Наездничество в жизни черкесов
методическая разработка по краеведению

Елена Александровна Шевченко

Урок 15.  Тема. Наездничество в жизни черкесов.

Цель.

Познакомить учащихся с национальными обычаями адыгов.

Задачи.

1.Обучающая: познакомить учащихся с особенностями обычая наездничества адыгов.

2.Развивающая: развитие понимания самобытности и своеобразия традиций адыгского народа, продолжить формирование у учащихся навыков анализировать и самостоятельно работать с различными источниками информации.

3. Воспитательная: воспитывать уважение и бережное отношения к духовному наследию народов Кубани, необходимости  сохранения и приумножения историко-культурных традиций.

Основные понятия: аталычество

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_15_naezdnichestvo_v_zhizni_cherkesov.doc51 КБ
Файл urok_15_7_klass.pptx1.72 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №2 ст. Калининская Краснодарский край

Шевченко Елена Александровна 

Урок 15.  Тема. Наездничество в жизни черкесов.

Цель.

Познакомить учащихся с национальными обычаями адыгов.

Задачи.

1.Обучающая: познакомить учащихся с особенностями обычая наездничества адыгов.

2.Развивающая: развитие понимания самобытности и своеобразия традиций адыгского народа, продолжить формирование у учащихся навыков анализировать и самостоятельно работать с различными источниками информации.

3. Воспитательная: воспитывать уважение и бережное отношения к духовному наследию народов Кубани, необходимости  сохранения и приумножения историко-культурных традиций.

Основные понятия: аталычество

Учебное оборудование.

1. Б. А. Трёхбратов, Ю.М. Бодяев, И. А. Терская, А. Н. Криштопа, К. П. Казарян, , С. А. Лукьянов.

Кубановедение 7 класс: учебник. - Краснодар, 2010.

2.Дополнительный  материал из различных источников по тематике урока (по выбору учителя)

ТСО: мультимедийное оборудование

Тип урока: комбинированный урок - практикум

План урока (фазы).

I. Вызов.

II. Осмысление (реализация).

1. Система набегов.

2. Адыгские просветители о наездничестве.

3.Обыисторические предания и легенды адыгов.

III. Рефлексия/саморефлексия учащихся.

IV. Домашнее задние.

I.  Фаза урока ВЫЗОВ.

1. Актуализация опорных знаний у учащихся. Проверка домашнего задания.

Ответить на вопросы № 1, 2,4 стр. 70

Задание №1

Внимательно прочтите адыгское предание. Подумайте, в чем смысл наставления? Чему учит оно молодое поколение?

 

Наставление старика

        У одного состоятельного адыга был единственный сын.

        Отец перед смертью позвал сына и сказал ему: "Я дам тебе три совета, которые ты должен выполнять всю жизнь никогда не здоровайся первым; каждый вечер кушай сладкое; каждое утро одевай новую обувь."

        Через некоторое время отец умер, сын начал выполнять завещания отца никогда не здоровался первым; каждый вечер кушал сладкое; каждое утро надевал новую обувь. Но получилась странная вещь, с ним перестали в ауле разговаривать, ушли деньги на сладости и обувь.

        Тогда он пришел к матери и сказал: "Мама, неужели отец был мне врагом, почему он дал мне такой наказ?" На что мать ответила: "Отец запретил мне вмешиваться в твои действия, пока ты сам у меня не спросишь.

         Первый наказ никогда не здоровайся первым означает - вставай раньше всех и работай в поле, а люди проходящие мимо, будут приветствовать тебя первыми; второй наказ - каждый вечер кушай сладкое означает - проработав целый день в поле, вечером любая еда будет сладкая; третий наказ - каждое утро одевай новую обувь означает, что мужчина сам следит за своей одеждой и обувью. Никогда адыг не ложится спать пока не почистит свою одежду и утром она ему покажется новой."

        Со следующего утра юноша делал все, что сказала ему мать. Через некоторое время он стал богатым, женился на самой красивой девушке и этот наказ передал своим детям.        

Инициация учащихся.

1 шаг.

Описать вооружение конного адыга  см. иллюстрации стр. 60, 71.

Задание №2

Вспомните, какие народы в прошлом населяли территорию Кубани. Их названия зашифрованы в филфорде.

Г

Г

Р

Е

К

И

Х

У

С

К

И

Ф

Ы

А

Н

Т

У

Р

К

И

З

Н

М

Е

О

Т

Ы

А

Ы

Н

О

Г

А

И

Р

С

А

Р

М

А

Т

Ы

Р

У

С

С

К

И

Е

Ответы: турки, греки, русские, ногаи, гунны, меоты, скифы, адыги, хазары.

II. Осмысление (реализация).

        Учитель объявляет тему урока и поясняет каким должен быть конечный результат.

Учитель: С незапамятных времен войны, во всех их проявлениях, занимали большое место в жизни адыгов. Будучи важным стратегическим регионом, территория на которой проживали адыги являлась воротами из Азии в Европу, Кавказ был объектом постоянной военной экспансии. Многочисленные завоеватели побывали здесь: скифы, сарматы, гунны, хазары, полчища Чингисхана и Тамерлана. Многие государства считали Кавказ зоной своих интересов и вели с местными племенами и народами долгие и изнурительные войны. Помимо войн с иноземными захватчиками и с соседними народами, адыги, разделенные на множество этнических групп, вели частые междоусобные войны. Поэтому в их жизни особое значение имела военная подготовка юношей и сложившаяся столетиями система набегов.

Задание №3

Прочтите отрывки из исторических трудов и ответьте на вопросы:

- в чем заключались причины появления у адыгов системы набегов?

- против кого осуществляли набеги горцы?

1. В конце XVII в. немецкий путешественник Э. Кемпфер писал: «Наиболее распространенной среди черкесов конца XVII в. формой набегов являлась организация небольших отрядов. Вечером черкесы выезжают на место сбора, где их собирается 30-40 и более людей и договариваются, когда и куда идти на добычу. Эти набеги производятся не только на соседние страны, но и в их собственной земле, так как они «похищают все, что можно, и продают друг друга туркам, персам и прочим в качестве крепостных».

2. Д.И. Романовский указывает на то, что «все могущественные государства, находившиеся в соседстве с Кавказом, старались распространить и утвердить свое влияние в этом крае. Так действовали с запада греки, римляне,  Византия и турки; с юга – персы, арабы; с севера – монголы, турки и русские».

3. Р.А. Фадеев заметил:  «Вследствие частых столкновений с завоевателями кавказские горцы и образовывали свои воинственные племена».

2 шаг.

Работа с текстом учебника стр. 71-73.

Обсуждение учащимися прочитанных  текстов.

Вывод: набеговая система вырастала из природных условий, формирования классовых обществ, идеологии и геополитической ситуации.

III. Рефлексия/саморефлексия учащихся.

        Рефлексия содержания учебного материала.

Задание №4

Составить по  2-3 тонких и толстых вопроса по теме урока

Толстые?

Тонкие?

________________________________________________

________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

Определение наиболее интересных вопросов, составленных учащимися.

Саморефлексия учащихся (на выбор учителя смотри приложение).   Подведение итогов учителем.

VI. Домашнее задание.

        1. § 14, стр. 71-74 устно ответить на вопросы № 1-3стр. 74

        2. Нарисовать адыгского воина

        *3. Подготовить сообщения по темам:

            1) «Национальные музыкальные инструменты».

            2) «Танцевальное искусство адыгов».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок 15 «Наездничество в жизни черкесов»

Слайд 2

Задание №1 Внимательно прочтите адыгское предание. Подумайте, в чем смысл наставления? Чему учит оно молодое поколение? Наставление старика У одного состоятельного адыга был единственный сын. Отец перед смертью позвал сына и сказал ему: "Я дам тебе три совета, которые ты должен выполнять всю жизнь никогда не здоровайся первым; каждый вечер кушай сладкое; каждое утро одевай новую обувь." Через некоторое время отец умер, сын начал выполнять завещания отца никогда не здоровался первым; каждый вечер кушал сладкое; каждое утро надевал новую обувь. Но получилась странная вещь, с ним перестали в ауле разговаривать, ушли деньги на сладости и обувь. Тогда он пришел к матери и сказал: "Мама, неужели отец был мне врагом, почему он дал мне такой наказ?" На что мать ответила: "Отец запретил мне вмешиваться в твои действия, пока ты сам у меня не спросишь.

Слайд 3

Задание №1 Внимательно прочтите адыгское предание. Подумайте, в чем смысл наставления? Чему учит оно молодое поколение? Первый наказ никогда не здоровайся первым означает - вставай раньше всех и работай в поле, а люди проходящие мимо, будут приветствовать тебя первыми; второй наказ - каждый вечер кушай сладкое означает - проработав целый день в поле, вечером любая еда будет сладкая; третий наказ - каждое утро одевай новую обувь означает, что мужчина сам следит за своей одеждой и обувью. Никогда адыг не ложится спать пока не почистит свою одежду и утром она ему покажется новой." Со следующего утра юноша делал все, что сказала ему мать. Через некоторое время он стал богатым, женился на самой красивой девушке и этот наказ передал своим детям.

Слайд 4

Задание №2 Вспомните, какие народы в прошлом населяли территорию Кубани. Их названия зашифрованы в филворде . Г Г Р Е К И Х У С К И Ф Ы А Н Т У Р К И З Н М Е О Т Ы А Ы Н О Г А И Р С А Р М А Т Ы Р У С С К И Е

Слайд 5

Задание №3 Прочтите отрывки из исторических трудов и ответьте на вопросы: 1. В чем заключались причины появления у адыгов системы набегов? 2. Против кого осуществляли набеги горцы? 1. В конце XVII в. немецкий путешественник Э. Кемпфер писал: «Наиболее распространенной среди черкесов конца XVII в. формой набегов являлась организация небольших отрядов. Вечером черкесы выезжают на место сбора, где их собирается 30-40 и более людей и договариваются, когда и куда идти на добычу. Эти набеги производятся не только на соседние страны, но и в их собственной земле, так как они «похищают все, что можно, и продают друг друга туркам, персам и прочим в качестве крепостных». 2. Д.И. Романовский указывает на то, что «все могущественные государства, находившиеся в соседстве с Кавказом, старались распространить и утвердить свое влияние в этом крае. Так действовали с запада греки, римляне, Византия и турки; с юга – персы, арабы; с севера – монголы, турки и русские». 3. Р.А. Фадеев заметил: «Вследствие частых столкновений с завоевателями кавказские горцы и образовывали свои воинственные племена».

Слайд 6

Задание №4 Составить по 2-3 тонких и толстых вопроса по теме урока Тонкие? Толстые? 1. Кто… 1. Почему… 2. Где.. 2. Объясните… 3. Когда… 3. Как вы думаете…

Слайд 7

Задание №5 Нарисуйте адыгского воина

Слайд 8

Домашнее задание § 14, стр. 71-74 устно ответить на вопросы № 1-3стр. 74 2. Нарисовать адыгского воина *3. Подготовить сообщения по темам: 1) «Национальные музыкальные инструменты». 2) «Танцевальное искусство адыгов ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Про дети как дети, ученики как ученики, про школу как школу и жизнь как жизнь

Прочитала статью Бикеевой  на одном дыхании. На душе стало легко и светло. Много умных мыслей и рекомендаций. Взгляд на нашу профессию изнутри. Очень поучительная статья.Про трудности и лёгкости ...

Мое отношение к жизни определяет мою жизнь.

Эпиграф: «Нам денег не надо, работы давай!» (Слова народные).         Вопрос к социологам и психологам: какой процент учителей ощущает себя счастливыми и является реально...

Встреча Нового года у адыгов (черкесов)

Новый год адыги встречали 21 марта ,в день весеннего равноденствия.Считалось что именно в этот день свет итьма разделяются поровну и начинается оновление в природе;первый весенний гром,набухание почек...

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.

В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....