Урок по лирике С.А.Есенина в 7 классе
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Примак Ольга Михайловна

Урок изучения нового материала по программе "Школа-2100". На уроке анализируется стихотворение С.А.Есенина "Письмо матери".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stihotvorenie_s.esenina_pismo_materi_7kl.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:      Стихотворение Сергея Есенина «Письмо матери»

                  ( Образовательная программа «Школа 2100»,  7 класс)

Цели: пробудить интерес к личности Есенина, воспитывать нравственные чувства учащихся ( любовь к близким и родным,   сопереживание судьбе другого человека)

Оборудование урока: слайды, аудиозапись песни «Письмо матери»

Эпиграф: «Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души» (А.Н.Толстой)

Опережающие задания: прочитать статью о С.А.Есенине и его стихи (учебник,с.63-66), индивидуальные задания.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

    В русской поэзии 19 века, особенно в пушкинскую эпоху, были широко распространены стихотворные послания к друзьям и знакомым. Такие послания даже назывались «дружескими». Широко известны послания Пушкина «Пущину», «К Чаадаеву», «Няне».

   Эта традиция поэтических посланий оказалась близка и Сергею Есенину, который адресовал свои «письма» родным – матери, деду, сестре, жене  (портреты ).

    О чём же писал  Сергей Есенин своим близким?  Деду рассказывает о далёкой южной стране, где «розы больше кулака» и приглашает его приехать в Закавказье, не боясь паровоза и поезда. В «Письме к сестре» вспоминает о вишнёвом саде возле родительского дома, о том, как вырубали его для огорода и картофеля. Но особенно нежно привязан  был Есенин к матери, которую дома ласково называл «ма», и посвятил ей самые проникновенные, «нежностью пропитанные» слова: «Милая, добрая, нежная, с думами грустными ты не дружись». Матери поэт признавался, что лучше её «никого не встречал», горевал, что она рано постарела, вспоминал её деятельной, работящей, любящей петь, всегда терпеливой, заботливой и доброй.   Посмотрите на портрет Татьяны Фёдоровны Есениной, матери поэта. Что можете сказать о ней? (учащиеся говорят, что мать поэта – женщина простая, деревенская, лицо в морщинках, но доброе; в глазах грусть)

2. Воспоминания Шуры, сестры Есенина о Татьяне Фёдоровне (читает  заранее подготовленный ученик).

    «Мать наша не была строга, хотя никогда и не ласкала нас, как другие матери, не погладит по голове, не поцелует, так как считала это баловством… Нищему она не подаст больше гривенника, но если к человеку пришла беда, то она одна из первых придёт к нему на помощь. В годы гражданской войны в селе свирепствовали тиф и холера… Мать наша не думала в то время о себе, она навещала больных и помогала чем могла.

     …Очень жалела мать сирот, часто кормила, обмывала их… С раннего детства мы слышали от неё прекрасные сказки, рассказывать которые она была большая мастерица, а когда мы подросли, то выяснили, что часто она пела переложенные на музыку стихи Пушкина, Лермонтова, Никитина и других поэтов. Она обладала хорошей памятью, и, слушая, как разучивают стихи её дети,  запоминала их и иногда читала вслух»

3. Вступительное слово учителя (продолжение).

   Также легко запоминала Татьяна Фёдоровна и стихи сына, глубоко чувствовала их. Она гордилась сыном и видела, что путь, избранный им, вывел его на широкую дорогу, но её материнское сердце болело из-за  его неустроенности, скитальчества вдали  от родного дома. Есенин был чуток материнской боли: «Я нежно чувствую твою любовь и память». Он пытался заглянуть в её душу, передать её думы и от имени матери даже сочинил письмо к себе: «Мне страх не нравится, что ты поэт, что ты сдружился с славою плохою. Гораздо лучше б с малых лет ходил ты в поле за сохою» ( «Письмо от матери»).

     Образ матери, самого дорогого и близкого человека, проходит через всё творчество поэта, воплощаясь и в образе России, и русской природы: «мать моя – родина», «мать голубая осина». Одно из первых стихотворений, обращённых к матери, было написано в 1916 году и начиналось так: «Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать». В 1924 году в «Письме матери» поэт  вспомнит свою давнюю просьбу и попросит о другом: «Только ты меня уж на рассвете не буди, как восемь лет назад»

     «Письмо матери» - одно из популярнейших произведений Есенина – было положено на музыку и стало народной песней ещё при жизни поэта. В чём же причина популярности этого «письма»? Сегодня на уроке мы попробуем ответить на этот вопрос.

4. Чтение стихотворения учителем или подготовленным учеником.

5. Беседа по  содержанию.

 Каким показалось вам это стихотворение по настроению? Какие слова из текста это подтверждают?

      ( стихотворение грустное, печальное, это подтверждают слова «грусть». «грустный», «не грусти»)

 Можно ли назвать стихотворение «Письмо матери» в определённой степени лирической исповедью поэта?

   (Да, перед нами  глубоко личное письмо к  матери, в котором поэт сообщает конкретные биографические подробности и бытовые детали о себе и Татьяне Фёдоровне.

Какие  чувства волнуют поэта, вызывая в нас ответное волнение?

    (Тоска по родному дому, чувство вины перед матерью, грусть о прошлом, о несбывшихся мечтах, надежды на возвращение, на будущее)

 Какие образы рождают у поэта  воспоминания о родительском доме? Что для него родительский дом?

   («весенний белый сад», «вечерний несказанный свет», «помощь и отрада»; дом для Есенина – защита от всех жизненных бурь, место, где всегда светло и ясно)

 Дважды поэт употребляет «несказанный свет». В одинаковом ли значении? Как вы его понимаете в 1-м и во 2-м случае?

    ( В 1-м случае «вечерний несказанный свет» скорее всего свет заката, свежий вечерний воздух, струящийся над избой; во 2-м случае «ты одна мне несказанный свет» - это уже не внешний, а внутренний свет, духовный, исходящий из материнской души и поддерживающий сына во всех жизненных испытаниях).

Поэт назвал своё стихотворение «Письмо матери». Действительно ли это письмо? Что делает этот стихотворным  текст художественным?

  ( Начало стихотворения напоминает обычное письмо со словами приветствия (привет или здравствуй), с обращением (моя дорогая, родная), с вопросом о жизни и сообщением о том, что автор жив и здоров. Но после столь привычного, обыденного зачина  вдруг неожиданно звучит поэтическое пожелание, как в праздничном гимне: «Пусть струится …несказанный свет». Эпитет  «несказанный – будто из сказки,  удивительный, нежный, необычный. А потом поэт снова переходит к повседневной, разговорной речи, передавая то сведения из чужого письма: «Пишут мне, что ты, тая тревогу…», то мысли и переживания матери.)

 В стихотворении звучит высокая и разговорная лексика. Объясните, почему это происходит?

 (Обращаясь к матери, успокаивая её, Есенин старается говорить попроще, на понятном ей языке (горький пропойца, тягостная бредь, использует диалектные слова «шибко, шушун, саданул».  Но стоит ему заговорить о себе, о своей судьбе, о своих надеждах, как речь его из бытовой, будничной снова становится возвышенной, опоэтизированной. И простая старушка в «ветхом шушуне», погружённая в заботы о непутёвом сыне, вырастает в символ материнской любви и самого святого, что есть в душе и в жизни каждого человека.

 Прочитаем последнюю строфу:

                          Так забудь же про свою тревогу,

                          Не грусти так шибко обо мне.

                          Не ходи так часто на дорогу

                          В старомодном ветхом шушуне.

  Завершая стихотворение, автор  во многом повторяет 2-ю строфу, т.е. использует кольцевую композицию, но не точную, буквальную, а изменённую. Что это за изменения?

( если в начале стихотворения поэт описывет  поведение  матери, её чувства, то в конце  звучит просьба  забыть тревогу, не грустить, не ходить на дорогу. Появляется  наречие «так». Трижды повторённое, оно меняет интонацию, которая становится  взволнованной, просительно-побудительной).

  Каким  вы увидели Есенина в данном стихотворении?  

( любящим сыном, который остро чувствуют тоску и боль матери, относится к матери нежно и трепетно;  с тоской вспоминает родной дом;  раскаивается, мучается угрызениями совести, когда пишет «К старому возврата больше нет»)

 Вы помните, что в дневнике Алексея фамилии М.Цветаевой и С.Есенина стоят рядом и помните почему. Разные по происхождению и воспитанию, они одинаково трагически закончили свой жизненный путь (оба – самоубийцы). Есть ли в стихотворении Есенина какое-то чувство, настроение, предвещающее его трагический финал?

     ( сны матери, предчувствующей гибель сына; грустное настроение самого поэта, желание от «тоски мятежной» возвратиться домой).

 В стихотворении «Мой путь» Есенин сформулировал свое  поэтическое  кредо: «Всю душу выплещу в слова». Удалось ли поэту осуществить свой замысел, выразить в стихотворении то, что было в его душе? Согласны ли вы с высказыванием А.Н.Толстого?                                         (учащиеся высказывают своё мнение)

6. Заключительное слово учителя.

       Стихи, обращённые к матери!.. Сколько русских поэтов прикасалось к этой священной теме, и только, пожалуй, Есенину удалось со всей теплотой  передать в стихах трепетность и нежность  сыновнего  чувства к матери.  О первом чтении Есениным стихотворения «Письмо матери» вспоминал писатель Иван Евдокимов: «Помню, как по спине пошла мелкая, холодная оторопь, когда я услышал:

                                    Пишут мне, что ты, тая тревогу,

                                    Загрустила шибко обо мне,

                                    Что ты часто ходишь на дорогу

                                     В старомодном ветхом шушуне.

 Я искоса взглянул на него: у окна темнела чрезвычайно грустная и печальная фигура поэта…

                                       Я вернусь, когда раскинет ветви

                                       По-весеннему наш белый сад.

Дальше мои впечатления пропадают, - заканчивал Евдокимов, - потому что зажало мне крепко  и жестоко горло; таясь и прячась, я плакал…»

7. Звучит песня «Письмо матери»

8. Д/з.    1.Стихотворение С.Есенина «Письмо матери» выучить наизусть.

               2. Прочитать статью о А.М.Горьком (учебник, стр.68-69)

Примак  Ольга Михайловна, учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория,

МОУ «Уренгойская средняя общеобразовательная школа №2»,

 п.Уренгой, Ямало-Ненецкий автономный округ

Примак Ольга Михайловна, 04.01.1958г., г.Зыряновск, Казахстан

ПАСПОРТ  74 04 494025. выдан 09.02.2005г. Уренгойским ПОМ Пуровского РОВД

Ямало-Ненецкого автономного округа.

ИНН 891101971240

ГПФ 070 459 596 79


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Любовная лирика А.С. Пушкина"(9 класс)

Урок по любовной лирике А.С. Пушкина, анализ стихотворного текста и произведения изобразительного искусства...

Про это, про любовь (В.Маяковский и Лиля Брик) Презентация к уроку по лирике В.Маяковского в 11 классе

Данная работа может быть использована на уроке литературы в 11 классе при изучении любовной лирики Владимира Маяковского. В работе содержится интересный материал об отношениях поэта с Лилей Брик....

Обобщающий урок по лирике С.А.Есенина

Повторение и обобщение изученного, побуждающее обучающихся осмыслить позицию С.А.Есенина заново, сделать взгляд на творчество поэта в целом, оценить его с позиции современности....

Краткосрочное планирование урока по теме "Зима" С. Есенин 6 класс по русскому языку

Краткосрочное планирование урока по теме "Зима" С. Есенин 6 класс по русскому языку...

« Чувство Родины – основное в моем творчестве». Лирика С.А.Есенина. 11 класс

    Урок на тему: « Чувство Родины – основное в моем творчестве».  Лирика С.А.Есенина. 11 класс...

Технологическая карта урока «Цветопись в поэзии С.Есенина» (5 класс)

Предмет: ЛитератураТема урока: «Цветопись в поэзии С.Есенина» (5 класс)Тип урока: урок открытия нового знания.Цель урока: создать условия для формирования·...

Методическая разработка "Система уроков по лирике С. А. Есенина в 9 классе с применением технологий личностно-ориентированного обучения"

Данный материал может быть использован при подготовке к урокам литературы по лирике С.А. Есенина в 9 классе...