РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 9 КЛАССА НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме

Ганеева Наталья Миннагалеевна

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ 9 КЛАССА

НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

(Программы общеобразовательных учреждений.Литература.5-11 классы(базовый уровень)/Под ред.В.Я.Коровиной.-10-е изд.-М.:Просвещение,2008.;

Учебник  Литература.9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч./авт. В.Я.Коровина.-М.:Просвещение,2011г.)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit-ra_9_kl_-_moyo.doc255 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Новостроевская средняя общеобразовательная школа»

Кемеровского муниципального района Кемеровской  области

«Рассмотрено»                             «Согласовано»                                   «Утверждаю»        

Руководитель МО

гуманитарного  цикла                                 Заместитель                                                     И.о.директора МБОУ        

_______Гуськова Е.А.                                    директора  по УВР                                   «Новостроевска СОШ»

Протокол №_____ от                                   _________Коржова Н.Д.                         ________Шулепова С.В.

«____»________2012г.                               Протокол №____от                                        Приказ №_____ от

                                                          «____»__________2012г.                           «____»_________2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ 9 КЛАССА

НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

(Программы общеобразовательных учреждений.Литература.5-11 классы(базовый уровень)/Под ред.В.Я.Коровиной.-10-е изд.-М.:Просвещение,2008.;

Учебник

Литература.9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч./авт. В.Я.Коровина.-М.:Просвещение,2011г.)

Составитель:

Ганеева Н.М.,

 учитель русского языка и литературы,

первая квалификационная категория

2012 год

Пояснительная записка

        Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта   общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 10-е издание, М. Просвещение, 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. 

        Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

         В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

        Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

       Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов. Основу содержания литературы как учебного предмета в 9 классе составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы в 9 классе опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  1. осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  2. выразительное чтение художественного текста;
  3. различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  4. ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  5. заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  6. анализ и интерпретация произведения;
  7. составление планов и написание отзывов о произведениях;
  8. написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  9. целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

       Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  2. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  3. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  4. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

           Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  1. выделение характерных причинно-следственных связей;
  2. сравнение и сопоставление;
  3. умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  4. самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  5. способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  6. осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  7. владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  8. составление плана, тезиса, конспекта;
  9. подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  10. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  11. самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.

Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.  Литературное образование на данном этапе (9 класс) является  переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.

Программа 9 класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю)( 1 полугодие-48 часов,2 полугодие-54 часа), из них   на развитие речи – 10 часов, на контроль усвоения знаний - 6 часов.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи. Лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов

- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.

Содержание тем учебного курса

ВВЕДЕНИЕ

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

 ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ  ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII   ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIII века.

Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

 «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие   из   Петербурга   в   Москву».    (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория   литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XIX  ВЕКА

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр  Николаевич Островский.  Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна   и   приказчик   Митя   —   положительные   герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория  литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория   литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

 Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из  русской  прозы   XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков.  Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов.  Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын.  Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория   литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской  поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи  к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь,   на  меня  похожий...»,   «Бабушке»,   «Мне  нравится,  что вы больны не мной...»,  «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова.  Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак.  Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни  и  романсы на стихи  поэтов XIX—XX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой  (1-й акт), сцены первой (3-й акт),  сцены четвертой

 (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  1. образную природу словесного искусства;
  2. содержание изученных литературных произведений;
  3. основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и др.;
  4. изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  1. воспринимать и анализировать художественный текст;
  2. выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  3. определять род и жанр литературного произведения;
  4. выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  5. характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  6. сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  7. выявлять авторскую позицию;
  8. выражать свое отношение к прочитанному;
  9. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  10. владеть различными видами пересказа;
  11. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  12. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  13. писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  2. определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  3. поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Основные теоретико-литературные понятия

  1. Художественная литература как искусство слова.
  2. Художественный образ.
  3. Фольклор. Жанры фольклора.
  4. Литературные роды и жанры.
  5. Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
  6. Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
  7. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
  8. Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

Формы организации учебного процесса:

групповые, индивидуально-групповые, фронтальные,  классные и внеклассные;

Предметное содержание учебного процесса: монопредметный

Ведущий вид деятельности: практико-ориентированный

КОНТРОЛЬ  УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

Система контролирующих материалов

(основные дидактические единицы)

№п\п

Тема контроля

Вид контроля

Форма контроля

1.

«Слово о полку Игореве»

Текущий

устный

стихотворение наизусть

2.

М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия…»

Текущий

устный

отрывок наизусть

3.

Г.Р. Державин «Властителям и судиям».

Текущий

устный

стихотворение наизусть

4.

И.А. Гончаров «Миллион терзаний»

Текущий

письменный

конспект

5.

А.С. Пушкин «Храни меня, мой талисман…», «Анчар», «Поэт», «Пророк», «Я вас любил…»

Текущий

устный

стихотворение наизусть

6.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Текущий

устный

отрывок наизусть

7.

М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта», «Нищий», «Пророк», «Молитва», «Предсказание», «Родина»

Текущий

устный

стихотворение наизусть

8.

Идейная взаимосвязь стихотворений М.Ю. Лермонтова «Бородино» и «Дума»

Итоговый

письменный

сочинение

9.

Н.В. Гоголь «Мертвые души» Деталь как средство создания образов

Текущий

письменный

сочинение

10.

Творчество Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета

Текущий

устный

стихотворение наизусть

11.

Сочинению на тему «Мой современник»

Текущий

письменный

сочинение

12.

А.А. Блок «Ветер принес издалека…», «Заклятие огнем и мраком», «В ресторане», «Как тяжело ходить среди людей…», «Возмездие», «Ямбы»

Текущий

устный

стихотворение наизусть

13.

С.А. Есенин «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…», «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «До свиданья, друг мой, до свиданья…»

Текущий

устный

стихотворение наизусть

14.

В.В. Маяковский «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Люблю», «Прозаседавшиеся».

Текущий

устный

стихотворение наизусть

15.

М.И. Цветаева  «Моим стихам, написанным так рано…», «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «С большою нежностью – потому…», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку»

Текущий

устный

стихотворение наизусть

16.

Н.А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе…», «О красоте человеческих лиц», «Я где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «Завещание»

Текущий

устный

стихотворение наизусть

17.

А.А. Ахматова Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Бег времени»

Текущий

устный

стихотворение наизусть

18.

А.Т. Твардовский «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия», «Я убит подо Ржевом»…»

Текущий

устный

стихотворение наизусть

19.

Итоговая творческая работа «Литература и современность»

Итоговый

сочинение

       

     

Тема

Всего кол-во часов по программе

Контрольные работы

Развитие речи

1

Введение

1

2

Древнерусская литература

2

3

Русская литература 18 века

10

1

4

Литература 19 века

54

2

9

5

Литература 20 века

27

2

1

6

Из зарубежной литературы

6

7

Заключительные уроки. Подведение итогов.

2

1

Всего:

102

6

10

                                                                                                                                                                                                           

Дата проведения по плану

№ урока

Содержание (разделы, темы уроков)

Кол-во часов 

1 четверть

1./1

Введение.

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

2./1

Древнерусская литература.

Традиции литературы Др.Руси. Основные темы и жанры. «Слово о полку Игореве». Судьба рукописи. Историческая основа «Слова».

 

3./2

Композиция «Слова…». Система образов в «Слове..».Подготовка к письменной работе по теме  по теме «Связь прошлого и настоящего в «Слове о полку Игореве».

4./1

Русская литература 18 века.

Общая характеристика литературы 18 века. Классицизм.

10 ч

5./2

Личность и деятельность М.В Ломоносова, его заслуги перед Россией. «Вечернее размышление о Божием величестве…» Чтение. Анализ.

 

6./3

Чтение и анализ «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

 

7./4

Г.Р.Державин. Слово о поэте-философе. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина. «Властителям и судиям». Чтение. Анализ.

8./5

Тема поэта и поэзии  в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества.

9./6

 А.Н.Радищев. Судьба писателя как воплощение «пламенного человеколюбия» (И.М.Борн).»Путешествие из Петербурга в Москву». Изображение российской действительности.

10./7

Чтение и анализ глав из книги «Путешествие из Петербурга в Москву».

Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

11./8

Н.М.Карамзин как глава сентиментализма в России. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека.

12./9

Чтение и анализ повести «Бедная Лиза».Новые черты русской литературы.

13./10

Урок-зачёт по теме «Литература 18 века».

14./1

Русская литература 19 века.

19 век- «золотой век» русской литературы. Понятие о романтизме и реализме.

54ч

15./2

Романтическая лирика нач. 19 в. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. Обучение анализу лирического стихотворения.

16./3

В.А.Жуковский «Светлана». Особенности жанра баллады. Фольклорные мотивы.

17./4

А.С. Грибоедов. Личность писателя и его время. История создания комедии «Горе от ума». Особенности жанра. Основной конфликт.

18./5

Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии.

19./6

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».

20./7

Чацкий, Софья, Молчалин; правда характеров, жизненная логика их чувств и поведения

21./8

Р.Р.Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого «А судьи кто…»

22./9

Язык комедии Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии

23./10

Р.Р. И.А.Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к письменной работе  по комедии «Горе от ума»( по предложенным темам)

24./11

А.С.Пушкин. Детство и лицейские годы. (анализ стихотворения «19 октября 1825»).

25./12

Петербургский период (1817-1820) в жизни и творчестве А.С.Пушкина.

(« Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву»).

26./13

Любовная лирика в творчестве А.С.Пушкина.(«На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…»,  «Мадонна»).

27./14

Тема поэта и поэзии в лирике  А.С.Пушкина. .»Пророк». «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Чтение. Анализ.

2 четверть

28./15

Р.Р.  А.С.Пушкин. Выразительное чтение наизусть.

29./16

Вн. чт. А.С.Пушкин. «Цыганы». Как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров.

30./17

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах.

31./18

Трагическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.

32./19

Татьяна Ларина- нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

33./20

Эволюция взаимоотношений Татьяны  и Онегина. Анализ двух писем.

34./21

Р.Р.Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы.

35./22

Пушкинская эпоха в романе. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

36./23

Р.Р.Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев и др. Подготовка к письменной работе  по роману А.С.Пушкина  «Евгений Онегин».(по предложенным темам)

37./24.

Вн. чт. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».

38./25

М.Ю.Лермонтов-«поэт совсем другой эпохи» (В.Г.Белинский). История создания стихотворения  «Смерть поэта». Чтение и текстуальный анализ.

39./26

Р.Р. М.Ю.Лермонтов. Выразительное чтение стихотворения «Смерть поэта».

40./27

Поэзия любви. Чтение и сопоставительный анализ стихотворений «Молитва», «Расстались мы, но твой портрет..» и др.

41./28

Отчизна в лирике М.Ю.Лермонтова. Чтение и сопоставительный анализ стихотворений «Родина», «Прощай, немытая Россия…», «Бородино».

42./29

Литературная гостиная, посвящённая лирике М.Ю. Лермонтова.

43./30

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»-первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Сложность композиции.

44./31

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Гл. «Бела» и «Максим Максимыч». Чтение. Анализ

45./32

« Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань». , «Княжна Мери», «Фаталист».

46./33

Р.Р. Выразительное чтение наизусть прозаического отрывка из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

47./34

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина

48./35

Печорин в системе женских образов романа. Любовь  в жизни Печорина

3 четверть

49./36

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Подготовка к контрольной работе.

50./37

Контрольная работа по роману М. Ю.Лермонтова«Герой нашего времени».

51./38

Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. «Мёртвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.

52./39

Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души».Образы помещиков.

53./40

Система образов поэмы «Мёртвые души». Обучение анализу эпизода.

54./41

Образ города в поэме «Мёртвые души».

55./42

Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души».Жизненный путь Павла Ивановича Чичикова.

56./43

Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Образ России. Эволюция образа автора

57./44

Р.Р. Поэма в оценках В.Г.Белинского. Подготовка к письменной работе.

58./45

А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его рампада.

59./46

 Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии.

60./47

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.

61./48

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл в «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести

62./49

Вн. чт. Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Формирование героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление.

63./50

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему.

64./51

А.П.Чехов. «Тоска»Тема одиночества человека в мире. . Образ многолюдного города и его роль в рассказе.

65./52

Развитие представления о жанрах лирических произведений. Чтение и анализ стихотворений Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

66./53

Р.Р. Выразительное чтение наизусть ( Некрасов, Тютчев, Фет; по выбору)

67./54

Контрольная работа по русской литературе 19 века.

68./1

Литература 20 века.

Русская литература20 века: многообразие жанров и направлений.

27 ч

69./2

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». Чтение. Анализ.

70./ 3

Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Тёмные аллеи». Лиризм повествования.

71./4

М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести.

72./5

Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести.

73./6

М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины.

74./7

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Образ главного героя.

75./8

А.И.Солженицын.  Знакомство с биографией.

76./9

Чтение и анализ рассказа Солженицына «Матрёнин двор».

77./10

Русская поэзия Серебряного века.

78./11

А.А.Блок. Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока.

79./12

Р.Р. Выразительное чтение наизусть стихотворения А.Блока «Россия».

80./13

С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике Есенина.

81./14

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина.

82./15

В.В.Маяковский. Слово о поэте. Новаторство поэзии Маяковского.

83./16

Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта.

84./17

М. И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой.

85./18

Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве».

86./19

 Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирики поэта.

87./20

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике

88./21

Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики.

89./22

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о любви. Философская глубина лирики Пастернака.

90./23

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине, и о природе в лирике поэта.

91./24

А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.

92./25

Зачётное занятие по русской лирике 20 века.

93./26

Урок-концерт. Песни романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков.

94./27

 Контрольная работа по русской литературе 20 века.

95./ 1

Зарубежная литература

Античная лирика. Катулл. Гораций.

6 ч

96./2

Д.Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты)

97./3

У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». Обзор с чтением отдельных сцен. Общечеловеческое значение героев Шекспира.

98./4

Философский характер трагедии Шекспира «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы

99./5

Гёте. Слово о поэте. «Фауст». Обзор с чтением отдельных сцен. Поиски справедливости и смысла жизни. Противостояние добра и зла.

100./6

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии.

101./1

Итоговый урок

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса.

2 ч

102./2

Итоги года и задания для   летнего чтения.  

Учебно-методическое обеспечение

       

Учебно-программные материалы:

1) Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план. Москва. Дрофа. 2006г.

 2) Программы для общеобразовательных учреждений   «Литература 5-11классы», составители:  В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Коровин– М. : Просвещение, 2009.        

Учебно-справочные материалы:

  1. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохова, А.Б. Есин, Н.Н. Коршунов, Т.Г. Кучина, М.Б. Ладыгина и др., М.: Дрофа, 1999
  2.   Ожегов С.И., Шведова Н.Ю, Толковый словарь русского языка /Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова – М.: Азбуковник, 1998
  3. Словарь литературоведческих терминов \Л.И. Тимофеева, С.В. Тураев – М.: Просвещение, 2003

Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:

1. Литература.   9 кл.:   Учебник для   общеобразовательных учреждений.   В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2011.

2. В.Я Коровина 2.В.Я., Коровин В.И.. Збарский И.С. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 9 кл.-М.: Просвещение, 2011.

Словари и справочники:

  1. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
  2. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
  3. М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
  4. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
  5. Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
  6. Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова
  7.   Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова

Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:   Просвещение, 2008.

2.  Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.

3.  Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.

4.  Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - М: Просвещение, 2006.

5.И.В. Золотарева, О.Б. Беломестных, М.С. Корнева «Поурочные разработки по литературе» - М.: «Вако», 2004

5.  Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.

6.  Литература.   9 кл.:   Учебник для   общеобразовательных учреждений.   В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2011.

7.Коровина В.Я., Коровин В.И.. Збарский И.С. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 9 кл.-М.: Просвещение, 2011.

8.  Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс, -М.: Материк Альфа, 2004.

9.   Матвеева Е.И. Литература. 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам. – М.:Эскимо, 2008

10.Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы: Методическое пособие – М.: Дрофа, 2003

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3.  http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4.  http://www.openclass.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД В 6 Б КЛАССЕ

Программа составлена на основе программы курса «Математика» авторовН. Я. Виленкин и др. (Сборник программ общеобразовательныхучреждений. Математика. 5-6 классы. «Просвещение», 2009. Составитель:Т. А. ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД 5 КЛАСС

Составлена в соответствии с программой «Математика»Сборник программ общеобразовательных учрежденийУчебник математика 5 класс авторов Виленкин Н.ЯМнемозина 2011г.)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД 5 КЛАСС

«Математика» – М.: «Ювента»,2010г, авторовЛ.Г.Петерсон,Г.В.Дорофеев ( Сборник программ общеобразовательных учреждений. Математика 5-6 кл.)...

Рабочая программа воспитательной работы на 2012 – 2013 учебный год в 4 группе.

Данная программа будет полезна для воспитателей школ - интернатов и детских домов. В ней изложены тематики родительских собраний и групповых занятий....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитательной работы на 2012-2013 уч.год

Воспитательная работа с подростками 14-18 лет в коррекционной школе-интернате....

Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год

Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....

Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год

Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....