своеобразия традиций адыгского народа, продолжить формирование у учащихся навыков анализировать и самостоятельно работать с различными источниками информации.
3. Воспитательная: воспитывать уважение и бережное отношения к духовному наследию народов Кубани, необходимости сохранения и приумножения историко-культурных традиций.
Основные понятия: аталычество
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_15_naezdnichestvo_v_zhizni_cherkesov.doc | 51 КБ |
urok_15_7_klass.pptx | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №2 ст. Калининская Краснодарский край
Шевченко Елена Александровна
Урок 15. Тема. Наездничество в жизни черкесов.
Цель.
Познакомить учащихся с национальными обычаями адыгов.
Задачи.
1.Обучающая: познакомить учащихся с особенностями обычая наездничества адыгов.
2.Развивающая: развитие понимания самобытности и своеобразия традиций адыгского народа, продолжить формирование у учащихся навыков анализировать и самостоятельно работать с различными источниками информации.
3. Воспитательная: воспитывать уважение и бережное отношения к духовному наследию народов Кубани, необходимости сохранения и приумножения историко-культурных традиций.
Основные понятия: аталычество
Учебное оборудование.
1. Б. А. Трёхбратов, Ю.М. Бодяев, И. А. Терская, А. Н. Криштопа, К. П. Казарян, , С. А. Лукьянов.
Кубановедение 7 класс: учебник. - Краснодар, 2010.
2.Дополнительный материал из различных источников по тематике урока (по выбору учителя)
ТСО: мультимедийное оборудование
Тип урока: комбинированный урок - практикум
План урока (фазы).
I. Вызов.
II. Осмысление (реализация).
1. Система набегов.
2. Адыгские просветители о наездничестве.
3.Обыисторические предания и легенды адыгов.
III. Рефлексия/саморефлексия учащихся.
IV. Домашнее задние.
I. Фаза урока ВЫЗОВ.
1. Актуализация опорных знаний у учащихся. Проверка домашнего задания.
Ответить на вопросы № 1, 2,4 стр. 70
Задание №1
Внимательно прочтите адыгское предание. Подумайте, в чем смысл наставления? Чему учит оно молодое поколение?
Наставление старика
У одного состоятельного адыга был единственный сын.
Отец перед смертью позвал сына и сказал ему: "Я дам тебе три совета, которые ты должен выполнять всю жизнь никогда не здоровайся первым; каждый вечер кушай сладкое; каждое утро одевай новую обувь."
Через некоторое время отец умер, сын начал выполнять завещания отца никогда не здоровался первым; каждый вечер кушал сладкое; каждое утро надевал новую обувь. Но получилась странная вещь, с ним перестали в ауле разговаривать, ушли деньги на сладости и обувь.
Тогда он пришел к матери и сказал: "Мама, неужели отец был мне врагом, почему он дал мне такой наказ?" На что мать ответила: "Отец запретил мне вмешиваться в твои действия, пока ты сам у меня не спросишь.
Первый наказ никогда не здоровайся первым означает - вставай раньше всех и работай в поле, а люди проходящие мимо, будут приветствовать тебя первыми; второй наказ - каждый вечер кушай сладкое означает - проработав целый день в поле, вечером любая еда будет сладкая; третий наказ - каждое утро одевай новую обувь означает, что мужчина сам следит за своей одеждой и обувью. Никогда адыг не ложится спать пока не почистит свою одежду и утром она ему покажется новой."
Со следующего утра юноша делал все, что сказала ему мать. Через некоторое время он стал богатым, женился на самой красивой девушке и этот наказ передал своим детям.
Инициация учащихся.
1 шаг.
Описать вооружение конного адыга см. иллюстрации стр. 60, 71.
Задание №2
Вспомните, какие народы в прошлом населяли территорию Кубани. Их названия зашифрованы в филфорде.
Г | Г | Р | Е | К | И | Х | ||
У | С | К | И | Ф | Ы | А | ||
Н | Т | У | Р | К | И | З | ||
Н | М | Е | О | Т | Ы | А | ||
Ы | Н | О | Г | А | И | Р | ||
С | А | Р | М | А | Т | Ы | ||
Р | У | С | С | К | И | Е |
Ответы: турки, греки, русские, ногаи, гунны, меоты, скифы, адыги, хазары.
II. Осмысление (реализация).
Учитель объявляет тему урока и поясняет каким должен быть конечный результат.
Учитель: С незапамятных времен войны, во всех их проявлениях, занимали большое место в жизни адыгов. Будучи важным стратегическим регионом, территория на которой проживали адыги являлась воротами из Азии в Европу, Кавказ был объектом постоянной военной экспансии. Многочисленные завоеватели побывали здесь: скифы, сарматы, гунны, хазары, полчища Чингисхана и Тамерлана. Многие государства считали Кавказ зоной своих интересов и вели с местными племенами и народами долгие и изнурительные войны. Помимо войн с иноземными захватчиками и с соседними народами, адыги, разделенные на множество этнических групп, вели частые междоусобные войны. Поэтому в их жизни особое значение имела военная подготовка юношей и сложившаяся столетиями система набегов.
Задание №3
Прочтите отрывки из исторических трудов и ответьте на вопросы:
- в чем заключались причины появления у адыгов системы набегов?
- против кого осуществляли набеги горцы?
1. В конце XVII в. немецкий путешественник Э. Кемпфер писал: «Наиболее распространенной среди черкесов конца XVII в. формой набегов являлась организация небольших отрядов. Вечером черкесы выезжают на место сбора, где их собирается 30-40 и более людей и договариваются, когда и куда идти на добычу. Эти набеги производятся не только на соседние страны, но и в их собственной земле, так как они «похищают все, что можно, и продают друг друга туркам, персам и прочим в качестве крепостных».
2. Д.И. Романовский указывает на то, что «все могущественные государства, находившиеся в соседстве с Кавказом, старались распространить и утвердить свое влияние в этом крае. Так действовали с запада греки, римляне, Византия и турки; с юга – персы, арабы; с севера – монголы, турки и русские».
3. Р.А. Фадеев заметил: «Вследствие частых столкновений с завоевателями кавказские горцы и образовывали свои воинственные племена».
2 шаг.
Работа с текстом учебника стр. 71-73.
Обсуждение учащимися прочитанных текстов.
Вывод: набеговая система вырастала из природных условий, формирования классовых обществ, идеологии и геополитической ситуации.
III. Рефлексия/саморефлексия учащихся.
Рефлексия содержания учебного материала.
Задание №4
Составить по 2-3 тонких и толстых вопроса по теме урока
Толстые? | Тонкие? |
________________________________________________ ________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ | ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ |
Определение наиболее интересных вопросов, составленных учащимися.
Саморефлексия учащихся (на выбор учителя смотри приложение). Подведение итогов учителем.
VI. Домашнее задание.
1. § 14, стр. 71-74 устно ответить на вопросы № 1-3стр. 74
2. Нарисовать адыгского воина
*3. Подготовить сообщения по темам:
1) «Национальные музыкальные инструменты».
2) «Танцевальное искусство адыгов».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание №1 Внимательно прочтите адыгское предание. Подумайте, в чем смысл наставления? Чему учит оно молодое поколение? Наставление старика У одного состоятельного адыга был единственный сын. Отец перед смертью позвал сына и сказал ему: "Я дам тебе три совета, которые ты должен выполнять всю жизнь никогда не здоровайся первым; каждый вечер кушай сладкое; каждое утро одевай новую обувь." Через некоторое время отец умер, сын начал выполнять завещания отца никогда не здоровался первым; каждый вечер кушал сладкое; каждое утро надевал новую обувь. Но получилась странная вещь, с ним перестали в ауле разговаривать, ушли деньги на сладости и обувь. Тогда он пришел к матери и сказал: "Мама, неужели отец был мне врагом, почему он дал мне такой наказ?" На что мать ответила: "Отец запретил мне вмешиваться в твои действия, пока ты сам у меня не спросишь.
Задание №1 Внимательно прочтите адыгское предание. Подумайте, в чем смысл наставления? Чему учит оно молодое поколение? Первый наказ никогда не здоровайся первым означает - вставай раньше всех и работай в поле, а люди проходящие мимо, будут приветствовать тебя первыми; второй наказ - каждый вечер кушай сладкое означает - проработав целый день в поле, вечером любая еда будет сладкая; третий наказ - каждое утро одевай новую обувь означает, что мужчина сам следит за своей одеждой и обувью. Никогда адыг не ложится спать пока не почистит свою одежду и утром она ему покажется новой." Со следующего утра юноша делал все, что сказала ему мать. Через некоторое время он стал богатым, женился на самой красивой девушке и этот наказ передал своим детям.
Задание №2 Вспомните, какие народы в прошлом населяли территорию Кубани. Их названия зашифрованы в филворде . Г Г Р Е К И Х У С К И Ф Ы А Н Т У Р К И З Н М Е О Т Ы А Ы Н О Г А И Р С А Р М А Т Ы Р У С С К И Е
Задание №3 Прочтите отрывки из исторических трудов и ответьте на вопросы: 1. В чем заключались причины появления у адыгов системы набегов? 2. Против кого осуществляли набеги горцы? 1. В конце XVII в. немецкий путешественник Э. Кемпфер писал: «Наиболее распространенной среди черкесов конца XVII в. формой набегов являлась организация небольших отрядов. Вечером черкесы выезжают на место сбора, где их собирается 30-40 и более людей и договариваются, когда и куда идти на добычу. Эти набеги производятся не только на соседние страны, но и в их собственной земле, так как они «похищают все, что можно, и продают друг друга туркам, персам и прочим в качестве крепостных». 2. Д.И. Романовский указывает на то, что «все могущественные государства, находившиеся в соседстве с Кавказом, старались распространить и утвердить свое влияние в этом крае. Так действовали с запада греки, римляне, Византия и турки; с юга – персы, арабы; с севера – монголы, турки и русские». 3. Р.А. Фадеев заметил: «Вследствие частых столкновений с завоевателями кавказские горцы и образовывали свои воинственные племена».
Задание №4 Составить по 2-3 тонких и толстых вопроса по теме урока Тонкие? Толстые? 1. Кто… 1. Почему… 2. Где.. 2. Объясните… 3. Когда… 3. Как вы думаете…
Задание №5 Нарисуйте адыгского воина
Домашнее задание § 14, стр. 71-74 устно ответить на вопросы № 1-3стр. 74 2. Нарисовать адыгского воина *3. Подготовить сообщения по темам: 1) «Национальные музыкальные инструменты». 2) «Танцевальное искусство адыгов ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Про дети как дети, ученики как ученики, про школу как школу и жизнь как жизнь
Прочитала статью Бикеевой на одном дыхании. На душе стало легко и светло. Много умных мыслей и рекомендаций. Взгляд на нашу профессию изнутри. Очень поучительная статья.Про трудности и лёгкости ...
Встреча Нового года у адыгов (черкесов)
Новый год адыги встречали 21 марта ,в день весеннего равноденствия.Считалось что именно в этот день свет итьма разделяются поровну и начинается оновление в природе;первый весенний гром,набухание почек...
исследовательская работа "Была ли жизнь на Марсе? Есть ли жизнь на Марсе? Будет ли жизнь на Марсе?
Исследовательская работа на научно-практической конференции...
Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л
Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина» « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...
Технологическая карта с дидактической структурой урока по теме "Наездничество в жизни черкесов"
Технологическая карта урорка по кубановедению в 7 классе...
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.
В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....
Мастер – класс «Формирование здорового образа жизни на уроках основы социальной жизни средствами современных педагогических технологий на уроках «Основы социальной жизни» по разделу «Здоровое питание»
Данный материал предназначен для уроков основы социальной жизни....