Интегрированный урок литературы "Чтобы помнили"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Интегрированный урок литературы в 11 классе по повести В.Кондратьева "Сашка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chtoby_pomnili.docx37.79 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературы

по повести

Вячеслава Кондратьева «Сашка»

«Чтобы помнили…»

Фамилия , имя , отчество : Клыкова Елена Васильевна

Место работы : МОУ СОШ с. Дубовое Чаплыгинского муниципального района Липецкой области

Должность : учитель русского языка и литературы

Адрес : Липецкая область , Чаплыгинский район , с. Дубовое  , улица Авиационная

Телефон автора : (8-47-475)35-217

2012 г.

Пояснительная записка

Материалы разработки могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для учащихся 9-11 классов учителями литературы , классными руководителями , библиотекарями , учащимися старших классов для подготовки  к сочинениям .

Цели и задачи : расширение знаний об истории страны и родного края ; актуализация знаний отечественной истории в современных условиях ; патриотическое воспитание учащихся ; воспитание любви  к чтению ; развитие устной и письменной речи , развитие творческих способностей учащихся .

Формы и методы реализации : интегрированный урок ; устные выступления , аналитическая беседа , чтение стихов и прозаических отрывков , работа со справочно-информационным материалом , историческими документами ,; отбор и систематизация материала по теме ; иллюстрирование ; словесное рисование .

Тематическое содержание :

- события битвы за Москву в 1941 году (Вяземская оборонительная операция , Ржев) ;

- Елецкая операция как один из эпизодов грандиозного сражения ;

- воспоминания маршалов Г.Жукова , К.Рокоссовского ;

- изображение событий войны в художественном произведении ;

- личностное восприятие обучающимися предложенного материала , рефлексия в монологических высказываниях , в творческом отражении (иллюстрации к тексту , художественное чтение , инсценирование эпизода , отражение рассматриваемой темы в других видах искусства (музыка , живопись, кино) ;

- события 1941 года глазами участника сражения за Москву (выступление ветерана Великой Отечественной войны) .

Литература для учащихся и педагогов :

1. В.Кондратьев «Сашка»

2. К.Воробьев «Убиты под Москвой»

3. А.Твардовский «Я убит подо Ржевом»

4. Б.Васильев «А зори здесь тихие…»

5. А.Алексин «В тылу как в тылу»

6. «В списках не значился»

7. Сборник «Венок славы» «Битва за Москву» - М.:Современник , 1990

8. Энциклопедия для школьников «Великая Отечественная война» - М.:ОЛМА-ПРЕСС , 2005

9. Липецкая энциклопедия – Липецк , 1999

Знания , умения и навыки : знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны ( битва за Москву ) , отражение исторических событий в художественной литературе , знания творчества писателей-фронтовиков ; умение анализировать художественный текст , создавать собственное монологическое высказывание ( рецензия ) , умение работать в творческой группе ( «историки» , «художники-иллюстраторы» , «чтецы» , «оформители» ) , умение самостоятельно работать с критической литературой .

Материально-техническое обеспечение :

- компьютер ;

- мультимедийный проектор ;

- DVD диски (фрагмент фильма , музыкальные произведения) ;

- книжная выставка литературы о Великой Отечественной войне «1418 ступеней к Победе»

- выставка военных реликвий (письма , награды , газеты) ;

- стенд с фотографиями военных лет «…чтобы видели вас люди , вас , вынесших войну на собственных плечах» ;

- плакат «Мы отстоим Москву» ;

- оформление доски : портрет В.Кондратьева , плакат «У каждого писателя должна быть сверхзадача . И для меня она заключалась в том , чтобы рассказать ту правду о войне , которая еще не написана» ( В.Кондратьев ) .

Перечень использованной литературы :

1. В.Кондратьев «Сашка»

2. А.Твардовский «Я убит подо Ржевом»

3. Сборник «Венок славы» «Битва за Москву» - М.:Современник , 1990

4. Энциклопедия для школьников «Великая Отечественная война» - М.:ОЛМА-ПРЕСС , 2005

5. Липецкая энциклопедия – Липецк , 1999

6. Великая Отечественная война 1941-1945 – М.: издательство ДИК Дрофа , 2005

7. Сульянов А.К. Маршал Жуков – Мн.: Харвест , 2004

8. Интернет-ресурсы .

Содержание

  1. 1.Вступительное слово учителя

Листает время страницы , уходят в историю люди и события , зарастают травою окопы и рвы . Только память о войне словно застыла , время не властно над нею . Поэтому мы вновь и вновь возвращаемся к ее началу – 22 июня 1941 года . Это будет потом : и победа под Москвой , и битва за Сталинград , и огненная Курская дуга , и освобожденная Европа , и поверженный Берлин , и известная всем надпись на стене Рейхстага наших земляков «Мы из Ельца» .

События 65-летней давности , которые рассказывают о людях , шагнувших в огненную круговерть , чтобы навсегда остаться молодыми , воскрешают книги о войне . Настоящая литература возвращается на поля давних сражений . Не славы ищет она , а хочет понять , каким он был , тот человек , спасший нашу землю от фашистского нашествия ?  Какими они вообще были , вставшие от края и до края ? Ведь было в них , наверное , что-то такое , что не позволяет угаснуть вечной надежде на лучшие и светлые , чистые силы человека .

Ответы на эти вопросы дает повесть Вячеслава Кондратьева «Сашка» . (Слайд . «Всем воевавшим подо Ржевом – живым и мертвым – посвящена эта повесть» В.Кондратьев. )

2.Группа «историков»

1-й : 1941 год . Маленький Ржев стал символом мужества и героизма . Здесь разыгрались жестокие бои за Москву . В ходе Вяземской оборонительной операции советские войска оставили город . Наступавшая на столицу немецкая группа армий «Центр» оккупировала Ржев , и только в 1943 году город был освобожден . К этому моменту в нем насчитывалось 362 жителя , а в 1939 году их было 54 тысячи . Таковы были масштабы трагедии . (Слайд. Карта Вяземской оборонительной операции) .

2-й : Советские войска несли большие потери . Бои под Москвой шли на нескольких фронтах : Калининском , Западном , Юго-Западном . К началу операции в октябре 1941 года противник превосходил войска Калининского фронта в пехоте – в 1,9 раза , танках – 3,5 раза , артиллерии – 3,3 раза . Несмотря на превосходство , войска генерала Конева держали противника в постоянном напряжении .

Свой вклад в битву за Москву внес и наш Елец . На большом протяжении от Калинина До Ельца войска нанесли врагу ощутимые контрудары , прорвать оборону группы армий «Центр» удалось не всем . В ходе Елецкой операции 6-16 декабря 1941 года Юго-Западный фронт нанес серьезное поражение гитлеровской 2-й армии , привлек на себя часть сил 2-й танковой армии , создал благоприятные условия для разгрома немцев под Тулой . За десять дней наступления войска продвинулись на запад на сто километров , освободили четыреста населенных пунктов . Потери врага составляли только убитыми 9,7 тысяч человек , ранеными – 12,2 тысяч человек ; захвачено 150 орудий , 250 пулеметов , 700 автомашин и другая техника . (Слайд. Елецкая наступательная операция) .

3-й : Спустя 60 лет , города Ржев и Елец станут городами Воинской славы России . Города , где стояли насмерть защитники Москвы . (Слайд . Плакат «Мы защитим Москву») . В заснеженных полях Подмосковья фашизму впервые был нанесен потрясший гитлеровскую систему удар .

Чтец . Чтение стихотворения А.Твардовского «Я убит подо Ржевом» (На фоне кадров кинохроники «Великая Отечественная война 1941-1945 годов . Хроникальные события»)

Учитель : Каждый , кто прошел «ржевскую мясорубку» , помнит о ней до сих пор , как помнил бывший солдат Вячеслав Кондратьев , написавший целый цикл произведений о боях на ржевской земле . Одно из них – повесть «Сашка» . В интервью «О войне придумывать не надо» он сказал : «У каждого писателя должна быть сверхзадача . И для меня она заключалась том , чтобы рассказать ту правду о войне , которая еще не написана». Эта сверхзадача , владевшая им всю жизнь , заставила его , двадцать лет спустя после войны , летом 1961 года пройти по местам своих ржевских боев . Работал он в то время художником-портретистом и не помышлял , что когда-то станет известным писателем .

Сообщение ученика : Вячеслав Кондратьев вошел в литературу позже других писателей фронтового поколения : Бакланова , Быкова , Астафьева , Воробьева . Они стали известны в конце 50-х , а он - только через двадцать лет , в конце 70-х , когда ему было уже под шестьдесят . Вошел активно , словно бы предугадывая , что судьбою отпущено не так уж и много , а рассказать надо то , что видел и испытал именно он и что другой за него не расскажет . Оказывается, Кондратьев много лет писал , что называется , «в стол» . И , начиная с 1979 года , когда в журнале «Дружба народов» появилась повесть «Сашка» , он стал активно печататься . Первоначально он смотрел на свое предназначение просто : рассказать правдиво , не выдумывая , как проходили бои на ржевской земле . Рассказывал о боях под Ржевом , а получилось , что рассказал обо всей стране , обо всем воюющем народе . Повести :«Сашка» , «Селижаровский тракт» , «Отпуск по ранению» , «Встречи на Сретенке» -составляют своеобразную тетралогию о путях фронтового поколения на войне и сразу после нее .

Род Кондратьевых корнями уходил в ивановский край . Родившийся в 1928 году Вячеслав учился в Москве , кадровую службу проходил на Дальнем Востоке , воевал подо Ржевом и принадлежал к тому поколению , для которого четыре года войны навсегда остались самыми главными в жизни . (Слайд. Портрет В.Кондратьева . Обложки книг .)

  1. Работа над содержанием повести «Сашка»

Учитель : Зачем пишут книги о войне ? Чтобы она не повторилась , чтобы жива была память о тех , кто ушел и не вернулся . Может быть , также думал и Вячеслав Кондратьев , написавший : «Всем , воевавшим подо Ржевом , - живым и мертвым – посвящена эта повесть» . (Слайд.«Всем , воевавшим подо Ржевом , - живым и мертвым – посвящена эта повесть») 

                                                Беседа

- Какое впечатление на вас произвела книга ?

- В каких эпизодах раскрывается характер Сашки?

- Кондратьев хотел рассказать всю правду о войне . Удалось ли ему это ?

  Подтвердите отрывками из текста.

  Чтение эпизода . « Деревни, которые они брали , стояли будто мертвые, не видать в них было никакого движения. Из живого видели только танки, которые , контратакуя, перли на них,  урча моторами и поливая пулеметным огнем, а они метались на заснеженном тогда поле.

  … С хлебцем плохо. Навару никакого. Полкотелка жидкой пшенки на двоих – и будь здоров. Распутица!» ( И другие эпизоды). Почти документально.

1.1-й «историк». Из воспоминаний маршала Г. Жукова :« В период наступления устанавливается норма расходов боеприпасов: 1-2 выстрела  в сутки на орудие! Потому огромные потери. Войска переутомлены , ослаблены» (Слайд. Портрет Г. Жукова)

2. 2-й «историк». Из воспоминаний К. Рокоссовского: « В полках и дивизиях не хватало солдат, пулеметов, минометов, артиллерии, боеприпасов, танков. Парадокс: сильнейший обороняется, а более слабый наступает. Причем , в наших условиях, по пояс в снегу». ( Слайды. Портрет К. Рокоссовского . Е. Данилевский « Бой под Москвой»).

          - Как проявил себя Сашка в эпизоде с валенками? ( Аналитический пересказ эпизода).

          - Как он действует во время взятия немца ? ( Пересказ эпизода).

          - Чтение и анализ эпизода « Размышления героя по дороге в штаб».

(Слайд. Иллюстрация учащегося к тексту).

- Почему у Сашки нет ненависти к пленному фрицу?

- Отчего он мучается, когда получил приказ расстрелять немца ?

- Какие попытки он применил, чтобы отменить его ?

- Как автор показывает метания Сашки ?

- Как разрешились мучения Сашки ?

        - Почему Сашка, раненный в руку, возвращается в роту?

          - Почему идет за раненым в лес, хотя только что пережил страх от обстрела?

3. Инсценирование эпизода « В медсанбате» ( Разговор Сашки и Зины).

- Какие чувства переживает Сашка?

( Выступления учащихся). Целую гамму чувств испытал Сашка. Это и радость от встречи с Зиной, и негодование по отношению к старшему лейтенанту, и обида, что в штабе будет вечеринка по поводу 1 Мая, ведь идет война, кровью истекает его батальон, пока белеют нижним бельем незахороненные, какие могут быть праздники, какие танцы!

Все сложно складывается в судьбе Сашки и Зины, здесь перемешались любовь и ревность. Сашка спас Зине жизнь. Как не уговаривал он ее , Зина пошла на вечеринку, танцевала с лейтенантом, он осудил ее: « Нарастала комом в груди что-то холодное, тяжелое, подступало к горлу, давило…Будто разорвалось что-то в Сашкиной голове, когда он увидел в окне Зину, когда понял что любовь у них». Но несмотря на потрясение, боль и обиду, припомнив их с Зиной разговоры и представив ее жизнь тут за эти месяцы, пришел он к тому- неосудима Зина…Просто война… И нету у него зла на нее.

4. Пересказ эпизода « Случай в эвакогоспитале» ( Слайд. Иллюстрация учащегося к тексту).

- Как проявляет себя Сашка во время короткой фронтовой дружбы с лейтенантом Володей?

- Почему он взял вину Володи на себя?

- В одном из эпизодов после разговора с дедом , утешая Володьку Сашка сказал: « Война все спишет» . Согласны ли вы с этими словами ?

Подберите эпитеты, характеризующие образ главного героя . (Решительный, совестливый, целеустремленный, отважный и другое).

Вывод : Характер Сашки – открытие Кондратьева. Пытливый ум и простодушие, жизнестойкость и деятельная доброта, скромность и чувство собственного достоинства- все это соединилось в цельном характере героя. Кондратьев открыл характер человека из народной гущи, сформированный своим временем и воплотивший черты этого времени.

( Слайд. Портрет К. Симонова). « История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности солдатской… Не прочитай я « Сашку» , мне чего-то не хватало бы в литературе, а просто – напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился еще один друг, полюбившийся мне человек», - писал К Симонов .

Оценка образа героя учащимися . ( Слайд. Иллюстрация учащегося) .    

Выступления учащихся : На войне характеры мужали в одночасье . Ценой тяжелых потерь , неимоверных страданий безусые юнцы становились мужчинами , воплощая в себе образцы мужества и героизма . Так случилось и с Сашкой . Он отличается ото всех других персонажей повести .

Два месяца воюет Сашка , все время на передовой . Для мирной жизни это ничтожный срок , для фронтовой – целая жизнь , измеренная наступлениями и обороной , тяжкими боями , потерями друзей . В его роте было сначала 150 человек , осталось шестнадцать . Почти совсем нет однополчан –дальневосточников , один-два . Бригаду чуть ли не выбило . Ржавая , набухшая кровью земля . Сашка все время помнит о том , скольким товарищам не видать пути назад . «Все поля в наших» , - говорит он .  

Оказавшийся под обстрелом Сашка действует умело и находчиво ; проявляя отчаянную храбрость , берет немца голыми руками : патронов у него нет , диск он отдал ротному . Но сколько ребят полегло через «языка» ! Сашка знал , поэтому не колебался ни секунды . С этого момента и начинаются его испытания , которые он с честью переносит .

Сашка не подчинился приказу комбата расстрелять пойманного немца . Он мучится от мысли , что не может убить безоружного . Ведь написано в листовке , что будет обеспечена жизнь и возвращение на родину после войны . И он , Сашка , ведь обещал немцу жизнь . Да , тех , кто спалил деревню , «вот поджигателей этих стрелял бы Сашка безжалостно , если б попались , а как в безоружного ? Как ?» Сашке не по себе от почти неограниченной власти над другим человеком , он понял , какой страшной может стать она над жизнью и смертью . «Очень много видел Сашка смертей за это время – проживи до ста лет , столько не увидишь – но цена человеческой жизни не умалилась от этого в его сознании». Война не обезличила , не обесценила Сашкин характер , не убила в человеке человеческое . Сашка чувствует себя в ответе даже за то , за что отвечать он не мог . Ему стыдно перед немцем за никудышную оборону , за ребят , которых не похоронили : он старался вести пленного так , чтобы не видел тот наших убитых и не захороненных  еще бойцов , а когда все-таки натыкались на них , совестно было Сашке , словно он в чем-то виноват .

Солдат слишком молод . И хоть война , сердце живет своей жизнью . На фронте встретилась ему первая любовь – Зина . В ночь после передовой он пережил целую бурю чувств : и нежность , и тревогу , и разочарование . Поняв , что ее отношение к нему всего лишь жалость , да к тому же узнав , что есть у нее другой , Сашка , не попрощавшись , уходит из госпиталя . Горько ему , больно , но доброта и чуткость берут верх : «Неосудима Зина … Просто война. И нет у него зла на нее». Он сумел понять и простить .

По пути в эвакогоспиталь Сашка подружился с лейтенантом Володей . Их краткая фронтовая дружба выдержала испытание на прочность . Сашка принял на себя вину за товарища , который бросил тарелку в майора , отвечавшего на справедливые требования и гневные вопросы солдат по-хамски. Он рассудил , что лейтенанту эта выходка так просто с рук не сойдет – трибунал в военное время суров , а его , рядового , быть может , и не накажут строго , а если и накажут , то дальше передка не пошлют , а ему не привыкать .

«…Надо , Сашок . Понимаешь , надо» , - говорил Сашке ротный «перед тем , как приказать что-нибудь , хлопал Сашку по плечу. И Сашка понимал – надо , и делал все , что приказано , как следует» . Подчиняясь этому «надо» , он думает и действует «сверх» надобного . «Есть у него в душе заслон какой или преграда , переступить которую он не в силах» . Раненый , рискуя остаться в простреливаемом со всех сторон овраге , он не спешит уходить , а возвращается в роту , чтобы попрощаться и оставить автомат . Услышав в лесу стоны тяжелораненого , Сашка обещал ему прислать из санвзвода санитаров и даже начертил штыком глубокую стрелу и написал «раненый» . Когда добрался до места , растолковал , где найти бойца , хотел было уходить , а потом решил сам провожать их , ведь он слово дал . Умирающему – слово ! Словно слышит в себе Сашка никем не произносимое , но отчетливое , неумолимое повеление : возвращайся , проводи санитаров .По- другому поступить он не может . На этом его испытания не заканчиваются , впереди еще вся война , в которой ему не раз предстоит проявить свой характер . Главный герой воплощает в себе лучшие черты человека , солдата и труженика .

  1. Заключительная часть урока .

Учитель : Память о войне хранят ветераны . В Липецкой области в настоящее время их проживает более 13 тысяч , из них 5 тысяч человек – участники боевых действий . В с. Дубовое в живых осталось только 7 ветеранов Великой Отечественной войны . Свидетелем и участником боев за Москву является Шубин Иван Дмитриевич , кавалер ордена Красной Звезды . Свой боевой путь он начал в Подольске Московской области в 1941 году и закончил в 1945 году в Польше .

Выступление ветерана Шубина И.Д.

Учитель : В одном из выступлений на встрече с учащимися Шубин И.Д. сказал , что настанет время , когда у памятника 9 мая не окажется ни одного ветерана . И только книги по-прежнему будут открывать все новые страницы войны .

Выступление учащегося (рекомендация книг для чтения о Великой Отечественной войн , книжная выставка «1418 ступеней к Победе» ) : Герои Ю.Бондарева , В.Быкова , Б.Васильева , Э.Казакевича , М.Глушко заставляют восхищаться их мужеством , доблестью , а иногда примерить их поступки и на себя . всех объединяет глубокое чувство любви к Родине , стремление отдать свою жизнь ради ее освобождения .

Лейтенант Николай Плужников ( из книги Бориса Васильева «В списках не значился» ) остался единственным защитником Брестской крепости . Он сам отдавал себе приказы , и сам выполнял их . Оторванный ото всех , он продолжал сражаться до весны 1942 года . А когда покидал свой разрушенный , но несдавшийся бастион , немецкие офицеры , вытянувшись , как на параде , отдавали ему честь . Высокая ответственность перед собой и другими людьми особенно выделяет ветеранов . Таков герой повести «А зори здесь тихие…» старшина Федот Васков . Его маленький отряд из пяти девушек погиб в неравном бою с группой фашистских диверсантов , пытавшихся прорваться к железной дороге . Каждая из пяти : Женя Комелькова , Лиза Бричкина , Рита Осянина , Галя Четвертак , Соня Гурвич – могла быть ему или сестрой , или подругой . А они были просто бойцами , выполнявшими приказ . У каждой было свое прошлое , свой счет к врагу , не было только будущего . Все пять легли на пути матерых бандитов . А старшина , разъяренный , потерявший всех, усилием воли сохранивший сознание , задержал противника . После войны нашел и воспитал сына Риты Осяниной и вместе с ним привез и установил на месте гибели девушек обелиск . А зори в этом месте были тихие , солнце спокойно садилось за горизонт . Даже не верилось , что когда-то здесь гремели выстрелы и лилась кровь .

Большие победы складывались из малых , о которых в сводках не сообщалось . И только через много лет они оживали на страницах книг . Писатели рассматривают не только истоки героизма , но и предательства на войне . Что заставляло людей , оказавшихся в одинаково трудных условиях , делать противоположный выбор ? Об этом размышляет В.Быков в своей книге «Сотников». В руках врагов Рыбак , который всю жизнь ухитрялся найти какой-нибудь выход , совершает предательство . Сотников же до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина : «Что ж , надо было собрать в себе последние силы , чтобы с достоинством встретить смерть … Как и каждая смерть в борьбе , она должна …завершить то , что не успела осуществить жизнь . Иначе зачем тогда жизнь ? Слишком нелегко дается она человеку , чтобы беззаботно относиться к ее концу».

Война – это упорный , тяжелый труд миллионов людей . Фронт и тыл работали и жили ради Победы . Одна из героинь повести А.Алексина «В тылу как в тылу» Е.Тихомирова любила повторять : «Тыл – это тыл , зона безопасности». А сама и ее коллеги по заводу , производящему боеприпасы и военную технику , не уходили  домой по несколько дней . Фронту нужно было оружие , поэтому за далеки Уралом каждый день росли корпуса завода . Люди работали . «Воздух был не свежим , а таким плотно застывшим , что его трудно было вдыхать . На сером от золы снегу валялись замерзшие воробьи . Люди меж тем клали кирпичи , врубались в стены отбойными молотками , что-то измеряли и даже записывали окаменевшими пальцами».

Женщинам и детям , старикам по плечу было то , о чем в мирное время они и не помышляли . «На передовую позицию жизни выкатывались орудия главного калибра . Ими были каждодневная , будничная отвага и готовность жертвовать и терпеть . Люди становились чем-то похожи друг на друга . Но это не было однообразием и безликостью , а было величием» , - пишет Алексин .

Книги о войне . Их так много , что все перечислить невозможно . Но все они служат одной цели – оставить в памяти нашу историю , нашу жизнь , наше прошлое , без которого нет настоящего и будущего .

Звучит фонограмма песни «Если мы войну забудем»  (слова Р.Рождественского , музыка В.Шаинского)

1-й «историк» : Из воспоминаний Г.Жукова : «Более чем миллионная группировка войск по Москвой разбилась о железную стойкость , мужество и героизм советских войск , за спиной которых был их народ , столица , Родина».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока (литература, история) 5 класс "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

Конспект открытого интегрированного урока по литературе для 5 класса. Разработан специально к 200-летию Бородинской битвы. В приложении к уроку имеются  ииллюстрации....

Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе

Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...

Интегрированный урок-презентация по математике "Недаром помнит вся Россия...."

Разработка представляет собой интегрированный урок  по математике и истории.Благодаря подбору математических заданий и сочетанию их с познавательной инф...

Военно-исторический интегрированный урок (ОБЖ + история) по теме "Помни имя свое", посвященное Дням воинской славы

Данный  урок  предназначен  для  обучающихся  10  класса, тема "Дни  воинской  славы"...

Интегрированный урок литературы и музыки "Я помню чудное мгновенье"

Расширение знаний по творчеству А.С. Пушкина и М.И.  Глинки....

Интегрированный урок. Италия-Россия. Чтобы помнить! В рамках школьного проекта "The Italian Influence on the Art and Architecture of Saint-Petersburg "

Урок проводился для учащихся 10-11 классов Италии и России в ГБОУ СОШ № 422 Кронштадтского района С-Пб. в 2017 году...