Урок обобщения рассказу Тургенева "Муму"
методическая разработка (литература, 7 класс) по теме

Мусурманов Убайдулла Мусурманович

Урок для национальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mumu.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Узбекистан Сырдарьинская область город Янгиер

Школа №5

Обобщающий урок по рассказу И.С.Тургенева «Муму» в 7 классе

Мусурманов Убайдулла

Уроки по литературе должны не только давать определенную информацию, но и побуждать учеников к размышлениям о нравственных ценностях, о сложности жизни. Рассказ И.С.Тургенева представляется нам как раз таким произведением, которое позволяет поразмышлять о бесправии и достоинстве маленького человека.

Предлагаю разработку урока по литературе, посвященного изучению рассказа Тургенева «Муму». Это произведение было написано в 1852 году, в нем показана драматическая судьба глухонемого Герасима, покорность и смирение которого оказались сильнее трогательной любви к живому существу. И лишь трагическая развязка заставляет героя выразить свой протест и несогласие.

Учитель делит класс на три группы. Каждой команде соответственно дается задание дать характеристику главным персонажам повести: Герасиму, Муму, барыне. Чтобы направить учеников, учитель может задать следующие вопросы:

О Герасиме:

/. Какими внешними и внутренними качествами отличается Герасим от всех дворовых?

2. Какую жизнь вел герой в деревне до приезда в город?

3.  Как он себя чувствует в должности дворника?

4.  Как воспринимала глухонемого богатыря остальная челядь?

5.  Какие события предшествовали появлению в жизни Герасима Муму?

6.  Как появилась Муму в жизни героя?

7.  В чем проявлялась любовь Герасима к собачонке?

8.  Чем Муму разгневала барыню?

9.  Что сделал со своей любимицей глухонемой дворник?

10.  Как повел себя Герасим после события на речке?

11.  Можно ли считать Герасима рабом? О барыне:

1.  Какие сведения о барыне даются в начале повести?

2.  Каков был нрав у героини?

3.  Как своенравная хозяйка решила судьбу Татьяны?

4.  Как вела себя барыня со своим окружением?

5.  Чем не угодила ей Муму?

6.  Что явилось причиной ночного переполоха в доме барыни?

7. Является ли хозяйка виновницей участи собачонки?

8.  Как относится барыня к Герасиму? О Муму:

1.  Где Герасим нашел щенка?

2. Как выглядела собачка в начале и какой стала после забот Герасима?

3.  В чем проявлялась любовь Муму к своему спасителю?

4.  Почему Муму так повела себя с барыней?

5.  Как собака исчезла?

6.  Что предшествовало поездке на лодке?

7.  Как вела себя Муму в последние минуты жизни?

8.  Кем являлась Муму для Герасима?

9.  Как барыня отреагировала на гибель собаки?

Вопросы предлагаю задавать интерактивным методом под названием карусель. Каждой группе дается лист ватмана и ручка. Работа проходит по следующим этапам:

1. Учитель задает соответствующие вопросы или предлагает каждой из трех групп для обсуждения какие-либо положения.

2. Каждая из групп обсуждает вопрос и записывает ответ.

3. По команде учителя группы меняются листами с вопросами и ответами, предлагая свои дополнения и соображения.

4.  Процесс продолжается, пока к каждой группе не вернутся ее ответы.

5. В итоге вырисовывается целостный образ каждого персонажа. Далее учитель ставит проблемный вопрос, определяющий идею

произведения:

Как вы оцениваете поступок Герасима и почему он так поступил?

Получить ответ на этот вопрос можно методом круглого стола.

Учитель дает лист ватмана, на котором каждый ученик пишет ответ на вопрос и передает другому. Ответы зачитываются, комментируются учителем, в конце делается вывод.

Учащиеся должны знать историю написания рассказа. В основе его содержания лежала реальная история немого дворника Андрея, крепостного Варвары Петровны Тургеневой (матери писателя). Писатель, по собственному признанию, в своем творчестве опирался на действительные факты, художественно их преображая. Хотя финал повести отличался от того, что произошло в жизни. Реальный дворник погоревал, но остался у госпожи до конца своих дней. Тургеневу было принципиально важно показать дух сопротивления рабству простого крестьянина.

Ученики должны усвоить следующие основные моменты произведения:

- дух простого русского мужика не принимает порабощения;

- бунт Герасима стихиен, но результативен;

- природное и социальное начала связаны воедино;

- образ героя символизирует близость с природой, здоровый труд;

- рабское смирение сменяется протестом против жестокой тирании;

-  немаловажным в жизни является сострадание и любовь к живым существам.

В конце урока учитель оценивает работу учеников и дает домашнее задание. Написать короткий рассказ от имени Герасима и барыни как типичных представителей своего социального класса. Ученики должны постараться выразить их образ мыслей, жизненную позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Приложение к уроку "Обобщение по теме: "Имя числительное". (Технология КСО при обобщении знаний по теме: "Имя числительное".)

Приложение к уроку по русскому языку: "Обобщение по теме: "Имя числительное".  Представленный материал служит источником контроля знаний учащихся на уроке....

Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 10 классе. Тема " Обобщение по теме "Логарифмы""

Разработка урока обобщения и систематизации знаний по алгебре 10 класс по теме "Логарифмы". Есть конспект урока и презентация. На уроке используется дифференцированный подход к учащимся, работа по гру...

“Сложносочинённые предложения.Обобщение” урок-обобщение по русскому языку в 9 классе.

Урок русского языка в 9 классе по теме "ССП" с использованием НРК...

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)

Презентация к  уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...