методическая разработка урока литературы в 9 классе "Суд над Пугачевым с участием присяжных заседателей"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Форма урока - ролевая игра.

Цель урока: не только осудить или оправдать Емельяна Пугачева, но и в ходе процесса раскрыть облик главных персонажей повести, оценить поступок героя глазами очевидцев, автора и современного читателя, т. е. услышать живой диалог времен. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sud_nad_pugachevym.docx38.71 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе в 9б классе

«Суд над Емельяном Пугачевым» (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Учитель: Бальжинимаева Оюна Раднацыреновна

МОУ «Новоорловская средняя общеобразовательная школа»

пгт.Новоорловск Агинского района Забайкальского края

Опережающее задание:

  1. дать характеристику герою повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»  Емельяну Ивановичу Пугачеву;
  2. почему одни называли его злодеем, другие заступником?
  3. каковы положительные и отрицательные качества характера литературного героя?

Цель урока: не только осудить или оправдать Емельяна Пугачева, но и в ходе процесса раскрыть облик главных персонажей повести, оценить поступок героя глазами очевидцев, автора и современного читателя, т. е. услышать живой диалог времен.

Задачи урока:

Образовательные: выслушать свидетелей противоположных сторон, обвинителя, защитника и присяжных заседателей.

Воспитательные: формировать навыков театральной деятельности.

Развивающие: активизация творческой деятельности учащихся.

Форма урока: Урок–представление в форме судебного заседания с участием присяжных заседателей

Методические приемы: индивидуальные сообщения, аналитическая работа с текстом, приемы сравнения, самостоятельная работа, индивидуальная и групповая работа.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная и групповая работа.

Средства обучения:

  1. А.С.Пушкин "Капитанская дочка"
  2. Видеофрагменты художественного фильма "Русский бунт" реж.Прошкина
  3. Иллюстрации к повести "Капитанская дочка". Альбом "А.С.Пушкин",
  4. Презентация к уроку.

Оборудование: портрет Пушкина; исторические материалы (Указ Пугачева от 31 июля 1774 г.); тексты повести “Капитанская дочка” А.С. Пушкина (Хрестоматия для 9-го класса / Сост. А.Г.Кутузов, 2001); ученические весы, деревянные кубики одинакового размера белые и черные, презентация к уроку.

Время : 2 часа

Ход урока.

- Сегодня на уроке мы рассмотрим образ Емельяна Пугачева, но сделаем это не совсем обычно. Представим себе, что мы судим Пугачева, посмотрим на это дело глазами современников и вынесем приговор.

Свой урок мы проведем в форме ролевой игры, которая называется «Суд присяжных».

 (Просмотр презентации)

Прошу подойти всех к столу и выбрать себе роль.

(учащиеся выбирают карточки, на которых написано имя какого-то героя повести)  

Мы выбрали судью, прокурора, адвоката, свидетелей, подсудимого, секретаря судебного заседания.

(раздаются заранее приготовленные бейджики)

 Все остальные ребята, которым не досталось роли, будут выступать в роли присяжных заседателей. Итак, встать, суд идет!

(учащиеся рассаживаются соответствующим образом: в центре восседает судья, рядом – секретарь судебного заседания, по бокам занимают места прокурор и адвокат, основная масса учеников усаживаются напротив судьи – они присяжные заседатели). Учитель является координатором групп.

Даю вам время, чтобы каждый из героев нашего урока подготовил соответствующую речь, необходимую для заседания.

Самостоятельная работа: в течение 20 минут ребята составляют речь героев, делая записи в тетради.

Судья: На нашем судебном заседании рассматривается уголовное дело по обвинению Пугачева Емельяна Ивановича.

Позвольте объявить состав. Судья – (фамилия и имя ученика), обвинение представлено в лице прокурора (фамилия и имя ученика)….., защиту подсудимого осуществляет адвокат (фамилия и имя ученика).., секретарь судебного заседания –(фамилия и имя ученика). Уважаемый секретарь, доложите готовность свидетелей.

Секретарь: Все свидетели ожидают вашего вызова в зале суда, ваша честь!

Судья: Хорошо, присаживайтесь.

( к подсудимому): Подсудимый, встаньте, пожалуйста! Назовите свою фамилию, имя, отчество.

Подсудимый: Пугачев Емельян Иванович.

Судья: Назовите дату вашего рождения.

Подсудимый: 1742год

Судья: Назовите адрес вашего проживания и адрес прописки.

Подсудимый: станица Зимовейская

Судья: Где и кем вы работаете?

Подсудимый: Вольный казак, т.е. безработный.

Судья: Я разъясню вам ваши права. Во время разбирательства вы можете выступать с заявлениями, дополнять и оспаривать мнение моих коллег, свидетелей. Вам понятно?

Подсудимый: Да.

Судья: Присаживайтесь. Слово предоставляется прокурору.

Прокурор: (дается историческая справка на Емельяна Пугачева)

Пугачев Емельян Иванович совершил незаконное действие, назвавшись царем Петром III, собрав вокруг себя группу людей, в основном, из низших слоев общества-казаков, беглых крестьян, представителей других национальностей - башкирцев, татар и т.д., пытаясь захватить власть насильственным путем. Ему удалось захватить многие районы. В результате столкновений были убиты и казнены сотни людей. В деле имеется видеозапись, прошу разрешения продемонстрировать материал.

Судья: Не возражаю. Уважаемый секретарь, помогите нам просмотреть видеозапись.

(секретарь включает видеоаппаратуру.)

Просматриваются эпизоды восстания из художественного фильма «Русский бунт» режиссера Прошкина.

Восстание охватило многие районы страны. В декабре 1773 года банда Пугачева захватила в Оренбургской губернии крепость Белогорскую, комендантом которой был капитан Миронов Иван Кузьмич. Защитники крепости оказали яростное сопротивление бунтовщика, но силы были неравными. Комендант Миронов, гарнизонный поручик, а также супруга Миронова были казнены.

Прокурор: Все перечисленные факты, а также показания свидетелей подтверждают мнение обвинения о том, что Пугачев – государственный преступник и должен быть осужден по всей строгости закона. У меня все.

Судья: Слово предоставляется потерпевшей Мироновой Марии Ивановне.

Потерпевшая: Я, Миронова Мария Ивановна, мне 18 лет, я единственная дочь Мироновых Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны. Моих родителей по приказу Пугачева убили. После гибели родителей я долго болела, потом подверглась унижениям со стороны Швабрина Алексея Ивановича, который принуждал меня выйти за него замуж. И только помощь моего жениха Гринева Петра Андреевича спасла меня от страшной участи. Всем своим несчастьем я обязана этому человеку, Пугачеву. Я хочу, чтобы суд нашел правильное решение и вынес заслуженное наказание убийце моих родителей.

Судья: Спасибо, садитесь. Емельян Иванович, встаньте. Вам понятно, в чем вас обвиняют? Признаете ли вы себя виновным?

Подсудимый: Я хотел сделать свой народ счастливым и избавить его от рабства. Конечно, я виноват, но я ни о чем не жалею.

Судья: Вызывается свидетель Гринев. Назовите свое имя, отчество.

Гринев: Петр Андреевич Гринев.

Судья: Где и кем вы работаете?

Гринев: Я сержант императорской гвардии, находился на службе в Белогорской крепости под Оренбургом в период восстания.

Судья: Вам знаком подсудимый?

Гринев: Да.

Судья: Расскажите о том, что знаете по этому делу. Но я предупреждаю вас, что в суде нужно говорить правду.

Гринев: Да, я понимаю. С рождения я был зачислен в Семеновский полк сержантом, и, когда мне пошел семнадцатый год, мой отец решил отправить меня на службу в отдаленный район Оренбурга, в Белогорскую крепость в распоряжение капитана Миронова. Меня всюду сопровождал мой дядька Савельич. По дороге мы попали в буран, и, наверное, заблудились бы, если бы не этот человек. Он вывел нас на дорогу, и мы переждали непогоду в одном из постоялых дворов. Я хотел как-то отблагодарить вожатого, но Савельич был против, тогда я подарил заячий тулуп, так как считаю, что на добро нужно отвечать добром. Я не знал тогда, что этот человек еще встретиться на моем пути.

В крепости я начал свою службу. Мне нравились Мироновы, это добрые, хорошие люди, а дочь капитана Марья Ивановна впоследствии стала моей невестой. Но при каких обстоятельствах!.. У меня сложились неприязненные отношения со Швабриным Алексеем Ивановичем, он всегда нехорошо отзывался о Марье Ивановне и ее семье. Это послужило поводом для дуэли, на которой Швабрин ранил меня. До нашего поединка  я успел написать письмо своим родителям, в котором просил благословения на брак с Марьей Ивановной, но отец не дал благословения, в письме он ругал меня за поединок и недостойное поведение на службе, вероятно, ему кто-то донес на меня. Я подозреваю Швабрина.

Судья: Ближе к делу, свидетель!

Гринев: Однажды мы получили извещение от нашего командования, что некто разбойник Пугачев, собрав банду беглых казаков, учиняет погромы, убивает людей и называет себя именем Петра Федоровича, ныне покойного. Мы принялись все меры безопасности, хотя не успели отправить женщин. Несмотря на наши усилия, крепость была взята, уж слишком большое преимущество было у Пугачева. На моих глазах геройски погибли доблестные мои соратники Иван Кузьмич и Иван Игнатьевич, а также Василиса Егоровна… Я был спасен своим верным Савельичем, а в злодее я узнал своего вожатого, того самого, которому подарил заячий тулуп! Он тоже узнал меня, предложил перейти на его сторону, но я отказался, ведь я природный дворянин и присягал государыне императрице. Тогда Пугачев отпустил меня и Савельича в Оренбург. Я не знаю, почему от оставил меня в живых… Тогда я мало об этом задумывался, Мария Ивановна не выходила у меня из головы, о ней думал я, стоя у виселицы, о ней думал я, когда смотрел на Пугачева и разговаривал с ним! Я не мог помочь ей, тем более взять ее собой… С тяжелым сердцем я покидал крепость… В Оренбурге, спустя некоторое время, я получил письмо от нее и поспешил на выручку. Мне не дали ни роты солдат, ни полсотни казаков, я поехал в Белогорскую крепость один с верным Савельичем. Мы попали прямо в руки Пугачева, я рассказал ему, что Швабрин обижает сироту и что она моя невеста, тогда Пугачев лично поехал со мной, чтобы во всем разобраться. Но я не сказал ему, что Марья Ивановна – дочь капитана Миронова. Мы приехали, Швабрин не хотел пускать нас в комнату, где под стражей находилась Марья Ивановна. Но Пугачев настоял, он вышиб дверь, и мы увидели бедную девушку. Не буду вспоминать, в каком она была состоянии… Швабрин доложил Пугачеву, что это дочь Миронова, но когда я объяснил, почему не сказал правду, Пугачев успокоился, он знал, что его люди не пощадили бы девушку. Я попросил его отпустить нас с Марьей Ивановной, ведь он уже миловал меня. И Пугачев, как ни странно, согласился…

Адвокат: Признаете ли вы, что Пугачев вызывал у вас определенные симпатии?

Гринев: Да, у меня двойственное отношение к нему. Я объясню почему. Этому человеку я обязан своим счастьем, я женился на лучшей девушке в мире. Пугачев был хорошим собеседником, он уважительно относился ко мне, помиловал меня, вспомнив о подарке, который я ему дал. Он предлагал мне перейти на его сторону и служить ему, но я отказался, т.к. считаю, что для дворянина предательство – это позор и что лучше достойно умереть, чем стать клятвопреступником. Да, я пытался отговорить Пугачева оттого, что он затеял, это плохая шутка, но для него уже не было пути назад, я это чувствовал. Я знал, что помочь уже нельзя. Пугачев, действительно, дал приказ казнить моего командира, его жену, но ведь он освободил Марью Ивановну и не стал наказывать нас за обман.

С каждым разом этот человек открывался с лучшей стороны, мне, действительно, жаль его, я понимаю, что не смогу ему помочь, ведь он виноват, но где бы он ни был, что бы с ним не случилось, я всегда буду Бога молить о спасении грешной его души…

Судья: Спасибо, свидетель, садитесь. Вопросы к свидетелю!

Прокурор: И все–таки странно, как это Пугачев помиловал вас, ведь известно, насколько это жестокой человек?

Гринев: В Пугачеве были человеческие качества, ему не чужды благодарность, милосердие, уважение к противнику…

Судья: Еще вопросы? Если вопросов нет, то вызывается свидетель Савельев. Назовитесь, пожалуйста.

Свидетель: Архип Савельевич Савельев, я являюсь крепостным Гриневых, приставлен с момента рождения моего хозяина Гринева Петра Андреевича в качестве слуги. Всю свою жизнь я служил верой и правдой хозяевам и готов жизнь отдать за моего воспитанника.

Судья: Повторяю вам, что в суде нужно говорить правду и только правду. Расскажите, что вы знаете о Пугачеве Емельяне Ивановиче, приходилось ли вам встречаться с этим человеком и при каких обстоятельствах?

Свидетель: Все как есть расскажу, ничего не утаю, ваше честь!

Первый раз этого разбойника я встретил, когда ехал со своим хозяином Гриневым Петром Андреевичем в Белогорскую крепость. По дороге начался сильный буран, и он показал нам дорогу к трактиру. Мой хозяин тогда очень обрадовался и даже подарил разбойнику заячий полушубок, почти новешенький! Я пытался отговорить Петра Андреевича, уж очень мне не нравился этот человек, но Петр Андреевич упрямый, уж что в ум войдет, то ни за что по-другому не будет. Еще в трактире я заподозрил неладное, очень уж странно разговаривал душегубец с людьми. Второй раз пришлось увидеть Пугачева, когда он, разбойник, собрав орду, пришел войной на нашу крепость. Он приказал повесить Ивана Кузьмича, коменданта, и Ивана Игнатьевича, поручика. Уже приказал казнить Петра Андреевича, да я в ноги лихоманцу кинулся, стал умолять его отпустить барское дите, обещал выкуп за него, а Петр Андреевич мне как сын, он уже приготовился к смерти. А потом Василису Егоровну убили, шашкой, звери, зарубили! Разбойник узнал нас и даже подарил шубу со своего плеча да отпустил нас восвояси. А на его сторону переходить мы и не собиралися, Петр Андреевич твердо ему сказал об этом. В третий раз мне пришлось увидеть Пугачева, когда поехал вызволять Марью Ивановну из плена, тогда чуть не убили меня разбойники проклятые! Но ничего, и на это раз Бог миловал, помог нам душегубец, вызволили Марью Ивановну! А она , голубушка, как увидела убийцу своих родителей, так и обмерла вся! А разбойника этого судить надо самым строгим судом! Я хоть и холоп господский, но я против Пугачева, и все, что он натворил, всячески осуждаю. Мне не нужно воли, мне хорошо с моим хозяином и другой жизни не надобно. Главное для меня – благополучие моего Петра Андреевича и его невесты Марьи Ивановны.    

Судья: Хорошо, присаживайтесь, Архип Савельевич!

Прокурор: Ваша честь, я бы хотела выяснить вот какой вопрос, подсудимый говорил, что хотел избавить народ от рабства, а вот представитель сословия крепостных Архип Савельевич не нуждается в свободе. Видимо, не всем нужна его свобода, напрашивается вывод: Пугачев изначально ошибался, организуя военный мятеж!

Адвокат: Протестую, ваша честь! Обвинение опирается на мнение одного свидетеля, а этого недостаточно для вынесения приговора!

Судья: Протест принимается. Действительно, как можно опираться на мнение одного свидетеля? Приглашается Швабрин Алексей Иванович! Представьтесь, пожалуйста.

Свидетель: Швабрин Алексей Иванович, офицер Белогорской крепости.

Судья: Напоминаю вам, что в суде нужно говорить правду, вы несете ответственность за каждое слово. Расскажите, что вы знаете о Пугачеве Емельяне Ивановиче, где и когда вам приходилось с ним встречаться.

Свидетель: Я проходил службу в Белогорской крепости в чине офицера императорской гвардии.

Судья: Как вы там оказались?                                    

Свидетель: Я был сослан за поединок, повлекший за собой гибель одного из офицеров.

Судья: Продолжайте.

Свидетель: Сначала все складывалось хорошо, я был радушно принят семьей капитана Миронова. Я полюбил Марью Ивановну с первого взгляда, предложил ей руку и сердце, но она отказалась. Потом в крепость прибыл этот Гринев, и все пошло прахом. Я боялся,что молодой офицер понравится Марье Ивановне, поэтому старался помешать. Мне пришлось обговорить дочь капитана, я нелестно выразился о ней   в присутствии Гринева, сказав, что Марья Ивановна – совершенная дурочка…

Гринев: Можно вопрос,  ваша честь?  Ну ты и подлец, Швабрин!

Швабрин: Я не хотел, чтобы вы подружились, поэтому и препятствовал вам.

Судья: Ближе к делу, Швабрин, ваша личная жизнь суду не интересна.

Свидетель: Когда я понял, что между ними взаимная симпатия, я затаил злобу и решил отомстить Гриневу за унижение, на поединке я ранил Гринева, как я жалею, что не убил его тогда! Ноя не сдавался, я слышал, что Пугачев, объявив себя царем, собирается идти войной и захватить власть, это был мой шанс, любой ценой мне хотелось вырвать Марью Ивановну  из рук Гринева. Когда начался мятеж и все было кончено, я решился перейти на сторону Пугачева, я был уверен, что Гринева казнят, и радовался этому. Я видел, как жестоки повстанцы, видел ужасную гибель Мироновых. Первая мысль, возникшая у меня в голове, мысль о Марье Ивановне. Я хотел защитить ее и бежать с ней. Молодой Гринев не сумел бы стать ее защитником… Видели бы вы, как от смерти его спасал его же холоп!.. Я вошел в доверие Пугачева, и он назначил меня комендантом крепости. Я хотел уговорить Марью Ивановну выйти за меня замуж, но она не соглашалась. Тогда я решился применить силу: посадил ее под замок, давал ей только хлеб и воду, приставил караул. Я хотел сломить ее, чтобы она поняла, что рассчитывать ей больше не на кого. Мне кажется, каким-то непостижимым способом Марья Ивановна отправила письмо Гриневу, который появился в скором времени вместе с Пугачевым. Вероятно, они были в сговоре. Гринев был шпионом Пугачева! Еще тогда я заметил некоторую странность в их отношениях, они вели себя, как приятели. Ведь не повесил же Пугачев Гринева со всеми офицерами! Все мои попытки настроить Пугачева против Гринева ни к чему не привели. Я уверен, что Гринев заодно с Пугачевым. Когда войска Пугачева были разбиты, меня арестовали, я сразу же сказал, что Гринев – предатель…

Судья: Расскажите о Пугачеве, а не о Гриневе!

Свидетель: Пугачев – страшный человек, он делал все, что хотел: мог миловать, мог казнить. Видел, что творили его молодцы по его же приказанию. Я очень боялся, что Пугачев узнает, кто такая Марья Ивановна, и прикажет казнить нас обоих…

Судья: Имеются ли вопросы к этому свидетелю у обвинения?

Прокурор: Да. Вы считаете, что Гринев был шпионом Пугачева и выполнял все его поручения?

Свидетель: Я в этом уверен.

Судья: Вопросы со стороны защиты?

Адвокат:  А разве вы не выполняли поручений Пугачева?

Свидетель: Не отрицаю, выполнял, но я раскаялся, к тому же понес заслуженное наказание…

Судья: Садитесь, свидетель. Переходим к прениям сторон! Слово стороне обвинения.

Прокурор: Уважаемый суд, господа присяжные заседатели! Обвинению удалось привести массу примеров, подтверждающих виновность Пугачева. Как осмелился беглый казак назваться царем! Сколько пролито крови по его вине! Прежде чем выносить решение, прошу вас продумать окончательный вердикт по этому непростому делу.

    Судья: Слово стороне защиты.

Адвокат: Уважаемый суд, господа присяжные заседатели! Я считаю, обвинению не удалось предъявить доказательства, подтверждающие вину моего подзащитного. Вы все слышали, что это человек достойный, уважающий достойных противников, способный на благородные поступки. Он лишь жертва обстоятельств. Считаю, мой подзащитный  засуживает оправдательного приговора.

Учитель: Теперь, ребята, в игру вступают «присяжные заседатели» Перед вами обычные весы, а также вот такие деревянные «камешки» черного и белого цвета (одинакового размера). Каждый из заседателей выбирает свой камешек. Вы, наверное, уже поняли, черный камешек означает виновность Пугачева, белый  - невиновность. Но перед тем как положить на весы камень, каждый из заседателей должен объяснить свой выбор. На это дается время.

1 заседатель: Считаю, что Емельян Пугачев виновен, в истории известен факт, что он был неграмотным, не умел читать и писать, а еще захотел стать царем. Разве царь может быть неграмотным, это же лицо державы! Я выбираю черный камень. (кладет на одну чашу весов)

2 заседатель: Я думаю, на месте Пугачева мог оказаться любой другой человек того времени. Страна переживала страшный кризис, тяготило крепостное право, крестьянские волнения всколыхнули всю Россию. Правительство, возглавляемое Екатериной II, не могло управлять как следует. Поэтому обвинять Емельяна Пугачева мы не имеем права! У меня белый камень.

3 заседатель: У меня белый камень. Будучи «мужицким царем» Пугачев издал свои указы, он не виноват в том, что не умел читать и писать, в те годы бедному человеку трудно было получить образование. Если бы у него была возможность, он обязательно бы выучился. Ведь неспроста же он сумел продержать в страхе полтора года всю Россию!

4 заседатель: Это был умнейший человек своего времени. Обычный казак или крестьянин не сумел бы поднять народ, заставить взяться его за топоры и вилы. Я выбираю белый камень.

5 заседатель: В романе А.С.Пушкин двойственно относится к своему герою, с одной стороны, Пугачев – злодей и самозванец, с другой стороны – защитник всех обиженных. Я все-таки выберу черный камень.

6 заседатель: В войске Пугачева были люди, которые тянулись к сытой и спокойной жизни, подвластные зависти и стяжательству, преследовавшие корыстные цели, именно эти люди, спасая свои жизни, выдали его за 100000 рублей царским войскам. У меня белый камень.

7 заседатель: образом Пугачева автор показал трагедию человека, обманувшегося в своих надеждах, он ошибся в своем движении. Он жертва времени. Мой камень белый.

8 заседатель: В романе А.С.Пушкина есть строки «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» Автор этой фразой дает оценку происходящему в России. Мы увидели, что сейчас трудно разобраться, виновен ли Пугачев. Но все, что он сделал – бессмысленно. Пугачев рассказывает Гриневу страшную калмыцкую  сказку про орла и ворона. Но и орел, и ворон являются хищниками. А черта всех хищников – жестокость и зловещая сила. Я выбираю черный камень.

9 заседатель: Действительно, Пугачев описан двойственно. Это странно. Он спасает и защищает одних, казнит, делает несчастными других. Он особо относится к Гриневу. Он сделал сиротой Машу Миронову и тут же ее осчастливил. Следовательно, можно простить злодея? Мой камень черный.

10 заседатель: По моему мнению, современный российский гуманный суд, конечно же, не назначил бы Пугачеву высшую меру наказания, но однозначно наказание все равно было бы вынесено и, я считаю, это было бы пожизненное лишение свободы. Выбираю черный камень.

11 заседатель: Мне кажется, образ Емельяна Пугачева в романе «Капитанская дочка» - это глубокие философские размышления А.С.Пушкина над исторической личностью. Я думаю, автора волновали вопросы, над которыми сейчас думаем мы. В пропущенной главе «Капитанской дочки» Петр Андреевич Гринев прямо обращается к своему сыну или даже внуку: «Молодой человек! Если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений» Я выбираю белый камень.

Учитель: Ребята, посмотрите на наши весы. Чаши весов оказались равны. Это означает, что наш урок подошел к своему логическому завершению. Слово судье.

Подведение итогов урока

Судья: Наше сегодняшнее судебное заседание объявляется закрытым, а суд над исторической личностью остается открытым.

Каков же вывод нашего урока? (вместе с учащимися делается вывод)

     Емельян Иванович Пугачев - это не только беспощадный и жестокий злодей, но и человек, которому можно доверить жизнь возлюбленной, которого можно пожалеть и за “грешную душу” которого “вечно молить Бога. Пушкин подчеркивает важнейшие его качества: целеустремленность, волю, умение помнить и ценить добро, готовность в трудную минуту прийти на помощь и, что может показаться странным на первый взгляд, - справедливость. В какой-то мере Пугачев в восприятии Пушкина – личность одинокая и трагическая. Он осознает тщетность своего предприятия. Понимает неизбежность своей гибели. Но отказаться от бунта не может.

 Анкета для учащихся

1. Интересно ли прошёл урок?
2. Кто из персонажей урока понравился вам своим выступлением и доказательностью больше всего?
3. Довольны ли вы результатами своей работы?
4. Какие трудности возникали у вас в течение урока?
5. Что нового вы узнали во время обсуждения?

Домашнее задание

Написать сочинение на тему «Емельян Пугачев– «злодей» или «благодетель»?

Литература:

  1. Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
  2. Поурочное планирование уроков литературы в 8 классе . О.А.Еремина. К учебнику – хрестоматии для общеобразовательных учреждений «Литература. 8 класс», автор – составитель В.Я,Коровина и др.- М.: Просвещение, 2004, Издательство «Экзамен» Москва 2004 г.
  3. Поурочные разработки по литературе 8 класс И.В.Золотарева, Т.А.Крысова (В помощь школьному учителю), Издательство «ВАКО» 2003г.
  4. Журнал «Литература в школе» 2004г. №5. с. 36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка

Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....


 

Комментарии