"Волшебное рядом..."
методическая разработка по литературе по теме

Пинясова Елена Николаевна

Интеллектуальная игра по литературе и журналистике для учащихся 5 - 7 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Ключинская средняя общеобразовательная школа

Сценарий

районной интеллектуальной игры

по литературе и журналистике

Автор: Пинясова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы

Ачинский район, 2009

Цели интеллектуальной игры:

- активизация интереса учащихся к литературе,

- стимулирование и поощрение учащихся, увлекающихся журналистикой.

Задачи игры:

  1. формирование сознательного отношения к изучению литературы,
  2. развитие коммуникативных способностей учащихся,
  3. формирование умения взаимодействовать друг с другом для достижения общей цели,
  4. развитие и реализация творческих способностей учащихся.

     Участники игры: команды школ Ачинского района. Состав команды: учащиеся 5, 6, 7 классов (всего три человека, по 1 ученику от каждого класса).

      Условия игры: каждой команде необходимо:

  1. Иметь название, атрибутику (или костюмы) волшебной тематики, девиз.
  2. Представить визитку. Форма выступления произвольная. Время – не более 1 минуты.
  3. Подготовить домашнее задание:
  1. Презентация на тему «Волшебный мир литературы»
  2. Оригинальное заклинание, соответствующее названию команды

Место проведения: учебный кабинет МОУ Ключинской СОШ.

Оборудование: медиапроектор, ноутбук, экран.

Краткое описание игры.

Ведущие игры – сказочные персонажи – Фея, крестная Золушки из одноименной сказки, и ее помощник-ученик мальчик Паж (из экранизированной версии сказки)

1 этап – знакомство и реализация домашнего задания (визитка).

2 этап – конкурс на знание литературных героев и произведений.

3 этап – реализация домашнего задания (компьютерные презентации).

4 этап – задание по журналистике «Необычное интервью».

5 этап – конкурс придуманных участниками символов журналистов.

6 этап – заключительный. Подведение итогов, награждение, прощание.

Ход игры:

  1. «Приятно познакомиться»

Фея. Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые, милые волшебники и волшебницы! Разрешите представиться – я – добрая Фея, крестная Золушки, вы помните меня? Я так долго ждала встречи с вами, и вот, наконец, она состоялась. Сегодня мы окажемся в волшебном мире литературы, ведь наша игра называется «Волшебное рядом…» Вы знаете, как меня зовут, а я вас еще не знаю, представьтесь, пожалуйста.

Команды представляют свои визитки (название команды, заклинание)

  1. «Волшебные буквы»

Фея. Волшебники и волшебницы, перед вами сложная задача: превратить одну букву в пять литературных героев. Справитесь? Не забудьте перед началом работы над заданием произнести свое заклинание.

Суть задания: За определенное время написать пять персонажей, чьё имя (фамилия, прозвище) начинается с указанной буквы и название произведения.

Самостоятельная работа команд. Время – 5 минут. По окончании времени представители команд по очереди называют указанную букву и зачитывают имена персонажей и названия произведений. Затем листы с ответами передаются жюри.

  1. «Волшебный мир литературы»

Входит помощник Феи из экранизированной сказки «Золушка» - Паж.

Паж. Здравствуйте, уважаемые волшебники и прекрасные волшебницы. Я слышал, что вы добились успехов не только в магии, но и в изучении школьных наук. У меня к вам скромная просьба: расскажите, пожалуйста, о волшебном мире литературы.

Команды-участницы представляют домашнее задание – компьютерные презентации «Волшебный мир литературы»

Фея. Понравились тебе истории наших участников о литературе?

Паж. О! Это действительно прекрасный и волшебный мир, а все участники настоящие волшебники.

  1.  «Я не волшебник, я только учусь…»

Паж. Великие волшебники и волшебницы, помогите мне, пожалуйста, оживить предметы. У меня, к сожалению, это не получается. Ведь я не волшебник, я только учусь…

Суть задания: каждая команда получает список предметов и задание:

- Знаешь ли ты, что такое интервью? Интервью – это материал, составленный из вопросов и ответов. Успех интервью определяет не столько выбор человека, у которого это интервью берется, сколько умением журналиста придумать и задать такой вопрос, чтобы ответ был интересным. А теперь, внимание: возьмите интервью у 1-2 предметов, находящихся в списке.

Каждая команда получает список названий предметов, например: портфель, зеркало, бумажный кораблик и т. д. Задача участников оживить в воображении выбранный предмет, составить текст интервью с ним, записав вопросы и ответы. Время – 5-7 минут. После выполнения задания каждая команда озвучивает свое необычное интервью. Тексты интервью участники сдают жюри.

  1. «Загадочный символ»

Фея. Символом учителей в России стал пеликан, врачей - изображение змеи и чаши. Кто-нибудь знает, почему?

Показ слайдов и объяснение символов.

- Какой символ мог бы выразить общую идею журналистов? Изобразите его и поясните свою идею. Не забудьте перед началом работы над заданием произнести свое заклинание.

Суть задания: за 3 минуты придумать и нарисовать символ журналистов, показать рисунок и пояснить свою идею.

6. «Заклинание на прощание»

Фея. Вот и пришла пора нам расставаться.

Паж. Но мне этого делать не хочется. Я еще не запомнил всех заклинаний этих волшебников.

Фея. Тогда мы все вместе хором произнесем еще раз заклинания.

(На экране  - слайды со словами всех заклинаний. Все присутствующие хором говорят заклинания.)

Жюри подводит итоги, объявляет и награждает победителей игры.

Фея и Паж. До свидания, милые волшебники! До встречи в мире литературы!

Критерии оценки

Шкала: пятибалльная

Рекомендации:

1-й конкурс – «Визитка» (домашнее задание). Обязательно должно прозвучать название и заклинание. Оценивается соответствие заявленной тематике игры, оригинальность. Остальное на усмотрение жюри.

2-й конкурс – «Волшебные буквы». Пять баллов за пять персонажей и верно указанные произведения.

3-й конкурс – «Волшебный мир литературы» (компьютерная презентация). Оценивается соответствие тематике и качество выступления (выразительность, умение ориентироваться в материале презентации и др.).

4-й конкурс – «Необычное интервью». Пять баллов за самое оригинальное интервью у предмета из списка.

5-й конкурс – «Загадочный символ». Пять баллов за самый оригинальный символ журналистов и интересное его представление.

№ п/п

Названия команд

Задания

Итого

1

2

3

4

5

«Визитка»

«Волшебные буквы»

«Волшебный мир

литературы»

«Необычное интервью»

«Загадочный символ»



Предварительный просмотр:

       СОГЛАСОВАНО                                                        УТВЕРЖДЕНО

Директор МОУ ДПО ИМЦ                                   Руководитель подразделения

_______________________                                   по решению вопросов в области

«___»____________ 2009 г.                                   образования, опеки и попечительства

                                                                                  _______________________

                                                                                  «___»____________ 2009 г.  

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении районной интеллектуальной игры

по литературе и журналистике «Волшебное рядом…»

  1. Общие положения

Цели интеллектуальной игры:

- активизация интереса учащихся к литературе,

- стимулирование и поощрение учащихся, увлекающихся журналистикой.

Задачи игры:

  1. формирование сознательного отношения к изучению литературы,
  2. развитие коммуникативных способностей учащихся,
  3. формирование умения взаимодействовать друг с другом для достижения общей цели,
  4. повышение креативности учебного процесса и творческой самореализации учащихся

     Учредители и организаторы конкурса:

  1. МОУ ДПО Информационно-методический центр управления образованием Ачинского района
  2. Районное методическое объединение учителей гуманитарного цикла
  3. Школьное методическое объединение учителей гуманитарного цикла МОУ Ключинской СОШ

  1. Участники интеллектуальной игры

Участниками игры являются команды школ Ачинского района. Состав команды: учащиеся 5, 6, 7 классов (всего три человека, по 1 ученику от каждого класса). Команду учащихся сопровождает один учитель.

  1. Условия игры

Каждой команде необходимо:

  1. Иметь название, атрибутику (или костюмы) волшебной тематики, девиз.
  2. Представить визитку. Форма выступления произвольная. Время – не более 1 минуты.
  3. Подготовить домашнее задание:
  1. Презентация на тему «Волшебный мир литературы» (10-15 слайдов, 2,5-3 минуты)
  2. Оригинальное заклинание, соответствующее названию команды

  1. Проведение игры

Задания, которые будут представлены учащимся, не выходят за рамки школьной программы и стабильных учебников. Большинство заданий занимательного и развивающего характера. Некоторые задания направлены не на поиск известных решений, а на собственные небольшие открытия школьников.

     Сроки и место проведения: 14 февраля 2009 года, МОУ Ключинская СОШ.

     Начало: 10.00 часов.

     Регистрация: 9.30 - 9.50.

  1. Награждение

Победители игры (1, 2, 3 места) награждаются дипломами, грамотами и ценными подарками. Участники игры поощряются сертификатами и памятными подарками.



Предварительный просмотр:

Программа

проведения интеллектуальной игры

по литературе и журналистике

Дата проведения: 14.02.2009 г.

Место проведения: МОУ Ключинская СОШ

Ход игры:

9.30 – 9.55 – регистрация команд-участниц

10.00 – 10.05 – приветствие

10.05 – 10.20 – 1 этап: знакомство и реализация домашнего задания (визитка). Желательно, чтобы в представлении команды прозвучало заклинание.

10.20 – 10.40 – 2 этап: литературный конкурс. (3 минуты – объявление условий конкурса, 5 минут – выполнение заданий, 12 минут – выступления команд)

10.45 – 11.15 – 3 этап: реализация домашнего задания (компьютерные презентации). (По 2,5-3 минуты каждая команда)

11.15 – 11.35 – 4 этап: задание по журналистике. (2 минуты – объявление условий конкурса, 5-7 минут – выполнение задания участниками, 12 минут – выступления команд)

11.35 – 11.55 – 5 этап: конкурс «Загадочный символ». (5 минут – объявление условий конкурса, 3 минуты – выполнение задания, 12 минут – выступления команд)

11.55 – 12.05 – 6 этап (заключительный): подведение итогов, награждение, прощание.

12.05 – 12.25 – обед

                    Учащиеся                                                             Педагоги

12.25 – 12.55 – библиотечный час                  12.25 – 12.55 – заседание РМО

«Мозаика сказов П.П. Бажова»

12.55 – 13.10 – отъезд гостей


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Я не волшебник, я только учусь, или «Волшебное рядом…»

Слайд 2

Приятно познакомиться

Слайд 3

Волшебные буквы

Слайд 4

«Я не волшебник, я только учусь…» (Необычное интервью)

Слайд 5

Пеликан – символ учителей

Слайд 6

По преданию, пеликан (древнее название – Онократал), живший в долине Нила, спас своих птенцов от смерти, напоив их своей кровью. На гербах древности пеликана обычно изображали вполоборота, чтобы было видно, как он клювом разрывает себе грудь и оттуда капает алая кровь. Число птенцов всегда было нечетным, что символизировало безраздельную любовь, сострадание, участие, самопожертвование. По постановлению от 1834 года чины благотворительных учреждений императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны должны были носить форменную одежду. Золоченые пуговицы на мундирах чиновников «воспитательных домов» Мариинского ведомства имели «изображение пеликана, питающего птенцов». Пеликан и сегодня олицетворяет всех учителей, открывающих людям дорогу к знаниям.

Слайд 7

Змея, обвивающая чашу – символ врачей

Слайд 8

Символ медицины – змея, обвивающая чашу, появился в XVI веке благодаря знаменитому врачу Парацельсу, впервые предложившему подобное сочетание. Истинное значение этой эмблемы остается спорным. Считают, что она либо олицетворяет собой лечебные свойства змеиного яда, так широко использовавшегося в медицине, либо означает, что в этом сосуде и хранили змеиный яд. Змея, обвивающая ножку чаши и склонившая голову над самой чашей, как символ медицины, был утвержден в нашей стране Реввоенсоветом в 1924 году, а затем широко распространился и за ее пределами. Изображение змеи как символ мудрости и знаний всегда сопутствовало изображению медиков, которые и являлись первыми учеными на земле. Еще легендарный врач Эскулап у римлян или Асклепий у греков всегда изображался в сопровождении змеи, обвивающей его посох, которая по преданию помогла ему воскресить сына царя Миноса. Дочь же Эскулапа, богиня здоровья Гигиея, начиная с VI века до нашей эры тоже изображалась со змеей в одной руке и с чашей в другой.

Слайд 9

… . – символ журналистов

Слайд 10

Заклинание на прощание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закон гомологических рядов

презентация ученицы 11 класса к уроку биологии.тема урока - Мутационная изменчивость....

«УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ» (обобщение материала по разделу «Фонетика»)

Открытый урок по русскому языку в 5-м классе....

Формирование звукового ряда стандартными средствами Power Point 2007

В данной работе представлены различные способы вставки звуковых файлов....

Интеллектуальная игра для учащихся 6 - 9 классов по литературе и журналистике "Волшебное рядом..."

Материалы для проведения игры по литературе и журналистике: положение, сценарий и программа проведения.Цели интеллектуальной игры:- активизация интереса учащихся к литературе,- стимулирование и ...

План учебно-воспитательной работы объединения « Волшебная иголочка» по программе «Волшебная иголочка»

План учебно-воспитательной работы по 2 годичной образовательная программе «Волшебная иголочка», предназначен для ознакомления детей  7-11 лет с различными видами рукоделия: швейное искусство, пош...