Тематическое планирование. 5 класс, Литература
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) на тему

Зайцева Надежда Геннадьевна

Поурочное планирование по учебнику В.Я. Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit5.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование уроков литературы в 5-м классе.

Тема

Тема урока

Изучаемые вопросы

Введение (1 час)

Роль книги в жизни человека

Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Устное народное творчество (6 часов)

Малые жанры фольклора

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни

Сказки как вид народной прозы.

Сказки как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка»

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван-Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Сказочные формулы. Фантастика.

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» -  волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя.  Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа.

Бытовые сказки и сказки о животных

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народное представление о добре и зле в бытовых сказках.

Мои любимые сказки

Р.р. Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению. «Мой любимый герой русской народной сказки»; «Почему я люблю читать народные сказки?»; «Добро и зло в  народных сказках»

Из древнерусской литературы (1 час)

Возникновение древнерусской литературы.

Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи.

Из литературы XVIII  века (1 час)

М.В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру» как юмористическое нравоучение.

М.В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы.

Из литературы первой половины XIX века (19 часов)

Басня как литературный жанр.

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века).

 «Волк и Ягненок». Понятие аллегории.

И. А. Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях Волк и Ягненок». Понятие об аллегории и морали

«Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом»

И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали

«Волк на псарне»

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни. Конкурс инсценированной басни.

В.А. Жуковский Сказка «Спящая царевна».

В.А. Жуковский. Слово  о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки

Баллада «Кубок»

В.А. Жуковский «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады

А.С. Пушкин. «Няне»

А.С. Пушкин. Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.  

Пролог к поэме «Руслан и  Людмила»

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок

Тестирование

Письменные ответы или тестирование

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

 

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояния добра и злых сил. Система образов сказки.

 Сходство и различие литературной и народной сказки.

Р.р. Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа.

  Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке. Обучение домашнему сочинению: «В чем превосходство царевны над царицей в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина?»

«Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина: Общность и различие»

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.

   Сказочно-условное, фантастическое  и достоверно-реальное в сказке.

Антоний Погорельский. В.М. Гаршин «Attelea Princeps»

В.М. Гаршин «Attelea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения.

М.Ю. Лермонтов. «Бородино»

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен.

Изобразительно-выразительные средства стихотворения «Бородино»

Изобразительно-выразительные средства стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения

Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки» «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место»

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор.

Н. А. Некрасов. «На Волге»

Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге» Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете.

«Есть женщины в русских селеньях». Поэтический образ русской женщины

Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины

Из литературы второй половины XIX века (13 часов)

И.С. Тургенев. «Муму»

И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.

Нравственный облик Герасима

Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни её челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества

Тургенев – мастер портрета и пейзажа

Р.р. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Тургенева «Муму» «Что воспевает Тургенев в образе Герасима», «Друзья и враги Герасима», «В чём вина и беда барыни?»

Контрольная работа по творчеству Некрасова, Тургенева (тест).

Контрольная работа по творчеству Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Тургенева.

А.А. Фет. «Весенний дождь»

А.А. Фет. Слово о поэте.  «Весенний дождь». Обучение выразительному чтению стихотворения. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

Л.Н. Толстой. Слово о писателе.  «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы

Р.р. Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристики героев

Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Толстого «Кавказский пленник»: «Жилин и Костылин: разные судьбы». «Друзья и враги пленного Жилина». «Гуманистические мысли Толстого в рассказе «Кавказский пленник»

А.П. Чехов. «Хирургия»

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия»

Русские поэты 19 века о Родине и родной природе.

Русские поэты 19 века о Родине и родной природе. Лирика Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувства и настроений

Лирика И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова,

Лирика И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова, А.В. Кольцова.

Вн.ч. И.А. Бунин. «Косцы»

Вн.ч. И.А. Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа

В.Г. Короленко. «В дурном обществе»

В.Г. Короленко Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений

Портрет как средство изображения героев

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев

Р.р. Изображение города и его обитателей в повести «В дурном обществе».

Р.р. Изображение города и его обитателей в повести  Короленко «В дурном обществе». Понятие о композиции литературного произведения.

Из русской литературы XX века

 (17 часа)

С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и  родной природы

С.А. Есенин. Слово о писателе. Поэтическое изображение Родины и  родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…». Своеобразие языка стихотворений.

 

П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»

П.П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера

Образ хозяйки Медной горы в сказе Бажова.

Образ хозяйки Медной горы в сказе Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка

К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб».

К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб».

Роль пейзажа в сказке Паустовского «Тёплый хлеб»

Роль пейзажа в сказке Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные проблемы произведения

Вн.ч. К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы»

Вн.ч. К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении Паустовского

С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»

С.Я. Маршак. Слово о писателе. Сказки Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы

Р.р. Традиции народных сказок в пьесе Маршака

Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе Маршака

А.П. Платонов. «Никита»

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита» Был и фантастика

Тестирование за 3 четверть

Контрольная работа по литературе или тестирование

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»

В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу

Понятие об автобиографическом произведении

«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении

Р.р.  Сочинение на заданную тему.

Р.р. Классное сочинение: «Поэтизация русской природы в литературе 20 века: Есенин, Бажов, Паустовский, Астафьев (по одному произведению)», «какие поступки сверстников вызывают мое восхищение?(по произведениям Паустовского, Платонова, Астафьева)»

Поэтическое восприятие окружающего мира

Русские поэты 20 века о Родине и родной природе: Бунин, Дон-Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира и своего места в нем

Русские поэты 20 века о Родине и родной природе

Русские поэты 20 века о Родине и родной природе: А.А. Прокофьев, Д.Б. Кедрин, Н.М. Рубцов. Образ Родины в стихах о природе  

Саша Чёрный. «Игорь Робинзон»

Саша Чёрный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь Робинзон»

К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…».

К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…». Война и дети

Из зарубежной литературы (8 часов).

Р. Стивенсон. «Вересковый мёд»

Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Её драматический характер

Вн.ч. Д.Дефо. «Робинзон Крузо»

Вн.ч. Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя романа Дефо Гимн неисчерпаемым возможностям человека

Х.К. Андерсен. «Снежная королева»

Х. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева» реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда

В поисках Кая

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини

Р.р. Мои любимые сказки Андерсена

Наши любимые сказки Андерсена.

Вн.чт. Ж.Санд. «О чём говорят цветы»

Ж.Санд. «О чём говорят цветы» Спор героев о прекрасном

Вн.чт.  М. Твен. «Приключения Тома Сойера»

Вн.чт.  М. Твен.Слово о писателе.  «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья  Черты характера героев

Вн.чт. Дж. Лондон. «Сказание о Кише»

Вн.чт. Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. Становление его характера. Мастерство Дж. Лондона в изображении жизни северного народа

Подведение итогов года (1)

«Путешествие по стране Литературии 5-го класса»

Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5-го класса». Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе

Урок по теме «Собирательные числительные» относится  к типу уроков объяснения нового материала.  В его  структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент,  повторен...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Литература и игра, 5 класс (ММОШ)

Предложенное календарно-тематическое планирвание по литературе детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общие направления воспитания и направления обучающихся средствами л...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе, 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование уроковлитературы  в 5 классе(«Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Кор...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе, 102 ч. ("Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. "Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин)

Календарно-тематическое планирование  по литературе в 9 классе, 102 ч. (Учебник "Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлё...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. " Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование в 8 классе, 68 ч.  («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П.)

Календарно-тематическое планирование уроков  литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П...