Схематизация на уроках литературы
статья по литературе по теме

Татьяна Николаевна Макарова

Схема служит не только наглядным материалом, но и помогает ученику разобраться в содержании произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon shemy_taras_bulba.ppt78.5 КБ
Office presentation icon shemy_po_romanu_tolstogo_voyna_i_mir.ppt101.5 КБ
Microsoft Office document icon shematizaciya_na_urokah.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образ главного героя Тарас Андрий Остап враги Казаки- товарищи

Слайд 2

Тарас Бульба в бою Тарас поляки казаки

Слайд 3

Тарас и сыновья Тарас Остап Андрий Гордость Что, сынку, помогли тебе твои ляхи? помнит отречение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

                 Схематизация на уроках русского языка и литературы

Сегодня в условиях модернизации образования в учебно-воспитательном процессе все больше используются информационные технологии.

На уроках русского языка они чаще всего используются в качестве иллюстративного материала к уроку. На мой взгляд, визуальное восприятие материала на уроках русского языка и литературы активизирует зрительную и эмоциональную память. Также широко используются обучающие программы при усвоении нового материала, тренировочные - при закреплении материала, контролирующие – для проверки усвоения полученных знаний и навыков, что позволяет вести обучение более эффективно, освобождая учителя от проблем тренировки и контроля и создавая условия для индивидуальной работы учащихся. Такие возможности компьютерной технологий я использую при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

В моем методическом багаже есть материал, включающий введение в урок схематического материала, и я хочу поделиться своим небольшим опытом.

Подача некоторого материала схематическим блоком и объединение его в целостную систему освобождает время для закрепления новых знаний и развития умений, что дает возможность увеличить объем практической работы по анализу текста на уроке.

Регулярно на уроках русского языка и литературы я использую схемы деятельности учеников и учителя, когда ребята научились определять себя в том месте, где происходит смена деятельности, когда они могут через схему выбрать то место, где они будут работать в удобном для них темпе.  

На этапе объяснения нового материала на уроках литературы, когда предстоит организовать понимание нового материала, я часто использую схемы.

       Схемы по литературе помогают ученику  разобраться в содержании, проблематике, философии художественного текста, ни в коем случае не заменяя работы над самим произведением. Это способствует тому, что ученик получает навыки строить связный рассказ на литературоведческую тему, что помогает развитию монологической речи, осознанию смысла языковых понятий и терминов, развивает мышление учащихся. Схема на уроке литературы выполняет еще и роль наглядного материала, представляющего собой особую организацию текстового материала художественного произведения в виде графического изображения. Опыт работы со схемами позволяет убедиться, что это интересно и учителю, и ученику. Постепенно шаг за шагом учу детей не только читать схемы, но и самим составлять их. В моем методическом багаже есть материал, включающий введение в урок схематического материала, и я хочу поделиться своим небольшим опытом.  

   Уже в 5 классе, изучая сказку Пушкина  Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", чтобы видеть  систему образов, составляем схему, пока это делаю сама, учитывая ответы ребят.

 

 Ребята с удовольствием сами составляют схемы, порой неожиданные.(слайд №2,3)Гаев

Раневская

Отношение к

 вишневому саду

Лопахин

«Вишне

вый сад

теперь мой!»

 Лопахина ставят во главу треугольника, потому что с садом у него связаны планы на будущее. Вишневый сад становится для него предметом гордости, олицетворением его силы. Гаев и Раневская на одном положении, так как они ничего не делают, чтобы спасти вишневый сад.  

       При изучении романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», работая над образом Печорина, на протяжении изучения всего романа, выстраиваем схему (слайд № 4),

Бэла

Печорин

Максим

Максимыч

Мэри

Вернер

Вера

Грушницкий

Все прощает

Не любит

Дорожат мнением друг друга

Оба эгоистичны

самолюбивы

Весь на виду

эгоист

Увлекает борьба

за девушку

полюбила

Злоба, ненависть

Боится своих чувств

Способна

 простить

(Схема составляется по мере изучения произведения.)

где четко видно отношение Печорина к каждому герою произведения.  Совместно созданная схема помогает учащимся в подготовке домашнего задания, повторения учебного материала.

    Изучая роман Тургенева «Отцы и дети», выстраиваем схему отношений Базарова к героям произведения и их к нему.

Евгений

Базаров

Павел Петрович

Николай Петрович

Аркадий

Консервативен,

благоговеет перед старыми

 авторитетами

Не признает никаких

авторитетов.

Не способен на

решительные действия

Отказывается от нигилизма

Относится к лагерю «отцов»

(слайд № 5)

Рассматривая центральный образ пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад», выстраиваем схему значимости вишневого сада.(слайд №6)

 Говоря о главном герое рассказа А.П.Чехова «Ионыч», при помощи стрелок показываем деградацию Дмитрия Старцева,(слайд №7) и его превращение в Ионыча. Расстояние между словами делаем большое, так как этот процесс был долгим. Записываем пути деградации. Если в начале рассказа Старцев и обывательский город С. – два противоположных полюса, то в конце рассказа Старцев уже свой, такой же как все жители. В Дялиже его зовут просто Ионыч.

Деградация Дмитрия Старцева

 Молодой врач                                                                  Ионыч

                               Этапы деградации

                                 1. «Он шел пешком…

                                 2. Через год…                                    

                                 3. Через четыре…

                                 4. Еще через несколько лет…

Целый блок схем по произведению Л.Н.Толстого «Война и мир». Представляю некоторые из них. Работая над темой «Нравственные искания Андрея Болконского»  выстраиваем ломаную линию, так как вся жизнь Болконского – это взлеты и разочарования.(слайд №8)

     Говоря о нравственных исканиях Пьера, за его доброту и человечность украшаем его ниточкой из  бусинок. Где в каждой бусинке заключен определенный период его жизни. (слайд №9). Продолжая разговор о персонажах романа Толстого, рассматриваем образ Наташи Ростовой. Рисуем схему.(слайд №10) В центре – сама Наташа. Все нездоровое она отталкивает сразу (Берг и Анатоль). Поэтому  располагаем их внизу, рисуем стрелки длинные. При помощи Наташи возрождаются Андрей и Пьер, и она счастлива с ними. Поэтому на схеме их располагаем рядом. Борис Друбецкой, брат Николай, княжна Марья не делают погоды в её жизни, но они рядом с нею, им хорошо возле неё. Их тоже располагаем рядом.

     Толстой придерживается народной точки зрения на семью – с её патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях. Поэтому в центре романа- два семейства: Ростовых и Болконских. Противопоставлена им семья Курагиных. Поэтому на схеме её располагаем в самом низу.(слайд №11)

Сюжет и композиция «Слова…»

Экспозиция

Вступление

Вступление в поход

дружины князя Игоря

Солнечное затмение

-два боя

-пленение князя Игоря

-беды на русской земле

Развитие действия

Кульминация

 Завязка

Основной – «Золотое слово»

Лирический- плач Ярославны

Развязка

Бегство Игоря и прославление

 князей и дружины

Использую в своей работе и готовые схемы

Использую в своей работе и готовые схемы, заимствованнные у других коллег, так схемы по роману Достоевского «Преступление и наказание» (нашла в инете), очень хорошо помогают понять и увидеть действующих лиц романа, а также сопоставить его с другим романом.

Схема 1. «Униженные и оскорбленные» власть имущие

Схема 2

 Город Калинов: закрытое художественное пространство


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект модуля"Схематизация математического текста на уроках математики как развитие метапредметного умения"Знак""

Цель модуля:обучение детей технологии схематизации, пониманию, построению и употреблению знаков и символов....

Схематизация этапов урока

Данный матиреал поможет подготовиться к урокам и продумать деятельность учащихся на каждом этапе....

Схематизация – один из приемов развития общеучебных умений у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Статья предназначена для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Показана возможность использования схематизации учебного материала как одного из приемов развития ...

схематизация

Материалы для организации работы в парах на уроке...

Консультация для родителей и педагогов "Использование приёма схематизации для запоминания и проговаривания детьми рифмованных текстов (скороговорки, чистоговорки, стихи)"

Консультация для родителей и педагогов "Использование приёма схематизации для запоминания и проговаривания детьми рифмованных текстов (скороговорки, чистоговорки, стихи)"...

Использование приёма схематизации для запоминания и проговаривания детьми рифмованных текстов (скороговорки, чистоговорки, стихи)

Использование приёма схематизации для запоминания и проговаривания детьми рифмованных текстов (скороговорки, чистоговорки, стихи)...