Поэтическое взаимообучение. Мастер-класс по литературе и МХК
методическая разработка по литературе на тему

Клокова Елена Федоровна

В рамках институционального конкурса "Учитель-мэтр-2013", проходившего в Муниципальном общеобразовательном учреждении "Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Надыма", 02.05.2013 был дан мастер-класс Клоковой Е.Ф. "Поэтическое взаимообучения". Предварительным домашним заданием заданием к этому занятию был объявлен просмотр кинофильма "1 + 1" ("Неприкасаемые") французских режиссеров Эрика Толедано и Оливера Накаша.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

            Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Надыма»

Клокова Елена Федоровна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории.

Поэтическое взаимообучение

Мастер-класс

(сопроводительный текст к презентации)

Добрый день!

На курсах, посвященных проектированию рабочих предметных программ в соответствии с новым Государственными образовательным стандартом, нам настоятельно рекомендовали показать коллегам известный кинофрагмент. Пользуясь случаем, мы это сделаем. Но сначала зададим себе вопрос: какое знание ценнее … ? И в процессе кинопросмотра уточним, какое знание важнее: такое или этакое? Назовём виды знаний.

(Просмотр эпизода из фильма «Шерлок Холмс»).

Какое знание нужнее, необходимее, важнее: общеразвивающее или специальное? Наш вопрос, конечно, риторический. Хотя бы потому, что трудно разграничить общеразвивающее и специальное знание. Где проходит эта граница? В каком месте общеразвивающее знание, знание культуры человечества переходит в узкоспециальное знание отдельной дисциплины? Мы понимаем, что такого места нет. И каждый высококвалифицированный узкий специалист в процессе общения с учениками непременно обогатится какой-то частью их общекультурных знаний или их знаний другой дисциплины. То есть, произойдёт процесс взаимообучения. И нам ли, учителям, не знать, что процесс взаимообучения универсальный.

Коль скоро Шерлок Холмс завёл речь о беллетристике – о художественной литературе, то спросим себя: так ли уж она нужна всем? Нужна ли нам в нашей повседневной практической жизни поэзия? А что такое поэзия? Нечто возвышенное - изящество, очарование, глубоко воздействующее на чувства.

Пусть этот вопрос и станет проблемой нашего занятия: чему может научить поэзия? Значит, наша цель – выяснить это. А основной задачей будет выяснить, как и с какой областью знания поэзия вступает в процесс взаимообучения.

Вот и сформировалась тема занятия: поэтическое взаимообучение. У нас будут работать две группы. Одна будет называться «Поэзия», а другая – «Математика». Они получают своё задание и работают над ним 5 - 7 минут.

А мы с вами, уважаемые пятиклассники, проверим выполнение домашнего задания. Вадичек, скажи, пожалуйста, что было задано на дом. Правильно, обязательно посмотреть французский фильм режиссера Оливье Накаша «1 + 1» или «Неприкасаемые» (2011). Все посмотрели? О чем этот фильм? Как зовут главных героев? Правильно: Филипп (его сыграл Франсуа Клюзе) и Дрисс (Омар Си). А кто из этих артистов получил приз «за актёрскую работу»? Омар Си за исполнение роли Дрисса удостоился национальной премии «Сезар». (О дружбе, о мужестве, о социальном неравенстве и о человеческом равенстве, о культуре и субкультуре, о воле к жизни и о взаимовыручке, об отчаянной смелости и о жалкой трусости – о взаимообучении!)

В этом фильме много говорится об искусстве. Упоминаются имена Берлиоза, Вивальди, Рафаэля, Аполлинера, звучит музыка Моцарта и Чайковского, висят на стенах полотна Сальвадора Дали. А какое ювелирное изделие успел утянуть Дрисс во время своего первого визита к Филиппу? (Яйцо Фаберже). Как прореагировала на этот подарок его мама (тётя)? («киндер-сюрприз»). А почему Дрисс так хорошо разбирается в ювелирных изделиях? (Потому что «специализировался» в этой области: успел отсидеть полгода за ограбление ювелирной лавки). Значит, мы можем назвать Дрисса представителем уголовного мира. А Филипп, как он сам сказал - специалист по классической музыке XIX века. Так какое между ними может быть взаимообучение? Подумайте над этим. И ответите на этот вопрос в конце занятия, хорошо?

А сейчас, уважаемые пятиклассники, скажите, пожалуйста, есть ли в русском языке слова, состоящие всего из одного слога? (Дом, я, пол, стол). А из двух слогов? (Окно, стена, доска, река, ручка). Из трёх? (Пароход, самолёт, молоко, компьютер). Из четырёх? (Перемена, простокваша, переправа, деление, физкультура). Из пяти? (Литература, математика, география, отделение, привилегия, нефтедобыча). Скажите, а больше может быть слогов в слове? А каких слов в русском языке больше всего? Правильно, в русском языке больше всего слов, состоящих из двух слогов.

Представим такое слово схематически. Куда может падать ударение? На первый слог: мама, рама, баня, кошка. В русском стихосложении этот отрезок называется двусложная стопа. В ней прослеживается четкий ритм. «Наша Таня громко плачет…» Этот стихотворный размер называется хорей. А может быть по-другому? Может ли ударение падать не на первый, а на второй слог: ответ, привет, конспект, проспект… Такая двусложная стопа называется ямб. «Я вам пишу, чего же боле…» Обратите внимание, что поэтическая стопа не всегда совпадает со словом. Давайте посчитаем, сколько полных стоп в этой строке. Это четырехстопный ямб.

Французский поэт XIX века Шарль Бодлер в свое время шокировал читателей книгой стихов «Цветы зла». В его образном мире красота воплощена не в лучезарных добрых красавицах, а в холодных и страшноватых демонах. 27-е стихотворение из этого сборника представляет собой сонет, его перевела на русский язык Ариадна Эфрон – дочь Марины Цветаевой.   «В струении одежд мерцающих ее...»

(Кинофрагмент «Эфир»).

Может быть, наши исследователи объяснят то, что так озадачило помощников Филиппа.

(Группа «Поэзия» комментирует образность сонета).

Схема выступления

Наша группа (отряд, взвод, коллектив, класс – как хотите):  «Поэзия»!

Наше кредо (девиз, слоган, цель – придумайте): __________________

Наша путеводная звезда: Пушкин!

        (Появляется Пушкин в цилиндре и провозглашает:

«Поверил я алгеброй гармонию»).

Мы решали задачу: Почему у Бодлера мир, в котором обитает прекрасная женщина, назван «странным, неживым и баснословным»?

Композитор: Что значит «баснословный мир»?

Поэт: Это значит «неправдоподобный, невозможный»?

Другой поэт: Как же это у тебя получилось?

Композитор: Да очень просто: он смешал разные воображаемые миры.

Поэт: Ну да. Из древнеегипетской мифологии взят Сфинкс.

        (Появляется на экране изображение Сфинкса).

Другой поэт: Сфинкс – это ___________________________________  

_____________________________________________________________

Композитор: Из библейской мифологии взят ангел.

        (Появляется на экране шестикрылый серафим).

Поэт: Серафим, точнее, шестикрылый серафим – это __________________  

_______________________________________________________________

Другой поэт: А эфир есть и в древнегреческой мифологии, и в средневековой натурфилософии.

        (Появляется на экране определение эфира).

Композитор: Древние греки называли словом «эфир» _________________  

________________________________________________________________

Поэт: А средневековые алхимики этим словом называли _____________  

_______________________________________________________________

        (Появляется на экране схема воображаемых миров).

Другой поэт: А в сонете Бодлера всё перемешалось, поэтому образ мира получился «странный, неживой и баснословный»? Можно сделать вывод: поэт создаёт невозможный, абсолютно неживой мир, чтобы смягчить сердце возлюбленной.

(Группа «Математика» комментирует строй сонета).

Схема выступления

Наша группа (отряд, взвод, коллектив, класс – как хотите): «Математика»!

Наше кредо (девиз, слоган, цель – придумайте):__________________

__________________________________________________________________

Наша путеводная звезда: Пушкин!

        (Появляется Пушкин в цилиндре и провозглашает:

                «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»).

Мы решали задачу: Как создаётся формула поэзии?

Композитор: Именно формула, ведь это не только очарование и изящество. Это как в музыке. Поэзия – это прежде всего тщательно просчитанная ____   _________________________________________________________________  ___________

Ювелир: Двадцать седьмое стихотворение в цикле Шарля Бодлера «Цветы зла» написано в форме сонета. Это очень строгая, жесткая форма. Мы пересчитали все строки. Их оказалось 14, как и положено в сонете.

Художник:  Поэтика как учебно-практическая дисциплина изучает звуковые закономерности последования слогов. Ямб – это ________________________  

__________________________________________________________________

(Появляется на экране схема:

           1_______   ____2_______    ____3_____      __ __4____   _ 5__             6_____ 

Блеск ред|костных | камней | в разре|зе э|тих глаз.

Композитор (поясняет схему на экране): Строка Бодлера четко делится на двусложные стопы, ударение в которых падает на второй слог. Значит, это ямб. Мы пересчитали стопы – получился шестистопный ямб.

Ювелир: Кроме того, в этом произведении использована метафора «бесстрастию пустынь … она сродни».

Художник:  Метафора – это _________________________________________  

_______________________________________________________________  

Композитор: Получается, что равнодушие, возможно, какой-то земной женщины к влюблённому юноше так велико и так его задевает, что он сравнил его с бесстрастием пустынь.

Ювелир: Такая же земная метафора посетила однажды Сальвадора Дали. Её навеял плавленый сыр камамбер.

(Появляется на экране картина С.Дали).

Художник:  На его знаменитом полотне «Мягкие часы» циферблаты расплываются подобно плавленому сыру, что создаёт метафору непостоянства времени, утекающего от нас. Можно сделать вывод: метафора помогает заглянуть в суть явлений.

(Кинофрагмент «Ямб»).

        Совершенно очевидно, что под воздействием Филиппа его помощник Дрисс существенно повысил свой общекультурный уровень. Он стал разбираться в живописи, ему понятна суть термина «метафора», он постиг систему стихосложения. И все эти знания не стали для него лишними – они явно помогают ему наладить контакт с работодателем, следовательно, улучшить своё социальное положение в обществе.

        А Филипп получил пользу от общения с Дриссом. Конечно. В процессе их взаимообучения Филипп проникся неиссякаемым оптимизмом своего помощника, его жизнелюбием, смелостью браться за решение любых проблем, его волей к жизни и духом приключений.

        Фильм «1 + 1» - произведение высокохудожественное, хотя и основано на реальных событиях. Кинематографисты, мастера высокой квалификации, сумели подняться до вершин художественного обобщения. Оттолкнувшись от противопоставления своих антагонистических персонажей, они прошли через сопоставление их характеристик и привели зрителей к понимаю совпадении, тождества человеческих качеств героев, ставших фундаментом их дружбы.

        Итак, к какому же выводу мы приходим? И специальные, и общеразвивающие знания нам, безусловно, полезны. Каждый учитель самостоятельно решает, в какой пропорции, каким средствами, в каких формах их прививать своим ученикам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс (поэтическая мастерская):Стихи и проза.Ритм.Рифма.

Цели:  1. Познакомить с различиями стихотворной и прозаической речи;           2. Дать понятие ритма;      ...

Мастер-класс по теме "Анализ поэтического текста"

Мастер-класс для учителей русского языка и литературы с целью научить интерпретировать поэтический текст, определять жанр стихотворений....

Мастер-класс. Поэтическая мастерская "Стихи и проза. Ритм. Рифма".

Цель мастер-класса ознакомление и овладение приёмами стихосложения. Мастер-класс предназначен для взрослой аудитории слушателей....

мастер-класс по татарской литературе

мастер-класс https://cloud.mail.ru/public/CWWN/NTWze6EQU...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Мастер-класс «Тайна поэтической лаборатории …»

Одно из направлений работы по формированию положительной мотивационной среды – это использование современных образовательных технологий. Одной из самых эффективных, по моему мнению, является тех...