Наездничество в жизни черкесов
методическая разработка по краеведению
Урок 15. Тема. Наездничество в жизни черкесов.
Цель.
Познакомить учащихся с национальными обычаями адыгов.
Задачи.
1.Обучающая: познакомить учащихся с особенностями обычая наездничества адыгов.
2.Развивающая: развитие понимания самобытности и своеобразия традиций адыгского народа, продолжить формирование у учащихся навыков анализировать и самостоятельно работать с различными источниками информации.
3. Воспитательная: воспитывать уважение и бережное отношения к духовному наследию народов Кубани, необходимости сохранения и приумножения историко-культурных традиций.
Основные понятия: аталычество
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_15_naezdnichestvo_v_zhizni_cherkesov.doc | 51 КБ |
urok_15_7_klass.pptx | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №2 ст. Калининская Краснодарский край
Шевченко Елена Александровна
Урок 15. Тема. Наездничество в жизни черкесов.
Цель.
Познакомить учащихся с национальными обычаями адыгов.
Задачи.
1.Обучающая: познакомить учащихся с особенностями обычая наездничества адыгов.
2.Развивающая: развитие понимания самобытности и своеобразия традиций адыгского народа, продолжить формирование у учащихся навыков анализировать и самостоятельно работать с различными источниками информации.
3. Воспитательная: воспитывать уважение и бережное отношения к духовному наследию народов Кубани, необходимости сохранения и приумножения историко-культурных традиций.
Основные понятия: аталычество
Учебное оборудование.
1. Б. А. Трёхбратов, Ю.М. Бодяев, И. А. Терская, А. Н. Криштопа, К. П. Казарян, , С. А. Лукьянов.
Кубановедение 7 класс: учебник. - Краснодар, 2010.
2.Дополнительный материал из различных источников по тематике урока (по выбору учителя)
ТСО: мультимедийное оборудование
Тип урока: комбинированный урок - практикум
План урока (фазы).
I. Вызов.
II. Осмысление (реализация).
1. Система набегов.
2. Адыгские просветители о наездничестве.
3.Обыисторические предания и легенды адыгов.
III. Рефлексия/саморефлексия учащихся.
IV. Домашнее задние.
I. Фаза урока ВЫЗОВ.
1. Актуализация опорных знаний у учащихся. Проверка домашнего задания.
Ответить на вопросы № 1, 2,4 стр. 70
Задание №1
Внимательно прочтите адыгское предание. Подумайте, в чем смысл наставления? Чему учит оно молодое поколение?
Наставление старика
У одного состоятельного адыга был единственный сын.
Отец перед смертью позвал сына и сказал ему: "Я дам тебе три совета, которые ты должен выполнять всю жизнь никогда не здоровайся первым; каждый вечер кушай сладкое; каждое утро одевай новую обувь."
Через некоторое время отец умер, сын начал выполнять завещания отца никогда не здоровался первым; каждый вечер кушал сладкое; каждое утро надевал новую обувь. Но получилась странная вещь, с ним перестали в ауле разговаривать, ушли деньги на сладости и обувь.
Тогда он пришел к матери и сказал: "Мама, неужели отец был мне врагом, почему он дал мне такой наказ?" На что мать ответила: "Отец запретил мне вмешиваться в твои действия, пока ты сам у меня не спросишь.
Первый наказ никогда не здоровайся первым означает - вставай раньше всех и работай в поле, а люди проходящие мимо, будут приветствовать тебя первыми; второй наказ - каждый вечер кушай сладкое означает - проработав целый день в поле, вечером любая еда будет сладкая; третий наказ - каждое утро одевай новую обувь означает, что мужчина сам следит за своей одеждой и обувью. Никогда адыг не ложится спать пока не почистит свою одежду и утром она ему покажется новой."
Со следующего утра юноша делал все, что сказала ему мать. Через некоторое время он стал богатым, женился на самой красивой девушке и этот наказ передал своим детям.
Инициация учащихся.
1 шаг.
Описать вооружение конного адыга см. иллюстрации стр. 60, 71.
Задание №2
Вспомните, какие народы в прошлом населяли территорию Кубани. Их названия зашифрованы в филфорде.
Г | Г | Р | Е | К | И | Х | ||
У | С | К | И | Ф | Ы | А | ||
Н | Т | У | Р | К | И | З | ||
Н | М | Е | О | Т | Ы | А | ||
Ы | Н | О | Г | А | И | Р | ||
С | А | Р | М | А | Т | Ы | ||
Р | У | С | С | К | И | Е |
Ответы: турки, греки, русские, ногаи, гунны, меоты, скифы, адыги, хазары.
II. Осмысление (реализация).
Учитель объявляет тему урока и поясняет каким должен быть конечный результат.
Учитель: С незапамятных времен войны, во всех их проявлениях, занимали большое место в жизни адыгов. Будучи важным стратегическим регионом, территория на которой проживали адыги являлась воротами из Азии в Европу, Кавказ был объектом постоянной военной экспансии. Многочисленные завоеватели побывали здесь: скифы, сарматы, гунны, хазары, полчища Чингисхана и Тамерлана. Многие государства считали Кавказ зоной своих интересов и вели с местными племенами и народами долгие и изнурительные войны. Помимо войн с иноземными захватчиками и с соседними народами, адыги, разделенные на множество этнических групп, вели частые междоусобные войны. Поэтому в их жизни особое значение имела военная подготовка юношей и сложившаяся столетиями система набегов.
Задание №3
Прочтите отрывки из исторических трудов и ответьте на вопросы:
- в чем заключались причины появления у адыгов системы набегов?
- против кого осуществляли набеги горцы?
1. В конце XVII в. немецкий путешественник Э. Кемпфер писал: «Наиболее распространенной среди черкесов конца XVII в. формой набегов являлась организация небольших отрядов. Вечером черкесы выезжают на место сбора, где их собирается 30-40 и более людей и договариваются, когда и куда идти на добычу. Эти набеги производятся не только на соседние страны, но и в их собственной земле, так как они «похищают все, что можно, и продают друг друга туркам, персам и прочим в качестве крепостных».
2. Д.И. Романовский указывает на то, что «все могущественные государства, находившиеся в соседстве с Кавказом, старались распространить и утвердить свое влияние в этом крае. Так действовали с запада греки, римляне, Византия и турки; с юга – персы, арабы; с севера – монголы, турки и русские».
3. Р.А. Фадеев заметил: «Вследствие частых столкновений с завоевателями кавказские горцы и образовывали свои воинственные племена».
2 шаг.
Работа с текстом учебника стр. 71-73.
Обсуждение учащимися прочитанных текстов.
Вывод: набеговая система вырастала из природных условий, формирования классовых обществ, идеологии и геополитической ситуации.
III. Рефлексия/саморефлексия учащихся.
Рефлексия содержания учебного материала.
Задание №4
Составить по 2-3 тонких и толстых вопроса по теме урока
Толстые? | Тонкие? |
________________________________________________ ________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ | ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ |
Определение наиболее интересных вопросов, составленных учащимися.
Саморефлексия учащихся (на выбор учителя смотри приложение). Подведение итогов учителем.
VI. Домашнее задание.
1. § 14, стр. 71-74 устно ответить на вопросы № 1-3стр. 74
2. Нарисовать адыгского воина
*3. Подготовить сообщения по темам:
1) «Национальные музыкальные инструменты».
2) «Танцевальное искусство адыгов».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание №1 Внимательно прочтите адыгское предание. Подумайте, в чем смысл наставления? Чему учит оно молодое поколение? Наставление старика У одного состоятельного адыга был единственный сын. Отец перед смертью позвал сына и сказал ему: "Я дам тебе три совета, которые ты должен выполнять всю жизнь никогда не здоровайся первым; каждый вечер кушай сладкое; каждое утро одевай новую обувь." Через некоторое время отец умер, сын начал выполнять завещания отца никогда не здоровался первым; каждый вечер кушал сладкое; каждое утро надевал новую обувь. Но получилась странная вещь, с ним перестали в ауле разговаривать, ушли деньги на сладости и обувь. Тогда он пришел к матери и сказал: "Мама, неужели отец был мне врагом, почему он дал мне такой наказ?" На что мать ответила: "Отец запретил мне вмешиваться в твои действия, пока ты сам у меня не спросишь.
Задание №1 Внимательно прочтите адыгское предание. Подумайте, в чем смысл наставления? Чему учит оно молодое поколение? Первый наказ никогда не здоровайся первым означает - вставай раньше всех и работай в поле, а люди проходящие мимо, будут приветствовать тебя первыми; второй наказ - каждый вечер кушай сладкое означает - проработав целый день в поле, вечером любая еда будет сладкая; третий наказ - каждое утро одевай новую обувь означает, что мужчина сам следит за своей одеждой и обувью. Никогда адыг не ложится спать пока не почистит свою одежду и утром она ему покажется новой." Со следующего утра юноша делал все, что сказала ему мать. Через некоторое время он стал богатым, женился на самой красивой девушке и этот наказ передал своим детям.
Задание №2 Вспомните, какие народы в прошлом населяли территорию Кубани. Их названия зашифрованы в филворде . Г Г Р Е К И Х У С К И Ф Ы А Н Т У Р К И З Н М Е О Т Ы А Ы Н О Г А И Р С А Р М А Т Ы Р У С С К И Е
Задание №3 Прочтите отрывки из исторических трудов и ответьте на вопросы: 1. В чем заключались причины появления у адыгов системы набегов? 2. Против кого осуществляли набеги горцы? 1. В конце XVII в. немецкий путешественник Э. Кемпфер писал: «Наиболее распространенной среди черкесов конца XVII в. формой набегов являлась организация небольших отрядов. Вечером черкесы выезжают на место сбора, где их собирается 30-40 и более людей и договариваются, когда и куда идти на добычу. Эти набеги производятся не только на соседние страны, но и в их собственной земле, так как они «похищают все, что можно, и продают друг друга туркам, персам и прочим в качестве крепостных». 2. Д.И. Романовский указывает на то, что «все могущественные государства, находившиеся в соседстве с Кавказом, старались распространить и утвердить свое влияние в этом крае. Так действовали с запада греки, римляне, Византия и турки; с юга – персы, арабы; с севера – монголы, турки и русские». 3. Р.А. Фадеев заметил: «Вследствие частых столкновений с завоевателями кавказские горцы и образовывали свои воинственные племена».
Задание №4 Составить по 2-3 тонких и толстых вопроса по теме урока Тонкие? Толстые? 1. Кто… 1. Почему… 2. Где.. 2. Объясните… 3. Когда… 3. Как вы думаете…
Задание №5 Нарисуйте адыгского воина
Домашнее задание § 14, стр. 71-74 устно ответить на вопросы № 1-3стр. 74 2. Нарисовать адыгского воина *3. Подготовить сообщения по темам: 1) «Национальные музыкальные инструменты». 2) «Танцевальное искусство адыгов ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Про дети как дети, ученики как ученики, про школу как школу и жизнь как жизнь
Прочитала статью Бикеевой на одном дыхании. На душе стало легко и светло. Много умных мыслей и рекомендаций. Взгляд на нашу профессию изнутри. Очень поучительная статья.Про трудности и лёгкости ...
Мое отношение к жизни определяет мою жизнь.
Эпиграф: «Нам денег не надо, работы давай!» (Слова народные). Вопрос к социологам и психологам: какой процент учителей ощущает себя счастливыми и является реально...
Встреча Нового года у адыгов (черкесов)
Новый год адыги встречали 21 марта ,в день весеннего равноденствия.Считалось что именно в этот день свет итьма разделяются поровну и начинается оновление в природе;первый весенний гром,набухание почек...
исследовательская работа "Была ли жизнь на Марсе? Есть ли жизнь на Марсе? Будет ли жизнь на Марсе?
Исследовательская работа на научно-практической конференции...
Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л
Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина» « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...
Технологическая карта с дидактической структурой урока по теме "Наездничество в жизни черкесов"
Технологическая карта урорка по кубановедению в 7 классе...
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.
В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....