Интегрированный урок в 6 классе с использованием элементов экологизации.
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Гарифулина Фируза Атхаровна

 

Вашему вниманию предлагается  разработка  интегрированного урока (русская литература, музыка, живопись)  в 6 классе с элементом  экологизации. Тема урока: «И вот опять пришла весна!» Цель урока:  учить высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении; видеть авторское отношение  к описываемому событию; привитие любви к природе, способствовать воспитанию бережного отношения к природе, понимания ее эстетического значения, воспитание духовности и экологической культуры учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

                

        Наша школа находится  в сельской местности, в непосредственной близости к природе, которая является наглядным материалом и книгой открытий удивительного и неизведанного, где каждая травинка, изогнутая берёзка, пенёк, напоминающий волшебное чудовище, несёт в себе бесценную информацию.

        Сельская природа не только развивает наблюдательность, даёт стимул к творчеству, но и вызывает потребность бережного отношения к ней.

                        Здесь мало увидеть,

                        Здесь нужно всмотреться…

                        Здесь мало услышать,

                        Здесь вслушаться нужно…

                                                 (Н.Рыленко)

        Но происходит это только тогда, когда человек воспитывается в гармонии с миром природы, воспитывается так практически всю жизнь. Это процесс воспитания  должен происходить и на уроках литературы. А для этого  можно использовать разнообразные формы обучения.    В нашей школе  по экологическому воспитанию ведётся большая работа. Кроме уроков, проводятся различные  конкурсы, викторины, уроки внеклассного чтения, классные часы.                 

                                 

         Интегрированный урок  в  6  классе   с использованием  элементов  экологизации.

                              Тема -          «И ВОТ ОПЯТЬ ПРИШЛА ВЕСНА»

          (изображение весенней природы в литературе, музыке, живописи)

Образовательные цели:   учить высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении; видеть авторское отношение  к описываемому событию; развивать навыки чтения, интерес к художественной литературе как средству обогащения речи учащихся новыми словами.

        Воспитательные цели:  привитие любви к природе, способствовать воспитанию бережного отношения к природе, понимания ее эстетического значения, воспитание духовности и экологической культуры учащихся.

        Оборудование урока: портреты, репродукция картины И.И.Левитана «Март», «Весна», «Большая вода», А.Саврасова «Весна»,  аудиозапись «Март», «Апрель»  из цикла «Времена года»  П.Чайковского, карточки с текстами для чтения. Слайды

                На доске эпиграф урока.

                                Ещё природа не проснулась,

                                Но сквозь редеющего сна

                                Весну прослышала она

                                И ей тихонько улыбнулась

                                                                        Ф.Тютчев

                        ВЕСНА,  ВЕСНА!   И  ВСЕ ЕЙ РАДЫ.

                        

                                                                           И.Бунин.

                                Ход урока.

  1. Объяснение темы урока.
  1. Какое сейчас время года?
  2. По каким признакам мы узнаем весну? ( Дни стали длиннее, сильнее пригревает в полдень солнце, стало теплее, потемнел снег, появляется лужи….)

- На прошлом уроке вы получили задание найти в художественных произведениях русских и татарских писателей и поэтов описание весны. (Прослушивание отрывков из произведении.) Беседа о бережном отношении к природе.

        Сегодня мы будем говорить о весне. Узнаем, как своё отношение к природе выражали писатель, поэт, композитор, художник.

        II. Работа над текстом из книги В. Бианки «Лесная газета». (Слайд)

 1.        - Ребята, вам хорошо известно имя Виталия Валентиновича Бианки. Это его книги учат нас с детства наблюдать природу, любить её и бережно относиться к ней.      Бианки – человек добрый, любящий природу, умеющий беречь и охранять её. Человек, который любит и бережёт природу, как правило, любит, уважает и понимает людей.

                Эту истину знаю отроду,

                И её никогда не таю,

                  Кто не знает родную природу,

                Тот не знает отчизну свою.

        Когда мы произносим слово Родина, то представляем свой родной край с его удивительно прекрасным уголком природы. Слова Родина и природа неразрывно связаны между собой. Мы должны беречь и охранять природу, заботиться о ней.

                Посмотри мой милый друг,

                Что находиться вокруг?

                Небо светло-голубое,

                Солнце светит золотое.

2.     Прослушивание музыкальной пьесы П.И.Чайковского «Апрель»        («Подснежник») (Слайд)

3.        Природа для Бианки была источником творчества. Сейчас мы с вами прочитаем небольшой отрывок из его замечательной книги.

«….Март, - говорит наш народ – парник, капельник. Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет, ноздрится, становится серым снег, - уже не тот, что был зимой, - сдаёт!  Знать по цвету, что дело идёт к лету. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя струится по ним вода – и капает, капает… Натекают лужи, и уличные воробьишки весело полощутся в них, смывая с перьев зимнюю копать. В садах звенят радостные бубенчики синиц.

    Весна прилетела к нам на солнечных крыльях. У ней строгий порядок работ.

 Первым делом она освобождает землю: делает проталинки А вода ещё спит подо льдом. Спит под снегом и лес….»

  1. Чтение  текста подготовленным учеником.
  2. Словарная работа Выяснение значений слов выражений:

парник-род теплицы в виде низких гряд, покрытых застеклёнными рамками;

 капельник, капель – падение с крыш, с деревьев оттаявшего снега каплями, а также сами эти капли;

 одолеть – пересилить, побороть;

копать – сажа, оседающая слоем на поверхность чего-нибудь.

  1. Чтение текста учениками ( про себя)

  Вопрос к тексту:

а) Какие признаки марта описаны в тексте?

б) Каким автор изображает  снег?

в)Что вы сами можете сказать о мартовском снеге? Какой он?

г) Как вы понимаете выражение: «Весна прилетела к нам на солнечных крыльях…»

III. Работа над стихотворением Ф.Тютчева «Весенние воды».(Слайд)

        - Ребята, вам хорошо известен ещё один певец природы – это поэт Фёдор Тютчев

1. Прослушивание музыкальной пьесы П.И.Чайковского «Март» («Песня жаворонка»)

        Жаворонок – одна из первых птиц-вестников весны. «Ещё в полях белеет снег», а уже можно услышать песню этой птички. П.Чайковский изобразил весеннюю песню жаворонка.

        - Какие картины весны вы представили при прослушивании музыки (бескрайнее голубое небо; яркое весеннее солнце; маленькая птичка в лазурном небе, выводящая  звонкую трель…)

        - Что вы можете сказать о характере музыки? (музыка лиричная, певучая, спокойная; заметно, что автор любит и понимает природу)

2.        Послушаем, как пишет о весне Фёдор Тютчев.

     Весенние воды

Ещё в полях белеет снег,                                                                        

А воды уж весной шумят –

Будят и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

         Они гласят во все концы:

«Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!»

Весна идет, весна идёт!

И тихих, тёплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

        «Весенние воды» Тютчева принадлежат к тем немногим шедеврам русской лирики, которые несут нас на крыльях радости, дарят задор бодрости, легко врезаются в память, и всякий раз, когда мы радуемся чуду наступающей весны, в памяти всплывают бессмертные строчки:

                Весна идёт! Весна идёт!

                Мы молодой весны гонцы,

                Она нас выслала вперёд!

   Так происходило в XIX, в   XX, так происходит и в XXI веке. В чём же секрет непреходящего воздействия маленького стихотворения Тютчева? Почему он по-прежнему волнует и радует нас? На этот вопрос мы постараемся ответить, анализируя произведение на уроке

  1. Чтение стихотворения учителем.
  2. Словарная работа. Выяснение значения следующих слов:

гласят – содержит в себе какое-нибудь утверждение;

гонцы – посланный  куда-нибудь со срочным известием.

  1. Чтение стихотворения про себя с заданием найти признаки весны.
  2. Определение эмоционального настроя стихотворения. (Стихотворение  проникнуто радостным настроением, ожиданием обновления природы, ощущением прилива душевных сил, воздействия прихода весны).

- Стихотворение  нравится своей радостью, которая буквально выходит из берегов вместе с бушующими весенними водами. В первой строфе они будто только набирают силу, «шумят», «бегут и будят сонный брег, и просыпающаяся природа начинает вторить и подпевать им. И тогда пение весенних вод превращается в мощный многоголосый хор. Пика своего он достигает во второй строфе, где звучит ликующая песня талой воды.

 А в третьей строфе звучание её становится мягче, спокойнее, но по-прежнему несёт светлую радость новой жизни.

        -Почему весенние воды названы гонцами весны?

 Весенние воды названы гонцами весны, потому что они первыми дают нам знать о конце зимы: ведь услышав звон капели, увидев на дороге проталины и ручейки, мы понимаем, что наступает весна …И бегут они не молча, а радостно звеня, пробуждая всех вокруг своей песенкой. Вот потому-то стали ручьи «молодой весны гонцами»

IV. Работа над репродукцией картины И.И. Левитана «Март». (Слайд)

   Взгляните на картины русских художников, тоже посвящённые весне и её половодью. Картины Левитана относятся как раз к тому периоду весны, когда снег ещё не сошёл до конца и в полях и лесах мы можем увидеть рыхлый голубоватый снег. Кажется, с картин до нас доносится журчание текущей воды, торжествующее пение «гонцов весны…

        Всякое время года манит художника своей особой красотой, рождает в его душе особенное чувство. «Надо помнить разговоры воды и деревьев, - говорил Левитан. – Иначе хорошую картину не напишешь». О чём хотел рассказать  нам художник? Вот это мы сейчас постараемся рассмотреть.

        1. Какие предметы изобразил художник?

        2.  Какой  снег?

        3. Какое небо? Какое это время года?

        4. Какие признаки весны вы видите на картине?

        5. Как вы думаете, что это за месяц? Почему?

        6. Попробуйте устно описать картину.

(слабые учащиеся получают карточки с опорными словами.)

V.   Рифлексия.

        - С какими новыми произведениями мы сегодня познакомились? ( Читали текст В. Бианки, работали над стихотворением Ф. Тютчева , слушали музыку П.Чайковского, рассматривали репродукции картин Левитана.)

        -Что объединяет  все эти произведения? (Общая тема «Любовь к природе»).

        -Каким настроением проникнуты эти произведения?

   Весна – удивительное время года. От весеннего тепла всем становится очень хорошо и радостно. Поэт, писатель, художник, композитор воспели красоту  пробуждения природы.

        - А зачем красота нужна людям?

Тому, кто полюбил прекрасное, стыдно поступать некрасиво. Красота откроется ему ещё много раз в искусстве и в труде, в лесу,  в саду, дома – там, где он раньше её не замечал.

  Мир вокруг тебя станет богаче и радостней, а сам ты счастливей: и глаза твои зорче, и сердце добрей.

        VI. Домашнее задание. Нарисовать рисунок на тему «Ранняя весна».

1 вариант:  дать описание своего рисунка.

2 вариант:  подобрать подходящие строки из художественной литературы для своего рисунка.

3 вариант: написать сочинение по картине И.И . Левитана «Март».

                        Отрывки из сочинений учащихся.

1.     Март- первый месяц весны. Ещё лежит снег. Ещё не журчат ручьи. Но в природе многое изменилось.

   Снег уже осел, стал серым. На дороге он смешался  с землёю и потемнел, на крыше крыльца подтаял.

   Небо голубое и ясное.  Весеннее солнце светит ярко. Воздух чист и прозрачен. В его лучах стена дома кажется оранжевой.

   У дома растут берёзы. Каждой веткой они тянутся к теплу и свету, Вдали виднеется хвойный лес. От деревьев ложатся на снег синие тени.

   Картина вызывает радость.             (Шафиков Айнур.)

2      На переднем плане художник изобразил дом, лошадь, снег. На заднем плане - окраина леса.

   Левитан написал веселый солнечный день, и хотя солнце на картине не видно, мы верим, что оно светит.

   Небо высокое лазурное. На земле ещё лежит снег. В лесу он по-зимнему пышен, но не долго ему красоваться. А у дома на дороге уже появились проталины. Глядишь на картину и радуешься. В воздухе слышится весенняя капель. Всё в ожидании: и деревья, и небо, и земля.  Я очень люблю природу,  и буду  делать всё от меня зависящее, чтобы она была ещё красивее.         ( Гафарова Айгуль.)

                

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе

Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ  (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ СОШ С УИОП №16 Г. КОМОСОМЛЬСКА-НА-АМУРЕ)Происх...

Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...