Рабочая программа по литературе 5 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) на тему

Зузик Елена Ивановна

Рабочая программа по  литературе  5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_lit_5_kl_novoe.docx92.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 им. В.В.Бианки»

РАССМОТРЕНА

на заседании методического объединения

Протокол № 1 от «27»  августа  

2012  г.

 

СОГЛАСОВАНА

на заседании

методического совета

Протокол № 1 от  «28»   августа

                    2012  г.

 

УТВЕРЖДЕНА

Директор МБОУ «СОШ № 4»

________________/Е.Б. Фирсов/

Приказ №     от «30»   августа

  1. 2012  г.

 

                

                                                                                                

Рабочая программа

по  литературе

 5 класс

                                                        Учитель: Зузик Елена Ивановна                                                

                                                          2012 – 2013

-2-

Содержание

Стр.

Паспорт программы ..……………………………………………………………3

Пояснительная записка…………………………………………………………..4-6

Содержание тем учебного курса………………………………………………..7-13

Учебно-тематическое планирование курса…………………………………….14

Календарно-тематический план…………………………………………………15- 21  

Требования к уровню подготовки обучающихся……………………………...22    

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки…………. 23- 26                

Учебно – методическое обеспечение для учителя и учащихся……………….27

 Контрольно – измерительные материалы ………………………………………2 8-38

-3-

Паспорт

рабочей программы учебного курса, предмета

Тип программы: программа основного общего образования.

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Назначение программы:

  • для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
  • для педагогических работников МБОУ «СОШ № 4» программа определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
  • для администрации МБОУ «СОШ № 4» программа является основанием для определения качества реализации общего образования;

Категория обучающихся: учащиеся 5 класса МБОУ «СОШ № 4».

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 105 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 3 часа в неделю.

Формы контроля: текущий контроль (тестирование, сочинение, чтение наизусть), итоговая контрольная работа.

                                                     -4-

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе  составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
  2. Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
  3. Учебного плана МБОУ « СОШ № 4» на 2012_-2013 учебный год.
  4. Примерной и авторской программы  основного общего образования по литературе под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ, 9-е издание, переработанное и дополненное. Москва, «Просвещение», 2008.

     Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий  разделы: пояснительную записку; содержание тем учебного курса;  учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; контрольно-измерительные материалы;  перечень учебно-методического обеспечения. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства. 

      Рабочая программа по литературе предполагает 3 часа в неделю в общеобразовательных классах базового уровня подготовки и   рассчитана на 105 часов. К авторской программе, включающей 102 часа, добавлено по 1 часу на  изучение темы «Устное народное творчество. Малые жанры. Детский фольклор», А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Истоки рождения сюжета сказки. Система образов сказки» и В. Г. Короленко «В дурном обществе». Общение Васи с Валиком и Марусей ».

       Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе и авторской программой учебного курса.

          Важнейшее  значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с   высокими нравственными идеалами и эстетическими   потребностями имеет художественная литература.  Курс литературы в школе основывается на принципах   связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления   историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоение основных понятий теории и истории литературы, формирования умений

                                                      -5-

оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

          Цель изучения литературы в  школе — приобщение учащихся к искусству слова, богатству  русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова  и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

          Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня в восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. «Чтение — вот лучшее учение», — утверждал А. С. Пушкин. Чтобы чтение  стало интересным, продуманным, воздействующим  на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже — вот что должно стать устремлением каждого ученика.

          Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

         

          Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX веков.  

          Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т д.).

В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (например, в 5 классе — внимание к книге).  Чтение и изучение произведений зарубежной литературы желательно в конце курса в каждом классе, но возможна и некоторая перестановка в изучении того или иного текста.

   Предоставлено  право творческому учителю определить, какие произведения следует читать и изучать, какие — читать самостоятельно и обсуждать в классе, какое количество часов отвести на каждую тему. 

                                                      -6-

 Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить произведение, высказать свое развернутое, аргументированное суждение о прочитанном стихотворении, рассказе, романе, пьесе (может быть, увиденной в театре). В решении этой важной задачи особую роль играют  межпредметные и внутрипредметные  связи    курса  литературы,  обращение к другим видам искусства, к традициям внутри определенной литературной школы, направления, выявление литературных и общекультурных ассоциаций и аллюзий.

          Принцип концентризма,  осуществляемый данной программой, предполагает последовательное возвращение к определенным авторам и даже иногда к одному и тому же произведению. Однако естественно, что на каждом этапе перед школьниками ставятся различные задачи изучения текста: познакомить с писателем и его лучшими произведениями или углубить первоначальное впечатление от прочитанного, раскрыть подтекст, усложнить анализ, раскрыть образ автора.

          Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться учителем в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом.

          Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

 

В Приложении 1 даны примерные списки произведений для заучивания наизусть и списки произведений, рекомендованных для самостоятельного чтения.

                                                                               -7-

                                              Содержание тем учебного курса

ПЯТЫЙ КЛАСС

Введение

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.).

Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество

Фольклор — коллективное устное народное творчество.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами Изобразительный характер формул волшебной сказки, Фантастика в волшебной сказке.

«Иван крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

 

                                                             -8-

Из древнерусской литературы

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси  (Обзор.)

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные представления).

Из литературы XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин,

«Случились вместе два астронома в пиру...» научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

 

Из литературы XIX века Русские басни

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен  русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности) «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).

Басни современных алтайских писателей.  (В. Нечунаев «Улитка», Г. Швец –Некрасова «Самоуверенный петух», И. Атаманов «Кукушка на трибуне»(региональный компонент)

Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость/Герои баллады.

Теория литературы/ Баллада (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

                                                       -9-

«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм). Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Русская литературная сказка

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Prin-ceps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

                                                          -10-

«Заколдованное место» повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория  литературы.  Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

 

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте

Стихотворение «Весенний дождь» радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы  Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

                                                      -11-

 «Хирургия» осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы.   Юмор (развитие представлений).

Поэты XIX века о Родине и родной природе

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...» А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С.

Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

 

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения

«Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

                                                          -12-

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

В. М. Шукшин «Из детских лет Ивана Попова». Краткий рассказ о писателе. Тема   детства  в творчестве писателя (автобиография) (региональный компонент)

«Ради жизни на Земле...»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе

                                                        -13-

И. Бунин  «Помню — долгий зимний вечер...»; А. Прокофьев. «Аленушка»;

Д. Кедрин. «Аленушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня».

Дон-Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

                                  Писатели улыбаются

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон», Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы Юмор.

                             Из зарубежной литературы 

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М, Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

 

-14-

                Учебно-тематическое планирование курса

№ п/п

Название раздела

Всего часов

               Из них

р/р

вн/чт

к/р

1.

Введение

1

2.

Устное народное творчество

3

1

3.

Русские народные сказки

8

1

4.

Из древнерусской литературы

2

5.

Из литературы 18 века

2

6.

Из литературы 19 века

45

6

5

2

7.

Из литературы 20 века

25  

4

1

1

8.

Писатели улыбаются

2

9.

Из зарубежной литературы

17

4

6

Итого:

105

17

     12

3

                                                                  -15-

Календарно – тематический план   5 класс                                                        

№ П/П

Название разделов и тем

Всего часов

                             Из них

Р.р

Внеклассное чтение

Контрольные

Дата

1

Введение. Книга в жизни человека

1

2

Устное народное творчество. Малые жанры. Детский фольклор

 1

 3

Р.р Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни.

1

1

4

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка».

1

5

Художественный мир сказки «Царевна –  лягушка».

1

6

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания

1

7

 Сказки о животных. «Журавль и цапля».  

1

8

 Р.р Обучение домашнему сочинению «Мой любимый герой русской народной сказки»

1

1

9

Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет». Как литературный памятник.

1

10

М. В. Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение

1

11

Вн.чт  Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра

1

12

И. А. Крылов. Слово о баснописце. Обличение  пороков в басне «Волк и ягненок»

1

13

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года

  1

14

В. А. Жуковский. Слово о поэте. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои

1

15

 В. А. Жуковский «Кубок». Герои, понятие о балладе. Нравственно-психологические проблемы баллады

1

16

А. С. Пушкин. Детские и лицейские годы. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны

1

17

Пролог к поэме «Руслан и  Людмила» как собирательная картина народных сказок.

1

18

Контрольная работа по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского

 1

1

19

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки  сказки.

1

20

Р.р Обучение домашнему сочинению по сказке А.С. Пушкина

1

1

21

Русская литературная сказка. А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

1

22

Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке

1

23

В. М. Гаршин «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке.

1

24-25

Система образов сказки. Особенности сюжета сказки

2

26-27

Вн.чт Мои любимые сказки А. С. Пушкина

2

1

28

Роды и жанры литературы

1

29-30

Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки

 2

31

Р.р. Сходство и различие литературной сказки. «Бродячие сюжеты»

1

1

32-33

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа

2

34

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино»

1

 35-36

Н. В. Гоголь. Слово о писателе «Вечера на хуторе близ Диканьки»«Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести.

2

 37

Реальное и фантастическое  в повести «Заколдованное место».

1

 38

Моя любимая повесть из сборника«Вечера на хуторе близ Диканьки»

1

39-40

Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге» Раздумья поэта о судьбе народа.

2

41

Вн.чт Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» Поэтический образ русской женщины

1

1

42

Вн.чт Мир детства «Крестьянские дети»

1

1

43-44

И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму»

Жизнь в доме барыни.  

2

45

Герасим и барыня. Герасим и Татьяна

1

46

Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди  

1

 47

Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества.

1

48

Р.р. Подготовка к сочинению по рассказу

И. С.Тургенева «Муму».  

1

1

 49

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И. С. Тургенева

1

1

 50

А. А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь»

1

51-52

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды

2

53

Р.р Жилин и  Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев

1

1

54

Р.р Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник

1

1

55

А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ.

1

56

Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия»

1

57

Вн.чт Рассказы Антоши Чехонте

1

1

58

Русские поэты о Родине и о родной природе. Лирика Тютчева Ф. И

1

59

Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений

1

 60

Лирика  Плещеева А. Н, Никитиа А. С, Майкова А. Н, Сурикова И. З, Кольцова А.В.

1

 61

Р.р. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста (по русской поэзии 19 века)

1

1

62

И. А. Бунин. Слово о писателе. «Косцы».

1

6 3

В. Г. Короленко. Слово о писателе  «В дурном обществе». Вася и его отец.

1

6 4

Жизнь  семьи Тыбурция.  

1

65

Общение Васи с Валиком и Марусей.

1

66

Портрет как средство изображения  героев

1

67

Р.р Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе». Понятие о композиции литературного произведения.

1

1

68

Р.р Обучение домашнему сочинению по повести «В дурном обществе»

1

1

69

С. А . Есенин. Слово о поэте. Изображение родины и  природы в стихотворениях  С.А. Есенина

1

70

П. П.  Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы – мастера.

1

  71

Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П. Бажова

1

 72

К. Г.  Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб»

1

73

Роль пейзажа в сказке «Тёплый хлеб». Нравственные проблемы произведения.

1

74

Вн.чт К.Г. Паустовский «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении писателя.

1

1

75

С. Я.  Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

1

76

Положительные и отрицательные герои пьесы. Столкновение добра и зла

1

77

 Художественные особенности сказки. Юмор в сказке

1

78

 Р.р Подготовка к домашнему сочинению по сказке С.Я. Маршака  «Двенадцать месяцев»

1

1

79

А. А.  Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика

1

 80

Душевный мир главного героя рассказа А.П Платонова «Никита»

1

 81

Контрольная  работа по творчеству писателей 20 века

1

1

 82

В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро»

1

83

«Открытие» Васюткой  нового озера. Понятие об автобиографическом произведении.

1

84

Р.р Классное сочинение «Поэтизация русской природы в литературе 20 века»

1

1

85

Русские поэты xx века о Родине и родной природе .

И. А. Бунин, Дон-Аминадо

1

86

Русские поэты xx века о Родине и родной природе.

 А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, Н. М, Рубцов.

1

87

Р.р. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического произведения

1

1

88

Саша Чёрный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь- Робинзон».

1

89

Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного

1

 90

К. С. Симонов слово о поэте «Майор привёз мальчишку на лафете». Война и дети.

1

 91

А. Т. Твардовский. Слово о поэте.  «Рассказ танкиста».

1

 92

Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мёд».

1

 92

Вн.чт.  Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа

1

1

94

Характер главного героя романа Д. Дефо «Робинзон Крузо»

1

 95-99

Г. Х. Андерсен Слово о писателе.  «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке.

1

 

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.

1

 

Р.р. Наши любимые сказки. Х.К. Андерсена

1

1

 

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по сказке «Снежная королева»

1

1

 99

Вн.чт Жорж Санд. «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном

1

1

 100

Вн.чт М. Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера».

1

1

 101

Вн.чт Том и Гек в романе М.Твена «Приключения Тома Сойера»

1

1

 102

Вн.чт Дж. Лондон. «Сказание о Кише». Мастерство писателя в изображении жизни северного народа

1

1

  103

Вн.чт Мастерство  Дж. Лондона в изображении жизни северного народа

1

1

 104

Р.р Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса».

1

1

 105

Р.р Выявление уровня литературного развития учащихся

1

1

По программе 105 часов        Р. р.  -  17                         Вн.  ч.  - 12                     К. р.  - 3

                                                 -22-

                           Требования к уровню подготовки обучающихся

 за курс литературы

  1. класса

          В результате изучения литературы ученик должен

          знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

         

           уметь:

          работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к  прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

-23-

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

Формы контроля: тестирование, устные и письменные работы, сочинения.

1. Оценка устных ответов.

      При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

      •        знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

      •        умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

      •        понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

      •        знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

      •        умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

      •        уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

      При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

      Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

      Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения;

 умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

      Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

     

                                                       -24-

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

2. Оценка сочинений.

      Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

      С помощью сочинений проверяются:

      а) умение раскрыть тему;

      б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

      в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

      Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

       Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

      •        соответствие работы ученика теме и основной мысли;

      •        полнота раскрытия темы;

      •        правильность фактического материала;

      •        последовательность изложения.

      При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

      •        разнообразие словаря и грамматического строя речи;

      •        стилевое единство и выразительность речи;

      •        число речевых недочетов.

      Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.
  2. Фактические ошибки отсутствуют.
  3.  Содержание излагается последовательно.
  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.
  2. Допущено много фактических неточностей.
  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

                                                        -26-

      Примечание.

      1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

      2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

      3. На оценку сочинения  распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ.

      При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

-27-

Учебно-методическое обеспечение для учителя и учащихся

Базовый учебник:

Литература 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях/. Автор-составитель В.Я. Коровина и др. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

Дополнительная литература для учителя:

- О.А. Еремина. Поурочное планирование по литературе, 5 класс, к учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной «Литература, 5 класс». Методическое пособие/ О.А. Еремина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.

- В.Я. Коровина. Литература 5 класс: Методические советы. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2006

- Конспекты уроков для учителя литературы: 5 класс. Пособие для учителя. – М.: Экзамен, 2007.

- И.В. Карасева, В.Н. Пташкина. Литература. 5 класс: поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной и др./.  Авт.-сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташкина. – 3-е изд., перераб. и доп. – Волгоград: Учитель, 2011.

Дополнительная литература для учащихся:

- В.Я. Коровина. Читаем, думаем, спорим… Дидактический материал по литературе 5 класс. – М.: Просвещение, 2006

- Школьный словарь литературоведческих терминов. Л.В. Чернец. М.: Просвещение, 2007

Электронные издания:

- Фонохрестоматия к учебнику Литература 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях/. Автор-составитель В.Я. Коровина и др. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

                                     

                                                             -28-

                                Контрольно-измерительные материалы

        Контрольная работа по творчеству И. А. Крылова, В. А. Жуковского

И. А. Крылов

1.К какому роду литературы принадлежит басня?

а) эпос

б) лирика

в) драма

2.Впишите пропущенные буквы.

  1. м - - - - ь  -  нравоучительный вывод.
  2. о - - - - - - - - - - - е  -  вид метафоры, перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные.

      3.а - - - - - - - я  -  изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет.

3.Из каких басен И. А. Крылова эти строки?  Напишите название  

  1. А вы, друзья, как ни садитесь,

        Bсё в музыканты не годитесь.

  1. Когда в товарищах согласья нет,

        На лад их дело не пойдет,

        И выйдет из него не дело, только мука.

  1. Ай, Моська! Знать, она сильна,

        Что лает на Слона!

  1. Ты все пела? Это дело:

        Так поди же попляши!  

4.Установите соответствия персонажа нравственному качеству.

  1. Муравей
  2. Стрекоза  
  3. Волк
  4. Ворона
  5. Свинья  
  6. Лиса    

А) хитрость

Б) легкомыслие

В) трудолюбие

Г) глупость

Д) невежество

Е) коварство

5.Басня И. А. Крылова «Волк на псарне»:

  1. Какое историческое событие запечатлел И. А. Крылов в басне?

  1. Кто скрывается под маской Волка и Ловчего?

6.Басня И. А. Крылова «Ворона и Лисица»:

Какие слова и выражения характеризуют Ворону, а какие Лисицу?

  1. Ворона
  2. Лисица 

А) взгромоздясь

Б) на цыпочках подходит

В) собралась позавтракать

Г) призадумалась

Д) говорит так сладко

Е) вскружилась голова

Ж) дыханье сперло

З) вертит хвостом

                             

Тест по сказке В. А. Жуковского «Спящая царевна»

          1. Царя в сказке звали: 1) Берендей, 2) Салтан, 3) Матвей, 4) Андрей

          2. Какое существо  напророчило царице дочь? 1) паук, 2) рак, 3) щука, 4) шмель

          3. Сколько чародеек позвали на пир? 1) 10, 2) 11, 3) 12, 4) 13

          4. В сказке царь назван 1) разумным, 2) справедливым, 3) честным, 4) мудрым

                                                                 -30 -

 5. Что случилось, когда гости собрались на пир? 1) не пришла царица, 2) царь заболел,  3)   украли блюдо, 4) гром загремел

         6. Что предсказала ведьма  молодой царевне? 1) смерть от укола иголки;  2) жизнь долгую и счастливую; 3) поцарапается веретеном и умрёт в 18 лет, 4) поцарапается веретеном и умрёт в 16 лет.

         7. Сколько лет должна была проспать царевна? 1) сто, 2) двести, 3) триста, 4) пятьсот

         8. Кто едет спасать царевну от мёртвого сна? 1) князь, 2) сын царский, 3) царевич Матвей, 4) купец.

         9. Что сделал спаситель, прежде чем войти во дворец? 1) молитву прочитал, 2) перекрестился, 3) взял живую воду, 4) взял мёртвую воду.

        10. Жуковский описывает спящую царевну: «Молод цвет её  ланит…». Что такое ланиты? 1) губы, 2) щёки, 3) волосы, 4) глаза

        11. Что пробудило царевну от сна? 1) прикосновение к кольцу, 2) поцелуй, 3) живая вода, 4) проснулась сама внезапно.


                                                             -31 -

Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева

А. С. Пушкин  «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1. Из чего состояли орехи, которые грызла белка?

 «Скорлупки – золотые

 Ядра – чистый изумруд»

 2.  Где использовали золотые скорлупки?

  Из скорлупок льют монету

  1.   Какую русскую народную песню пела белка?

 Во саду ли, в огороде…

  1. Кто помог найти королевичу Елисею  свою невесту?

Ветер

  5. Как звали собаку, которая жила у семи богатырей?

 Сокол, Соколко

  1. В какой сказке Пушкина есть ихтиандры?

    Н. В. Гоголь.  Повесть «Заколдованное место »  
  

  1. Н.В.Гоголь – это писатель:

    А) украинский; б) белорусский; в) российский.

   
2. Восстанови пропущенное слово в названии произведения Н.В.Гоголя «Вечера на   хуторе близ …»

   А) лесочка; б) Диканьки; в) дороги.

   
3. Какой подзаголовок имеет повесть Н.В.Гоголя «Заколдованное место»?

  А) история о похождениях деда; б) сказание дьячка сельской церкви;

  В) быль, рассказанная дьячком ***ской церкви.
                                                                -32-
 
4. События, описанные в повести «Заколдованное место», произошли:

 А) с самим рассказчиком; б) с его дедом; в) с его другом.

 
5. Заколдованное место в повести располагалось:

 А) в доме героев; б) на улице села; в) на арбузном поле.

 
6. Что такое люлька в переводе с украинского языка?

 А) кроватка для ребёнка; б) курительная трубка; в) детские качели.

 
7. Необычные события с главным героем произошли во время:

 А) исполнения танца; б) обеда; в) сна.

 8. Как проявлялась заколдованность места:

А) герой падал в обморок; б) герой не мог двигаться; в) герой начинал кукарекать.

  9. Почему странные события происходили только с одним из героев?

А) он очень часто проклинал нечистую силу; б) остальные были очень молоды;

в) совершил много грехов.

 
10. На что похожа повесть происходящими событиями:

А) на стихотворение; б) на сказку; в) на басню.

  И.С. Тургенев  «Муму».        

Задание 1. Прочитайте вступительную статью в учебнике о И.С. Тургеневе и вставьте пропущенные слова

Иван Сергеевич Тургенев родится в городе __________ в _____ году, в стариной дворянской семье. Детство будущего писателя проходило в имении его матери - __________________________________ . Его мать отличалась ____________ нравом, она не выносила, когда ей кто-нибудь ________________ .

                                                    -33-

В ______ году семья переехала  в __________, и Тургенев стал учиться в ____________, затем был зачислен на ___________ отделение _________________ университета, а осенью стал студентом _______________________  университета. Позже он переехал в _____________, поселился в ______________, путешествовал по ___________________ . В свет вышел его сборник _________________________, по тематике к которому примыкает и произведение «Муму».

Задание 2. При чтении текста вы могли обратить внимание на незнакомые слова. Ниже дано объяснение этих слов. Какие слова зашифрованы?  

Одинокий человек – Б _ _ _ _ Ь

Женщина, ведавшая бельём – К_ _ _ _ _ _ _ _ А

Скамья в виде длинного ящика с крышкой – К_ _ _ К

Комнаты в барском доме – П_ _ _ И

Слуга в трактире – П _ _ _ _ _ Й

Серебряный рубль – Ц _ _ _ _ _ _ Й

Мастер, изготавливающий седла, уздечки и другую ременную упряжь – Ш _ _ _ _ К

Задание 3. Выберите, какие слова и выражения использует И.С. Тургенев, представляя главного героя рассказа «Муму». Подчеркните их.  

Пойманный зверь; молодой, здоровой бык; хитрая лисица; степной гусак; лев; медведь; идол; добрый зверек; осина; громадный дуб.

Задание 4. Прочитайте описание героев и напишите имена героев.

 А) Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли<...> ______________________________________

                                                        -34-

Б) …доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи. ________________________________

В) Когда-то она слыла красавицей, но красота  с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно<...>________________________________

-35-

                 Контрольная работа по творчеству писателей 20 века

  К.Г. Паустовский  «Теплый хлеб».  

Выберите один из вариантов ответа в предложенных заданиях.

1) Почему конь остался в деревне?

А)   Его ранили.

Б)    Так захотел Панкрат.

В)   Конь не захотел идти дальше.

 

2) Какая кличка была у Фильки?

А)   «Ничего не знаю».

Б)    «Да ну тебя!».

В)   «Все вы умные».

 

3) Какую историю рассказала бабушка Фильке?

А)   О том, как она обидела когда-то солдата.

Б)    О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.

В)   О том, как закончилась война.

 

4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег?

А)   Началась миттель.

Б)    Было наводнение.

В)   Случилось землетрясение.

 

                                                      -36-

5) Как Филька искупал свою вину?

А)   Он не хотел меняться.

Б)    Накормил всех.

В)   Рубил лед с ребятами у мельницы.

 

6) О чем рассказывала сорока над плотиной?

А)   О том, что она разбудила летний ветер.

Б)    О том, что Филька – плохой человек.

В)   О том, что она самая умная.

 

7) Когда заработала мельница?

А)   Вечером.

Б)    Она сломалась навсегда.

В)   Летом, когда потеплело.

8) Как Филька помирился с конем?

А)   Попросил у него прощения.

Б)    Он принес ему свежего хлеба с солью.

В)   Он покормил его морковкой.

9) О чем сказка «Теплый хлеб»?

А)   О том, что нужно быть добрыми, отзывчивыми.

Б)    О злых колдунах

                                                      -37-

В)   О путешествии на необитаемый остров

10) Какая пословица соответствует содержанию сказки?

А)   Нет ничего отважнее, чем победа над собой.

Б)    Язык до Киева доведет.

В)   Делу – время, потехе – час.

А. П. Платонов «Никита»

1. Где отец Никиты?

А) В Сибири

Б) В Москве

В) На войне

2. Кого напоминало Никите солнце?

А) Дедушку

Б) Бабушку

В) Маму

3. Что было у пня?

А) Глаза, нос и рот

Б) Руки, ноги и голова

В) Уши и нос

4. Избушка напоминала Никите…

А) Отца

Б) бабушку

В) дедушку

5. Кто оставался дома, когда мать уходила?

                                                          -38-

А) Никита

Б) Отец

В) Бабушка

                               

                                                    -39-

                                 Лист изменений и дополнений

№ п/п

Дата изменений

Причина изменений

За счет чего произошла корректировка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...