Урок-обобщение по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Данный урок по повести "Капитанская дочка" проходит последним в списке уроков по творчеству Пушкина. Для проведения этого урока требуется дополнительная исследовательская работа учащихся. Восьмиклассникам предлагается выполнить две творческие работы (на выбор): составить карту продвижения войска Пугачева или выписать из текста произведения названия чинов и званий и соотнести их с чинами и званиями  Российской армии. подобная работа интересна и актуальна, так как дети, обучающиеся в школе ЗАТО Сибирский, проживают на территории военного городка.

Во время проведения урока действует экспертная группа, оценивающая работу как класса, так и групп, защищающих свои творческие работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-обобщение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

«Береги честь смолоду».

  Цель: углубить понимание идейно-художественного богатства повести.

                                                               

                                                             В «Капитанской дочке» все не только

                                                          правда, но еще как бы лучше ее.

                                                                                            Н.В.Гоголь.

                                    Береги честь смолоду.

                                                             

                        1.Организационный этап.

   1.Приветствие.

   2. Запись в тетради числа урока.

 Элементы  культурологии: в древнеримском государстве этот месяц был девятым, от латинского числительного «новем» (девять) происходит и его название- ноябрь. Славяне называли его грудень – по ночам смерзается и лежит мертвыми грудами земля. Еще одно русское название – полузимник. Ноябрь зиме дорогу торит  (пословица).

                          2. Проверка знания текста.

   Итак, мы прочли последнее большое произведение Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. На этот день как раз приходилась очередная, притом торжественная 25- летняя годовщина открытия Лицея – последняя, на которой присутствовал Пушкин. И мы с особым вниманием вглядываемся в стихи, письма, выискивая в них сокровенный смысл. И в этом отношении «Капитанская дочка» - удивительное произведение.

    Что же удалось увидеть нам на страницах повести? О чем заставил задуматься своих читателей автор?

         

Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю вам вспомнить некоторые фрагменты произведения.

Каждой группе выдается кроссворд. По окончании выполнения задания кроссворд вывешивается на доске.

Задание показало, что вы хорошо знаете текст и умеете им пользоваться. Это самое главное в изучении литературы. Но в каждом произведении есть загадки, понять которые можно только при пристальном, многократном прочтении текста. Так каковы же цели нашего сегодняшнего урока, что мы должны узнать?

           3. Актуализация знаний. Постановка целей.

При решении кроссворда у нас выделилось три ключевых слова: жанр, сюжет, образ.

- Как можно сформулировать цель урока, связанную с этими терминами? (углубить и обобщить понимание идейно-художественного богатства повести).

Цель появляется на доске.

-Читая повесть А.С.Пушкина, каждый может найти для себя что-нибудь интересное, но для этого нужно уметь …(хорошо ориентироваться в тексте).

-Зачем мы изучаем произведение, работаем над образами, вчитываемся в отдельные эпизоды?

(учиться разгадывать замысел автора).

-Исходя из целей урока, как можно сформулировать тему?

(Урок-обобщение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

4.Основная часть урока.

Работая над кроссвордами, каждая группа определила себе следующее задание.

      Работа по группам:

  1. дать объяснение особенностей жанра;
  2. дать объяснение особенностей сюжета;
  3. соотнести с образами героев общечеловеческие понятия: честь, достоинство, предательство и другие.

Оценить выполнение задания мне поможет независимый эксперт – Коваленко О.А.

 Можно многое говорить о героях произведения, спорить об особенностях жанра и сюжета, но ясно одно: А.С.Пушкин показывает все как в жизни, помогает увидеть эту жизнь во всей ее полноте, осознать ее как течение истории. Недаром Н.В.Гоголь говорил: «В «Капитанской дочке» не только самая правда, но еще как бы лучше ее».

Сейчас вам представится возможность доказать правоту слов Гоголя, защищая свое исследовательское задание.

  1. Защита исследовательского задания группы «Топографы».

Ребята, мы с вами учимся и работаем в Кадетском корпусе, а это военизированное учебное заведение. Нам, как никому другому, необходимо знать происхождение и наличие воинских званий Российской Федерации. Обратите внимание на таблицу. В вооруженных силах РФ существует 6 составов военнослужащих. Каждому составу соответствует свое воинское звание (знакомство с таблицей). С этими воинскими званиями вы знакомы, но были ли эти звания во времена пугачевского восстания? Это нам помогут узнать Пушкинисты и Энциклопедисты.

  1. Защита исследовательского задания группы «Пушкинисты» и «Энциклопедисты».

Вопросы к группе Пушкинистов.

- Какое офицерское звание имел главный герой повести – Петр Гринев? В какой    главе сказано об этом? (прапорщик, гл.10)

- Какое воинское звание было у отца Петра Гринева? (премьер-майор, гл.1)

- Какое воинское звание было у коменданта Белогорской крепости? (капитан, гл. 3)

- Какое воинское звание имел офицер, обыгравший Петра Гринева в бильярд? (ротмистр, гл.1)

- Какое звание было у Прохорова? (капрал, гл.3)

- Кому рассказал Петр Гринев о предстоящей дуэли? (поручику Ивану Ивановичу, гл.4)

- Какие воинские звания своих «полководцев» называл Емельян Пугачев? («генерал» и «фельдмаршал» Хлопуша и Белобородов, гл. 11)

- Какое воинское звание было у военнослужащего, который арестовал Петра Гринева (во время поездки Гринева с Машей), и к кому он повел Гринева? (вахмистр повел к майору, гл.12).

После каждого ответа Пушкинистов свое задание защищают Энциклопедисты. Они дают историческую справку о воинских званиях, указанных в повести. Таблица постепенно заполняется.

- Как охарактеризовал автор офицеров Русской армии?

- Приведите примеры героизма военнослужащих.

- При обучении солдат использовалось понятие «сено-солома». Как вы думаете для чего?

 Как видите, в жизни меняется все, но не все уходит бесследно. И чтобы понять настоящее, нам иногда нужно заглядывать в прошлое.

И последний вопрос для Пушкинистов:

 - Почему не говорится о воинском звании Швабрина? (он был предателем).

Предатель – человек, который предал кого-нибудь или что-нибудь, изменник.

- Приведите примеры трусости и предательства Швабрина.

- Антиподом Швабрину в повести является Петр Андреевич Гринев.

Обратите внимание на доску. Работая с образами, вы соотнесли с образом Гринева такие понятия как честь и достоинство. Честь Гринев понимает как человеческое достоинство, сплав совести и внутреннего убеждения человека в своей правоте.

- Смогли ли жизненные неприятности сломить характер Петра Гринева?

Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что честь стала в повести Пушкина мерой человечности и порядочности героев.

  1. Информация о домашнем задании.

Опираясь на примеры из произведения Пушкина «Капитанская дочка», письменно ответить на вопрос: «Каково ваше понимание чести и долга?»

  1. Гимнастика для глаз.
  2. Подведение итогов.

А. «Мы узнали…»

Б. «Мы научились…»

В. «С какими трудностями столкнулись…»

  1. Оценки за урок.
  2. Эмоциональное состояние.

     

 Перечень воинских званий военнослужащих

п/п

Состав

военнослужащих

Воинские звания РФ

Воинские звания в повести Пушкина

1.

Солдаты

рядовой

ефрейтор

2.

Сержанты

Младший сержант

Сержант

Старший сержант

Старшина

3.

Прапорщики

Прапорщик

Старший прапорщик

4.

Младшие офицеры

Младший лейтенант

Лейтенант

Старший лейтенант

Капитан

5.

Старшие офицеры

Майор

Подполковник

Полковник

6.

Высшие офицеры

Генерал-майор

Генерал-лейтенант

Генерал-полковник

Генерал армии

Маршал РФ

                     Историческая справка о воинских званиях, указанных в повести.

                Прапорщик – от старославянского «прапор» - знамя. С 1712 по 1917гг. – младший офицерский чин. Звание введено в СССР с 1972г.

               Премьер-майор – чин введен в России с 18 века и обозначает «первый майор». От латинского «майор» - старший. В Испании с 16 века, в России с 1698 по 1731г., с 1798 по 1884г., в СССР с 1939г.

                Капитан – от латинского «капит» - голова. Во Франции с 15 века, в России с 16 века, в СССР с 1935г. – воинское звание младшего офицерского состава.

                Ротмистр – офицерский чин в русской кавалерии, соответствовал современному воинскому званию «капитан». В ВС РФ такого воинского звания нет.

               Капрал – в России воинское звание младшего командного состава с 17 века. В ВС РФ такого звания нет.

               Поручик – офицерский чин в русской армии с 17 века. В ВС РФ такого звания нет.

               Фельдмаршал – в России с 1700г. как воинское звание «генерал-фельдмаршал».

               Вахмистр – чин унтер-офицерского состава в кавалерии и конной артиллерии царской армии России. В ВС РФ такого звания нет.

Генерал – от латинского «генералис» - главный. Во Франции с 16 века, в России с 1657г., в СССР с 1940г.  Это звание высшего офицерского состава.

Кроссворд.

  1. Кем приходится Василиса Егоровна капитану Миронову?
  2. Генерал Р. Писал: «Извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак…»
  3. Отец Гринева, Андрей Петрович, служил при графе…
  4. «…в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию, чтобы стать учителем…».

О ком речь?

Кроссворд.

1.«Высокого роста, широкоплеч, с серыми сверкающими глазами…нос без ноздрей».

2. Название одной из глав повести – «Мятежная …».

3. К кому из героев повести относится эпиграф 7 главы?

4. О ком: « Сидел под образами в красном кафтане, в высокой шапке и    важно подбочась»?

 

Кроссворд.

  1. Имя жены капитана Миронова?
  2. Какое чувство связывало Машу Миронову и Петра Гринева?
  3. В образе кого предстает Пугачев во второй главе повести?
  4. Батюшка вошел на урок…
  5. « …донской казак Емельян Пугачев учинил непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к уроку "Обобщение по теме: "Имя числительное". (Технология КСО при обобщении знаний по теме: "Имя числительное".)

Приложение к уроку по русскому языку: "Обобщение по теме: "Имя числительное".  Представленный материал служит источником контроля знаний учащихся на уроке....

Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 10 классе. Тема " Обобщение по теме "Логарифмы""

Разработка урока обобщения и систематизации знаний по алгебре 10 класс по теме "Логарифмы". Есть конспект урока и презентация. На уроке используется дифференцированный подход к учащимся, работа по гру...

“Сложносочинённые предложения.Обобщение” урок-обобщение по русскому языку в 9 классе.

Урок русского языка в 9 классе по теме "ССП" с использованием НРК...

Урок-обобщение по повести М.Твена «Приключения Тома Сойера» 5 класс

Цель урока:1) выявить читательское восприятие повести, помочь уч-ся увидеть положительные и отрицательные черты в главном герое, вынести нравственный урок из прочитанного; 2)продолжить работу по...

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)

Презентация к  уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...

Рекомендации к самостоятельному летнему чтению повести А.Пушкина Капитанская дочка

Подростку очень трудно самостоятельно разобраться в произведении литературы 19 века, так как ему далеки и непонятны язык, стильписателя, поведение и привычки героев, нравственные ориентиры людей далёк...