Рабочая программа по литературе для 6 класса по УМК Коровиной В.Я.
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме

Данная рабочая программа рассчитана на 3 часа в неделю с учетом материалов по краеведению Липецкой области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_liteterature._6_klass.docx56.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №1 г. Усмани

Липецкой области

им. Героя Советского Союза Б.А.Котова

Рассмотрена на  НМС лицея                                                    Утверждена приказом

Протокол №___ от ____2011                                           лицея № ___ от ____2011

Рабочая программа

учебного предмета

«Литература»

для учащихся 6 – б класса

(расширенное изучение русского языка)

на 2011-2012
учебный год

Учителя русского языка

 и литературы

высшей категории

                                                                                                 Шишкиной Л.А.

Усмань

2011

Пояснительная записка

     Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Нормативно-правовые документы:

Государственный образовательный стандарт основного общего образования по литературе. 2004;  Примерная программа основного образования по литературе для 5-11 классов; Программа развития лицея; Образовательная программа лицея.
 

   Цели и задачи, решаемые при реализации данной рабочей программы  с учетом особенностей региона, муниципального образования, программы развития лицея, образовательной программы лицея

 

 На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в рабочей программе предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный,  деятельностный  подходы, которые определяют цели и задачи обучения:

     1. Воспитание духовно-нравственной личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей чувством патриотизма.

2. Становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей.

3.  Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся, формирование читательской культуры, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы.

4.  Углубление знаний о литературоведении как науке.

     5. Овладение мастерством читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования способов деятельности – познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной.

Данная рабочая программа разработана на основании Федерального компонента образовательного стандарта образования (Государственный образовательный стандарт основного общего образования по литературе, 2004).

Данная рабочая программа по литературе создана на основе  Государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы основного образования по литературе и программы по литературе  под редакцией В.Я.Коровиной для 5-11 классов. М.: Просвещение, 2009

Обоснованность выбора программы

 Данная программа рассчитана на то, чтобы показать последовательное развитие литературного процесса от древности до наших дней. Художественное произведение в ней предстает и как художественное целое, и как звено в сложном процессе развития литературы и истории.

Принципы, заложенные в программе:

1) Компетентностный подход (содержание образования представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование  навыков речевого общения. Во втором — дидактические единицы, содержащие сведения по теории литературы. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие литературу и культуру народа и обеспечивающие  развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
 Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

2) Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития литературного процесса открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
   3) Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражд
анина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Место предмета

     Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение литературы в 6 классе 102/68  ч  (3/2 часа в неделю).

  Данная рабочая программа рассчитана на 102 часов, из них на развитие речи- 19 ч. 

 

Об      Количество часов за год

У        Уроков  развития речи

102

2

При сопоставлении Примерной и авторской программ выявлено, что в авторской программе более детально рассматриваются следующие темы:

Раздел программы

Дидактические единицы изучения

Дополн. кол/ч.

Древнерусская литература

Русская летопись.

1

Произведения русских писателей 19 века.

Басни И.А. Крылова.

1

А.С. Пушкин. «Дубровский». Конфликт между Троекуровым и Дубровским. Тема «маленького человека» в повести. Авторское отношение к героям.

3

А.С. Пушкин. «Повести Белкина».

3

И.С. Тургенев. Сборник рассказов «Записки охотника».

1

Н.А. Некрасов. «Железная дорога». Мысль о величии народа-созидателя.

1

Лесков Н.С. «Левша». Трудолюбие, талантливость, патриотизм народа. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка сказа.

3

А.П. Чехов. Речь героев как источник смешного.

1

Стихотворения о природе поэтов 19 века.

1

Литература 20 века.

А.С. Грин. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью.

1

Пришвин М.М. «Кладовая солнца». Взаимоотношения детей. Правда Антипыча. Одухотворение природы, ее участие в судьбах героев.

3

Астафьев В.П. «Конь с розовой гривой». Три жизненные позиции в рассказе. Нравственные проблемы в рассказе.

3

Распутин В.Г. «Уроки французского». Стойкость героя, жажда знаний, чувство собственного достоинства.

1

Стихотворения поэтов 20 века.

1

Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.

1

В.М. Шукшин. Особенности рассказав Шукшина.

1

Мифология.

Мифы Древней Греции.

1

Зарубежная литература.

Проблематика произведений писателей и поэтов зарубежных стран.

7

Итого

30

 

Ключевые компетенции

1) Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, культурой публичной речи, основными этапами подготовки публичного выступления, навыками информационной переработки художественных и литературоведческих текстов.

2) Языковая компетенция предполагает овладение  нормами литературного языка, обогащение словарного и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке литературных  явлений и фактов; необходимых знаниях об основных фактах жизненного и творческого пути писателей-классиков; умение пользоваться различными литературоведческими словарями;

3) Культуроведческая компетенция  предполагает осознание художественной литературы как способа выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы и истории народа; умение соотносить факты биографии писателей и изображаемых в произведениях событий с историей страны и мировой историей.

Формы организации образовательного процесса:

 - практические работы по художественному анализу текста;

- элементы исследовательской и проектной деятельности на уроках;

- сообщения учащихся;

- проверочные работы по пройденным темам и разделам;

- обучение публичному выступлению;

- сочинения по литературному произведению;

- тестирование;

- беседы.

Технологии обучения

 

  В процессе реализации данной рабочей программы основной упор делается на личностно ориентированное  обучение с осуществлением  проектной, проектно-исследовательской технологией обучения.

 Деятельностный подход в обучении поможет учащимся вплотную приблизиться к самостоятельной исследовательской деятельности при изучении художественной литературы  как неотъемлемой составной части истории страны,  ее культурного наследия.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

1) Коммуникативная компетенция  реализуется в данной программе главным образом за счет анализа художественных текстов, литературно-критических статей. Учащиеся применяют полученные знания на практике, как в устной, так и в письменной форме. Здесь и  публичное выступление, и умение писать сочинение-анализ художественного текста.

Учащиеся на уроках всех типов принимают участие в дискуссиях, учатся аргументировать свою точку зрения.

 2) Языковая компетенция реализуются через реализацию проблемного обучения на уроках всех типов (создание проблемной ситуации,  анализ и синтез возникших спорных вопросов, обращение к различным авторам, источникам).

3) Культуроведческая компетенция   реализуется на уроках всех типов

- через сопоставление литературно-исторических событий, характерных для русского народа и других народов и государств;

 - через осознание русской литературы как формы выражения национальной культуры, через анализ текстов признанных классиков русской и мировой литературы

- через умение искать и отбирать нужную информацию в различных печатных и мультимедийных источниках, а также применять ее для решения конкретных практических задач.

Виды и формы контроля в 6-б классе:

-  анализ художественного  текста;

- тестирование;

- устное высказывание на заданную тему;

- текущий, фронтальный опрос, тематический контроль, самостоятельные работы; 

- элементы проектно-исследовательской работы;

- доклады на литературоведческие темы.

  В конце учебного года учащиеся сдают зачет по изученным произведениям русской литературы.

Используемый учебно-методический комплект

Программа по литературе  под редакцией В.Я. Коровиной для 5-11 классов. М.: Просвещение, 2009.

    Учебник «Литература» 6 класс. В 2-х частях для общеобразовательных учреждений. «Просвещение», 2009 г. Автор- составитель  Коровина В.Я.

Содержание рабочей программы

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

Устное народное творчество.

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки – малые жанры УНТ. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Из древнерусской литературы.

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
  Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Из литературы 18 века.

Русские басни.

И.И. Дмитриев. Рассказ о баснописце.

«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка 18 столетия.

Их русской литературы 19 века.

И.А. Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта. Басни «Листы и корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика-мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

А.С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит произведения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И.И. Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа, навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических теми мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Мастерство композиции и повествования: три выстрела и три  рассказа о них, переданные разными лицами и в разном освещении эпилог повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт  крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.

«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком…», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека  с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация.

И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Ф.И. Тютчев. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело…». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся…». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет птицы и обреченность человека.

А.А. Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила…», Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о поэте. Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ – созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции.  Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Н,С. Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка. Комический эффект, создаваемый1         игрой слов, народной        этимологией. Сказовая форма повествования.

А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов.

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла…»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…»; А. Толстой. «Где гнутся н7ад омутом лозы…». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Из русской литературы 20 века.

А.П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои Платонова.

А.С. Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

М.М. Пришвин. Краткий рассказ о писателе. «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия.

Произведения о Великой Отечественной войне.

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»; Д.С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа – честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев. Речевая характеристика героя.

В.Г. Распутин. Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Н.М. Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике поэта.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии 20 века.

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении.

Писатели улыбаются.

В.М. Шукшин. Слово о писателе. «Срезал», «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.

Из литературы народов России.

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения: «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и своему краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа.

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт – величай2ший должник своего народа.

Из зарубежной литературы.

Мифы народов мира.

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Геродот. «Легенда об Арионе».

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея – борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость Одиссея. Одиссей – мудрый правитель, любящий         муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях.

Произведения зарубежных писателей.

М.С. Сааведра. Рассказ о писателе. Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. (Для внеклассного чтения.)

Ф. Шиллер.  Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении. (Для внеклассного чтения.)

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих ценностей. (Для внеклассного чтения.)

Учебно-тематический план.

Наименование темы и раздела

Общее

колич.

часов

РР

Введение. Значение художественной литературы в жизни человека.

1

-

Устное народное творчество.

3

Древнерусская литература.

2

Произведения русских писателей 19 века.

44

1

Литература 20 века.

31

1

Произведения о войне.

2

Из литературы народов России.

2

Зарубежная литература

10

Мифология

2

Итоговое повторение.

3

Резервные уроки.

2

Итого за год

102

2

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

В результате изучения литературы в 6 классе учащиеся должны знать/понимать:

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина;

- такие теоретико-литературные понятия, как: миф, мифологический сюжет, персонаж, сказание, древнерусская повесть, автор и герой; иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение; реальное, фантастическое, фабула, баллада; двусложные и трехсложные размеры стиха, строфа, роман, авторское отношение к героям; стопа, типы стоп, метафора, инверсия; героическая повесть, типы речи и разнообразие лексических пластов; образ рассказчика, идея произведения и авторский замысел; повесть, художественная деталь, портрет и характер; юмор, юмористическая ситуация, деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении;   кольцевая композиция; литературная сказка (углубление представлений);

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею изученного произведения;

- давать характеристику героев;

- находить в тексте и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств;

- выявлять авторское отношение к героям;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы      литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений

- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

- Составление планов и написание отзывов о произведениях.

- Анализ и интерпретация произведений.

- Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

- Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

-тестирование с целью контроля за усвоением программы.

                                                                 

Литература.

 Печатные пособия. 

Учебник «Литература» 6 класс. В 2-х частях для общеобразовательных учреждений. «Просвещение», 2009 г. Автор- составитель  Коровина В.Я.

Дополнительная литература для учащихся:

О. Генри. «Вождь краснокожих».

Н.С. Лесков «Человек на часах».

Н.А. Некрасов. «Влас».

 Мифы народов мира.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения.

 Л.Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».

К.Г. Паустовский «Бакенщик».

И.С. Тургенев. «Записки охотника».

И.А. Крылов. Басни.

В.П. Крапивин «Брат, которому семь».

В.К. Железников «Чудак из 6 «Б».

А.С. Пушкин. «Дубровский», «Повести Белкина», «Лирика».

А.П. Чехов «Беззащитное существо. Жалобная книга».

А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире».

А.А. Лиханов «Последние холода».

 «Повесть временных лет».

Литература для учителя

  • Государственный стандарт основного общего образования по литературе.
  • Программа основного общего образования по литературе для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения.
  • Концепция модернизации Российского образования.
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
  • Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта  общего образования. Литература.
  •  Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: Ок. 30000 слов.- 4-е изд., стереотип.-М.: Рус.яз.,1985.
  • Ожегов С. И.  Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003.

     

Календарно-тематическое  планирование

по литературе

в 6-б классе

(расширенное преподавание русского языка)

на 2011-2012 учебный год

3 часа в неделю / 102 часа за год

Программа литературного образования под редакцией В.Я. Коровиной. «Просвещение», Москва, 2010.

Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Автор-составитель В.П. Полухина. М., «Просвещение», 2010 г.

Составила учитель русского языка и литературы Шишкина Л.А.

                                        Тема урока

Колич.

час

Дата по пл.

Фактич.

1. Вводный урок. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою.

1

2-3.Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни.

2

4. Пословицы и поговорки.

1

5. Древнерусская литература. Русская летопись. «Повесть временных лет».

1

6. Сказание о Белгородском киселе. Исторические события и народные идеалы, изображенные в летописи.

1

7. Произведения русских писателей 19 века. Русская басня. И.И. Дмитриев. И.И. Крылов.

1

8-10. И.И.  Крылов. Басни «Осел и Соловей», «Листы и корни», «Ларчик». Аллегория в басне. Всенародное признание басен И.И. Крылова.

3

11. А.С. Пушкин. Дружба в жизни поэта. «И.И. Пущину».

1

12. Мотивы свободы в стихотворении А.С. Пушкина «Узник».

1

13. А.С. Пушкин. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты природы и красоты человека.

1

14. Двусложные размеры стиха.

1

15-16. Роман «Дубровский». История создания. План романа. Комментированное чтение. Портреты двух помещиков.

2

17-18. Конфликт между Троекуровым и Дубровским .

2

19-20. Владимир Дубровский – романтический тип героя. Образ Маши. Авторское отношение к героям.

2

21. Тема «маленького человека» в повести. Протест против несправедливости, произвола, деспотизма.

1

22. Вн/чт. Повести Белкина. «Станционный смотритель». Нравственные проблемы повести, ее гуманизм. Библейские мотивы.

1

23-24. Повесть «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести.

2

25. РР Обучающее сочинение по творчеству А.С. Пушкина.

1РР

26. М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Тучи». Раздумья поэта о своей судьбе.

1

27-29. Тема красоты, гармонии человека с миром в произведениях М.Ю. Лермонтова («Листок», «На севере диком», «Утес», «Три пальмы»).

3

30-32. И.С. Тургенев. Биографическая справка. Сборник рассказов «Бежин луг». Портреты мальчиков. Сравнительная характеристика героев. Картины природы в рассказе.

3

33. Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Анализ стихотворений «Листья», «Неохотно и несмело».

1

34. А.А. Фет. Рассказ о поэте. Анализ стихотворений «Ель рукавом  мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь» и др.

1

35. Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Знакомство со стихотворением «Железная дорога».

1

36-37. Своеобразие композиции стихотворения. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Роль пейзажа в стихотворении.

2

38. Гнетущие картины подневольного труда. Мысль о величии народа-созидателя всех духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа. Поэма «Дедушка».

1

39. Трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест.

1

40. Н.С. Лесков-знаток и ценитель народной жизни, народного слова. Сказ «Левша».

1

41-42. Трудолюбие, талантливость, патриотизм народа. Униженность и бесправность его.

2

43-44. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка сказа.

2

45. А.П. Чехов. «Врач, учитель, человек» - личность А.П. Чехова. Смех Антоши Чехонте над невежеством, глупостью, чванством.

1

46-47. А.П. Чехов. Рассказы «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия» и др. Речь героев как источник смешного.

2

 48-50. Природа и родина в стихотворениях русских поэтов 19 века  (Е.А.Баратынский, Я.П.Полонский, А.К.Толстой).

3

Литература 20 века.

 51-52 .А.С. Грин. О писателе. «Алые паруса». Выборочное чтение глав. Победа романтической мечты над реальностью жизни.

2

53. А.П. Платонов. Биографическая справка о писателе-земляке. Сказка-быль «Неизвестный цветок».

1

54. М.М. Пришвин – писатель-земляк. Знакомство с автором и его героями.

1

55-56. М.М. Пришвин. «Кладовая солнца». Взаимоотношения Насти и Митраши. Труд в жизни детей.

2

57-58. Значение истории Травки для понимания идеи повести. Правда Антипыча. Одухотворение природы, ее участие в судьбах героев.

2

59. Сказка-быль «Кладовая солнца». Смысл названия произведения.

1

60. Практическая работа по повести Пришвина.

1

61-62. Произведения о Великой Отечественной войне. К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша…». Д.С. Самойлов «Сороковые».

2

63. В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Быт и жизнь сибирской деревни.

1

64-65. Герой рассказа и Санька Левонтьев, бабушка Катерина Ивановна. Три жизненные позиции (противопоставление бабушки и Саньки, заблуждения героя рассказа).

2

66-67. Нравственные проблемы рассказа. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность народной речи.

2

68. В.Г. Распутин. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей послевоенного времени.

1

69-70. Стойкость героя, жажда знаний, чувство собственного достоинства.

2

71. Душевная щедрость учительницы. Ее роль в жизни мальчика. Смысл названия повести.

1

72. РР Подготовка к сочинению по повести В.Распутина.

1РР

73-74. В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности рассказов Шукшина. Образ «странного» героя в рассказах писателя.

2

75-77. Ф.А. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.

2

78.  А.А. Блок. Анализ стихотворений «Летний вечер» и др.

1

79. С.А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша».

1

80.  А.А. Ахматова. «Перед весной…». Анализ стихотворений.

1

81. Н.М. Рубцов «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».

1

Из литературы народов России.

82. Г. Тукай. «Родная деревня».

1

83. К.Кулиев.  «Когда на меня навалилась беда…». Анализ стихотворений.

1

Из зарубежной литературы.

84-85. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.

2

86. Геродот. «Легенда об Арионе».

1

87-88. Гомер. «Илиада» и «Одиссея» как эпические поэмы.

2

89-90. Мигель де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот». Проблемы истинных и ложных идеалов. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность.

2

91.Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Проблема благородства, достоинства, чести.

1

92-93. Проспер Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества

2

94-97. Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке.

4

98. Итоговое тестирование.

1

99.РР Сочинение на тему: «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?»

1

100. Задание на лето.

1

101-102. Резервные уроки.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе. 6 класс. учебник В. Коровиной

Рабочая программа рассчитана на изучение тех произведений и предусматривает то количество часов (по разделам), которые указаны в Федеральном стандарте. Федеральный стандарт определяет количество часов...

Рабочая программа по литературе. 5 класс. учебник В. Коровиной

Рабочая программа рассчитана на те произведения и то количество часов (по разделам), которые предусмотрены Федеральным стандартом. Федеральный стандарт определяет количество часов по разделам для 5-6 ...

Рабочая программа по литературе 7 класс В.Я. Коровиной

Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования на основе примерной программы по литературе в соответствии с...

Рабочая программа по литературе 9 класс под ред. Коровиной,105 часов

Рабочая программа, пояснительная записка, календарно-теметичнское планирование....

Рабочая программа по литературе 8 класс, под ред Коровиной 105 часов

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование...

рабочая программа по литературе 10 класс по УМК Коровиной (надомное обучение) 68 часов

Данная рабочая программа по литературе разработана для надомного обучения ученицы 10 класса школы. В программе дано: пояснительная записка, требования к знаниям и умениям учащегося 10 класса,календарн...

Рабочая программа по литературе 9 класс под редакцией Коровина

Содержит пояснительную записку, содержание курса и календарно-тематическое планирование...